Равелин программа для создания карт. Учебник по созданию карт








Главные программы для создания CS карт
Valve Hammer Editor Это редактор карт - основной инструмент создания уровней. Раньше Valve Hammer Editor назывался Worldcraft, но это название с версии 3.4 было изменено на VHE.
Zoner"s Halflife Tools Набор компиляторов - маленьких программ для компиляции (преобразования) карты из формата *.map, понятного редактору, в формат *.bsp, понятный игре. Исходный код этих программ открыт, и нашлись люди, которые улучшили эти утилиты. Так появился ZHTL: Custom Build. А вообще ZHTL называются так по имени их создателя Зонера.
Expert FGD-файл Game Definition File - Файл с описниями энтити-объектов, которые можно использовать при постройке уровней для Counter-Srike. Слово "Expert" означает "расширенный, более полный". Также есть обыкновеный FGD-файл, но в нём нет поддержики многих новых функций утилит ZHLT: Custom Build, поэтому мы рекомендуем использовать расширенный FGD.

Скачать эти 3 программы можно из нашего раздела "Программы". Там же находятся ссылки на другие полезные программы и утилиты, например, для создания своих текстур, просмотра моделей и спрайтов, для рендеринга фотореалистичных картинок неба и пр.

А теперь мы предлагаем вам чуть более подробно рассмотреть редактор карт, компиляторы ZHTL и FGD-файл.

1. Valve Hammer Editor (официальный редактор карт)

Valve Hammer Editor (сокращенно VHE, Hammer, Хаммер) - официальный редактор уровней для Half-Life и её модов. Раньше, когда у редактора было название Worldcraft, в нём создавались уровни самой HL.

Редакторы VHE и WOrldcraft полностью совместимы и карты созданные в Worldcraft"е можно открыть в Hammer"е и наоборот.

А вот так выглядит интерфейс Хаммера версии 3.4:


Начинающего создателя карт отпугивает обилие кнопок и панелей. К счастью, Хаммер не перегружен кнопками и панельками, поэтому интерфейс у него дружественный. Hammer лёгок в изучении, весит совсем немного и в нём можно создавать самые классные карты, такие как de_dust или de_aztec.

Есть у Хаммера и недостатки: некоторые глючки, но несмотря на это Хаммер остается самым любимым редактором карт мапперов по всей планете.

Кроме Хаммера есть следующие редакторы карт:

  • Quark (Quake Army Knife)
  • GtkRadiant
  • Qoole (Quoin Object Oriented Level Editor)
  • Tread 3D
Кажется, есть большой выбор, однако, этот мнение ошибочно. Развитие Qoole и Tread 3D давно прекратилось. Редакторы Quark и GtkRadiant поддерживают не только Half-Life, но и другие игры. А вот Хаммер создан исключительно для HL. По нашему мнению, Hammer самый лучший выбор новичка. Привыкните к нему и скоро вы не захотите видеть ничего другого кроме Хаммера:-)

Всю вторую главу Учебника мы посвятили настройкам и использованию редактора Valve Hammer Editor.

2. Компиляторы Зонера (ZHLT)

ZHLT - самые наилучшие компиляторы уровней для HL движка. Zoner"s Halflife Tools - не одна, а сразу четыре небольшие консольные программки, которые создают из карты в формате *.map карту в формате *.bsp.

Сразу запустить карту, полученную в редакторе Hammer нельзя. Сначала её надо откомпилировать этими четырмя консольными-программками. Компиляция - это поочерёдный запуск программ компиляторов, каждая из которых выполняет свою функцию: рендерит поверхности, освещает источниками света, оптимизирует и пр.

Zoner"s Halflife Tools (ZHLT) существую две различных версии:

  • Версия 2.5.3, которые давно уже не обновляются.
  • И ZHLT: Custom Build, которые обновляются
Возникает вопрос: а есть ли реальная альтернатива компиляторам Зонера?

На этот вопросец можно ответить как положительно, так и отрицательно. Всё дело в том, что в состав редактора карт уже входит 4 программы-компилятора, но их разработка больше не ведётся. Эти официальные компиляторы (qbsp2.exe, qcsg.exe, qrad.exe, vis.exe) довольно на много хуже по качеству, скорости и функциональности. Так что ничего хорошего про эти компиляторы мы сказать вам не можем. Так что альтернативы утилитам Зонера, получается, что нет.

3. FGD-файл

Ну, и, в-третьих, давайте познакомимся, что же это за таинственный Expert FGD-файл, без которого невозможно построить карту для Counter-Strike.

Данный файл подключается к редактору карт и используется для хранения всех свойств всех энтити-объектов, которые вы будете создавать во время процесса изготовления карты.

FGD-файлов есть 2:

  • Стандартный FGD-файл (halflife-cs.fgd)
  • Расширенный FGD-файл (halflife-cs-expert.fgd)
Наша рекомендация: используйте расширенный FGD-файл, в котором больше энтити-объектов и который лучше поддерживает компиляторы ZHLT. FGD-файлов существует несколько версий. Все они отличаются функционалом и набором энтити-объектов. К примеру, есть FGD-файлы, позволяющие просматривать модели прямо в редакторе карт Хаммер, другая же версия может более полно поддерживать утилиты ZHLT. Следите за новостями на сайтах, посвященных созданию карт, и вы сможете выбрать наилучший для себя вариант.

Вы и сами в будущем сможете, если у вас будет такое желание, создавать свои FGD-файлы, в которых будут и все новые энтити-объекты и полная поддержка ZHLT. А редактировать FGD-файлы легко, т.к. это простые TXT-шки.

В этой публикации мы вели речь об FGD-файлах, используемых при постройке карт для Counter-Strike. Для других модов Half-Life существую свои FGD-файлы со своими (другими) энтити-объектами.

Программа ArcGIS 3D Analyst.

ArcGIS 3D Analyst - дополнительный модуль ArcGIS для создания,

ви­зуализации и анализа трехмерных объектов и поверхностей.ArcGIS - серия программных продуктов, разработанных фирмой ESRI, Inc. (США) .

ArcGIS содержит более четырехсот инструментов для проведения ана­лиза, конвертации, управления данными, геокодирования, динамической сег­ментации, картографии, работы с растрами, методов интерполяции и оценки качества данных, зональной фильтрации, многофакторного анализа, растровой алгебры, построения и проверки топологии, построения графических схем и др.

Все продукты ArcGIS могут использовать дополнительные модули для обработки и анализа пространственных данных:

– АгсМар – отображения, редактирования, анализа данных, создания карт;

– ArcGIS 3D Analyst – создания, визуализации и анализа трехмерных объ­ектов и поверхностей;

– ArcCatalog – доступа к данным и управления ими;

– ArcToolbox – инструменты управления проекциями и конвертация дан­ных;

– ArcGeostatistical Analyst – для интерполяции поверхностей на основе статистического анализа пространственно распределенных данных.

ArcGIS и дополнительные модули, включая ArcGIS 3D Analyst, являются оптимальной платформой для создания трехмерных сцен больших территорий.

Рисунок 5 – Интерфейс программы ArcGIS 3D Analyst.

ArcGIS 3D Analyst предоставляет развитые инструменты для трехмерного отображения данных, средства для построения поверхностей, инструменты для редактирования данных в 3D и множество аналитических функций. С помощью модуля можно в интерактивном режиме просматривать Землю с различных точек зрения, получать информацию об объектах, определять объекты, видимые из различных местоположений на поверхности земли, создавать реалистичные представления земной поверхности. Также есть возможность анимации трехмерного изображения, и виртуального пролета над сценой. ArcGIS 3D Analyst позволяет:

– создавать трехмерное представление Земли, используя обычные ГИС данные;

– анализировать трехмерные данные, используя инструменты для расчета объемов, уклонов, построения линий горизонта – видимости, моделирования поверхностей и др;

– просматривать данные в масштабах от вида планеты до локального вида;

– перемещаться по мультимасштабным данным с рельефом и наложенными изображениями без скачков;

– проводить пространственный анализ в двухмерном или трехмерном пространстве;

– отображать результаты моделирования и анализа в трехмерном пространстве;

– использовать трехмерные модели и условные знаки для создания реалистичных сцен;

– экспортировать трехмерные анимированные представления в видео-файлы;

Области применения ArcGIS 3D Analyst: картография, геология, метеоро­логия, гидрология, археология, лесное хозяйство, сельское хозяйство, здраво­охранение, горное дело, рынок недвижимости, муниципалитеты, управление сетями магазинов и т. д.

ERDAS IMAGINE Virtual GIS.

Virtual GIS - прикладной модуль системы Erdas Imagine (ERDAS).

ERDAS IMAGINE (Earth Resources Data Analysis System) - система анализа данных дистанционного зондирования Земли, представленных в растровых форматах .

Характерной особенностью системы является то, что она стала практиче­ски стандартной средой разработчика для написания прикладного программно­го обеспечения для обработки ДДЗ - многие фирмы (не только американские) оформляют свои разработки как модули расширения системы Erdas Imagine .

«Ядром программного обеспечения ERDAS IMAGINE является один из трех вариантов базовых пакетов: IMAGINE Essentials, IMAGINE Advantage и IMAGINE Professional. Каждый последующий пакет включает предыдущий и расширяет его функциональные возможности. Дополнительные модули расши­рения:

– обработки векторных данных (Vector);

– ортотрансформирования, интерферометрической и стереообработки ра­диолокационных снимков (Radar Mapping Suite);

– атмосферной коррекции (ATCOR);

– трехмерной ГИС (Virtual GIS);

– субпиксельной классификации (Subpixel Classifier);

– блочной триангуляции, создания цифровых моделей рельефа и ор­тотрансформирования аэрокосмических и наземных снимков, полнофункцио­нальной фотограмметрической обработки (LPS);

– разработки приложений (Developer’s ToolKit);

– радиометрической и геометрической коррекции снимков с «Ресурс-О», Линеаментного анализа LESSA».

ERDAS IMAGINE поддерживает несколько векторных форматов, в том числе векторно-топологический. Все векторные форматы переходят друг в друга без процедуры импорта-экспорта.

Модуль Virtual GIS доступен для использования с любым из трех вариан­тов базовых пакетов ERDAS IMAGINE.

Авторами дается следующее краткое описание модуля Virtual GIS и его высокая оценка: «Модуль Virtual GIS (виртуальная ГИС) представляет собой передовой край развития ГИС-технологий и обработки ДЦЗ. Идея проста: обрабатывая в реальном времени цифровую модель рельефа с наложенным на нее растровым изображением (снимком, картой), пользова­тель может «пролетать» над синтезированным, но вполне реалистичным пер­спективным изображением местности, меняя интерактивно и направление по­лета, и его скорость, и направление взгляда. Кроме того, на рельеф можно на­ложить и векторные карты в формате ARC/INFO. На трехмерном изображении с помощью специального курсора доступны как значения пикселей растра, так и атрибуты векторных данных ARC/INFO. Поскольку направление взгляда мо­жет меняться вплоть до надирного, фактически исчезает отличие между плано­вым (картографическим) и перспективным изображением, тем более что и на перспективном изображении можно проводить преобразования контраста и другую обработку».

Программа SiteBuilder 3D.

Пакет SiteBuilder 3D построен на основе известных разработок компании MultiGen - Paradigm, Inc. (США) – лидера в области трехмерной визуализации. Этот продукт реализован как программная надстройка для Arc View GIS 3.2 и для ArcGIS 8.х/9.х .

Программа Arc View разработана фирмой ESRI, Inc. (США) и входит в семейство программ ArcGIS. ArcView – мощное средство для управления, отображения и анализа пространственной информации. Используется как са­мостоятельный настольный ГИС-пакет, а также как клиентское приложение в системе ArcGIS.

Arc View состоит из трех базовых модулей: АгсМар – отображение, редак­тирование и анализ данных, создание карт; AxcCatalog – доступ к данным и управление ими; ArcToolbox – инструменты управления проекциями и конвер­тации данных.

Все продукты ArcGIS могут использовать дополнительные модули для решения специализированных задач пространственного анализа: ArcGIS Spatial Analyst, ArcGIS 3D Analyst и др.

Доступ к инструментам SiteBuilder 3D осуществляется из дополнительного меню ArcView. В качестве исходных данных используются двумерные дан­ные из слоев ArcView и дополнительная 3D информация, которая или уже со­держится в данных ArcView, или извлекается из цифровых карт, матриц высот и т. д. SiteBuilder 3D создает трехмерную подложку, представляющую мест­ность, а затем «драпирует» контуры местности наложением карты поверх нее, таким образом создавая новую трехмерную сцену. Затем с помощью специаль­ных библиотек (SiteBuilder’s 3D Features Libraries) выбираются трехмерные шаблоны для дорог, зданий, деревьев, рек, озер и т. п. Выбранные шаблоны автоматически встраиваются в трехмерную сцену. Трехмерную сцену можно просматривать как в полноэкранном режиме, так и вместе с двумерной картой в окне ArcView. В этом режиме продвижение по трехмерной сцене синхрони­зировано с продвижением по двумерной карте.

SiteBuilder 3D позволяет создавать трехмерные сцены с огромным коли­чеством объектов и высокой степенью детализации.

Для достижения нужного уровня детализации без уменьшения скорости просчета, в SiteBuilder 3D используется техника виртуальных текстур, вклю­чающая в том числе поддержку атмосферных явлений (облака, туман, смена времени суток).

Имеется возможность выбора информации для создания текстуры из мате­риалов аэрофотосъемки или спутниковой съемки либо из отображения карты в окне ArcView. В обоих случаях SiteBuilder 3D автоматически конвертирует изображение или карту в виртуальную текстуру и накладывает ее на модель рельефе. Имеется возможность добавления 3D символов (моделей, цветов, текстур т. п.) к двумерным данным для повышения реалистичности создавае­мой трехмерной сцены.

Программа ГИС КАРТА 2011 - ГИС Панорама.

Проект «Панорама» - это набор геоинформационных технологий, вклю­чающий в себя профессиональную ГИС КАРТА 2011, промышленный векто­ризатор электронных карт Панорама - Редактор, инструментальные средства разработки ГИС приложений для различных платформ GIS ToolKit, систему учета и регистрации землевладений Земля и Право, конверторы для обмена Данными с другими ГИС .

Технология построения трехмерной модели реализована на базе приложе­ний, входящих в состав ГИС КАРТА 2011. К таким приложениям относятся: Редактор карты, Редактор классификатора, Редактор библиотеки трехмерных видов объектов, Построение трехмерной модели, Редактор трехмерной карты, Измерения по трехмерной карте, Печать и Формирование презентаций.

Технология построения трехмерной модели предназначена для создания трехмерных моделей разной степени детализации и решения прикладных задач. По степени детализации модели делятся на типовые, детальные, модели внут­ренних помещений и тематические.

Технология позволяет создавать трехмерные модели территории, модели архитектурных ансамблей, интерьера внутренних помещений, надземных и подземных коммуникаций.

В КАРТА 2011 - ГИС Панорама реализован в том числе оригинальный стиль моделирования трехмерной сцены, который заключается в синтезиро­вании сцены при запуске вьювера (Навигатор 3D) из цифровой карты (пла­на), содержащей метрическую и семантическую информацию объектов. Трех­мерные виды объектов создаются по принципу конструктора из графических примитивов. Конструктор видов содержит несколько типовых видов объектов. Пользователь имеет возможность создавать новые виды.

Программа PHOTOMOD.

В настоящее время марка PHOTOMOD объединяет широкий набор программных средств цифровой фотограмметрической обработки данных ДЗЗ, позволяющих получать пространственную информацию на основе изображений практически всех коммерчески доступных съемочных систем, таких как кадровые цифровые и пленочные камеры, космические сканирующие системы высокого разрешения, а также радары с синтезированной апертурой .

PHOTOMOD может использоваться как локальная полнофункциональная цифровая фотограмметрическая станция, распределенная сетевая среда для реализации больших проектов, дополнительные рабочие места к имеющимся у вас фотограмметрическим системам для выполнения наиболее трудоемких процессов.

Рисунок 6 – Интерфейс программы PHOTOMOD.

Достоинства системы:

    замкнутый технологический цикл получения всех видов конечной продукции: ЦМР, 3D-векторов, ортофотопланов, цифровых карт без использования других программных продуктов;

    поддержка различных типов съемочных систем;

    широкий набор обменных форматов, обеспечивающий совместимость с другими фотограмметрическими и геоинформационными системами;

    поддержка большого числа систем координат, а также возможность задания собственной системы координат;

    автоматизация фотограмметрических процессов;

    гибкая модульная конфигурация, позволяющая подобрать оптимальную комплектацию продуктов PHOTOMOD для решения тех или иных задач;

    высокая производительность и надежность системы;

    распределенная сетевая среда для реализации больших проектов;

    контроль качества на всех стадиях технологического процесса;

    различные способы стереонаблюдения;

    поддержка различных средств ввода (3- и 5-кнопочные мыши, специализированные 3D-манипуляторы);

    простота установки и конфигурирования;

    легкость в изучении, удобство использования;

    квалифицированная и оперативная техническая поддержка;

    различные уровни обучения работе с системой;

    полная техническая документация;

    широкое распространение в России и других странах мира;

    оптимальное соотношение цена/производительность;

Программный комплекс PHOTOMOD находит область применения везде, где требуется получение максимально точной метрической информации о Земле. PHOTOMOD позволяет решать весь объем задач картографирования, кадастра, мониторинга, пространственного анализа. Система обеспечивает высокоточной картографической основой комплексные ГИС, геопорталы, картографические веб – приложения.

      Источники данных для создания и обновления трехмерной сцены

Основными источниками данных для создания и обновления трехмерных сцен являются :

    дистанционного зондирования (материалы аэрокосмических съемок, лазерной локации, радиолокационной интерферометрии);

    архивных картографических материалов на бумажных носителях;

    цифровых топографических карт и планов;

    геодезии и инженерной геологии;

    дополнительной атрибутивной информации;

    наземных фотографий зданий (фототекстуры);

    библиотек трехмерных моделей различных объектов.

Современные технологии получения цифровых моделей рельефа и объектов территории предполагают использование данных дистанционного зондирования Земли. Так называемый «единый комплекс данных», формируемый единовременно, обладает наибольшей информационной ценностью и включает в себя три вида данных :

    лазерно-локационные данные (облака лазерных точек);

    аэрофотосъемочные данные (цифровые аэрофотоснимки);

навигационные данные (данные GPS, ГЛОНАСС и инерциальной системы).

1 2 3

1– материалы аэрокосмических съемок; 2 – материалы лазерной локации; 3 – материалы радиолокационной интерферометрии

Рисунок 7 – изображения материалов дистанционного зондирования.

Рисунок 8 – изображения материалов цифровых топографических карт и планов.

Рисунок 9 – изображения материалов наземных фотографий зданий (фототекстуры).

Рисунок 10 – изображения материалов библиотек трехмерных моделей различных объектов.

Список используемой литературы

    http://3d-edu.net/programa-maya/ - Программа Autodesk Maya

    Диссертация стр. 27,30,31,69,71,71 – 1.1 Общие сведения

    Диссертация стр. 71- 94 –1.2 Обзор ПО

    http :// ru . wikipedia . org / wiki / SketchUp – Прогамма SketchUP

    http://esri-cis.ru/products/3danalyst/detail/review/ – Программа ArcGIS 3D Analyst

    http :// www . racurs . ru /? page =3 – Программа PHOTOMOD

  1. Диссертация стр. 30 – 1.3 источники данных

    Журкин, И. Г. Технология получения измерительной трехмерной видеосцены по материалам аэрокосмических съемок [Текст] / И. Г. Журкин, Т. А. Хлебникова // Геодезия и картография. − 2009. − № 8. − С. 43−48.

Несомненно, Google Maps - ведущий картографический сервис на рынке, предоставляющий услуги GPS-трекинга и навигации. Но сегодня сфера применения карт постоянно расширяется и уже вышла за рамки традиционных прокладки маршрута и поиска объектов.

Мы часто встречаем карты, отображающие загрязненность окружающей среды, карты движения городского транспорта или самолетов (вспомните известный ). В бизнесе карты могут использоваться для отображения и анализа местоположения заказчиков или сети розничной торговли. Туристические компании могут использовать карты для информирования своих клиентов о маршруте путешествия и туристических объектов (достопримечательностей, заведений общественного питания, гостиниц и хостелов.

Очевидно, что услуги геолокации будут играть все более важную роль в будущем и потребность в подобных услугах будет только расти.

С учетом этого в сети уже существует несколько онлайн-сервисов, позволяющих создавать собственные карты , т.е. размещать на них маркеры и пометки, показывать маршруты и выделять области, отрисовывать картограммы (они же теплокарты, от англ. heatmaps) и многое другое.

Созданные карты можно открыть для общего доступа, встроить их на страницу своего сайта или экспортировать в PDF для подготовки печатной продукции - как уже было сказано область применения очень широка.

Итак, давайте перейдем к рассмотрению наиболее популярных картографических сервисов .

Mapme

Mapme - мощный современный инструмент с богатыми возможностями. Позволяет управлять набором всевозможных карт и их содержимым. Поддерживаются тэги и категории, импорт из Excel. Имеет возможность делать карты публичными и встраивать их в веб-приложения.

Стоимость: бесплатно, $99 и $199

Animaps

Интересный сервис, позволяющий создавать анимированные карты для описания путешествия , расписания различных событий и т.п. На карту можно добавлять маркеры, значки, фотографии, заметки, перемещать их, выделять и изменять границы территорий и многое другое. А созданными картами можно делиться, встраивая их в или вебсайт.

Стоимость: бесплатно

Click2Map

Солидное приложение, содержащее множество полезных и передовых решений для создания и редактирования карт , одинаково хорошо отображающихся как на настольных компьютерах, так и на мобильных устройствах. Главный модуль Click2Map - карт , который позволяет размещать на них маркеры, и фотографии, текстовые сообщения или видео . Эти пометки могут содержать произвольные поля, поддерживается импорт из различных баз данных и автоматическое создание маркеров на основании этих данных.

Стоимость: $39 в месяц

Zee Maps

Zee Maps - онлайн-сервис для создания и публикации карт с целым набором современных и уникальных инструментов - механизмом поиска, личными картами, более 30 всевозможных маркеров и возможностью выделения целых областей, трехуровневым доступом (обычные посетители, члены группы и администраторы). Кроме того имеется возможность привязывать к маркеру различный медиаматериал - фотографии, аудио- и видеозаписи и сохранять карты в PDF и PNG формате для брошюр и презентаций.

Стоимость: бесплатно (до 5 карт) и платно, в зависимости от тарифного плана.

Scribble Maps

Еще один мощный и многофункциональный сервис для создания и публикации различных карт. Также предлагает возможность добавлять маркеры, заметки, собственные виджеты, сохранят карты в виде PDF или изображений. Кроме того есть инструменты для измерения расстояний, площадей, а также механизмы интеграции в десктопные и мобильные приложения.
Имеется для интеграции с .

Стоимость: бесплатно

GmapGIS

Эффективный инструмент для создания различных статических карт - спутниковых, гибридных, уличных. Имеется набор инструментов, для установки маркеров и добавлении различной информации, а также экспорта их в KML формат для просмотра в Google Earth.

Стоимость: бесплатно

Heatmap Tool

Heatmap Tools использует всю мощь Google Maps API для визуализации различных геоинформационных данных и создания так называемых «картограмм»(они же heatmaps). Можно настраивать различные параметры отображения, такие как радиус маркеров, цвет, прозрачность и др. Поддерживается импорт данных через формат CSV.

Стоимость: бесплатно (с водяными знаками и ограничениями на количество объектов и просмотров) и платно в зависимости от тарифного плана.

MapTiler

Использование MapTiler просто, как раз-два-три. Раз - отсканировать бумажную карту или создать ее с помощью GIS-системы (например, AutoCAD MAP 3D). Два - обработать ее MapTiler. Три - опубликовать в интернете, встроив, например, на страницу вашего сайта. При этом обеспечивается интеграция с такими популярными хостингами как Dropbox, Google Drive и Amazon S3.

Mapbox

И в заключении рассмотрим Mapbox - профессиональный сервис для разработчиков. Приложение позволяет создавать векторные карты, отображающие различные данные в реальном времени, имеет мощный механизм поиска по координатам и адресам и предоставляет несколько API и вспомогательных инструментов (например, для преобразования спутниковых снимков в векторные карты, прокладку оптимального маршрута).

Стоимость: имеются как бесплатный, так и платные тарифные планы

Давно ушли в прошлое те времена, когда на странице контактов было достаточно указать адрес и номер телефона. Сегодня любая компания, которая ценит своих клиентов, обязательно размещает рядом с адресом карту проезда. Это очень удобно, в том числе и с точки зрения UX. Создать простую карту проезда можно с помощью конструктора Яндекс.Карт или Google Map. Но порой требуется нечто посложнее – например, карта может понадобиться для презентации или для создания инфографики. В таком случае можно воспользоваться специальными онлайн-инструментами для создания пользовательских карт. Некоторые из этих инструментов позволяют создавать интерактивные карты, с помощью которых можно представить информацию в наиболее удобном для пользователя виде. FreelanceToday предлагает вашему вниманию 10 бесплатных инструментов для создания карт.

Сервис Animaps расширяет функционал Google Maps, позволяя создавать карты с анимированными маркерами. Маркеры передвигаются по карте, показывая, к примеру, маршрут передвижения. Очень полезный сервис для создания интерактивной инфографики. С помощью Animaps можно создать целый рассказ о каком-либо событии, сопроводив его текстовыми блоками и иллюстрациями.

Простой в использовании сервис Scribble Maps имеет множество инструментов для создания практически любого вида карт. Можно сделать обычную маршрутную карту, но одновременно с этим сервис может быть полезен дизайнерам, которые хотели бы создать красочную инфографику. В Scribble Maps имеется возможность добавлять текст, изображения, рисовать и закрашивать различные геометрические фигуры, расставлять маркеры и многое другое. Если нужна инфографика на основе карты – лучшего инструмента не придумать. Готовую карту можно разместить на сайте, в блоге или отправить ее клиенту, сохранив ее в формате PDF.

Создатели сервиса MapTiler позаботились о том, чтобы созданные пользователем карты отображались на любых устройствах. MapTiler – одно из самых удобных приложений для подготовки тайлов с использованием API Google Maps. К сожалению, бесплатная версия программы обладает очень ограниченным функционалом, с помощью которого можно создавать лишь самые простые карты.

HeatmapTool является лучшим онлайн-сервисом для создания очень точных тепловых карт. С помощью такой карты можно быстро визуализировать данные, используя различные цвета. Сервис позволяет управлять радиусом, масштабированием и непрозрачностью тепловых пятен. Информацию можно обновлять в режиме реального времени. Для чего создан данный сервис? В первую очередь для визуального отображения любых статистических данных в заранее выбранном регионе. Можно делать достаточно сложные карты, к примеру с помощью сервиса можно показать покрытие сотовой сети, плотность населения в стране и многое другое. Сервис очень мощный, с его помощью можно быстро обрабатывать даже очень большие объемы статистических данных.

После покупки Nokia корпорация Microsoft значительно улучшила свой картографический сервис Bing Maps. Карты Nokia всегда отличались высокой детализацией и хорошим покрытием, так что можно не переживать за точность. Функционал сервиса не может похвастаться разнообразием, но треков, маркеров и геометрических фигур вполне достаточно, чтобы создать достаточно информативную карту. Также имеется возможность добавления изображений и текстовых комментариев. После окончания работы результат нужно сохранить, после чего Bing Maps сгенерирует ссылку и код для встраивания карты на сайт.

Дружественный пользовательский интерфейс сервиса Click2Map поможет быстро и легко создавать интерактивные карты любого уровня сложности. Мощный функционал сервиса позволит создать профессиональные карты в кратчайшие сроки. С помощью большого набора иконок можно персонализировать карту, если требуется рассказать о какой-то конкретной сфере деятельности. Тематические маркеры позволят пользователям легко ориентироваться по карте. Также маркеры можно использовать для определения местоположения конкретной точке. Маркер поддерживает различные виды контента – текст, изображения, HTML-код. Чтобы получить доступ ко всем возможностям сервиса, придется оформить платную подписку, однако если зарегистрировать бесплатный аккаунт, то можно создавать карты с ограниченным количеством маркеров, максимум 10.

Картографический сервис ZeeMaps позволяет легко создавать, публиковать и делиться интерактивными картами. Сервис работает на основе Google Map и с его помощью можно создать даже очень сложную карту с большим количеством данных. Статистику можно импортировать из Excel, Access, MS Outlook и других программ. Ограничений на количество маркеров нет, информацию можно в любой момент изменять по желанию пользователя. К маркерам можно добавлять картинки, текст, аудио-файлы, а также видео из YouTube.

Приложение UMapper позволяет создавать встраиваемые флэш-карты. Визуальный редактор UMapper интуитивно понятен, с его помощью можно добавлять маркеры, рисовать фигуры и добавлять интерактивные элементы на карту. Сервис берет картографические данные из Microsoft Virtual Earth, Google, Yahoo, OpenStreet, что делает его действительно универсальным. С помощью приложения даже можно заработать – если созданная карта за месяц получит 50 тысяч просмотров, сервис перечислит на счет пользователя $12,50. К недостаткам UMapper можно отнести водяной знак, который появляется на карте при использовании бесплатной версии и показ на карте встроенных рекламных объявлений.

GmapGis – простенькое-онлайн приложение для рисования на картах Google. Можно расставить маркеры, измерить расстояние между двумя точками на карте, рисовать линии и геометрические фигуры. Весь функционал представлен в верхней части страницы, так что проблем с использованием сервиса не будет – все очень понятно. Полученный результат можно сохранить как файл или в виде ссылки. Во время использования GmapGIS может появиться проблема – пользователь не может провести линию или нарисовать фигуру. В этом случае разработчики рекомендуют закрыть и снова открыть браузер. После этого появится полный доступ ко всему функционалу.

Трехмерная модель местности в ГИС "Панорама"

Трехмерная модель местности в ГИС "Панорама" представляет собой поверхность, построенную с учетом рельефа местности, на которую может быть наложено изображение векторной, растровой или матричной карты, и расположенные на ней трехмерные объекты, соответствующие объектам двухмерной карты. Она является полноценной трехмерной картой, которая позволяет выбирать объекты на модели с целью запроса информации об объекте, редактировать их внешний вид и характеристики. На трехмерной модели можно увидеть как наземные, так и подземные объекты.

Создание трехмерной модели

Создание трехмерной модели не требует длительной подготовки, достаточно иметь двухмерную карту и матрицу высот. По этим данным можно построить трехмерную модель рельефа выбранного участка местности. Для построения объемной модели с учетом объектов, расположенных на данной карте, необходима библиотека трехмерных изображений объектов, добавляемая в классификатор любой карты.

Вместе с классификаторами электронных векторных карт поставляются библиотеки трехмерных изображений для различных масштабов. Для получения объемного вида имеющихся электронных карт достаточно подключить одну или несколько библиотек к классификатору и назначить для выбранных объектов подходящее изображение. При необходимости более детального и индивидуального отображения объектов, можно создавать свои объемные изображения с помощью Редактора условных знаков .

Построение трехмерной модели

Для построения трехмерной модели местности могут использоваться: векторная карта, матрица высот, триангуляционная модель рельефа (TIN-модель), классификатор карты, библиотека трехмерных изображений объектов, цифровые фотоснимки местности и цифровые фотографии объектов местности. Состав исходных данных может быть разным и зависит от того, какого вида модель необходимо получить.

Виды трехмерных моделей местности

Типовые трехмерные модели создаются по планам городов, топографическим картам или обзорным картам. Типовые модели содержат поверхность рельефа местности, строения, объекты дорожной сети, трубопроводы, колодцы, светофоры, объекты растительности, гидрографии и другие объекты простой формы.

Построение типовой модели является самым быстрым способом получения качественной трехмерной модели местности. Типовые модели могут применяться для визуальной оценки взаимного расположения объектов с учетом особенностей рельефа и их высоты (рисунок 1.1), анализа взаимного расположения кабелей электросетей и трубопроводов разного назначения (рисунок 1.2).

1. Трехмерные модели детального вида

Трехмерные модели детального вида описывают местность с объектами, вид которых настраивается индивидуально, и создаются по планам городов. Модели детального вида содержат поверхность рельефа местности, типовые объекты и объекты, объемное изображение которых приближается к их реальному виду на местности (архитектурные строения с подъездами, трубами, лифтовыми башенками, элементами оформления и др.).

Для настройки моделей детального вида отдельных объектов можно использовать задание текстур внешнего вида через семантические характеристики этих объектов.

В редакторе трехмерного вида объектов ГИС "Панорама" доступно импортирование знаков из формата VRML, поэтому некоторые элементы индивидуального вида объектов могут быть созданы в трехмерных редакторах сторонних разработчиков и загружены в различные шаблоны отображения этих объектов.

2. Трехмерные модели внутренних помещений

Трехмерные модели внутренних помещений позволяют описывать объемный вид интерьера и создаются на основе поэтажных планов (рисунок 1.5).

При отображении трехмерных моделей внутренних помещений также могут быть использованы отдельные объекты и целые интерьеры, созданные в различных программах редактирования трехмерных изображений в VRML-формате и импортированные в библиотеку трехмерных изображений классификатора векторной карты ГИС "Панорама".

3. Тематические модели

Тематические модели создаются по тематическим картам и используются для оформления статистических диаграмм. Одним из примеров использования технологии построения тематической модели может быть создание трехмерной модели местности по карте оперативной обстановки (рисунок 1.8). В обстановку тематической карты прекрасно вписываются модели, импортированные из VRML-формата и служащие для символического отображения объектов карты.