Игру и реализовав новые фантазии. Картотека игр по развитию воображения и художественно-творческих способностей

Картотека игр по развитию творческого воображения

«Цепочка слов».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, путем вызова звуков и образов, ассоциаций и воспоминаний, представлений и мечт.

Ход игры:
Детям предлагается составить длинный поезд из слов – каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой, то есть каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Пример:
Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик - зима).
Дети: Снежная, холодная (ставят два вагончика).
Воспитатель: А что бывает еще холодным?
Дети: Мороженное, лед, снег, ветер (на каждое слово ставится вагончик).
Воспитатель: (отталкиваясь от последнего слова) А ветер какой?
Дети: Северный, сильный…
Воспитатель: А кто еще может быть сильным? И т.д. пока детям не надоест или не закончатся вагончики.
Вариант игры:
Вагончики могут быть разного цвета. Каждый ряд столов или подгруппа детей имеет свой цвет. Во время ответов детей помощник воспитателя или более старший ребенок ставит вагончик определенного цвета. В конце игры подсчитывают, какая подгруппа или ряд набрали больше вагончиков (у кого поезд длиннее), те и выиграли.


«Бином фантазии».

Цель игры:
Активизировать воображение, стремясь установить между двумя, чуждыми друг другу, словами родство, создать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать. В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно.

Ход игры:
На столах лежат карточки (рисунком вниз). В каждой стопке разные картинки: одежда, животные, мебель и т.д.
Вызванные двое детей берут из стопочки по одной карточке и показывают детям. Воспитатель предлагает соединить слова, обозначающее нарисованное на картинке.
Самый простой способ их соединить – это прибегнуть к предлогам. Чтобы было наглядно. Можно манипулировать карточками.

Пример:
Дети вытащили карточки «пес», «шкаф». Карточка «пес» располагается в середине, а карточка «шкаф» то сверху, то внизу, то справа, то слева и т.д.Дети называют расположение карточек, могут придумать и свои сочетания слов: «шкаф пса», «пес в шкафу» и т.д.
Каждое из этих словосочетаний может служить основой для рассказа или ситуации, придуманной детьми.
Можно использовать оператор РВС – увеличим пса до колоссальных размеров: он будет охранять шкаф, нося его в зубах. Или у пса на шее вместо медалей висят шкафы.
Шкаф огромный – пес сидит в замочной скважине, никого не пускает в шкаф и т.д.
Дети могут составить свой рассказ или выбрать любое сочетание слов. Можно предложить нарисовать иллюстрации к рассказу. По ходу рисования рассказ обрастает новыми подробностями.
Можно использовать коллективный способ обучения – двое или несколько детей составляют один рассказ, иллюстрируют его, затем один из детей рассказывает его остальным детям.


«Полиномы фантазии».

Цель игры:
Развитие фантазии, творческого воображения. В отличие от «Бинома фантазии» в этой игре «отстранения» слов доводится до крайности.

Ход игры:
I вариант:
У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задает вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь, исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Несправившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же. Вопросы:
Кто (что) изображён? (изображено?)
Где находится?
Из чего состоит?
Что делает?
Что говорит? (Что отвечает?)
Эти же вопросы можно отнести к прошлому и будущему (предполагаемому) состоянию рассматриваемого предмета (объекта).
В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.
II вариант:
Дети загадывают любое слово из трех букв. Можно использовать опять карточки с предметами. Делим это слово на звуки и придумываем слова, только на этот звук. Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой, или обозначаются символом, или выставляется картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ним составляется предложение. Это предложение может быть опорным для сочинения рассказа (составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом).
Когда дети усвоят эту игру её можно усложнить: для первого звука подбирают слова, обозначающие предмет (существительное); для второго звука – слова, обозначающие свойства или состояния предметов (прилагательное или образованное от него наречие), при этом детям говорим «какой?», «как?»; для третьего звука – слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?» (глаголы).
Этот вариант игры лучше проводить в подготовительных группах или в логопедических группах, когда дети знакомятся со звуковым анализом слов.

Пример:
Дети придумали слово «Дом».

Дым

Ослик

Мыло

Диван

Оса

Мяч

Душ

Окно

Маска

Дырка

Огонь

Магазин

Дорога

Огромный

Моет

Дым

Очаровательный

Мяукает

Дерево

Открытый

Мечтает

Дача

Обманутый

Мучается

Диван

Осторожно

Мигает

Дети составляют предложения или из слов по заданию, или произвольно по желанию детей, например – 1,3,2: «дорога», «открытый», «мяукает». Далее придумывается предложение с этими словами, например: «На открытой дороге во время дождя мяукает котенок». Или, например, для сочетания 5- 5- 5 («диван», «осторожно», «мигает») придумать фантастический рассказ, оттолкнувшись от этого сочетания.


«Произвольный префикс».

Цель игры:
Развитие воображения, одним из способов словотворчества – деформирование слова за счет ввода в действие префикса- предлога.

Ход игры:
На одном из векторов (осей) морфологической таблицы расположите предлоги: не, зам, мини, макси…, на другом слова предложенные детьми, обозначающие предметы. Из сочетания, полученного соединением предлога и слова, сочиняется предложение и далее рассказ.

Пример:

слова

не

зам

мини

макси

нож

ненож

замнож

мининож

максинож

кот

некот

замкот

миникот

максикот

бегемот

небегемот

замбегемот

минибегемот

максибегемот

одеяло

неодеяло

замодеяло

миниодеяло

максиодеяло

Рассмотрим на примере: нож – ненож. Если рассмотреть функцию ножа – разделять, разрезать, значить ненож может добиться того же результата, но как-то иначе, например, колет, прожигает. Как пользоваться таким «ножом»? Для чего мы будем его использовать? И т.д.….
Можно придумать целую страну, используя отрицательные предлоги. Например: «замкот» - заместитель кота- это кто? Что он делает? Какой он?
«минибегемот» - как будет жить такой «бегемотик»? в реке? А что для него будет «рекой»? А что он будет есть? «Максиодеяло»- это одеяло, укрывающее всех – что выполняет эту функцию? Вода в море, укрывающая все морские растения, снег - зимой, атмосфера - земной шар…
Можно в эту игру играть и на математике, прибавляя к произвольно взятым словам числительные: для коровы – «трёхкорова», это какая корова? Сколько у неё голов, ног, хвостов? Для чего ей нужны три хвоста?..
Неплохо повторить с детьми деление целого на части, добавляя к словам: полу -, четверть -,треть -…Например, ложка – полуложка: это может быть полложки,а как ею пользоваться? Можно рассмотреть по функциям – содержит ложка еду только до половины, как быть? Или что–то может содержать, а что–то нет, почему? Для чего?...

«Творческая ошибка».

Цель игры:
Учить детей фантазировать, с помощью орфографических ошибок.

Ход игры:
У каждого ребенка есть слова, которые он в детстве (особенно раннем) произносил неправильно, иногда он их помнит, так как родители часто их вспоминают, как забавные. Предложить детям вспомнить их и подумать, что они могли означать в таком произношении?

Пример:
«каклетка» - прыгающая котлетка, «лесапед» - велосипед, состоящий из веток; велосипед, который ездит только по лесу или только по деревьям…
Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую: собака – «бобака», уже фантастическое животное, но характер собачий или совершенно другой?
Мыло – «дыло»,это такое мыло, которое моет все до дыр или дышащее мыло, им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше….


«Фантастические гипотезы».

Цель игры:
Развитие фантазии, творческого воображения.

Ход игры:
Детям задаются вопросы: «Что было бы, если…?»Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Предложите детям поразмышлять: «Что было бы, если бы…?»дальше называется любой предмет и любое действие.
Можно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а желающие на них отвечают, придумывая свою историю.

Пример вопросов:
«Что было бы если внезапно исчезло солнце?»
«Что было бы, если бы исчезли все взрослые?»
«Что было бы, если бы к нам пришел крокодил? Слон?»


«Оживление предметов».

Цель игры:
Учить детей сочинять истории, рассказывая сказки или рассказы о тех предметах, которыми они учатся манипулировать.

Ход игры:
Можно играть с самыми маленькими детьми, но тогда сочинять придется самим, а вот с более старшими можно сочинять истории, только натолкнув их на объект оживления, или оттолкнуться от их наблюдения.
Необходимо подключать старших детей к рассказыванию сказок малышам.

Пример:
I вариант:
Рассмотрим на примере кормления детей.
Воспитатель рассказывает и показывает: «Жила- была ложка. Она была маленькая, не знала куда и как нести еду и все время попадала не туда, куда нужно. Вот пошла она за кашей для Тани (черпает кашу из Ваниной тарелки). Правильно ложка берет кашу? (дети исправляют). А у вас ложки умные? Как они достают кашу? Из ваших тарелок? Ой, у Пети ложка пошла гулять и не попала в рот Заблудилась? Пусть ваши ложки покажут Петиной, куда надо нести кашу».
Аналогично можно сочинить сказку про пуговицу, которая не знала, как попасть в свой домик, лезла в карман, под воротник.
С более старшими детьми можно оживлять любой предмет и предложить придумать сказку, рассказ.
Главная задача воспитателя в том, чтобы вовремя увидеть, на чем в данный момент сосредоточены интересы ребенка.
II вариант:
Можно назвать «Путешествие по собственному дому (группе)».
Как уложить малышей спать? Расскажите им сказку про кровать: «Жила была кровать, которая не давала мальчику спать, скакала под потолок, выбегала на площадку и падала с лестницы. Бывают кровати с моторами, они ездят в дальние края охотиться за крокодилами. Бывает говорящая кровать, которая рассказывает разные истории…»
Ребенок плохо сидит на стуле постоянно раскачивается. Расскажите ему рассказ про стул, который перебирая 4 ножками, бегал за трамваем. Он опаздывал и очень спешил. Вдруг одна ножка отвалилась и стул потерял равновесие. К счастью, один прохожий вовремя подхватил отвалившуюся ножку и приставил её. «Кто же тебе сломал ножку?» - спросил он. «Хозяин» - опустив спинку, ответил стул.
Можно придумывать интересные истории, составляя бином – оживший предмет + игрушка.
Главное в игре – предоставить ребенку придумывать историю самому, вовремя подключиться к игре, дать ей новое направление или сюжет. Но главное – желание ребенка творить.


«Создание лимерика».

Цель игры:
Развитие творческого мышления, воображения посредством создания лимерика (английский вариант организованной нелепицы).

Ход игры:
Детям объясняем технику создания стихотворения, но говорим, что оно должно быть немного сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строчка: выбор героя.
Вторая строчка: характеристика героя или его действие.
Третья строчка: реализация действий (как герой это сделал).
Четвертая строчка: выбор конечного эпитета или свое отношение к герою

Пример:
Вот стихи, сочиненные детьми:

«Красно – синий медвежонок
По небу летал,
Лапами, как крыльями махал,
Птичек всех перепугал»
(Вася Новоселов)

«Однажды серый добрый ежик
Иголки детям все раздал.
А чтоб от лисы спрятаться,
Иголки на спине нарисовал»
(Катя Коробкина)

«Снеговик пришел к нам в группу,
Сел за стол, поел посуду.
Потом съел наш весь обед
И растаял под конец»
(Старшая группа – все вместе)


«Лжезагадки».

Цель игры:
Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, творческое воображение.

Ход игры:
Предложить детям загадки, ответ которых содержится в самом стихе, но внимание отводится в сторону.
Само собой разумеется, что если загадывать детям 2-3 подобные лжезагадки, то на следующих они легко в ловушку не попадутся, ответ дают очень быстро. Но удовольствие получают огромное. Загадывают их потом товарищам, повторяют многократно и сами же смеются и наслаждаются замешательством отгадывающего.

Пример:
«Стоит дом, одна крыша пологая, другая с сильным скатом. В середине крыши гнездо. Оно дырявое. В гнездо петух снес яйцо. В какую сторону упадет яйцо?»
«Летит стая молотков в теплые края. Что они будут делать, когда прилетят?»
«Стоит «это». Идет мимо «этого» старуха, говорит: «Баба-Яга». Идет солдат, посмотрел на «это» и говорит: «Генерал». Идет девушка, посмотрела и говорит: «Василиса-Прекрасная». Что это?»(Зеркало).


«Стеклянный человечек».

Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии.

Ход игры:
Из характерных особенностей знакомого или придуманного персонажа можно логически вывести и его приключения. Героем рассказа или сказки можно предложить сделать человечка из какого - либо материала.(Например, стеклянного человечка) Он должен будет действовать, двигаться, заводить друзей, подвергаться всякого рода случайностям, быть причиной событий и т. д…
Используйте прием – «эмпатию» - предложите детям поставить себя на место этих человечков.(страна, где все из стекла) Здесь можно провести анализ материала.(стекло хрупкое, прозрачное, но оно может быть цветным, может мыться…)

Пример:
А теперь представьте себе жизнь в этом стеклянном городе. Так как все прозрачное – жизнь на виду у людей, можно не разговаривать, все мысли видны, так как голова прозрачная. А одежда? Цветная? А чем питаться?
Дети, знакомые с тризовскими приемами, сразу ответят: жидким стеклом, стеклянным порошком, мелкораздробленным стеклом.
А транспорт из чего? Ведь необходимо предохранить человечков от острых углов, от толчков. А животные тоже из стекла? Растения?
Все это можно обыграть, обговорить, зарисовать, стараясь сделать жизнь этих человечков как можно комфортабельнее.
Можно обыграть человечков из бумаги, которые живут в бумажном городе. Человечков из льда, снега, дыма, пластилина.

«Салат из сказок».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, путем соединения знакомых персонажей из разных сказок в одну и придумывания своей – новой сказки.

Ход игры:
Интересно сочинять сказку, используя морфологическую таблицу, где по вертикальной оси перечисляются названия сказок, а по горизонтальной оси – их герои. Выбор героев может быть произвольным. Дети могут выбрать сразу всех героев, место действия, а далее соединяют все в один сюжет.
Другой вариант: дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке.

Красная шапочка

Красная шапочка

Волк

Бабушка

Дровосек

Корзинка

Ружье

Лес

Мальчик – с - пальчик

Мальчик – с - пальчик

Людоед

Отец

Дети людоеда

Крошки

Спали

Лес

Дюймовочка

Фея

Жук

Жаба

Сын жабы

Ласточка

Мышь

Нора

Колосок

Петух

Круть

Верть

Мельница

Серп

Пироги

Колос

Репка

Дед

Баба

Внучка

Жучка

Мышь

Репка

Огород

Колобок

Колобок

Дед

Заяц

Медведь

Волк

Лиса

Пенек

В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации книг, рисунки героев сказок (уже готовые), рисунки детей. Располагать их удобно на наборном полотне или на фланелеграфе. Можно предложить ребятам нарисовать рисунок, изобразив выбранных героев, добавив по желанию каждый своего любимого героя, а потом по рисунку рассказать товарищам свою сказку.


«Разновидность фантастического бинома».

Цель игры:
Активизировать воображение, развитие способности детей реагировать на новый элемент по отношению к определенному ряду неожиданных факторов, учить использовать такое слово в известном сюжете, заставляя привычные слова реагировать на новый контекст.

Ход игры:
Предложите детям несколько (5- 6) картинок с изображением героев какой – либо сказки. Карточки можно заменить игрушками по сказке, настольным театром, опорными сигналами.
Определив из какой сказки герои, дети начинают рассказывать сказку (по одному или по очереди). И «вдруг» среди карточек (игрушек, театра, сигналов) появляется новая, изображение которой не имеет никакого отношения к этой сказке.
I вариант:
Сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу или в самом конце Вы вводите новый персонаж.
II вариант:
Сразу с набором карточек вводите тут же незнакомый и неучаствующий в реальной сказке объект.

Пример:
Ребенок выбрал 5 карточек: девочка, волк, бабушка, лес, цветы + вертолет


«Сказка -наизнанку».

Цель игры:
Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот».

Ход игры:
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложить подумать и расс4казать как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным:
1.Злая Волшебница заколдовала героев…
2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел…
3.Герой проглотил волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, сказал однажды плохое слово…
Все эти варианты предложены детьми, предложите детям придумать свои версии и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.
С помощью принципа «выворачивания наизнанку» можно найти исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении.

«Перевирание сказки».

Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, внимания.

Ход игры:
Наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить в как – бы пародию – появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть, увидеть то, чего нет в реальной сказке.
Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Пример:
Воспитатель: «Жила – была девочка, звали её Желтая шапочка…»
Дети: «Не Желтая, а Красная!»
Воспитатель: «Ах, да, Красная! Так позвал её папа и сказал…»
Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»
Воспитатель: «Правильно! Позвала её мама и говорит, сходи - ка к тете..»
И так далее…
I вариант:
После того, как дети вас исправили, продолжайте рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняете её, но линию настоящей сказки ведете до конца.
II вариант:
Изменяя сказку в самом начале, ведете её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новых персонажей.

«Сказка в заданном ключе».

Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания сказки в определенном ключе.

Ход игры:
Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом направлении, месте действия.

Пример:
Жили - были старик со старухой у синего моря…в наши дни. Что будет просить старуха? Красная Шапочка живет сейчас…
Это мы изменили время действия. Можно использовать оператор РВС (размер- время- стоимость)- растянуть время до бесконечности, или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки.
Можно поменять место действия:
Колобок живет на 10-м этаже с лифтом…
Теремок стоит на высокой- высокой горе или в море….
Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море…
Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно неожиданно и для вас и для самих детей.
Можно предложить детям проиллюстрировать сказку: каждый самый интересный момент на его взгляд, получится иллюстрированная книга.

«Что было потом».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания продолжения сказки.
Ход игры:
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?»…
Если поработать по системному оператору, то продолжение сказки можно вести и в надсистеме, в системе, в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы изменяем и продолжаем всю надсистему сказки.
Пример:
Залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждают поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.
Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который решил научиться волшебству у Феи и ушел к ней в ученики.
А что стало с туфелькой Золушки после её замужества? Золушка отдала её маленькому волшебнику и тот выручал много девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 2 часов туфли всегда возвращались к золушке.

«Фантастический анализ».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством фантастического анализа сказочных персонажей.
Ход игры:
Если рассматривать в системе любой сказочный персонаж, можно увидеть, что подсистемные признаки у него в разных сказках одинаковые: у Бабы- Яги это всегда метла, ступа, черный кот и т.д. Детям можно сказать, что каждый персонаж имеет свои орудия волшебства, без которых их трудно представить.
Баба- Яга одна, а источников вдохновения и волшебства много – произведите фантастическое вычитание в подсистеме – поменяется сюжет сказки, поведение героя.
Пример:
Дед Мороз, подсистемные признаки: борода, посох, мешок с подарками, шуба, валенки…..
Варианты, придуманные детьми:
- Дед Мороз без шубы, это в Африке. Африканские дети встречают Новый год, к ним пришел Дед Мороз. (Как он называется в Африке?). Принес подарки и среди них мороженое. (Как сохранить и донести, ведь мороженого надо много, на всех детей.)
Решение проблемы Дед Мороза, потерявшего посох, младшими детьми:
- Компьютер! Волшебная палочка. Дед Мороз сделает посох из дерева, дунет на него, он покроется инеем и станет волшебным. Потерявшийся посох найдут дети и будут творить чудеса вместо Деда Мороза. Детям захочется иметь каждому свой посох, они разделят его на много маленьких «посошков», получатся волшебные палочки. Когда дети наиграются, праздник кончится, они отдадут «посошки» Дед Морозу, а он сделает из них себе посох, а может быть, оставит их детям- пусть всегда у них будет праздник.
Сколько детей, столько может быть вариантов.
В этой игре можно также предложить детям зарисовать все изменения, каждый свой вариант, потом рассказать по картинке товарищам. Собрав все рисунки вместе, можно выпустить «книжку» в которой будут все новые сказки, придуманные детьми.

«Карты Проппа».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством карт Проппа.
Ход игры:
Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфологические сказки» и в своем исследовательском труде «Трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в одной и той же последовательности.
Согласно системе Проппа, этих функций тридцать одна, но разумеется не во всех сказках наличествует все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перекосы, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.
Сказка начинается с первой функции, с седьмой, или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски. Главных функций двадцать.
Так как дети – дошкольники часто не умеют читать, предлагаем символическое изображение каждой карточки, придуманной детьми.
Предложите своим детям – они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.
Детям раздаются «карты», лучше они сидят за одним столом или разделены на подгруппы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбирается герой, о котором будут сочинять сказку.
В первые дни игры лучше карты держать по порядку (можно пронумеровать – цифры старшие дети знают хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.
Но ребята любят перемешивать карты и придумывать свои правила: например, строить рассказ на вытащенных наугад одной или двух картах. Или начать сочинять с конца.
Преимущество «карт Проппа» очевидны: каждая из них – целый срез сказочного мира и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка.


Лжезагадки – Лжезадачи.
1.Кто быстрее плавает: утёнок или цыпленок?
2.Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
3.Летели над морем два голубя. Устали, опустились на воду отдохнуть, а потом полетели дальше. Сколько времени понадобилось голубям на отдых?
4.На одном берегу - утята, на другом – цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
5.Над лесом летело три рыбки. Две приземлили. Сколько улетело?
6.Катиться по столу колесо разноцветное: один угол у него красный; другой – зеленый; третий – желтый. Когда колесо докатиться до конца стола, какой цвет мы увидим?
7.По морю плыл большой красивый паровоз. На палубе было много людей, звучала музыка. Всем было хорошо. Как звали капитана?
8.Летели два крокодила – один – красный, другой – синий. Кто быстрее долетит?
9.Сколько весит килограмм асфальта, если открутить верхнюю гайку от левого крыла самолета?

10.У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
11. Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек – маленькие зелененькие. Кто больше соберет шишек?
12. На полке стоят детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом ещё одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает?
13. Что едят крокодилы на Северном Полюсе?
14. От папы пришла телеграмма: «Встречайте, еду автобусом в пять». В каком вагоне летел папа?
15.Час пик. Переполненный автобус. Все пассажиры торопятся. Что Вы сделаете, если автобус сойдет с рельс?
16.Мама уронила поднос, на котором стояли две чашки с цветочками, две в горошек, две с ягодками. Сколько стало чашек?
17.Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить? (Звери зимой спят, звери не едят из приборов).
18. На Машином платьице было нарисовано три яблока, две вишенки. Одну вишню и два яблока съели, сколько осталось?
19. Кукла Света съела три порции мороженого, потом ещё две. Врача надо будет вызывать?
20.Собака Жучка сказала, что видела сегодня на горке Сашу, Петю и Катю. Сколько детей видела на горке собачка?
21.Сколько на празднике будет поросят, если на день рождения к поросенку пришли два гуся, утка и свинья?
22.Стоит маяк. Мимо ночью в тумане проплывает корабль. А маяк то потухнет, то погаснет. Увидят ли на корабле свет маяка?
23.Встретились два быка и заспорили: кто больше даст молока? Чтобы их рассудить, во что молоко разлить?
24.Что является второй подушкой для щеки?
25. Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько варится минут одно яйцо7
26. На одной ноге гусь весит 5 килограмм. Сколько весит гусь, стоящий на двух ногах?
27.От чего крокодил зеленый? (От носа до хвоста).
28.Шел солдат зимой лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
29.У папы и мамы две дочки, а Юра родился первым. Сколько детей у папы и мамы?
30.На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?
31.На столе стоят 5 стаканов ягод. Вова съел один стакан ягод и поставил на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
32.По двору гуляли петух и курица. У петуха 2 ноги, а у курицы – 4. Сколько ног вместе?
33.На трех ветках сидело по одной табуретке. Сколько всего табуреток сидело на ветках?
34.Сколько меду соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
35.У собачки Микки родились котята – 3 беленьких и 1 – черненький. Сколько котят всего родилось?
36.Сколько грибов можно вырасти из семян ели?
37.Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
38.Сколько весит килограмм жаренных гвоздей, если из 2 килограммов яблок только 20 граммов свежих?
39.2 мальчика и 2 девочки шли домой под одним зонтом. Почему они не промокли? (не было дождя).

40.Чем больше Вы меня берете, тем больше я остаюсь? (Дырка)
41.На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и шотландская овчарка?
42.У 9-го мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. А зернышко было единственное. Сколько лет мальчику, у которого жила кошка?
43.Плывет по пустыне бегемот, он быстро движется вперед. Как много елок он везет?
44.Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?
45.Сидели 5 зайчишек на розовом суку. К ним 2 –е прилетели и крикнули: «ку – ку». Раз «ку - ку». Два «ку - ку». Сколько зайцев на суку.
46.На дереве сидели три тетерева. Охотник выстрелил в одного из них. Сколько птиц осталось на дереве?
47. Пошли две девочки в лес за грибами, а на встречу два мальчика. Сколько всего детей шли в лес?
48. Плывут два цыпленка, один лапками гребет, другой крылышками. Который раньше доберется до берега?
49. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?
50. Упали два горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
51.Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
52.У одного пациента болело 6 зубов. На приеме у врача ему вырвали 3 здоровых и 2 больных зуба. Сколько здоровых зубов осталось у пациента, если он падая в обморок, выбил врачу еще один здоровый зуб?
53.Вася Пташечкин обычно выбивает в день по 3 стекла стоимостью 300 рублей каждое. Сколько стекол может позволить себе выбить Вася, если папина зарплата 1200 рублей? Хватит ли папиной зарплаты на 4 обычных дня?
54.Из 500 эскимо, что прислал волшебник, 350 съел крокодил Гена. Сколько понадобилось Гене Чебурашек, чтобы справиться с эскимо, если один чебурашка съедает 10 порций?
55.Как угостить быстро и поровну трех пингвинов двумя страусиными яйцами?
56. Сколько яиц накопиться в гнезде кукушки за три дня, если в день она сносит по одному яйцу?
57.У прыжонка виляйка длиннее, чем у топтыжонка. У летужонка виляйка длиннее, чем у попрыжонка. Чей хвост длиннее?
58.Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?
59.Вареный рак красного цвета. Какой он будет, если его сварить?
60.У двух хваталок по пять тыкалок. Что это?
61.Кто громче замычит: петух или корова?
62. Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, каждая кошка имела по три котенка. Сколько ног было на мельнице?
63.Горело девять свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось?
64. в теплые края летели птицы: два журавля и две синицы. Сколько птиц летело в теплые края?
65.Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
66. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
67. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
68.Когда собака бывает в конуре без головы?
69. Как петух кукарекает? А в Англии?
70. Наталья Ивановна попросила Сашу нарисовать два синих треугольника и три кранных квадрата. Сколько кругов нарисовал Саша?
71.Один банан падает с елки каждые пять минут. Сколько их упадет за один час?
72. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол, пошел дождь. Как звали шофера? Какой номер был на машине? (шофера звали Толька, номер был мокрый).
73. Летели птицы: 2 впереди, 1 сзади, потом 1 впереди, 2 сзади. Потом 3 вместе. Сколько всего летело птиц?
74. Разделите 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый мог получить по яблоку и одно осталось в корзине.
75.На руке пять пальцев. На трех из них кольца. Сколько всего пальцев?
76. Сколько концов у пяти палок?
77. Какой цвет волос у Колобка?


Инна Тарханова
Мастер-класс для педагогов «Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов

Тема : «Игры , развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста »

Цель : познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества , способствующими совершенствованию связной речи».

Задачи :

Активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи при подготовке к обучению в школе;

Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества ;

Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

Расширить умение педагогов в реализации полученных знаний и умений для индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Важной составной частью этой работы являются : развитие образной речи , воспитание интереса к художественному слову , формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями.

Стремление к повышению качества подготовки к школе привело к созданию увлекательных для детей средств и форм обучения - игре (например : дидактические игры , конструкторы, игрушки - трансформеры, игры - занятия и др .)

Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества . К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми

Игра "увеличение - уменьшение".

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить. А третья команда уменьшает и увеличивает.

(Ответы взрослых) .

А вот как отвечали дети :

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование , предложите пофантазировать совместно , задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы педагогов 2 команды )

О чем думает мебель? (Ответы педагогов 3 команды )

Игра «Измени характер персонажа» .

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом : Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Педагоги приводят свои ответы) (грамзапись дети)

«Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать,чтобы он хотел подарить : "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.

«Обними невиданное животное»

Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Все выше указанные игры помогают :

- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ;

Обогатить словарный запас ;

Сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

«Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет »

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка , стимулируют развитие речи , творческие способности , фантазию . Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Пальчиковая гимнастика по трем принципам : «Слышу. Вижу. Делаю» .

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект - это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи - это два.

Заряд положительных эмоций - это три.

На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний - с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца - на работе сердца.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками, мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки . Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

«Апельсин»

Мы делили апельсин (кулачок - «апельсин» перед собой.)

Много нас (левая рука растопырена - это «мы» .)

А он один (взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят (отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа (отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра (отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура (встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой .)

Разозлился волк - беда

Разбегайтесь кто куда (руки прячем за спину.)

Чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз) .

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.

Работа рук способствует психическому успокоению;

Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

Способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)

Уважаемые коллеги, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!

Сюжетная игра. Игра-фантазирование

Автор: Светлова Наталья Николаевна,
Воспитатель в МБОУ "Золотухская основная общеобразовательная школа", п. Золотуха

Составляем рассказ (сказку, историю, происшествие) по картинке. Занятие для детей 5-7 лет

Цели: развивать творческие способности детей,обогащение эмоциональной жизни детей
Задачи: умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете игры; формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является играющим партнёром; самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для неё.
Вводная часть.
К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры.Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование.Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество,обогащает эмоциональную жизнь детей.В такой игре необходимоуметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Сюжетной игре не свойственно жёсткое следование плану. В этом проявляются её специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Общий сюжет складывается из предложений участников в процессе игры.
Более сложный способ построения игры - совместное сюжетосложение , протекающая в чисто словесном плане.Такие игры позволяют взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво стимулировать ихк комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.Наиболее удобными для таких занятий являются сюжеты волшебных сказок, имеющих общую сюжетную схему и последовательность событий:
1- обнаруживается желание иметь какой-то объект(или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается(или уходит сам) за ним;
2 - герой встречается с "дарителем" (обладателем)волшебного средства и для его получения проходит испытание (на доброту, смекалку, ловкость, находчивость и.п.) ;
3- герой получает от "дарителя" волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый объект;
4- герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);
5- герой побеждает противника и получает искомый объект;
6- герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Приведённая схема преобразования сказок нужна воспитателю, чтобы развёртывать игру-придумывание и изменить знакомый сюжет.
Ход занятия: импровизация - сотворчество. Продолжительность не более 10-15 минут
Воспитатель обращается к детям: Какую сказку больше всего любите?
Дети отвечают, например: "Волк и семеро козлят".
Выбираем героя на одной из предложенных картинок (Козу - символ этого года) и начинаем фантазировать. Дети поочерёдно вносят свои предложения,начинают развёртывать сюжет. И вот что в результате получилось.

Коза и семеро козлят в цирке

Жила-была коза.
- И звали её Дэлька.
- Почему Дэлька?
- Потому что она была очень стройная и её ещё называли Дэлька-Моделька.
- И было у этой Дэльки-Модельки семеро козлят.
- Они были такие хорошенькие! Сильные, ловкие, послушные дети.
- А звали их: Шустрик, Прыгунчик, Красавка, Зорька, Ромашка, Звёздочка и Малыш.
- Большая семейка у этой козы...
- Три мальчика...
- Да четыре девочки.

Старшие приглядывали за малышами.
- Козлята почти не ссорились, лишь иногда начинали бодаться рожками друг с дружкой, чтобы узнать, у кого эти рожки крепче...
- Они каждый день гуляли на лугу, любовались красивыми цветами...
- Гонялись вприпрыжку за стрекозами и бабочками,
- Или наблюдали, как по небу плывут пушистые облака,
- Или любовались яркой радугой,
- Которая вдруг повисла коромыслом над рекой после тёплого дождика!
- А в это время мама Дэлька паслась неподалёку на зелёной и сочной травке.
- После того, как Волк попытался обмануть козлят, мама Дэлька не оставляла своих детей без присмотра, и всегда торопилась вернуться домой,
- Чтобы принести своим деткам молочка.
- Молочко козлята очень любили.
- Ведь оно такое полезное и очень вкусное!
- Так они и жили - дружно и счастливо.
- Однажды почтальон...
- Галчонок?
- Да, Галчонок, принёс козе с козлятами приглашение в цирк.
- Вот радости было! Еле дождались козлята, когда наступит этот день.
- И этот день наступил!
- В цирке яблоку негде было упасть - все места заняты.
- Козлята нашли свои места и стали с нетерпением посматривать на арену...
- Тут заиграла бравурная музыка,
- И появились весёлые клоуны -
- Обезьянки!
- Они ловко прыгали и скакали, строили смешные рожицы, карабкались под самый купол цирка и -
- Делали вид, что вот-вот сорвутся,
-Зрители вскрикивали: "Ох!",
- Но ловкие артисты уже весело показывали свои другие трюки.
- Бурый медведь катался на велосипеде,
- Цапля задумчиво стояла на одной ноге и ей это было не трудно.
- Попугай- большой и разноцветный - громко считал от одного до десяти, и приговаривал:
- Я хоррроший! Кррасивый! Нарррядный!
- Всем было весело и празднично!
- И тут вышел на арену Волк.
- Волк, мы тебя знаем! - закричали радостно козлята.
- Это ты приходил к нам, когда мамы не было дома. Ты напугал нас...
- А Волк смотрел печально на публику и виновато молчал.
- Скажи нам что-нибудь, Серый, - стали кричать взрослые и дети.
- Тебе стыдно за свой поступок?
- А волк молчал и лапой показывал на своё горло...
- Он не мог говорить, потому что у него болело горло,
- И уйти Волк тоже не мог, потому что за плохое поведение его обязали по выходным работать в цирке:
- Петь песни - протяжные и жалостные и рассказывать весёлые истории для публики...
- Но когда болит горло, невозможно петь песни, и разговаривать не хочется, -
Сказала мама Дэлька.
- Ой, как хорошо, что я прихватила с собой кувшинчик парного молока. Давайте отнесём Волку гостинец. От молочка горлышко у него и поправится,
- Сказала мама козлятам, и они подошли к Волку и угостили его молочком.
- Волк улыбнулся и сказал:
- Спасибо вам, ребята. Вы такие добрые и хорошие.
- И я хочу с вами дружить...
- Ура! - закричали козлята, а мама Дэлька погладила Волка по голове и сказала:
- Приходи к нам в гости, когда тебе будет одиноко.
- Спасибо, - сказал Волк. Я больше не буду безобразничать...
Тут и сказочки конец. А кто слушал, молодец!

Ольга Филатова
«Веселые фантазии». Игры для развития фантазии и словесного творчества у детей дошкольного возраста

«Веселые фантазии » (игры , при помощи которых можно развивать фантазию , а также словесное творчество у детей дошкольного возраста .

Хочу начать свое выступление словами А . Эйнштейна "Без воображения нет соображения".

Дошкольник в силу своей возрастной специфики является искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Развивать воображение и фантазию необходимо с самого раннего детства.

Что такое воображение и фантазия ? (ответы педагогов)

Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.

Чем отличается фантазия от воображения ?

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Например : Буратино, Оловянный солдатик, Кот в сапогах - это фантастические образы .

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Если ребенок овладел связной устной речью, развитием фантазии , воображения и способностью к литературному творчеству , то можно сказать, что он уже вполне качественно подготовлен к школе.

Как развивать у детей фантазию и воображение ?

Есть три закона развития творческого воображения :

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение.Отсюда следствие : надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком .

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования . И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать " свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством .

Среди современных инноваций в дошкольном образовании следует использовать именно те методики и технологии, которые не только приносят результат, но и увлекательны для ребят. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества . Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похвалить.

Малыши подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться! Получая удовольствие от игры , они быстрее овладеют умением фантазировать ! А потом умением воображать! А потом и рационально мыслить! Чем больше вы будете с ребенком играть и заниматься, тем лучше ребенок будет развиваться ! Кто не изобрел велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Пусть дети «изобретают свои велосипеды» .

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Веселые фантазии » . Цель, которого знакомство с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества .

Какие игры можно проводить с детьми :

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы 2 команды)

О чем думает мебель? (Ответы 3 команды)

Игра «Веселые рифмы »

Подберите к словам рифмы .

Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т. д.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его,по такому плану : Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «Как мне повезло»

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка) ".

«Обними невиданное животное»

Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать,что бы он хотел подарить : "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Хорошей доброй традицией стало в нашем детском саду перед новым годом устраивать конкурс совместного творчества детей и взрослых. Целью.

В октябре в нашем учреждении прошла выставка поделок совместного творчества детей и родителей «Чудо – семена» Это - с носиком пушинки, Это.

Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Проект по экологии «Овощные фантазии» для детей старшего дошкольного возраста. Дети подготовительной группы. Паспорт проекта Авторы проекта: Егорова Татьяна Михайловна,Коновалова Наталья Александровна, воспитатель ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского.

Спицина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: Пермский край г.Губаха
Наименование материала: статья
Тема: Игры - фантазии для детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 20.01.2016
Раздел: дошкольное образование

«Игры – фантазии краеведческого характера в развитии у детей

старшего дошкольного возраста патриотических чувств»
Воспитатель высшей квалификационной категории Спицина Л.А. МАДОУ «Детский сад № 10» г. Губаха Патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, - это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, - совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.). Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка
Что такое детская фантазия?
Взрослые часто забывают, как сами когда-то мечтали, смело претворяя фантазии в жизнь. Ребенок выдумывает сказки и разрешает ими проблемы своей жизни, потому что фантазия - это возможность восстановить свое душевное состояние. Фантазия у ребенка красочная и разнообразная. Не нужно отвергать подобные фантазии, так как люди с обширной фантазией вырастают творческими личностями: великими художниками, писателями, дизайнерами. Хотя есть и недостатки фантазий. Это когда фантазии появляются из-за каких-либо страхов, обид, конфликтов, злости. Так же к фантазии можно отнести и такую неприятную нам ложь, ведь дети когда-то все же начинают врать, причем все и нужно быть к этому готовыми. Но все же начнем с хорошего - развития фантазии. Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вариативная часть ООП МАДОУ «Детский сад №10» разработана на основе программы «Наша Родина – Россия», которая направлена на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному. В связи с этим, Нами составлен план – программа взаимодействия с городским краеведческим музеем. Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции. Одним из методов развития патриотических чувств у старших дошкольников является игра – фантазия. Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра, то и актуальным на этот период будет вопрос развития фантазии через различные виды игр. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игры – фантазии, игровые проблемные ситуации, игры - инсценировки, игры-этюды и пр.
В своей группе мы стремимся поддерживать проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании; рассказываем детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях. В данное время углубленно ведется работа по проекту «Мой родной город – Губаха». Часто проводим игры-путешествия по родному городу, воображаемые экскурсии. Все это побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию, способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх- фантазиях. Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходима соответствующая развивающая среда, а именно эвристическая с р е д а. Эвристическая среда характеризуется насыщенно стью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления т в о р ч е с т в а, и н и ц и а т и в ы, с а м о с т о я т е л ь н о с т и. Стараемся уделять особое внимание среде, так как в предметной среде ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка. В группе разработана богатая картотека игр на развитие фантазии и воображения. Такие игры, как «Увеличение и уменьшение», «Оживи предмет», «Придумай продолжение». Большое внимание уделяем играм разного направления, так как почти во всех видах игр идет работа по развитию воображения. Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры, такие как «На что похожи облака» или «Смешные животные» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность. Большую роль в развитии воображения имеет изобразительная деятельность. Дети в своих рисунках, в самостоятельной деятельности рисуют «космические ракеты», «путешествие на воздушном шаре», то, что им хотелось бы увидеть и самим быть участниками всего того, что нарисовали. Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. Помимо дидактических игр и упражнений, для развития фантазии и воображения огромную роль играют сюжетно-ролевые и строительные игры. В сюжетно-ролевых играх ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить. Поэтому для проведения игр – фантазий, режиссерской и сюжетно-ролевой игры необходима предварительная работа. Она проводится, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности и в тесном контакте с родителями. Алгоритм игры - фантазии 1. Наблюдение самостоятельной деятельности детей, выявление их фантазий, интересов, мечты,
2. Анкетирование родителей «О чем мечтает Ваш ребенок?» 3. Создание проблемной ситуации 4. Подготовка претворения детских замыслов – фантазий (альбомы, игрушки, просмотры мультфильмов, чтение художественной литературы, экскурсии и беседы о родном городе, рассматривание и создание фотоальбом; подготовка и изготовление атрибутов и т.д.) 5. Обговаривание, составление сценариев игр – фантазий 6. Разыгрывание отдельных сюжетов из предложенной игры 7. Общая совместная с педагогом игра 8. Самостоятельные игры детей Например, игра «Город моей мечты
»,
цель игры:  Поддерживать проявления интереса детей к малой родине, любовь к родному городу, желание сделать окружающий мир лучше, таким, каким видят дети в своих фантазиях  Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности  Р а з в и т и е к о н с т р у к т и в н ы х н а в ы к о в и у м е н и й стремление передать в постройке задуманное в своих фантазиях сооружение  Умения объединяться для создания коллективной постройки и умение обыграть ее. На подготовительном этапе предлагаем детям ответить на такие вопросы, как – Каким бы вы хотели видеть наш город? Что бы ты хотел построить в нашем городе и для чего? и др. Вопросы, которые требуют от детей умение фантазировать, способность к воображению, творчеству, а также умению сформулировать свой ответ. Одной из составляющих данной игры является обыгрывание сюжета «Зоопарк». Дети хотели бы, чтобы у нас в городе был зоопарк – как для диких животных, так и для домашних, чтобы ими любоваться и заботиться о них Мальчики решили, что у нас в городе идет строительство ракеты, для полета в космос. В этих играх, дети проявляют интерес к окружающему их миру, любовь к родному городу, желание сделать окружающий мир лучше, таким, каким они его видят. Другая игра, которую предложили дети – это «Дом моделей» Дети пробовали себя в разных ролях: дизайнер одежды, портной, модели, стилист и другие. В этих играх также идет обогащение и расширение активного словаря детей. Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края. Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети
«изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми игры – фантазии краеведческого характера, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.