Ментальная карта в детском саду. Ментальная карта как способ визуализации мышления

Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Изучая метод проектной деятельности, я столкнулось с методом планирования «ментальная карта» Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду. В дошкольном образовании составление ментальных карт легко войдёт в систему планирования работы с педагогами, детьми и родителями.

Для начала, что такое ментальные карты.

Ментальные карты (майндмэппинг, интеллект-карта) - это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.

Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Мы привыкли записывать свои мысли линейно, но у такого способа есть существенные недостатки:

Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти.

В записанном конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

Время при записи расходуется очень неэффективно. Мы сначала записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Тони Бьюзен предлагает перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Законы интеллект-карт Тони Бьюзена разделяются на законы содержания и оформления, а так же законы структуры.

1. Использование эмфазы (Умение выделять значимое, делать акцент на чем-либо).

Использование центрального образа. Графический образ привлекает сразу на нескольких уровнях восприятия. Он бросается в глаза, притягивает внимание.

Если какое-либо слово имеет центральное значение для вашей ментальной карты, его можно преобразовать в образ, используя при этом преимущества объемного изображения, палитры цветов и привлекательной формы.

Использование графических образов при любом удобном случае обеспечивает все преимущества, описанные выше. Плюс ко всему, используя образы, т. е. свои рисунки, вы обретете новый взгляд на вещи и желание совершенствовать свое умение изображать реальные объекты.

Использование в центральном образе трёх и более цветов. Цвета стимулируют память и творческий порыв. Цвета добавляют жизни вашим рисункам и делают их более привлекательными.

Придание изображению объема, а также использование выпуклых буквы. Объемное изображение заставляет объекты выглядеть выпукло, а все, что выглядит выпуклым, лучше воспринимается и запоминается.

Варьирование размера букв, толщины линий и масштаба графики. Варьирование размеров наносимых на ментальную карту объектов, слов или образов указывает на их относительную значимость, кроме того, объект крупного размера бросается в глаза и легче запоминается.

Оптимальное размещение элементов улучшает восприятие интеллект-карты в целом, делает её открытой для дополнений и улучшает ее эстетические качества.

Соответствие расстояния между элементами. Оставление пустого пространства вокруг элементов интеллект-карты придает ей вид упорядоченной и законченной структуры.

2. Ассоциируйте. Умение использовать ассоциации представляет собой один из важнейших факторов в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Ассоциации – это инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает реальный мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом.

Использование стрелок. Глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами интеллект-карты. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение – задавать направление мыслям.

Используйте цвета. Подбор удачных цветов для кодирования при составлении ментальной карты обеспечит вам скорейший доступ к информации, позволит лучше запоминать информацию и будет способствовать увеличению числа и диапазона ваших творческих идей. Цветные коды и символы могут применяться как в индивидуальной работе с ментальными картами, так и групповой работе.

Использование кодирования информации. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. п., или же они могут принимать гораздо более сложную форму.

Коды также позволяют вам экономить массу времени. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать её, чтобы обозначать часто упоминаемых вами людей, явления, процессы и т. п.

3. Ясность в выражении мыслей. Неясное выражение мысли затрудняет ее восприятие. Если вы ведете записи своим обычным беглым почерком, это скорее помеха, тому, чтобы ваши мысли стали понятными и для вас, и для других людей.

Использование принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Каждое отдельно взятое слово способно породить тысячи ассоциаций. Помечая линию одним словом, вы обеспечиваете себе ассоциативную свободу.

Использование печатных букв. Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность вашему мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Время, которое тратится на написание печатных букв, компенсирует более стремительное формирование ассоциаций и скорейшее вспоминание. Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости.

Размещение ключевых слов над соответствующими линиями. С помощью ветвей ментальная карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легко запоминаемой. Ветви также стимулируют поиск новых ассоциаций и, в процессе этого, дальнейшее развитие карты.

Соответствие длины линии длине соответствующего ключевого слова. Это позволяет размещать слова теснее друг к другу, тем самым способствуя скорейшей ассоциации. Кроме того, сэкономленное пространство позволяет включить в ментальную карту большее количество информации.

Соединение линии с другими линиями и центральным образом. Соединяя линии в своей карте, вы обеспечиваете связность своих мыслей. Линии можно видоизменять в стрелки, кривые, петли, окружности, овалы, треугольники, многоугольники – превращать их в фигуры любой формы, пришедшейся по вкусу.

Требования к главным линиям. Жирные линии автоматически сигнализируют о важности связанных с ними идей и понятий. Если вы используете преимущества ментальной карты для нужд какого-либо исследования, в процессе создания карты вы можете столкнуться с тем, что периферийные идеи оказываются более значимыми, нежели те, что изначально занимали центральное место. В таких случаях ничто не мешает вам делать соответствующие линии жирными. Слегка извилистые, плавные, проведенные от руки линии более отвечают духу и целям ментальной карты, нежели начерченные с помощью линейки.

Отграничение блоков важной информации. Когда блок информации окаймлен замкнутой линией, это наделяет его границей, имеющей свою неповторимую форму.

Ясность рисунков . Ясная, понятная для читающего ментальная карта всегда более элегантна и эстетична.

Положение листа бумаги при создании ментальной карты. Горизонтальное (ландшафтное) расположение бумаги предоставляет вам больше свободы и пространства для создания карты, нежели при вертикальном (портретном) расположении листа бумаги.

Предпочтения к размещению слов. Горизонтальное расположение слов обеспечивает вашему мозгу скорейший доступ к информации, содержащейся в интеллект-карте, и это следует отнести как к углу, под которым наносятся линии, так и к написанию слов. Если вы будете проводить преимущественно горизонтальные линии, вашу карту будет гораздо легче прочесть. При проведении линий старайтесь, чтобы максимальный угол их отклонения от горизонтали не превышал 45°.

4. Собственный стиль. Для того чтобы выработать свой уникальный стиль, необходимо придерживаться правила «1+». Это значит, что каждая созданная вами интеллект-карта должна быть чуть более нарядной, чуть более объемной, содержать чуть более игры воображения, быть чуть более ассоциативно-логичной и чуть более красивой, чем предыдущая.

Законы структуры содержат в себе:

Соблюдение иерархии мыслей. Использование иерархий и категорий в форме базовых порядковых идей увеличивает потенциал создаваемых вами интеллект-карт.

Использование номерных последовательностей в изложении мыслей. Если вы создаете ментальную карту, работая над какой-то конкретной интеллектуальной задачей, например, подготовка плана работы, статьи или отчета по проекту, вы, скорее всего, пожелаете изложить свои мысли и донести их до слушателей в определенном порядке.

Чтобы этого добиться, достаточно пометить соответствующими порядковыми номерами ветви карты. Вместо номеров можно использовать буквы алфавита.

Ментальные карты в образовательной деятельности. Областей применения карт памяти великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, мозговых штурмов и т.д. Ключевые преимущества - простота, быстрота, наглядность представления.

Использование ментальных карт в работе педагогов нашего детского сада происходит в нескольких направлениях: в работе с детьми и в работе с родителями.

При планировании различных видов проектов воспитатель вместе с детьми (старший дошкольный возраст) рисуют или скорее разрабатывают и создают ментальную карту: в работе используются такие виды детской деятельности как рисование, аппликация (объёмная, из природных материалов), плоскостная лепка. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребёнка более активным участником образовательного процесса и приобретается навык субъектного мышления.

Размер ментальной карты увеличивается до листа А3 или ещё больше. Готовая ментальная карта занимает своё почётное место на стене группы, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации своего рабочего места.

Создание ментальной карты будет интересно и при комплексно - тематическом планировании в соответствии с лексической темой, т.к. наш детский сад компенсирующего вида это взято за основу планирования образовательной деятельности педагогов.

Ментальная карта может создаваться воспитателем самостоятельно или вместе с детьми. Например, тема недели – овощи. В центре карты рисуется корзина с овощами. От неё отходят пять ветвей по дням недели каждая, из которой имеет ветви обозначающие вид деятельности, а те в свою очередь подразделяются на веточки обозначающие материалы необходимые для организации данного вида деятельности.

Приобретённые знания обучающихся при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала становиться значительно выше, кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса.

Интеллект-карт для родителей всего образовательного учреждения создаётся на основании годового плана по работе с родителями. На ней изображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. В них входят: праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т.д. Эта карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых они хотели бы принять участие. На ветвях с мероприятиями есть веточки, которые показывают необходимые для мероприятия материалы. Например, консультация – блокнот с ручкой, мастер – класс по изготовлению костюмов для спектакля – ткань, бусинки, иголка с ниткой и т.д.

Для родителей каждой возрастной группы сделаны ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали своё участие в них.

По проведённым мероприятиям делается фотоотчёт. Самое интересное фото прикрепляется на ментальную карту (оставленное для этого место). Полная реализация мероприятий отображённых на карте является в свою очередь творческим отчётом о проделанной работе.

Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада стала более открытой, интересной и доступной для родителей.

Список литературы:

1. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление: ООО «Попурри», 2003

Елена Татаурова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка»

Нижнетуринского городского округа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОУ

МАСТЕР-КЛАСС

Разработала: воспитатель Е. А. Татаурова

Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Использование интеллект-карт в ДОУ», буклеты, готовые интеллект-карты по временам года, для детей среднего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект-карт с моими детками.

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

Мастер-класс

Общие требования к составлению любой интеллект – кар ты.

Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

Лист располагается горизонтально.

Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной те мы:

1 вариант:

Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.

Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря Обогащать словарный запас ребенка - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.

Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 вариантов использования Вы помните, в каком виде нам задавали изучать информацию в школе? Книги с листами сплошного текста, логические списки и пошаговые алгоритмы действий должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать. Длинные простыни текста никак не хотели умещаться в голове. Все буквы, слова и абзацы сливались воедино, и взгляду не было за что зацепиться. Хотя линейная запись информации в виде сплошного текста с логичной разметкой и замечательно подходит для написания литературы и составления всякого рода списков, это не самый лучший инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления. И вот тут нам и нашим детям помогут ментальные карты. Ментальные карты – это чудесный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии. Вот 5 интересных вариантов использования ментальных карт, которые подойдут для детей: 1. Упростить учебу Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить. 2. Ставить цели и планировать неделю Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту. Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой. 3. Планировать проекты и управлять ими Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты. 4. Работа с воспоминаниями После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями. Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами. 5. Для самых маленьких Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений –не самая удачная идея. Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка с ментальными картами, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории. Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему. Ольга Кошелева

Картами ума (интеллект картами) или Mind Maps называют метод графического представления мыслей, событий, идей и т.п. Считается, что словесное письменное описание способствует лишь засорению мозга лишней информацией и что более привычно для него именно визуальное воплощение причинно-следственных, ассоциативных и других связей. Чтобы лучше понять данную идею, просто представьте себе какой-нибудь предмет (например, тетрадь, яблоко, часы и т.п.) и ассоциации, которые он у Вас вызывает. Скорее всего, если бы Вам было дано такое задание с последующим опросом через некое время, то Вы бы написали список слов-ассоциаций. Однако, действия мозга никак не напоминают такой список - ведь в голое его нет! И если попробовать зарисовать свою мозговую деятельность схематично, то, вместо какого-либо перечня, получится именно карта, состоящая из пунктов, (кружков или квадратиков, у кого как), соединённых между собой линиями-связями.

Где используются карты ума?
Карты ума можно использовать практически в любой сфере жизни:
1. В обучении - для ведения конспектов, создания презентаций, подготовки выступлений, написания курсовых и дипломов и т.п.
2. В профессиональной деятельности - на аттестации, составлении планов, ведении переговоров, собраний и т.п.
3. В любой личной деятельности, касающейся планирования - для самоорганизации, составлении списков, проектов, принятия решений и т.п.

В данной игре представлены 4 карты ума : по социально-коммуникативному, познавательному, художественному развитию. В середине основная картинка от которой отходят стрелки: красная - то, что не подходит в ней, зеленая - то, что подходит, синие - то, что относится к ней или является ее частью.


Виктория Прокопович

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде подталкивают воспитателей к насыщению развивающей среды ДОУ макетами, схемами, алгоритмами действий. Одним из инновационных и эффективных методов познавательного развития и развития речи ребёнка является использование интеллектуальных карт .

Интеллект-карта (или «карта ума» ) представляет собой информацию, изображаемую в графическом виде на большом листе ватмана. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные , ассоциативные и т. д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.

Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.

При составлении данного дидактического пособия используется весь интеллектуальный и творческий потенциал. Совместно с детьми мы изготовили интеллект-карту на тему «Осень » .

Цель : систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях , развитие связной речи.

Задачи по познавательному развитию :

1. Расширять, обобщать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (осень ) .

2. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Задачи по развитию речи :

1. Учить детей рассуждать, последовательно излагать свои мысли, комментировать, сопровождать свои действия речью.

2. Формировать умение отвечать на вопросы распространенно.

3. Развивать связную речь.

Мы выделили путем рассуждений основные разделы, которые потом перенесли на лист :

1. Осень в лесу (грибы и животные) .

3. Огород.

4. Человек осенью .

5. Перелетные птицы.

Такие признаки, как разноцветные листочки, дождь, ветер, пасмурное небо, и осенние месяцы мы присоединили к слову «Осень » , нашей центральной теме в центре листа

Не судите строго - это наш первый опыт работы по данному методу.






Публикации по теме:

Вдетском саду нам некогда скучать. Весь день у нас расписан наперед, нам даже иногда не хватает времени переделать все запланированное,.

Актуальность: Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС подталкивают нас к насыщению развивающей.

Цель: Развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность.

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской.

Для современного этапа системы образования характерно использование новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного.

Первую осень в нашем детском саду, мне хотелось бы начать со строк Алексея Плещеева Осень наступила, Высохли цветы И глядят уныло Голые.