У ребенка зависимость от компьютерных игр. Изменение личности человека при игровой зависимости от компьютерных игр

Приветствую Вас, уважаемые гости и читатели моего блога! Сегодня я хочу обсудить с Вами очень злободневную тему: Компьютерная зависимость у подростков. Как лечить ее.

В век высоких технологий трудно найти человека, не знакомого с компьютером и всемирной паутиной. Несмотря на широчайшее распространение этих благ цивилизации, они являются опасным инструментом в руках подростков – носителей еще неокрепшей психики. Что делать в случае, если у молодого человека или девушки сформировалась Интернет зависимость?

«Подсевший» на компьютер подросток зачастую не вызывает никаких тревог у близких.

Некоторые мамы, папы и бабушки и вовсе считают: «Пусть лучше дома за компьютером сидит, чем по подворотням шастает».

Однако игровая или интернет-зависимость – аддикция сродни наркотической. Она также влечет за собой множество последствий и сказывается на развитии психики и личностных качеств взрослеющего человека не лучшим образом.

Что предпринять в этом случае? Как лечить компьютерную игровую зависимость?Лечение любой болезни должно начинаться со сбора анамнеза – истории болезни и возможных причин.

Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети?

В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.

Это происходит тогда, когда виртуальный мир становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств.

В чем это может выражаться?

  1. Нехватка общения с окружающими ровесниками. Игнорирование со стороны одноклассников, непринятие, отсутствие друзей и возможности их завести.
  2. Дефицит общения со значимыми взрослыми. Вечно занятые родители и другие родственники, нежелание идти на контакт и выслушать ребенка.
  3. Стремление быть, как все. Если учебный коллектив или группа дворовых друзей посвящают много времени играм и «зависанию» в сети, ребенок копирует поведение.
  4. Конфликты со сверстниками. Неудовлетворительные отношения или открытые издевки побуждают ребенка уйти в виртуальный мир.
  5. Напряженная психологическая атмосфера дома. Это также способствует погружению в сеть и игры, поскольку подросток не чувствует в себе сил изменить обстоятельства и повлиять на старших и выбирает более легкий способ преодоления напряжения.
  6. Плохие отношения с педагогами учебного заведения. Это также способно оказать влияние, как и квалификация учителей. Неумение вовлечь в учебный процесс, интересно преподать новую информацию заставляет подростка скучать и все чаще заходить в интернет в поисках интересного.
  7. Отсутствие ощущения успешности в реальной жизни. По тем или иным причинам ребенок чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это достижениями в виртуальном мире.

Очень часто Интернет зависимость формируется следующим образом.

Родители приобретают компьютер и подключают Интернет, как правило, исходя из образовательных целей: множество учебных заведений практикует использование новых технологий в учебном процессе, и ребенку необходим доступ для выполнения домашних заданий.

В первое время использования, возможно, так и происходит, однако позже молодой человек начинает проводить больше времени за новой игрушкой. Большинство родителей не бьют тревоги на этом этапе, поскольку такой расклад им удобен: ребенок дома, присмотрен, шалостями не занимается, с плохой компанией не связывается, да еще и не требует пристального внимания – можно отдыхать и расслабляться после трудового дня.

К тому моменту, когда компьютерная зависимость уже прочно сформирована, они полностью утрачивают контроль над ситуацией: наказания приводят к вспышкам гнева, попытки призвать к разуму и отправиться подышать свежим воздухом – к полному игнорированию.

Компьютерные игры

Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В процессе игры ребенок испытывает массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Ни одна настоящая игрушка уже не способна сравниться со «стрелялками», «бродилками», «стратегиями» и т.д. Ребенок «подсаживается» на эти ощущения, дополнительно подгоняемый соревновательным духом, конкуренцией с другими игроками, стремлением к первенству. Именно это обуславливает большую подверженность зависимости среди мальчиков.

Социальные сети

Девочки берут пальму первенства в другой разновидности Интернет зависимости – от социальных сетей. Показать себя во всей красе с помощью бесконечных селфи, рассказать окружающим о своей интересной и насыщенной событиями жизни, отследить количество «лайков» у главной соперницы – первой красавицы из параллельного 11-го «А» — все это толкает взрослеющую девушку на трату большей части времени в социальных сетях. Обилие контента также способствует укреплению зависимости – подростки чаще всего ищут картинки, песни, цитаты (кстати, не всегда верно изложенные), юмор именно на данных ресурсах.

Быть всегда онлайн – это значит, быть в теме, соответствовать общепринятой тенденции. Социальные сети сегодня – это истории целых жизней, поэтому полистать новостную ленту на уроке, по пути домой, в компании друзей, перед сном – это значит, быть в курсе происходящего здесь и сейчас. Подростку трудно от этого отказаться.

Значит ли это, что нет выхода из сложившейся ситуации? Вовсе нет.
Для того, чтобы помочь подростку, необходимо определить – а есть ли зависимость вообще?

Признаки Интернет зависимости

Есть несколько тревожных звоночков, на которые следует обратить внимание.

Подросток находится в группе риска или уже пребывает в компьютерной зависимости, если:

  1. У него изменился режим дня. Он стал поздно ложиться и неохотно вставать, изменилось время принятия пищи – появляется отказ от еды в пользу пребывания за своей игрушкой.
  2. Подросток стал меньше времени проводить с друзьями при их наличии.
  3. Появилась утомляемость, пассивность, приступы агрессии и раздражения.
  4. Наблюдается неуспеваемость в учебе. Появляются затруднения при выполнении домашних заданий. Дисциплины, которые раньше давались легко, перестают нравиться, ухудшаются оценки.
  5. Появляются прогулы. Родители, которые не могут проконтролировать посещаемость ребенка в связи с занятостью, могут столкнуться с такой информацией от педагогов.
  6. Игнорирование домашних обязанностей. Это относится к семьям, где уже имело место четкое распределение функций каждого члена семьи. Подросток перестает выполнять свои задачи, сопротивляется, когда ему напоминают о необходимости сделать что-то по дому.
  7. Несоблюдение гигиены. Зачастую длительное пребывание за компьютером вызывает затруднения в выполнении правил гигиены: ребенок может «забыть» почистить зубы и первым делом отправляется за компьютер сразу после пробуждения.
  8. Полное сосредоточение на игре. Попытки вовлечь в беседу оканчиваются провалом: создается ощущение, что ребенок просто не слышит, что ему говорят. Отвечает невпопад или просит, чтобы его оставили в покое.
  9. Время нахождения за компьютером увеличивается. Ребенок не способен себя контролировать, он теряется во времени, возможно, обещает завтра сидеть меньше, однако не сдерживает своих обещаний.
    Невозможность посидеть за компьютером провоцирует агрессию, плаксивость, ярость.
  10. Очень часто в местах, где отсутствует доступ к любимому гаджету, подросток ведет себя нервозно и стремится скорее отправиться домой. Первым делом по возвращении он нажимает кнопку «Пуск», в крайних случаях даже не успевая снять верхнюю одежду. В случае зависимости от социальных сетей тоже самое можно отнести к мобильным телефонам как доступному способу выхода в сеть.
  11. Подросток начинает много общаться с помощью компьютерных терминов.

Вам это знакомо? Значит, вероятнее всего, подросток действительно страдает от компьютерной зависимости. Я подробно расскажу вам, как лечить компьютерную игроманию. Ее последствия оказывают самое пагубное влияние на неокрепшую психику молодого человека.

Привязанность к компьютеру делает его основным способом коммуникации с внешним миром, и это касается не только зависимости от социальных сетей. В большинстве игрушек участники ведут диалоги в чате, и это общение становится главным.

Это чревато утратой навыков реального взаимодействия с окружающими. Подросток просто разучивается вести конструктивные диалоги, общаться на различные темы, эффективно взаимодействовать в социуме. Отсутствие этих навыков провоцирует эмоциональную, социальную незрелость – ребенок становится неспособным понять чувства другого человека и поставить себя на его место. Ему сложно выстроить теплые, доверительные отношения с родными, достичь эмоциональной близости.

Ощущение безнаказанности действий в интернете провоцирует чувство вседозволенности в реальной жизни. Ребенок может делать что угодно в компьютерной игре, в том числе совершать действия, запрещенные законом в действительности. С течением зависимости эти сферы жизни смешиваются, а нестабильная психика подростка становится неспособной осуществлять контроль над своими действиями.

Конечным результатом может стать депрессия, особенно связанная с отсутствием объекта привязанности при наложении ограничений.

Физическое здоровье подростка страдает не меньше: появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; возникает сухость в глазах, нарушается зрение; формируются нарушения ритма сна и бодрствования, появляются головные боли, головокружения, нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе. Несоблюдение гигиены и пренебрежительное отношение к питанию влекут за собой дефицит витаминов и микроэлементов, риск развития некоторых заболеваний.

Статистике известны и более тяжелые последствия.

Старшеклассник, избивший младших товарищей после очередной игры в Diablo; подросток, ограбивший своих родственников ради посещения интернет-кафе; мальчик, скончавшийся от сердечного приступа после 30-часовой непрерывной сессии в игре – это лишь последние озвученные СМИ случаи, которые на деле исчисляются сотнями, причем по всему миру.

Это заставляет задуматься, верно? Важно как можно раньше взять ситуацию под собственный контроль и не допустить необратимых изменений.

Итак, вы поняли, как определить, есть ли компьютерная зависимость у подростков. Как лечить её? Возможно ли это? Нужно!

Для начала необходимо ознакомить родителей зависимого подростка с небольшим руководством.

Чего делать НЕ следует

Нельзя:

  • резко ограничивать пребывание за компьютером, отключать интернет, ломать любимую игрушку – это может вызвать сильнейший срыв;
  • запрещать, ругать, наказывать подростка, грозиться лишить карманных средств – это спровоцирует вспышки агрессии, конфликт и уход из дома;
  • выдвигать ультимативные предложения – «или мы, или твой компьютер» — подросток, вероятнее всего, сделает выбор в пользу последнего.

Что делать нужно

Главное — принимать тактичное участие в лечении компьютерной зависимости, быть подростку другом и помощником в преодолении пристрастия.

  • мягко обучать подростка новым способам преодоления сложностей, кризисных ситуаций;
  • привить навыки контроля за своим эмоциональным состоянием – разъяснять способы регулирования чувств;
  • учить общению, эффективным коммуникациям со сверстниками, что требует некоторого погружения в среду современной молодежи;
  • обучать .

Чаще всего обойтись без сторонней помощи достаточно трудно, поскольку большинство молодых людей пубертатного возраста активно противятся попыткам родителей избавить их от тяжкого груза зависимости – они попросту не видят в этом проблемы.

По статистике, только 1/5 всех зависимых подростков удалось избавиться от компьютерной зависимости самостоятельно с небольшой помощью родителей.

Консультация психотерапевта позволит не только помочь в выборе стратегии лечения. Это нужно также для диагностики возможных депрессивных состояний, что требует особого подхода к лечению.

Следует отметить, что универсального рецепта оздоровления психики подростка нет. Любая тактика приведет к болезненному расставанию, Интернет зависимость вызывает «ломку» сродни наркотической.

Задачей родителя является вернуть интерес к реальной жизни и непосредственному общению, что может быть обеспечено:

  • посещением кружков, выявлением новых интересов подростка или актуализация прежних;
  • совместным чтением и беседами, обсуждением новостей и новинок реального мира;
  • честностью по отношению к подростку – нужно прямо сказать, что с ним и почему это с ним происходит, мягко назвать его состояние, беседовать, используя техники активного слушания («Тебе тоскливо, потому что хочешь поиграть…», «Ты испытываешь злость, потому что я занимаю тебя не тем, чего тебе сейчас хочется…»);
  • открытостью относительно своего состояния – необходимо не таить и своих чувств и желаний («Я хочу для тебя только хорошего», «Мне бы очень хотелось, чтобы мы с тобой провели время вместе»).

Важно составить устный или письменный договор. Это необходимо потому, что исключить компьютер из жизни школьника или студента довольно сложно, и он все равно время от времени будет садиться за него. Договор может заключаться в определении временных рамок (например, один час в сутки, в период каникул – 1,5 часа), проговаривании наказания (к примеру, ограничение по личному времени за компьютером при получении трех двоек). В этом случае можно привлечь дополнительные сервисы – программы контроля посещения определенных сайтов, а также таймеры, которые дают команду отбоя компьютеру по истечении определенного установленного заранее времени.

Основные условия успеха преодоления пристрастия, это:

  1. Здоровые отношения в семье и нормальная психологическая атмосфера.
  2. Появление новых или актуализация прежних интересов и увлечений.
  3. Желание и умение ставить и достигать хотя бы небольших целей.
  4. Эффективное взаимодействие с окружающими.

Именно поэтому помощь специалиста является необходимой во многих случаях. Чаще всего для лечения компьютерной зависимости избирается форма тренинговых занятий, иногда – сеансы индивидуального психоконсультирования. Это позволяет научить ребенка чувствовать вкус жизни, вернуть его в реалии и научить наслаждаться ими. В целом тактика терапии избирается с обязательным учетом причин, которые могли спровоцировать пристрастие.

В том случае, если причина кроется в неудовлетворительной обстановке в семье зависимого, должна проводиться работа со всеми ее членами, в противном случае высок риск возвращения подростка за компьютерный стол.

Если основным фактором выступает неумение общаться со сверстниками, без тренингов обойтись будет трудно. Коммуникационные групповые тренинги позволят не только научить ребенка общаться, но и отточить «мастерство», что в дальнейшем делает возможным применение полученных навыков в классе или учебной группе.

Если проблема состоит в субъективной или объективной «неуспешности», также важно проводить беседы с психологом: не выдуманная ли это проблема, что лежит в ее основе, что мешает подростку ставить цели и достигать их.

Эффективное планирование собственного личного времени, формирование важных личностных качеств, способности к постановке краткосрочных и долгосрочных целей – вот лишь небольшой список умений, которые подросток приобретает после прохождения лечения. Все это не только избавляет от тяжелой зависимости, но и является надежной профилактикой рецидива.

Работа с подростками всегда осложнена сравнительной незрелостью психики, зависимостью от общественного мнения, потребностью в причастности к коллективу, отсутствием целостности, жизненных целей, задач, однако это совсем не значит, что эффективное лечение невозможно. При правильном подходе и своевременном привлечении специалиста излечиться от этого «недуга» современности можно в достаточно короткие сроки.

Вот такая она — компьютерная зависимость у подростков. Как лечить ее, надеюсь, вы поняли! Напоследок, вот такая шутка:

Считается, что это заболевание поражает преимущественно подростков и людей в возрасте до 35 лет, но известны данные, что от нее страдают и те, кому уже за 50. Психологи и социологи бьют тревогу, ведь данный недуг опасен, поэтому важно знать, какие симптомы говорят о его наличии и как избавиться от подобной проблемы.

Зависимость от компьютера

Специалисты утверждают, что вероятность пострадать от данного заболевания есть у всех, кто посвящает видеоиграм и интернет-развлечениям более 2-4 часов в день. от компьютера - это своеобразное рабство, человек перестает уделять внимание социальному общению, собственному развитию, не интересуется романтическими и дружескими отношениями. Все, что ему важно – пройти новый уровень, заработать виртуальные бонусы, стать лучшим в игре, изучить форумы.

Признаки зависимости от компьютера

На ранних стадиях сложно определить наличие проблемы, явно она еще не проявляется, но, есть признаки компьютерной зависимости, которые означают, что пора поговорить с человеком о его приоритетах или сориентировать его на обращение к психологу. К данным симптомам относятся:

  1. Наличие у больного человека сильного раздражения при попытках близких людей ограничить время игры или интернет-серфинга.
  2. Повышение настроения в периоды, которые он проводит за компьютером.
  3. Компьютерная зависимость проявляется в том, что человек избегает личного общения, предпочитает переписку через интернет или социальные сети.
  4. Больной отказывается выходить на улицу, не интересуется ничем, кроме игр или поиска чего-либо в сети, говорит только о своем увлечении или попросту игнорирует общение с родственниками и друзьями.

Перечисленные признаки являются основными, но даже их наличие не всегда является свидетельством, что стала развиваться зависимость. Иногда случается и так, что проявляются они у трудоголиков или гиперответственных людей, которые сидят за монитором, и стараются завершить важный проект. При подобной ситуации, симптомы исчезнут сразу после окончания сложного периода, связанного с большими объемами работ. Поэтому важно уточнять у близкого человека, с чем связанна его раздражительность, и наблюдать за развитием событий.

Причины компьютерной зависимости

Психологи и физиологи выделяют два основных фактора, влияющих на появление недуга. Согласно исследованиям, можно выделить следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  1. Недостаточная социальная адаптация, отсутствие чувства защищенности при личном общении с людьми. Это фактор психологический, компьютерная зависимость возникает у подростков, у которых нет близости с родителями, не сложились отношения со сверстниками, нет ощущения собственной значимости.
  2. Выделение гормона удовольствия. Данная причина уже физиологическая, при игре или общении в комфортной обстановке, организм синтезирует особое вещество, оно может вызвать привыкание и человек стремится сделать все, чтобы получить новую дозу. Сам по себе гормон удовольствия не плох, он выделяется и при занятиях спортом, и при употреблении шоколада, негативные последствия начинаются только тогда, когда люди отказываются от всего остального, в попытках стимулировать его появление.

Стадии компьютерной зависимости

Время лечения зависит от того, насколько сильно он проявился. Существуют такие стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, где каждая имеет свои отличительные особенности:

  1. Незначительная увлеченность . Человек начинает увлекаться игрой, но может от нее отказаться, если того требует ситуация. Раздражения и негативного отношения к другим сферам жизни еще не возникает.
  2. Нарастание увлеченности . Человек в собственной иерархии ценностей все больший приоритет отдает играм, он стремится проводить больше времени за компьютером, но еще не отрицает значимость других областей жизни.
  3. Стадия привязанности . Игра все больше увлекает, но еще и не является главной ценностью. Человек контролирует время, проведенное за компьютером, но делает это все менее охотно.
  4. Зависимость . Игра – становится самым важным в жизни человека, при попытках отстранить его от компьютера начинается истерика, проявляется агрессия. Он стремится сделать все, чтобы стимулировать выработку гормона удовольствия.

Стадии компьютерной зависимости от сетевого общения и интернет-серфинга точно такие же, но заметить развитие данного недуга сложнее, особенно, если речь идет о взрослом работающем человеке. Специалисты рекомендуют посмотреть историю запросов, при возникновении подозрений о наличие проблемы. Это поможет определить, тратит ли человек время на решение определенных, рабочих или личных вопросов, или просто проводит время в сети.

К чему приводит компьютерная зависимость?

Последствия возникновения этого заболевания самые печальные. Негативные изменения проявляются не только в социальной жизни, но и в карьере, физиологическом уровне. Вредная привычка компьютерная зависимость провоцирует появление , головных болей, неприятных ощущений в области лопаток и мышцах шеи. Болезнь способствует развитию комплексов неполноценности, неуверенности в себе, отказа от выполнения рабочих обязанностей. Все это приводит к тому, что человек теряет свою жизнь, включая перспективы и возможность завести семью, построить карьеру.


Как избавиться от компьютерной зависимости?

Справиться с проблемой поможет грамотный психотерапевт. Лечение компьютерной зависимости включает в себя сеансы гипноза, беседы со специалистом, направленные на выявление личностных проблем, групповые занятия и прохождение тренингов. Время избавление зависит от того, на какой стадии находится человек, как долго развивалось заболевание, какие комплексы и психологические особенности привели к его возникновению. Самостоятельно справиться с проблемой можно в самом начале, когда люди еще контролируют себя и расставляют приоритеты правильно.

Зависимость от компьютерных игр

Подобные проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, и у мужчин от 30 до 35 лет. Компьютерная игровая зависимость зачастую вызвана неудовлетворенностью собственной жизнью, отсутствием ярких впечатлений. На начальной стадии близкие еще не замечают проблемы, считают, что это временное увлечение, которое быстро пройдет. Насторожиться надо, если человек начинает тратить на игру все свободное время. Опасным признаком является и то, что он отказывается от других занятий, общения и игнорирует свои обязанности, рабочие и по дому.

Последствия зависимости от компьютерных игр

У подростков возникают проблемы с учебной успеваемостью, они отказываются выстраивать социальные отношения, в ряде случаев идут на совершение преступлений, не могут отличить виртуальность от реального мира. У взрослых игровая зависимость от компьютерных игр может привести к разрушению семьи и карьеры, жены часто уходят от партнеров с такими проблемами, ведь поведение парня нередко напоминают действия ребенка. Система ценностей мужчин меняется, в ней больше нет места детям, браку, материальным достижениям.

Как бороться с зависимостью от компьютерных игр?

На ранних стадиях поможет ограничение времени или полный отказ. В этот период человек еще способен воспринимать реальное положение дел адекватно. Начиная со стадии привязанности, психологическая зависимость от компьютерных игр лечится только с помощью специалиста. Все что могут сделать близкие, это отвести подростка к нему, или уговорить взрослого человека посетить данного врача.

Компьютерная зависимость - сетеголизм

Если близкий человек слишком много времени проводит в сети, заводит там знакомства и просто занимается интернет-серфингом, возможно, речь идет об этой проблеме. Сетеголизм характеризуется появлением неряшливости, невыполнением своих рабочих и домашних обязанностей, появлением позиции, что только в виртуальности интересно. Человек часто начинает тратить деньги на покупку дополнительной техники, выходить в интернет постоянно. На ранней стадии помогут программы ограничивающие время доступа к сети, действия, направленные на появление других удовольствий в жизни.


Профилактика компьютерной зависимости

Не допустить развития проблемы помогут простые действия. Борьба с компьютерной зависимостью начинается с того, что близкие люди должны делать все, чтобы человек чувствовал себя комфортно и счастливо не только он-лайн, совместные прогулки, занятия спортом, беседы и наличие семейных традиций – все это относится к профилактическим действиям. Не менее важно установить время ограничения использования интернета, делается это при помощи специальных программ или по договоренности между партнерами или детьми и родителями.

Интересные факты о компьютерной зависимости

Хоть проблема и возникла относительно недавно, уже появилось несколько шокирующих случаев, которые наглядно показывают ее важность. Факты о компьютерной зависимости свидетельствуют, что подростки и взрослые могут пойти из-за этой болезни даже на убийство. Известно что:

  1. В Китае запрещены игры, где происходит нанесение телесных повреждений виртуальным героям, по мнению специалистов это провоцирует рост преступлений среди подростков.
  2. Американский подросток, расстрелявший учителей и одноклассников, был зависим от компьютера. Он не осознавал, что совершает убийство в реальности.

Компьютерная зависимость опасна, поэтому важно отслеживать, не страдают ли он нее близкие и друзья, да и самоконтроль при использовании интернета не станет лишним. При возникновении подозрения о наличие подобной проблемы, незамедлительно обращайтесь к психотерапевту. Положительный эффект начинает проявляться сразу после первого сеанса, лечение помогает, но нужно своевременно начать его.

Ребёнок и игровая зависимость

Игровая зависимость (азартные игры, компьютерные игры, зависимость от игровых автоматов)

Понятие игровая зависимость вошло в обиход современного человека в 1990-х гг. XX в. Зависимость определяется навязчивым стремлением оторваться от рутинных проблем и повседневных забот, спрятаться от реальности в виртуальном мире, улучшив тем самым свое эмоциональное состояние. Психиатры относят игровую зависимость к тяжелейшим эмоциональным расстройствам, называя ее специфической эмоциональной «наркоманией».

Сегодня компьютеры стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Взрослые люди работают за компьютером в офисе, компьютеры давно перестали быть диковиной дома. Постепенно к компьютерам пристрастились не только взрослые, но и дети. По мнению многих родителей, лучше пусть их дети проводят время дома, сидя за компьютером, чем на улице, в плохой компании без их присмотра. В итоге дети получают с разрешения родителей свободный и практически ничем не ограниченный доступ к компьютеру.

Компьютерные игры, появившиеся вместе с компьютерами, сразу нашли приверженцев как среди детей, так и среди взрослых. Сегодня техника достигла такого уровня, что появились достаточно реалистичные игры, оснащенные хорошей графикой, качественным звуком, которые привлекают огромное количество людей, превращают их в своих фанатов.

Многих детей младшего возраста перестали интересовать обычные игрушки. Они настолько увлекаются компьютерными играми, что стараются быстрее попасть домой, чтобы включить компьютер и окунуться в заветную игру. Школьники могут пропускать уроки только потому, что всю ночь играли и не успели подготовиться к занятиям, которые начинают иметь гораздо меньшее значение для них, чем прохождение нового уровня в любимой компьютерной игре. Увлечение компьютерными играми носит массовый характер среди школьников. Зачастую на переменах эта тема становится самой актуальной для разговоров.

Рассмотрим, какие факторы лежат в основе увлечения детей компьютерными играми.

Психологи считают, что потребность в игре свойственна всем людям на протяжении их жизни. Игра способна удовлетворить познавательную потребность ребенка, ведущую к получению удовольствия. С помощью игры моделируются различные жизненные ситуации, позволяющие приобрести определенные навыки и умения. Среди компьютерных игр есть множество логических и развивающих игр, которые помогают ребенку учиться мыслить, заставляют его думать, тем самым оказывают положительное воздействие на его развитие. Детское восприятие устроено таким образом, что с помощью игры ему легче овладевать новой информацией. Использование компьютерных игр ребенком должно быть в меру, не более одного часа в сутки , тогда это даст положительный результат и не нанесет ущерба другим сторонам его жизни. С помощью определенных компьютерных игр он может научиться считать, выучить алфавит, многие игры специально направлены на улучшение концентрации внимания, развитие памяти, воображения, творческого начала.

Однако если ваш ребенок всем другим развлечениям предпочитает компьютерные игры и проводит перед экраном монитора все свободное время, это может привести к многочисленным проблемам и трудностям. Если вашему ребенку еще нет десяти лет, а он часами играет в компьютерные игры, это может привести к замедлению его развития, как в физическом, так и в психологическом плане. Проводя большинство времени в сидячем положении, ребенок начинает вести образ жизни, лишенный необходимой для его возраста двигательной активности. Это снижает его физическое здоровье. Что касается психологического развития, то, приковывая себя к монитору, ребенок лишается живого общения со сверстниками, заменяя игры, позволяющие познавать окружающий мир, виртуальными играми, где все в корне отличается от действительности. Вследствие этого у ребенка формируется неправильное восприятие действительности.

Для детей младше десяти лет, по мнению специалистов, полезнее заниматься различными видами спорта, рисованием, музыкой. Важно помнить, что в этом возрасте у детей пока еще не сформированы окончательно процессы саморегуляции, поэтому им трудно соблюдать меру в играх, ограничивать время провождения за компьютером, они сбиваются с режима дня, могут забыть поесть, не вовремя ложатся спать.

Многие современные игры направлены не только на решение логических задач, но и несут некую эмоциональную нагрузку, которая и является основной причиной патологической зависимости от компьютерных игр. Все игры разные. Они различаются по содержанию и по жанру. Самые безобидные «игрушки» - это аркады, которые обладают несложной графикой и простым звуком. Такие игры созданы для того, чтобы убить время, поэтому зависимости не вызывают . Они быстро надоедают, так как построены на повторении одних и тех же действий. Ролевые игры представляют для детей гораздо большую опасность. В процессе игры ребенок как бы перевоплощается в виртуального героя и полностью погружается в его мир. Эти игры способны длительное время давать игроку ощущение реальности и удерживать его внимание.

Самую большую опасность для ребенка представляют так называемые стрелялки . Несмотря на то, что сюжет в этих играх обычно незамысловатый, вся игра строится на насилии. Эти игры пагубно влияют на психику ребенка, порождая в нем чрезмерную агрессию.

Дети настолько втягиваются в виртуальную реальность, что живой мир с его настоящими играми и увлечениями перестает их интересовать. А ведь в реальности существует немало задач, которые необходимо решить. Их невыполнение ведет в большинстве случаев к отрицательным результатам - плохим оценкам в школе, наказанию со стороны родителей. В виртуальном мире все гораздо проще. Сделанные ошибки можно исправлять путем повторного прохождения уровня.

У подростков к зависимости от компьютерных игр присоединяются еще и зависимости от азартных игр и игровых автоматов. Процесс привыкания подростка к игре происходит порой незаметно как для него, так и для его родителей. Игровая зависимость влечет за собой множество весьма пагубных последствий. Проявляются они не сразу, поэтому масштабы проблемы сразу оценить весьма сложно.

В группу риска попадают дети в возрасте старше десяти лет. Они уже обладают большей самостоятельностью, чем младшие школьники, одни выходят на улицу, их сложнее контролировать. В последнее время с развитием социальных сетей в Интернете к игровой зависимости присоединилась еще одна зависимость - это потребность в общении в он-лайн с незнакомыми людьми. Последствия этого тоже могут оказаться самыми удручающими. Подростки подвержены психологическому влиянию взрослых людей, поэтому внушить им можно все что угодно.

Если раньше замкнутость подростка в себе, отстранение от родителей и скрытность, на определенном этапе его развития считались психиатрами нормой, то сейчас это может быть связано с тем, что ребенок создает для себя собственный виртуальный мир и обособляется в нем, абстрагируясь от реальности. Расставание с этим миром, разрушение этого мира приводят подростка к тяжелым психологическим травмам.

Психологические факторы компьютерной зависимости

В компьютерные игры играют практически все дети и подростки, у которых есть доступ к персональному компьютеру. Однако не все дети страдают компьютерной зависимостью. Для ее возникновения существует ряд факторов. В компьютерной игре дети и подростки живут в своем мире, в который кроме них самих больше никто не имеет доступа. Все сцены и процессы довольно реалистичны, что позволяет им полностью абстрагироваться от реального мира. Виртуальность заменяет им реальную жизнь. Важным фактором является полное отсутствие ответственности. В игре детей привлекает возможность возвращаться назад и исправлять собственные ошибки, ведь в жизни это невозможно. Дети получают возможность принимать самостоятельные решения, не задумываясь о последствиях.

Чаще всего они попадают в зависимость от ролевых компьютерных игр. Если ребенок не может реализовать себя в жизни, то ролевые игры позволяют ему примерить на себя любой игровой персонаж и прожить его жизнь. Это могут быть супергерои - сильные, смелые, непобедимые, или злодеи - беспощадные и властные. Пропуская через себя роль игрового персонажа, ребенок получает возможность удовлетворить потребности, которые в реальной жизни ему удовлетворить не удается. Чем больше игра затягивает ребенка, тем отчетливее он начинает воспринимать различия между реальной и виртуальной жизнью. Со временем игра начинает компенсировать практически все его жизненные проблемы. Она позволяет ему расслабиться, отдохнуть, окунуться в мир приключений, снижает эмоциональное напряжение, если у него трудности в семье или в школе.

По статистическим данным, в современном обществе 10-14% людей, играющих в компьютерные игры, попадают под патологическую зависимость от них. В большей степени этому подвержены дети и подростки.

Характер эмоциональных нарушений, сопровождающих игровую зависимость

Игровую зависимость сопровождает ряд психологических симптомов. К таким симптомам относятся: чувство эйфории во время игры; сложно заставить себя остановиться; количество времени, проводимое перед монитором, постоянно увеличивается; семья и друзья отходят на второй план; не играя, человек чувствует, себя раздраженным, депрессивным, ему не хватает игры; возникают проблемы с учебой или работой. Возможно, игровая зависимость не так опасна, как, например, алкоголизм и наркомания, но тем не менее, она оказывает негативное влияние на развитие личности.

У игроманов наблюдаются эмоциональные нарушения, выражающиеся в повышенном уровне тревожности и депрессивности. Многие из них становятся раздражительными, эмоционально неуравновешенными, даже агрессивными. Зависимость проявляется в формировании устойчивой потребности в игре, которая никогда не удовлетворяется полностью. Мир игромана подразделяется на реальный и виртуальный. В реальном мире игроки чувствуют себя неуютно, наваливаются жизненные проблемы, от которых они хотят уйти. В виртуальном мире их настроение и эмоции существенно улучшаются. Также положительные эмоции у игроманов появляются и в предвкушении игры. Отходя от компьютера или игрового автомата, настроение снова ухудшается, вплоть до следующего момента, когда можно снова начать играть.

В реальном мире зависимые люди плохо адаптируются в обществе, у них множество различных проблем в семье, в школе. Этот мир скучный и трудный, в то время как виртуальный - полон приключений и вседозволенности. Именно поэтому выход из игры является болезненным для человека. Ему снова приходится сталкиваться с неприязненной ему реальностью. В связи с этим возникают негативные эмоции, падает настроение, ухудшается самочувствие. У человека постоянная потребность в игре, но полностью она не удовлетворяется.

Эмоциональные отклонения игроманов можно объяснить еще одной причиной. Скорее всего, они осознают бесполезность своего увлечения. За компьютером пролетают дни, недели, месяцы и даже годы. Осознавая бесполезность компьютерный игры, человек и себя начинает чувствовать бесполезным. Но остановиться он уже не может, так как психологически зависит от игры, она его тянет. Таким образом, возникает когнитивный диссонанс - противоречия между представлениями человека о нормальном образе жизни и самим образом жизни этого человека. Противоречие человека с самим собой вызывает сильнейшие эмоциональные сбои.

Отличительной эмоциональной проблемой игровой зависимости является принятие игроками ролей игровых персонажей на себя. Вообще принятие ролей в обычной жизни является познавательным процессом. Но в ситуации игромана он настолько вживается в роль, настолько ассоциирует себя с игровым персонажем - сильным, умным, могущественным, бессмертным, - что столкновение со своим реальным «Я», полной противоположностью виртуального героя, ввергает его в уныние. Психологи говорят даже о раздвоении личности, когда виртуальный мир настолько затягивает человека, что он теряет способность понимать, где он сам, а где игровой персонаж. Смена виртуального образа на реальный, который устраивает человека гораздо меньше, приводит к ухудшению настроения, депрессивной подавленности и другим эмоциональным расстройствам.

Виртуальный мир, в котором подростки проводят много времени, чаще всего слишком жесток, агрессивен и беспощаден. Виртуальный герой пытается противостоять этому миру, убивая виртуальных противников, которые хотят убить его. Чтобы победить врагов, герой наделен всеми необходимыми для этого качествами - умом, силой, ловкостью, экипировкой по последнему слову техники. Ассоциируя себя с виртуальным персонажем, подросток пытается перенести законы игры на реальную жизнь. Ему начинает казаться, что окружающие его люди настроены враждебно по отношению к нему, он чувствует себя уязвимым и незащищенным. Реальный мир начинает казаться ему более опасным, чем есть на самом деле. Такое состояние человека называется высоким уровнем тревожности личности.

Стадии формирования зависимости

Формирование игровой зависимости происходит не сразу. Ребенок постепенно втягивается в игру, проходя несколько стадий, прежде чем можно говорить о патологии. Рассмотрим все эти стадии.

Стадия легкой увлеченности

Ребенок знакомится с игрой. Он поиграл в ролевую игру всего один или несколько раз, она начала ему нравиться, он оценил звук, графику, сюжет, главных героев, попробовал управлять ими. Компьютерная игра позволяет имитировать реальную жизнь или отправляет ребенка в полный приключений фантастический мир. Дети очень часто мечтают быть супергероями, а игра дает им возможность попробовать себя в этой роли. Начиная играть, ребенок реализует потребность в принятии на себя роли выбранного им игрового персонажа. Поиграв в игру несколько раз, ребенок уже целенаправленно выбирает именно ее, он включает компьютер с целью поиграть в игру. Но на этой стадии процесс игры носит пока еще ситуационный, а не систематический характер. Потребность в игре, а тем более зависимость от нее еще не сформировались. Игра пока не представляет для ребенка значимую в его жизни ценность.

Стадия увлеченности

Переход ребенка на новую стадию формирования игровой зависимости сопровождается формированием у него потребности поиграть в компьютерные игры. Процесс приобретает систематический характер. Ребенок начинает стремиться к компьютеру. Если доступ к игре у него ограничен по каким-либо причинам, то он предпринимает активные действия, направленные на устранение этих ограничений.

Стадия зависимости

На этой стадии происходит изменение самосознания и самооценки ребенка. Зависимость может приобрести социализированную или индивидуализированную форму. В первом случае ребенок поддерживает контакт с другими фанатами такой же игры и получает от них поддержку. Для этого варианта выбираются сетевые компьютерные игры, позволяющие детям играть совместно с другими игроками и общаться между собой посредством сети Интернет. Мотивация в игре носит соревновательный характер. Такая форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем индивидуализированная. Во втором случае дети полностью отрываются от внешнего мира, перестают общаться со сверстниками, уходят от реальности в свой виртуальный мир, что часто приводит ребенка к различного рода психическим и соматическим нарушениям. В первом случае общение с себе подобными все же не позволяет полностью оторваться от реального мира, так как ребенок вращается в социуме.

Стадия привязанности

На этой стадии происходит снижение игровой активности. Ребенок начинает постепенно возвращаться в психологическом плане в нормальное состояние. Он начинает постепенно дистанцироваться от компьютера, но полностью отказаться от игры все же не может. Эта стадия по времени самая длительная, она может не закончиться до конца жизни человека. Несмотря на то, что компьютерные игры пришли в нашу жизнь сравнительно недавно, случаев полного излечения от игровой зависимости крайне мало. Если человек остановился в формировании игровой зависимости на одной из предыдущих стадий, то зависимость угасает довольно быстро.

Сегодня можно назвать два основных психологических механизма, способствующих формированию игровой зависимости. Это потребность в уходе от реальности и потребность в принятии на себя новой роли. Как правило, эти механизмы работают одновременно, но какой-то один может оказывать большее влияние на формирование зависимости, чем другой. Эти механизмы подразумевают под собой процесс компенсации жизненных переживаний и стрессов, поэтому они не будут работать, если у человека в жизни нет никаких проблем, он всем доволен и счастлив. Но таких людей крайне мало, поэтому большинство людей имеют потенциальную предрасположенность стать зависимыми от компьютерных игр.

Признаки зависимости

Существует ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок попал под игровую зависимость.

1. На все просьбы отвлечься от игры и отойти от компьютера реагирует острым эмоциональным протестом.

2. Если по каким-то причинам ребенку нужно отвлечься от процесса игры, он начинает злиться и раздражаться.

3. Ребенок не может точно определить, когда он закончит играть.

4. Ребенок постоянно требует у родителей денег на усовершенствование программного обеспечения персонального компьютера и на покупку новых игр.

5. Увлекаясь игрой, ребенок может забыть сделать уроки или выполнить свои домашние обязанности.

6. Режим дня сбивается из-за того, что ребенок постоянно сидит перед экраном монитора. Он не вовремя ест, поздно ложится спать, не может проснуться утром, его перестает заботить собственное здоровье, он забывает об элементарных правилах гигиены.

7. Чтобы продлить себе удовольствие и подольше насладиться игрой, ребенок начинает бороться со сном, злоупотребляя кофе или энергетическими напитками.

8. Ребенок начинает есть прямо за компьютерным столом, не отрываясь от любимой игры.

9. Во время игры в компьютерные игры у ребенка наблюдается эмоциональный подъем, улучшается настроение.

10. Общаясь со сверстниками, ребенок постоянно поднимает для обсуждения тему компьютерных игр, другие темы разговора перестают его волновать.

11. В то время, когда у ребенка нет возможности играть в любимую игру, он постоянно продумывает варианты прохождения следующего уровня, предвкушает новую победу, ждет с нетерпением возможности снова вернуться к монитору.

Эти признаки могут сопровождаться ухудшением здоровья ребенка. Из-за сбоя в режиме питания у него может нарушиться работа желудочно-кишечного тракта. Постоянное сидение в одной позе может вызвать боли в области позвоночника и лопаток. Компьютерное излучение раздражает глазные яблоки ребенка, что может привести к головной боли. Довольно часто игровая зависимость влечет за собой нервное истощение и возникновение бессонницы.

Родители должны контролировать общение своего ребенка с компьютером. Если вы стали замечать, что ваш ребенок начал завтракать, обедать и ужинать, не отрываясь от монитора; если проводит за компьютером целые ночи, а ложится спать под утро уже от бессилия; если он начал прогуливать школьные занятия ради того, чтобы поиграть в любимую игру; если он забывает об элементарных правилах гигиены - умыться, причесаться, почистить зубы, хотя раньше за ним такого не водилось; если он не знает, чем себя занять в случае, когда доступ к компьютеру невозможен, вам стоит серьезно насторожиться и задуматься. Все эти факты напрямую указывают на то, что он попал под игровую зависимость, и вам стоит обратиться за помощью к профессиональному специалисту. Очень часто родители пытаются самостоятельно бороться с проблемой, но натыкаются на мощное сопротивление со стороны ребенка. Чтобы избавить его от игровой зависимости, недостаточно простого родительского совета, нужно найти причину возникновения зависимости. Это может быть как из-за того, что у ребенка сложился комплекс неполноценности в реальной жизни, так и различные нервные расстройства, с которыми должен бороться специалист.

Но роль родителей в процессе избавления ребенка от этой пагубной привычки не менее велика. В процессе лечения ребенок постоянно должен ощущать заботу и поддержку близких людей. Его ни в коем случае нельзя оставлять один на один с его проблемой. Контакт с компьютером, Интернетом и игровыми автоматами, конечно же, необходимо исключить.

Родители должны осознавать всю тяжесть игровой зависимости и ее последствия для ребенка. Эту пагубную привычку можно сравнить со злоупотреблением алкоголем и табакокурением. Вряд ли вам будет приятно узнать, что ваш ребенок курит или употребляет спиртные напитки. Зависимость от игры не менее опасна для детской психики. Если не удалось предупредить возникновение зависимости, то необходимо найти в себе силы и обратиться к специалисту за профессиональной помощью. На кону стоит жизнь вашего ребенка, поэтому пускать это на самотек ни в коем случае нельзя.

Развитие игровой зависимости у детей можно предупредить. Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывают методы воспитания, которые приняты в каждой конкретной семье. Психологи выделяют четыре типа семей, использующих различные методы воспитания, в которых у детей может появиться игровая зависимость.

Тип: травмирующая семья

В такой семье ребенок ассоциирует себя либо с агрессором, либо, наоборот, с жертвой. Это отождествление сопровождается возникновением у него чувства стыда и беспомощности. Для того чтобы избавиться от этих неприятных чувств, ребенок пристращается к какому-либо объекту зависимости. Это может быть алкоголь, наркотики или компьютерные игры.

Тип: навязчивая семья

Родители в такой семье возлагают на своего ребенка слишком большие ожидания и надежды, с которыми он не всегда может справиться. Это заставляет его находиться в постоянном эмоциональном напряжении, так как он боится не оправдать надежд, которые на него возлагают близкие.

Тип: лживая семья

В такой семье ребенок теряет чувство реальности, он не может найти сою личность, испытывает чувство стыда и отчуждения.

Тип: непоследовательная семья

В такой семье взрослые члены семьи не могут договориться между собой о методах воспитания ребенка, поэтому каждый гнет палку в свою сторону. Правила поведения и воспитания меняются и придумываются на ходу, создавая у малыша большой эмоциональный дискомфорт.

Специалисты утверждают, что подростки, попадающие под игровую зависимость, чаще всего воспитываются в семьях, использующих негармоничные стили воспитания. Если в семье используется негармоничное воспитание, то, по мнению психологов, у ребенка в такой семье велика вероятность попасть в игровую зависимость. Это происходит потому, что члены семьи неспособны конструктивно разрешать конфликты и выходить из сложных ситуаций. Интересы членов семьи не согласованы, все члены семьи дистанцированы друг от друга, каждый сам по себе, поэтому им сложно прийти к единому мнению. В связи с этим у ребенка возникают сложности в общении со своими близкими, многие темы могут быть закрыты для обсуждения, он не воспринимает свою семью как единое целое и отстраняется от нее, закрываясь в своем виртуальном пространстве.

Родители в таких семьях, как правило, обладают высокой степенью тревоги за свою семью, которая выражается в напряженности, что делает выполнение семейных обязанностей непосильной задачей. Между членами семьи возникает недоверие, ослабляется эмоциональная связь, создается неблагоприятный эмоциональный климат. Сами дети оценивают поведение своих родителей как враждебное, авторитарное, непоследовательное и противоречивое. Между детьми и родителями нет душевной близости, привязанности, доверия. Дети, не находя в семье понимания и поддержки, становятся подозрительными и настороженными, иногда даже бывают враждебно настроены к окружающим. Они не знают, какой реакции на свои действия ждать от родителей, поэтому теряют ощущение стабильности в своей жизни, становятся неуверенными в себе, импульсивными, испытывают постоянную тревогу.

Противоположный стиль воспитания - демократический, считается наиболее приемлемым для развития личности ребенка. В семьях, практикующих подобный стиль воспитания, редко встречаются дети, зависимые от компьютерных и азартных игр. При демократическом стиле родители поощряют в своих детях ответственность и самостоятельность. Подростки вовлекаются в обсуждение семейных трудностей, их мнение учитывается в принятии решений, мнение родителей подлежит обсуждению. Родители требуют от своих детей адекватного поведения, но при этом чутко относятся к их желаниям и потребностям. В таких семьях царят справедливость и последовательность, твердость и дисциплина. Дети чувствуют ответственность за свое поведение, они самостоятельны, активны и инициативны. Родители гибко и рационально направляют поведение своего ребенка. Мотивы предъявляемых к нему требований всегда объясняются и обсуждаются, авторитаризм используется только в самых крайних случаях, в ребенке ценится не только послушание, но и независимость, правила и нормы поведения вводятся последовательно и четко, но и мнение ребенка всегда учитывается. В такой семье все ее члены ощущают себя единым целым, в отношениях сильны эмоциональное начало, взаимопомощь и поддержка друг друга.

Для того чтобы ребенок не попал в зависимость от игры, родителям прежде всего нужно обратить внимание на себя, на то, какая атмосфера преобладает в семье, какими методами они воспитывают своего ребенка.

1. Отношения в семье должны строиться на честности. Умейте признавать перед ребенком собственные ошибки.

2. Никогда не оскорбляйте чувства ребенка, не унижайте его или тех людей, которым он симпатизирует.

3. Станьте для своего ребенка верным другом. Пусть он будет уверен, что вы всегда ему поможете в трудную минуту, поддержите в сложной ситуации.

4. Постарайтесь, чтобы ребенок доверял вам любую информацию при любых обстоятельствах.

5. Если вы расстроены пристрастием ребенка к компьютерным играм, покажите ему, что вы искренне расстроены этим обстоятельством. Он должен видеть в вас не врага, а близкого человека, точно так же, как и он, нуждающегося в заботе.

6. В конфликтной ситуации, если вы вынуждены в приказном порядке запретить ребенку в данный момент играть в любимую игру, будьте последовательны. Не стоит идти на поводу и торговаться с ним. Четко заявите о своей позиции, объясните ее ребенку и потребуйте ее придерживаться.

7. Не ограждайте ребенка от компьютера совсем, ведь это неотъемлемая часть современной жизни. Однако ограничить время, которое ребенок может проводить за компьютером, стоит. Поставьте четкие рамки и неукоснительно их придерживайтесь. Допустимое время рассчитывается исходя из возраста вашего малыша. До пяти лет лучше вообще исключить компьютер из детского развлечения. До этого возраста процесс познавания мира может обойтись и без электроники. С шести лет можно начинать знакомить ребенка с работой на компьютере, но не больше 15-20 мин в день. Для подростка 10-12 лет это время не должно превышать двух часов в день, но не подряд, а с несколькими перерывами.

9. Поощряйте интерес ребенка к активным играм и занятиям спортом. Но не заставляйте, а именно поощряйте, чтобы он получал от этого радость и удовольствие.

10. Обращайте внимание на реальное общение вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы игра не заменила ребенку друзей.

11. Обсуждайте с ребенком игры, в которые он играет. Посоветуйте ему поиграть в логические и развивающие игры.

Не нужно воспринимать компьютер как источник вреда. Это часть будущей взрослой жизни вашего ребенка. Но постарайтесь контролировать, чтобы развлечение не перешло в серьезную психологическую зависимость. Если вы все же не уследили за этим процессом, упустили время, видите, что ребенка затянула игромания, найдите в себе силы принять этот факт и обратиться за помощью к специалисту.

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни. Задача взрослых - показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Но, тем не менее, родители продолжают бить тревогу. Вот одно из писем:

Всё было хорошо, но в конце года в октябре у меня заболел сын (студент 5 курса). Нервный срыв, компьтерная зависимость, сейчас лежит в психодиспансере. Там не лечат, а колят какие лекарства и убивают человека. Домой забирали сына, но справиться с ним не можем, он убегает из дома.
Сейчас не знаем с мужем, как жить дальше, как совмещать работу и следить за больным? С такой болезнью столкнулись впервые.

ЧТО ТАКОЕ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, И КАКОВО ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН ИГР НА ПОДРОСТКОВ?

В научном сообществе по сей день не утихают споры: причислять ли к разряду наркотической зависимости онлайн игры или нет. Большинство специалистов абсолютно за, что совершенно не удивительно. Игры по сети в последнее время захватили умы человечеста. Пользователей одной только знаменитой виртуальной игры MMORPG «World of Warcraft» уже более 4 миллионов человек в мире, причем это только люди, играющие на официальных серверах. Что же касается геймеров, использующих пиратские серверы, то их, пожалуй, еще больше. А ведь многие играют параллельно сразу в несколько онлайн игр, ежедневно часами просиживая за компьютерными играми. В чем же заключается опасность это невинного на первый взгляд развлечения?

Оно затягивает, у человека развивается игровая зависимость. Игроки забывают обо всем: забывают есть, спать, об обязанностях перед близкими, о детях. Взрослые игроманы теряют работу, поскольку оказываются не в силах прервать игровой процесс, чтобы пойти на работу, теряют семьи, поскольку виртуальный мир для них становится не менее реальным, чем настоящий. Но особенно пагубно влияние онлайн игр на подростков: студентов массово отчисляют из престижных вузов, за то, что они не приходят на экзамены – им некогда, они целой группой убивают монстра, не смея «подвести других», из отличников дети становятся двоечниками. За большие и вполне реальные деньги игроки приобретают виртуальные предметы друг у друга, «необходимые» в игре.

Чтобы «прокачать» своего виртуального героя они тысячами отправляют деньги на сервера, предоставляющие онлайн игры. Начинают выпрашивать, а потом и воровать средства, у родителей для начала. Очень хорошо, если человеку удастся вовремя опомниться и прекратить этот бесконечный игровой марафон. А если нет, если не сможет избавиться от зависимости от компьютерных игр? Куда его заведет игромания, во что выльется?

Чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким. Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д.

Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве. Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Итак, признаки интернет-зависимости у подростков таковы:

Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;
Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе;
Подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;
Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

Как избавиться от игровой компьютерной зависимости?

Инструкция

1. Для успешного избавления от компьютерной зависимости необходимо осознание самим человеком наличия проблемы. Поэтому приготовьтесь к долгим беседам. Не стоит терять терпение, если ребенок не идет на контакт. У человека, страдающего подобной зависимостью, резко возрастает агрессия и неприятие окружающего мира. Поэтому обратитесь за помощью к психологу. Или психотерапевту.

2. Возможно, специалисту будет проще вызвать подростка на откровенный разговор. Для успешного лечения разберитесь, почему зависимость возникла. Что вы о нем знаете? Очень часто ребенок погружается в компьютерные игры, страдая от одиночества. У него нет друзей, родители уделяют мало внимания. Реальный мир представляется сплошным негативом, и подросток ищет спасения в играх.

3. Оградите ребенка от возникновения стрессовых ситуаций. Это касается и вашего общения. Не требуйте невозможного, ваш ребенок болен и не сможет излечиться за один день. Для возвращения подростка к реальности, попытайтесь донести до него, что в этой жизни много положительных сторон.

4. Не пренебрегайте психологической помощью. Занятия в тренинговых группах помогут подростку наладить общение со сверстниками. Также после прохождения курса лечения, повысится самооценка, и, возможно, появятся новые увлечения.

5. Вспомните, до того как зависнуть перед монитором, ваш ребенок имел какие-то увлечения? Было бы неплохо, если бы вы предоставили ему возможность продолжить любимые занятия. Это могут быть любые виды спорта, танцы, пение, походы на байдарках или пейнтбол.

6. Ни в коем случае не отключайте интернет. Если подросток еще не готов к лечению, вы спровоцируете приступ агрессии, который может закончиться плачевно. Нередки уходы из дома и попытки суицида. Если ребенок уже проходит лечение под наблюдением психолога, лишение интернета может спровоцировать новый виток болезни. Подросток снова замкнется в себе, и вызвать его на откровенность будет сложнее.

Компьютерная зависимость у детей – это навязчивый, намеренный уход в виртуальную реальность с потерей прежнего интереса к другим обязанностям и занятиям. О компьютерной зависимости впервые стали говорить в начале 80-х годов прошлого столетия, однако многие специалисты до сих пор этот термин не вполне признают. Человек любого возраста или социального положения может стать жертвой компьютерной зависимости, однако самыми уязвимыми всегда будут дети. Современные малыши с самого раннего возраста общаются с компьютерами, и даже музыкальные игрушки напоминают визуально компьютеры.

Причины компьютерной зависимости у детей

Компьютеры сопровождают малышей всегда, даже успокоить становится простым делом, если включить простую игру или мультик и ребенок сразу затихает. Зачастую малыш видит, как за компьютером сидят мама и папа, а бывает, и спорят, кто его займет. Таким образом, компьютер для крохи становится объектом вожделения, а затем превращается в предмет, без которого очень сложно обойтись. Ведь, где можно найти любимые мультики или забавные картинки? Конечно в интернете. В школе также давно уже перешли на компьютеризированное обучение. Компьютер является помощником, однако может сослужить и негативную службу, превратив полезное общение в зависимость.

Малыш познает новый мир, общаясь с компьютером. Этот мир предстает для него таким понятным, предсказуемым и он по щелчку получает почти все, что захочет. И наступает такой момент, когда виртуальный мир становится более желанным, чем реальный.

Причины возникновения компьютерной зависимости связывают с пересиживанием за компьютером, увлеченностью графикой, сюжетами, мультиками. Компьютер позволяет малышу осуществлять все свои желания, например, агрессивным личностям в игре можно убивать и избивать людей.

На первоначальном этапе зависимости отмечается стадия легкой увлеченности компьютером, без особой настойчивой необходимости играть. Потом наблюдается переход в стадию увлеченности, когда фиксируется настойчивая потребность в игре и пребывании за компьютером. Малыш изо всех сил старается предпринять активные действия в осуществлении этого. Стадия зависимости характеризуется ощутимыми изменениями личности. Изменяются потребности детской личности, и игра уже полностью заменяет реальный мир. Игра становится необходимостью, превращаясь в наркотик. Отмечается еще такая стадия, как привязанность, когда потребность в игре насыщается, и спадает интерес.

Признаки компьютерной зависимости у детей

Выделяют следующие признаки компьютерной зависимости:

— агрессивное, яркое сопротивление в момент попыток отвлечь малыша от компьютера;

— эмоциональный, выраженный подъем, а также после контакта с компьютером;

— предвкушение предстоящей игры на компьютере затмевает все мысли и дела;

— нарушение внимания, падение успеваемости в школе;

— компьютерная зависимость не позволяет следить за временем, малыш засиживается до глубокой ночи и даже способен играть всю ночь напролет;

— все свои денежные сбережения малыш способен отдать, чтобы купить игры или оплатить интернет;

— отмечается нарушение в режиме питания, без еды малыш способен проводить за компьютером много времени;

— для поддержания себя в тонусе некоторые дети пьют кофе;

— наблюдается сужение круга интересов, с малышом сложно говорить на отвлеченные темы, не касающиеся тем компьютера;

— прежние занятия полностью обесцениваются, перестают представлять хоть какую-нибудь значимость;

— при препятствии долго просиживать за компьютером развивается , возникает раздражительность;

— при отнятии компьютера, ребенок превращается в злого, способного на угрозы и шантаж, требующего в агрессивной форме пустить к компьютеру.

Зависимость ребенка от компьютерных игр

Выделяют следующие факторы, способные вызвать патологическую компьютерную зависимость:

— конфликты с родителями, безнадзорность, отвержение малыша;

— недостаток внимания и ощущение покинутости, беспомощности у малыша;

— нахождение в постоянном стрессе, чувство подавленности и вины;

— домашняя обстановка не выступает местом защищенности и провоцирует либо к сбеганию из дома, либо просиживанию за компьютером;

— проблемы в школе (плохая успеваемость, конфликты, как со сверстниками, так и с учителями);

— сильные переживания из-за конфликтов и непонимания со сверстниками, которые являются всей жизнью; для ребенка одинаково мучительно: игнорируют ли его или издеваются морально;

— укрываясь в компьютере, малыш получает то, чего не хватает ему в реальной жизни, а также отвлекается от тяжелых дум, олицетворяя и представляя себя с персонажем – сильным, смелым, непобедимым.

Особую опасность из-за всех этих перечисленных факторов представляют собой онлайн-игры, в которых играющий является частью игровой группы или сообщества. В таких играх малыш создает для себя фантастического персонажа, определенной расы и с определенными способностями. Игрок выбирает себе новую личность и дает ей в новом обществе жизнь. Для ребенка на самом деле эта новая жизнь со своими победами, событиями, поражениями. Реальность виртуальная, но чувства испытывающие настоящие. Захочет ли мальчик, над которым издевались одноклассники в школе, выходить из виртуальной реальности, если тут он чувствует себя игроком наивысшего уровня, его боятся и уважают?

Профилактика и лечение компьютерной зависимости у детей

— проводить как можно больше времени с малышом, интересоваться его жизнью;

— прививать детям вкус к общим занятиям, общению, развлечениям, не имеющих ничего общего с компьютером;

— культивировать в семье спорт, творчество;

— не разрешать слишком рано овладевать компьютером, необходимо учить малыша развлекаться другими различными способами;

— знакомство с компьютером начинать лучше всего с 5 лет, однако без формирования компьютерной культуры;

— договариваться с малышом о четком регламенте работы за компьютером. Важно быть последовательным, и не уменьшать и не увеличивать оговоренное время;

— необходимо придерживаться принципа: нельзя малышу, значит нельзя и родителям;

— в случае если отец любит игры, и играет в них часто и подолгу, то очень сложно будет отучить свое чадо от компьютера. Малыш никогда не будет слышать слова. Он видит только поступки взрослых и если увлеченные родители — творческие люди, то у малыша стать таким же будет больше шансов;

— необходимо, чтобы малыш понимал, что компьютеры необходимы взрослым для работы, поэтому родители могут долго сидеть за компьютером;

— взрослым необходимо не препятствовать общению ребенка с друзьями вне дома;

— важно прививать вкус малышам к логическим, развивающим играм и играть вместе;

— не следует торопиться покупать малышу личный компьютер.

Компьютерная зависимость у детей — как с ней бороться? Не существует универсального рецепта в борьбе с зависимостью. Каждая зависимость имеет свою историю, с множеством участников (друзья, семья, одноклассники). С зависимостью очень сложно справиться, но это вполне реально.

Компьютерная зависимость у детей — рекомендации психолога:

— во-первых, следует признать существование проблемы и необходимость с ней бороться;

— признать проблему следует всей семье;

— нужно подготовиться к трудной, долгой, терпеливой работе;

— необходимо менять деятельность чада, приветствовать его любые успехи;

— уделять достаточное внимание малышу;

— отличать внимание от контроля, а также давления;

— при необходимости следует обращаться за помощью к психотерапевту, который увидит ситуацию со стороны; выявит проблему, которая привела к зависимости, и начнет работать именно с этой причиной;

— следует проявлять искренний интерес к малышу, интересоваться тем, что ему нравится. Пусть это будет даже компьютерная игра, но малыш поймет, что родителям на самом деле интересно, чем он живет и увлекается, а значит, интересен и он сам;

— взрослым следует установить непринужденные, доверительные отношения с ребенком;

— нельзя выбрасывать компьютер ребенка, от этого он станет еще злее;

— взрослым следует дозировать работу на компьютере и предварительно об этом договариваться.

Лечение компьютерной зависимости у детей осуществляет психотерапевт. Обращаться к нему следует в том случае, когда интернет-зависимость стала психическим расстройством.

Компьютерная зависимость у детей 12 лет нуждается в ограничении пребывании за монитором до 2-х часов в сутки, детям от 5 лет накладывается ограничение до 30 минут.

Лечение компьютерной зависимости у детей это трудный и долгий процесс, требующий участия родителей, а также самого ребенка. Необходимо осознать, что пустота, образовавшаяся в жизни ребенка после отказа от компьютерных игр, немедленно должна заполняться.

Для большинства семей это одно из тяжелых условий, когда родители вынуждены долго дома работать за компьютером. От компьютерной зависимости важнейшей мерой в спасении может выступить собственный пример. Если мама или папа часами будут проводить время в интернете, то и малыш будет попадать под такое же влияние.