Ролевая система и геймплей.

Квест «Забери его!»

Квест «Забери его!» — считается последним сюжетным квестом Fallout 3 . В ходе данного квеста, главному герою, вместе с Прайдом Братства Стали и защитой гигантского робота Либерти Прайма, нужно попасть в зал управления проектом «Чистота» и активировать очиститель.

Для удобства навигации, воспользуйтесь кратким содержанием :

Прохождение квеста «Забери его!»

Задание 1: Подготовиться к бою и доложить об этом стражу Лайонс.

Описание: Для начала выполнения квеста нужно решить все свои незавершенные дела, набрать боеприпасов и только после этого поговорить со стражем Лайонес. Она скажет главному герою, что прикрывать его будет весь прайд и Либерти Прайм и главное это дойти до очистителя, при этом не нарываясь на неприятности. После этого будет дана команда к началу штурма очистителя и гигантский лифт, с помощью которого Либерти Прайма доставляют на поверхность, будет запущен.

Задание 2: Следовать за роботом «Либерти Прайм» к очистителю.

Описание: Поднимаемся за всеми на поверхность, и выходим за ворота. Там нас уже поджидают братья по оружию во главе с Либерти Праймом, и солдаты Анклава, которые атакуют робота с винтокрылов. Задача перед нами поставлена простая, так что идем за Либерти Праймом и не высовываемся. В основном, главному герою придется наблюдать, как гигантский робот, прокладывает всем путь, но иногда и ему придется пострелять.

Задание 3 : Добраться до зала управления проектом «Чистота».

Описание: Уже подходя к музею Джефферсона, появится основное задание и дополнительное под названием «Проект Нечистоты», в этом задании главному герою предлагают выбор, поступить хорошо или отравить воду.

Вместе с остальными, продвигаемся к залу управления проектом «Чистота», делать это нужно через сувенирную лавку. По пути вам попадется множество солдат Анклава, а когда вы попадете в зал управления, к общему сожалению там уже будет находиться наш старый знакомый полковник Отем.

Задание 4: Взять под контроль зал управления комплекса проекта «Чистота».

Описание: Данное задание можно выполнить несколькими способами, например силовым, просто пусть за вас говорит ваша пушка, а можно и дипломатическим, используя красноречие можно убедить полковника в том что его дело не правое и отпустить его.

Задание 5: Активировать очиститель!

Описание: Несмотря на все простоту, задание очень тяжелое, ведь тот кто войдет в комнату управления, для включения очистителя, обратно уже не выйдет, все потому что в момент активации там будет смертельный -уровень радиации. Это задание можно решить несколькими способами:

  1. Позволить стражу Лайонс пойти самой — тогда страж Лайонс пойдет в зал управления и активирует очиститель, при активации она покачнется и упадет;
  2. Пожертвовать собой — в этом случае, у главного героя будет еще дополнительный выбор, можно будет отравить воду, тем самым выполнив квест «Проект Нечистоты». Если вы активируете очиститель сами, то после активации вы потеряете сознание;
    1. Отравление воды возможно только если вы не отдали ВРЭ старейшине. Итак если у вас есть на руках, модифицированный президентом Эдем ВРЭ, то можно его добавить в воду, тогда вирус уничтожит всех, кроме чистокровных людей и персонала Анклава;
  3. Попросить спутника — кто поумнее, мог заранее понять, что в конце потребуется сопротивляемость радиации и взять с собой спутника, которому радиация не почем. Если это так, и вы например взяли с собой Фокса, то можете попросить его активировать очиститель. Тогда Фокс зайдет в камеру, и вам нужно будет запустить шлюз, это произойдет только при условии установленного дополнения Broken Steel, если дополнение не установлено, то он откажется идти туда;
  4. Ни чего не делать — если выбрать такой пункт, то очиститель самоуничтожится и все останутся при своих, никаких плюсов Столичной Пустоши не прибавится.

Война. Война никогда не меняется.
Но мы, люди, можем

Редко какая игра становилась столь же культовой как Fallout. Игры, которые настолько затягивали, и даже через много лет заставляли некоторых игроков с упоением их переигрывать, можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем самое удивительное, что любовь к Fallout не была массовой истерией, не случайно же студия Black Isle, ответственная за его создание, уже давно канула в лету. Проект не принес ни разработчикам, ни издателю бешенных прибылей, что и неудивительно. В нашей стране, к примеру, кроме пиратских версий игры, на тот момент других и не было. Сам выход игры вообще никакого мгновенного массового спроса не породил, но постепенно вокруг этого имени образовался даже небольшой культ, который пережил и издателя и студию-разработчика. Даже по прошествии многих лет, в 2006 году 1С выпустила первое официальное локализованное издание, что свидетельствовало об интересе к игре и на тот момент. Трезво смотря на игровую индустрию, надо отметить множество великолепных RPG, вышедших с тех пор, но поскольку Fallout фактически был первопроходцем, предложившим большой разнообразный и нелинейный в прохождении мир, то для многих игроков старшего поколения именно эта игра стала образцом настоящей ролевой игры.

Свято место пусто не бывает, и после закрытия Black Isle права на Fallout быстренько перекупила Bethesda Softworks - еще одна культовая студия и создатель не менее культовых ролевых игр серии The Elder Scrolls. Сам по себе этот факт грозил перевернуть в будущей игре все с ног на голову, ведь Bethesda выпускала исключительно 3D-проекты, да еще и с видом от первого лица как в шутерах. Самые впечатлительные фанаты старого Fallout даже начали бить тревогу, мол, как же это без изометрии и пошаговой системы боя, даже петиции в Интернете собирали. Но, как оказалось, очень даже напрасно нервничали. Третья часть Fallout вышла не просто удачным идейным продолжением серии, но и новым образчиком настоящей эталонной RPG.

Сюжет

С чего начинается любая игра ролевого жанра? Правильно, с создания своего персонажа. Но еще никогда этот процесс не был таким необычным, интересным и одновременно таким же логичным. Знакомство с виртуальным миром Fallout начинается для нас в роли новорожденного младенца.


Открыв глаза, мы видим силуэт нашего отца, заботливо держащего нас на руках. «А кто тут у нас?» - спрашивает он, и на экране высвечивается меню выбора пола персонажа, а потом и конструктор нашего облика. Выбрали свой образ, и над нами склоняется лицо нашего отца, которое приобретает схожие с нами черты. Далее формирование нашего «я» происходит не менее интригующе. Мы побываем и в роли годовалого малыша, сбежав из манежа находим книгу S.P.E.C.I.A.L. и в ней распределяем очки главных характеристик. В десять лет мы побываем на праздновании своего дня рождения, получим прибор PitBoy 3000 и подержим в руках свое первое оружие - пневматическую винтовку, из которой даже убьем одного радтаракана. Последним испытанием в 16 лет нам послужит школьный экзамен КОЗА, после которого мы сформируем все оставшиеся умения и навыки и уйдем во «взрослую жизнь».

Буквально с первых минут, проживая моменты жизни детства нашего героя, приходит осознание того, что пред нами игра-шедевр. Загубить ее после такого необычного начала было бы очень сложно, и Bethesda действительно и дальше сумела удержать этот неповторимый стиль и атмосферу, в которую с самого начала погружаешься с головой. Первые наши самостоятельные шаги уже ставят нас перед выбором. Маленькая сцена в коридоре убежища 101 может разрешиться или разговором или дракой, а можно и вообще пройти мимо забияк, пристающих к девушке.


Внезапное исчезновение нашего отца ставит все с ног на голову в привычном устое небольшого коллектива убежища с тоталитарным режимом. Преодолев охрану и разобравшись с толпами радтараканов, мы выбираемся из подземного бункера на свободу, на бескрайние выжженные пустоши, по которым ветер гоняет радиоактивную пыль. Выбираемся туда, где нас ждет море приключений и опасностей.


Основная сюжетная линия построена на поисках нашего отца. Мы пытаемся выяснить, куда и зачем он ушел. По обрывкам данных нам известно, что путь его пролегал через город Мегатонну, который расположен недалеко от убежища. Основная нить повествования не сильно замысловата. Конечно же, нам никто не хочет помогать, и чтобы выудить информацию поначалу приходится работать на других или просто покупать сведения. Преследуя отца, мы попадем и в другое убежище, жители которого давным-давно живут в виртуальном мире. В роли строптивой злой девочки местным обществом управляет старый маразматик, который строит всем пакости и от этого получает удовольствие, пока его дряхлое тело доживает последние дни в капсуле.


Вытащив отца из этого плена иллюзий, мы с ним отправляемся в Ривет-Сити, где сплотив вокруг себя команду ученых реанимируем проект «Чистота», который когда-то в молодости из-за смерти нашей матери бросил отец. Нам предстоит помочь этой команде преодолеть последние трудности и запустить очистные сооружения, чтобы подарить пустошам чистую не зараженную воду. На пути этого станут не только злобные супермутанты, но и правительственные агенты Анклава.

Если не отвлекаться на побочные задания, то саму игру можно пройти до конца за несколько вечеров, и тогда у вас может сложиться непонимание, откуда же столько лестных отзывов про данный проект. Но на самом деле вся прелесть игры раскрывается, когда вы делаете шажок в сторону от основного повествования и сразу же окунаетесь в мир радиоактивных пустошей с запутанными социальными отношениями и различными тайнами.


В первом же нашем городе, Мегатонне, у нас есть возможность получить несколько побочных заданий. В целом относительно Oblivion города и селения в Fallout стали поменьше, количество NPC уменьшилось, но зато каждый проработан на славу. Даже если персонаж никоим образом не привязан ни к какому из квестов, с ним все равно интересно общаться. У каждого своя история, будь-то слегка чокнутый священник культа атомной бомбы, шериф с замашками ковбоя, гуль-бармен или скучающая куртизанка. У каждого свой характер и разнообразное отношение к нам.

Возможность непосредственно поучаствовать в жизни города возникает почти сразу же после входа в город.


При разговоре с шерифом можно узнать о невзорвавшейся бомбе, расположенной в центре города. И тут у нас снова есть выбор. Если вы хотите сыграть роль алчного «плохиша», то есть возможность пойти на сделку с респектабельным человеком в баре и взорвать эту бомбу вместе со всеми жителями, дабы очистить это место, которое мусолит глаза богатеньким заносчивым «дяденькам», считающими себя «пупами земли» и местной элитой. Вам не по душе такой план? Тогда подкачайте навык ремонта и разминируйте бомбу.


Как в первом, так и во втором случае нас ожидает определенное вознаграждение. Причем даже этот первый выбор дает понять, что в жестоком мире Fallout быть паладином и спасителем не так уж и просто. За разминирование бомбы нам хоть и дадут дом и небольшое вознаграждение, но если согласимся на подрыв, то наш куш будет намного больше, и здание мы получим потом самое большое. В общем, выбор за вами - алчность и желание наживы против иллюзорных в этом мире моральных ценностей.


Подобные ситуации, когда надо решать на чью сторону становиться, не редкость для игры. Но многие из них можно и вовсе попытаться решить мирным путем. Например, на юго-западе есть гостиница Тенпенни, где сложилось напряженное отношение между гулями и охраной. Опять же вариаций развития событий при нашем участии несколько. Хотите, помогаете гулям и вырезаете всех заносчивых снобов из гостиницы, или наоборот, получив задание от начальника охраны, разбираетесь с обнаглевшими созданиями, некогда бывшими людьми. Можно вообще схитрить, и завести гулей в ловушку. Но самое приятное, что при активном убеждении и старании данную ситуацию можно обыграть так, что никто не пострадает, и все будут мирно сосуществовать.


Еще один удачный пример вариабельности развития событий - решение ситуации с поселением Арэфу. Приводит нас сюда просьба девушки из Мегатонны отнести письмо ее родителям и брату, от которых нет вестей. Придя в селение, мы обнаруживаем в родительском доме трупы и узнаем про банду, нападающую на жителей. Спустившись в подземелья метро, мы находим их логово и получаем настоящий сюрприз. Перед нами предстает компания вампиров (или людей, таковыми себя считающими). Местные кровососы имеют свой кодекс и даже некое понятие чести. Оказывается, уцелевший брат такой же как и они и одержим нездоровой тягой к человеческой крови. Если хотите вычистить это злачное место - дипломатия оружия к вашим услугам. Но опять же, при старании можно вывернуться так, чтоб и брата увести и наладить мирные отношения между вампирами и жителями без единой капли крови.

Миссия миротворца не самое благодарное занятие, грабеж и убийства дела более доходноые. Но стоит помнить, что все наши поступки сказываются на отношении к нам других жителей пустошей. Хотя негативном рейтинге у нас появляются новые диалоги с некоторыми персонажами и возможность выполнить пару черных дел на кого-то из них. А вот при достижении славы защитника свои небольшие плюсы тоже будут. В Мегатонне к нам будут подходить простые жители дарить еду, изредка и боеприпасы. Как говорится, мелочь, а приятно.

Про задания в игре можно рассказывать бесконечно, но в целом тенденция такова, что вначале у нас полно побочных квестов, которых можно нахвататься в Мегатонне, а потом уже все зависит от нашей тяги к исследованиям. Даже самые заброшенные места пустоши хранят некие тайны и чьи-то истории. Причем все это можно и не заметить. Яркий пример этому - селение людоедов, которое мы пробегаем вместе с отцом по пути в Ривет-Сити. Пару домиков, где живут милые дружелюбные люди, которые так и светятся гостеприимством. А вот сосед у них сумасшедший беспокойный дедушка, несущий всякую чушь. Но если прислушаться к его словам и, украв у хозяев ключи, проникнуть или в сарай или в подвал, то нам откроется истинная сущность приветливых жителей, которые лакомятся человечиной.

Тема людоедств в игре вообще довольно сильная. Тех жителей городка можно понять, ведь подобный образ жизни был навязан их родителями, которые только благодаря такому поведению смогли пережить тяжелые времена после ядерной войны. Да и на пустошах можно встретить группу охотников, которые явно не животных выслеживают. Если вас не смутит данное поведение, то вы можете при повышении уровня выбрать способность людоедства и потом втихаря после боев восполнять свои жизненные силы, поедая останки поверженных врагов.

Игра вообще не гнушается запретных тем. Наркотики и прочие стимуляторы здесь самое обычное дело. Но это и вполне естественно, тяжелые времена тяжким бременем ложатся на плечи людей и многие решают проблемы уходя от реальности. И естественно, что в мире разрушенных иделов и ядерного постапокалипсиса это будет норма жизни. Не будем забывать, что подобные вещества в игре дают и нам временный бонус к разным навыкам, но при частом употреблении образуется зависимость от них. Даже простая бутылка виски добавляет харизмы, что помогает для убеждения NPC. Встретим мы в наших путешествиях и наркоторговцев и производителей, а при желании некоторым «подсевшим» на химию сможем даже помочь, переубедив их употреблять эти вещества.


Еще одной запретной для западного общества темой в игре выступает расизм. После ядерной катастрофы часть людей превратилась в изуродованных мутантов-гулей, которые вызывают отвращение и ненависть со стороны многих обычных людей. Эта тематика очень ярко выражена во многих событиях и даже в простых отношениях между разными персонажами. Мы же можем либо принять общую поверхностную точку зрения, либо же проявить нормальное человеческое отношение к этой категории обитателей пустоши.

Не только тематика социального, но и политического противостояния в игре представлена очень ярко. Правительственная организация Анклав вещает однотипные политические лозунги о сильной Америке на своем пропагандистском радио, ее роботы-шпионы бороздят просторы выжженных земель. Эта организация вмешивается в процесс восстановления очистного механизма для проекта «Чистота». С другой стороны есть реальная сила, которая занимается поддержанием порядка - Братство Стали.


Стоит упомянуть и «Новости Галактики», на волнах которого выступает забавный ди-джей Тридогнайт, являясь голосом «Светлой стороны» и Братства Стали. Кстати и про наши добрые поступки на волнах этой радиостанции тоже буду рассказывать. Спасли парочку селений и помогли кому-то, ожидайте через денек-другой хвалебные упоминания о своей персоне на радио. Хотя и при дурной славе вас тоже могут там отметить, но уже в негативном образе. Кроме этого в игре полно различных и мелких организаций или интриг между отдельными людьми. К примеру, в Ривет-Сити идет борьба за место в совете, и мы на свое усмотрение можем ввязаться в небольшую политическую игру по поиску компромата.

Жизнь в игре с одной стороны кипит, с другой же стороны имитация жизни отдельных NPC в больших селениях выглядит однотипно (но эта черта всех игр серии TES). Хотя есть и неожиданные приятные сюрпризы, например можно помочь одной влюбленной девушке в Ривет-Сити и мы станем свидетелями небольшой свадебной церемонии.


Но в большинстве своем игровые персонажи строго привязаны к небольшой территории. Исключения составляют торговые караваны, редкие группы бандитов или изгнанники Братства Стали. Эти NPC бродят по пустошам и могут взаимодействовать между собой. Бандиты или мутанты могут напасть на караван, изгнанники будут уничтожать всех мутантов и животных на своем пути.


Если поначалу нам встречается множество персонажей, предлагающих выполнить то или иное задание, то постепенно наступает момент, когда таких поводов почти не возникает. Дело в том, что основной сюжет хоть и заставит побегать по разным локациям, но это лишь небольшая часть всей территории. В определенный момент придется в буквальном смысле отправиться на поиски приключений, двинувшись на изучение неизвестных мест. Собственно самих приключений долго искать не надо, пустоши наводнены зверьем и мутантами, а развалины селений бандитами-рейдерами. Другое дело, что тут уже возникает дефицит интересных квестов с множеством вариантом развития событий.

Еще одной характерной чертой игры является возможность немного «повалять дурака». Вместо обыденных разговоров разные варианты ответов изобилуют шуточками, благодаря которым диалоги читать уже не скучно, как порою бывает в некоторых играх.

Ролевая система и геймплей

Разработчики очень интересно связали трехмерный мир с видом от первого (или третьего) лица с ролевой и боевой системой старого Fallout. Все управление характеристиками и инвентарем ведется из меню нашего электронного помощника - PitBoy. Ролевая система S.P.E.C.I.A.L. перекочевала сюда из прошлых игр. У нас есть 7 главных параметров, очки которых мы распределяем вначале игры, но и потом можем накинуть бал-другой после приобретения нескольких новых уровней.


По мере развития мы приобретаем новые таланты, среди которых есть весьма любопытные. Кроме «перков» прокачивающих меткость или умение владения различным оружием и прочие привычные вещи, можно приобрести талант «Друг животных» (дикая живность пустошей теряет к вам интерес и перестает нападать), или, к примеру, «Бешенство ботаника» (в случае падения вашего здоровья ниже 20% у вас повышаются параметры защиты и урона), есть даже и каннибализм, про который уже упоминалось выше.


К сожалению, максимальный уровень ограничен двадцатым. Хотя если вы не сильно углубитесь в исследование пустошей, то вы его на самом деле и не достигнете.

Что касается нашего электронного помощника PitBoy, то он является этаким коммуникатором, предоставляющим всю информацию. В его же меню мы выбираем и комбинируем разные предметы и оружие инвентаря. Сам этот элемент управления выполнен как часть реального мира, корпус его освещается в зависимости от положения светила и времени суток: ночью он темный, на ярком солнце экран отсвечивает.


При большом количестве вещей прокрутка их списка для поиска не совсем удобна, да еще и количество наименований на экране изначально мало. Но этот мелкий недостаток достался игре от игрового меню Oblivion.

Пошаговый игровой процесс исчез, но не совсем. Есть система V.A.T.S., которая во время паузы позволяет выбрать конкретные части тела, которые наш герой будет атаковать. При этом высвечивается шанс попадания и сразу же видно, какие повреждения при этом будут нанесены.


Количество выбранных действий в таком режиме зависит от соответствующих очков. Но можно вести бой и в реальном времени, как в обычном шутере. Правда, так игра значительно теряет свою привлекательность. Оптимальным вариантом является сочетание V.A.T.S. и боя в реальном времени. Во время паузы можно попытаться поразить самые уязвимые места врага, а по окончании очков действия добить противника в реальном времени. В режиме V.A.T.S. очень низкая вероятность попадания через кусты или если враг почти скрыт за углом. В такой момент лучше пару раз выстрелить в режиме real-time, а когда враг полностью покажется, в паузе сосредоточить весь огонь по голове или другим смертельно уязвимым точкам. Сама точность попадания зависит и от удачи и от навыка владения конкретным оружием. Чем ниже эти параметры, тем больше пуль будет лететь мимо, и, соответственно, чем выше, тем точнее выстрелы и больший урон они наносят.

Даже прожженные любители шутеров будут обращаться к V.A.T.S хотя бы ради зрелища, которое начинается после распределения действий, а именно видеоролик, демонстрирующий процесс отстрела выбранных целей. В замедленном режиме мы наблюдаем, как наше оружие наносит удары по противнику, как хлыщет кровь и отлетают конечности. На удивление действие всего оружия напоминает разрывные пули и критическое опадание или последний выстрел легко разносят в щепки голову или даже разрывают тело на части. При этом камера любит удачные (но не всегда) ракурсы, с кинематогрофичной тщательностью демонстрируя нам все это с разных углов.


Оружие подвержено износу и периодически его надо ремонтировать. Кроме огнестрельного и лазерного оружия есть возможность использовать различные мины. Находя чертежи, мы можем из различного хлама создавать совершенно новое необычное и эффективное оружие. Припрятаны в игре и особые экземпляры с повышенными характеристиками. В Историческом музее можно найти мощное ружье Линкольна, а на севере среди холмов, где находится разбитая летающая тарелка, у мертвого инопланетянина есть мощнейший бластер.

Кроме оружия и дипломатии в игре есть занятия для любителей взламывать замки, секретные двери или даже компьютеры. Во многих ситуациях это может значительно упростить процесс прохождения. Сильный боец с низким навыком взлома не сможет открыть дверь комнаты управления охранной системой, а слабый персонаж, но с прокачанным навыком взлома и хакерства, пробравшись в эту комнату, перепрограммирует турели или охранных роботов, которые за него сделают всю кровавую работу. Примеров таких ситуаций возникает довольно много в разных бункерах и убежищах. Почти что полная свобода действий в зависимости от того, какого персонажа вы развиваете.

Отдельное восхищение нужно выразить о системе взлома компьютерных систем. В отличие от многих других игр, к примеру, аркадной мини-игры Mass Effect , тут у нас процесс намного интереснее. Нам предстоит подобрать соответствующий пароль среди слов, которые можно различить в куске кода открытого на экране. Есть всего четыре попытки, с каждой мы видим, сколько букв из выбранного ключевого слова соответствует паролю, и таким образом пытаемся его вычислить.


В наших путешествиях мы будем не одни. На старой свалке можно встретить пса, который станет нашим спутником в приключениях. Так же периодически в разных заданиях нам будут встречаться люди, с которыми мы можем временно объединиться. Тут, кстати, можно схитрить, ведь если мы с ними не придем к финальной точке выполнения их миссии, то они будут бегать с нами по всей карте. Некоторые игроки таким образом умудряются собрать настоящую команду до шести человек и всей этой группой проходить основной сюжет, тогда все стычки с врагами не представляют никаких проблем.

Графика и звук

Игру выделяет фирменный стиль и такой же своеобразный дизайн. От иконок меню до фигурок роботов в духе ретро-фантастики, разбитых машин 60-х и компьютерной техники 80-х. Собственно все это в сочетании со вкраплениями иронии и черного юмора и является визитной карточкой Fallout. И всю эту атмосферу разработчики не только бережно сохранили и перенесли, но и придали ей новый шарм благодаря отличной визуальной стилизации.

Графический движок Oblivion уже не новый, но вполне выдает приличную картинку. А в Fallout 3 из него похоже выжали весь максимум. Несмотря на скудные, вроде бы, пейзажи среди серых полей, обуглившихся деревьев и сухой травы игра смотрится красиво и современно.


Отдельное восхищение вызывают величественные картины разрушенных городов, особенно на фоне заката или рассвета.


Столичная пустошь - это бывший Вашингтон, и многие архитектурные строения скопированы с реальных прототипов. Их величественные силуэты как фон былого величия возвышаются над остальными руинами.


Внутренние помещения может и не хвастают высокодетализированными текстурами, зато пробивающийся сквозь окна, доски и щели свет выглядит отлично, да и обволакивающая пыль смотрится не менее эффектно.


Активное использование HDR-эффектов и parallax mapping создают немного пластиковый и неживой внешний вид. Но для данной игры это не минус, а даже плюс. Необычный внешний вид отлично вписывается в общую стилистику, ведь игра не пытается нагнать тоски мрачными пейзажами как S.T.A.L.K.E.R.

Системные требования подросли относительно Oblivion, что и неудивительно, картинка то стала более детализированной, хотя очень высокими их все равно не назвать. Для комфортной игры в 1280х1024 достаточно и Radeon HD 4670.

Музыкальное сопровождение в игре выполнено на очень качественном уровне, различные композиции отлично подчеркивают разные игровые моменты, а в некоторых пафосных мелодиях отлично узнается типичный стиль музыки из TES. Но действительно неизгладимое впечатление производит радио «Новости Галактики». Шикарные мелодии 60-х годов великолепно вписываются в общий антураж, а от забавных радио-спектаклей о похождениях парочки искателей приключений не оторваться. И все это великолепие мы можем услышать на родном языке в отличной озвучке благодаря качественной локализации компании 1С, за что ей огромное спасибо. Давно уже эта компания не радовала такой отличной работой, ведь здесь голоса актеров подобраны просто замечательно, чего стоит только один харизматичный Тридогнайт.

Итоги

Fallout3 можно считать лучшим образцов современной action-RPG, причем именно со ставкой на качественную разветвленную ролевую составляющую. В последнее время большинство проектов стараются делать максимально зрелищными и незамысловатыми. Небольшое количество размышлений, минимум острых социальными проблем, зато максимум действия и кучу спецэффектов и киношности. Воплощением такого идеала стал Mass Effect, игра захватывающая, но поверхностная и одноразовая по своей сути. Единственным представителем «старой школы» был прошлогодний «Ведьмак». Но Fallout 3 всех их сдвинул с пьедестала. Большой игровой мир, полный приключений и загадок с огромной свободой действий. Задания необычны и почти каждое имеет множество вариантов прохождения. NPC хоть и не очень много, но зато каждый выделяется своей харизмой. Каждое поселение - это свой небольшой уникальный социум, своя история, свой мирок. Нетипично острые для игр социальные конфликты и проявления - рабство, расизм, наркомания, даже проблема самоопределения искусственного интеллекта! И все это в своеобразной яркой зрелищной обертке с долей ироничности и зарядом своеобразного «ядерного» позитива. Fallout 3 - игра необычная, запоминающаяся и затягивающая. Но, к сожалению, некоторым современным игрокам проект может прийтись не по душе. Те, что помоложе, привыкли к линейности и зрелищности, те, что постарше, просто хотят отдохнуть. А Fallout 3 это игра, в которую уходишь с головой, забыв про время, и где требуется спрыгнуть со стремительного поезда основного сюжета, мчащего нас по прямым рельсам к скорому финалу, ведь на самом деле игра не проходится за день и на исследование Столичной пустоши может уйти и месяц. Так или иначе, но Fallout 3 уже вписан золотыми буквами в список великих игр, которые будут помнить и которые станут символом своей эпохи.

Прохождения квестов помещены в спойлеры, дабы те, кто не хочет случайно заранее прочитать и узнать что-то лишнее, не испортили бы себе удовольствия от игры.

Список квестов:

След в след (Following in His Footsteps)

По выходе из убежища 101 начинается история поисков отца героя, Джеймса, ушедшего оттуда в неизвестном направлении. Первым делом вам предстоит обследовать ближайший город Мегатонну, описание которой, даже с фотографиями, имеется в терминале смотрителя убежища 101.

В Мегатонне каждый встречный назовет вам владельца салуна, Колина Мориарти (Colin Moriarty), как наиболее информированного обо всем жителя. Мориарти в самом деле кое-что известно, но выбить из него что-либо не так-то просто. Узнать о том, куда направился папа, можно несколькими способами:

  • Доболтаться с Мориарти до топика про то, что отец все время рассказывал про Колина (ложь), и, если навык красноречия вашего персонажа высок, то Колин может поверить и сказать правду бесплатно.

Так или иначе вы узнаете, что папа отправился на радиостанцию "Новости Галактики" (Galaxy News Radio). Самый приемлемый маршрут до радиостанции: следуйте к "Супермарту" и переходите по мосту через Потомак к станции метро Фаррагут-вест (Farragut West Metro Station), а далее придется пробираться под землей, по заброшенным туннелям. Смотрите почаще на карту в пип-бое. Через метро Фаррагут-вест вы попадете на станцию Тенлитаун/Френдшип (Tenleytown/Friendship Station), оттуда есть выход на Чеви-Чейз - север (Chevy Chase North). Там вы встретите в развалинах отряд солдат Братства Стали под командованием Сары Лайонс (Sarah Lyons). Она поведет своих сквозь орды супермутантов вперед, к радиостанции, а вы можете просто следовать за ними в отдалении и наблюдать. Будьте осторожны, поскольку напоследок на сцену у здания радиостанции выйдет супермутант-бегемот, размахивающий пожарным гидрантом. Проще всего его расстрелять со второго этажа развалин напротив. После этого вам следует снять с тела погибшего солдата "Толстяк" (Fatman).

Поговорите по интеркому с рыцарями Братства, находящимися внутри, они откроют дверь в здание, когда убедятся, что вокруг все безопасно. Поднимайтесь на второй этаж к диджею Тридогнайту (Three Dog), разговор с ним о том, куда же направился отец от него, сведется к следующим вариантам:

  • С достаточно высоким навыком красноречия вы сумеете убедить Тридогнайта, что когда вы найдете папу, тот сможет помочь Светлой стороне, при этом вы пропустите квест Радио "Новости Галактики" и сразу начнете Гонку преследования.
  • Если вы окажетесь недостаточно убедительны, то Тридогнайт попросит достать для радиостанции тарелку с лунохода Вирго II из Технического музея (квест Радио "Новости Галактики") в обмен на информацию об отце.

Примечания: Если вам удалось убедить Тридогнайта, поговорите с ним еще раз, он предложит в обмен на тарелку лунохода Вирго II сведения о старом складе боеприпасов в тайнике Гамильтона (Hamilton"s Hideaway) и ключ от него. Тот же ключ Тридогнайт предложит и в случае, когда сведения об отце были получены вами без его подсказки.

Этот квест может быть пропущен полностью или частично - вы можете попасть сразу к Тридогнайту, не разговаривая с Мориарти, или можете найти заметки по проекту "Чистота" в мемориале Джефферсона (Jefferson Memorial), или побеседовать с доктором Ли в Ривет-Сити, или случайно проникнуть в убежище 112 (Vault 112), где Джеймс томится в неволе.

Если вы не пойдете к Тридогнайту как положено по квесту, а сначала поговорите об отце с доктором Ли в Ривет-Сити, то вам придется в одиночку расправляться со всеми супермутантами и бегемотом на Чеви-Чейз, без помощи Братства Стали, где также не будет павшего солдата с "Толстяком".

Радио "Новости Галактики" (Galaxy News Radio)

Из-за того, что какой-то безмозглый супермутант решил ради прикола пострелять в блестящую фиговину на монументе Вашингтона, радио "Новости Галактики" стало повсюду очень плохо слышно, а вы получаете от диджея Тридогнайта задание достать тарелку с лунохода Вирго II (Virgo II Dish) из Технического музея за то или иное вознаграждение (см. выше).

Добраться от радиостанции до Технического музея можно например так: выходите из здания через запасной выход на Дюпон-серкл (это только выход, но не вход), там пробираетесь через обрушенный автомобильный туннель (Collapsed Car Tunnel) на станцию Дюпон-серкл (Dupont Station), оттуда попадаете в Метро-центр (Metro Central), где есть два выхода на Молл, восточный из которых ведет прямо к дверям музея. Во время этого путешествия вам встретятся рейдеры, дикие гули и супермутанты. Причем на Молле и в самом музее последние кишат в изобилии...

С помощью информационных терминалов вы узнаете, что луноход Вирго II расположен в западном крыле Технического музея. Кстати, в атриуме музея вы можете заметить некую необычность в терминале напротив входа и начать скрытый квест о поисках доли добычи Джиггса, припрятанной Праймом (). Минимально тут можно через демонстрационный зал убежища Волт-Тек добраться до двери в западное крыло и прорваться там через зал с ракетой "Дельта IX" к луноходу с искомой тарелкой, а максимально - обшарить весь музей. Помощью будут три стелс-боя, что лежат в разных местах атриума - один внизу за обломками самолета и два наверху.

Снятую с лунохода тарелку нужно установить на момументе Вашингтона (The Washington Monument), который находится тоже на Молле, но западнее. По Моллу бродят многочисленные супермутанты, однако всех их убивать не обязательно - проще тихо прокрасться к монументу, охраняемому Братством Стали. Чтобы попасть внутрь, вам следует ввести в терминале системы безопасности пароль, выданный Тридогнайтом в начале квеста. Далее поднимайтесь на лифте на самый верх, устанавливайте тарелку с лунохода и активируйте ретранслятор радио "Новости Галактики". Теперь радио прекрасно слышно по всей Пустоши и Тридогнайт по вашем возвращении выдаст обещанную награду - если это была информация об отце, то он скажет, что папа направился в Ривет-Сити навестить доктора Ли, а если про старый склад боеприпасов, то назовет тайник Гамильтона (Hamilton"s Hideaway) и отдаст ключ от запертой решетки.

Примечания: На радиостанцию можно прийти по наводке Колина Мориарти, но также можно начать этот квест и без разговора с ним, если вы обнаружите здание радиостанции на Чеви-Чейз случайно.

Этот квест может быть пропущен полностью или частично - вы можете сразу найти заметки по проекту "Чистота" в мемориале Джефферсона (Jefferson Memorial), или побеседовать с доктором Ли в Ривет-Сити, или случайно проникнуть в убежище 112 (Vault 112), где Джеймс томится в неволе.

Если вы получите информацию об отце уже после согласия выполнить это поручение Тридогнайта, но без его участия, то диджей все-таки отблагодарит вас - ключом от склада боеприпасов.

Гонка преследования (Scientific Pursuits)

Кроме варианта получения информации от Тридогнайта о том, куда отправился Джеймс, этот квест можно начать в разговоре с доктором Мэдисон Ли (Madison Li) в Ривет-Сити или отыскав заметки Джеймса по проекту "Чистота" в мемориале Джефферсона (Jefferson Memorial).

Добраться до Ривет-Сити проще всего по восточному берегу Потомака, следуя от жилища Дукова (Dukov"s Place) на юг, ставший поселением авианосец вы не пропустите. В самом Ривет-Сити идите по указателям в научную лабораторию (Science Lab), там вы встретите доктора Ли (и не забудьте прихватить пупс Интеллект на столе). Она скажет, что Джеймс здесь был и пытался увлечь ее идеей возрождения их давнего совместного проекта "Чистота", однако ничего не добился и ушел в старую лабораторию, что в мемориале Джефферсона. Дополнительно от доктора Ли можно узнать много нового о родителях персонажа и о проекте "Чистота", также в ее номере на верхней палубе имеются три голодиска - Журнал проекта "Чистота": записи 1, 3 и 5.

Ликвидировав шастающих вокруг мемориала супермутантов, заходите внутрь через дверь в музей Джефферсона и магазин сувениров (Jefferson Museum and Gift Shop). Строго по квесту необходимо побывать в ротонде (Rotunda) и забрать с панели дополнительной фильтрации голодиски, оставленные Джеймсом - личные заметки по проекту "Чистота": записи 5, 8 и 10 (квестовая, ее нужно прослушать!). В заметках речь идет о разработке Станислауса Брона, ГЭККе (Генератор Эдемских Кущ Компактный), модуле терраформинга, способном создать жизнь из неживого. Оказывается, папа отправился на поиски возможно сохранившихся материалов Брона в убежище 112, к которому тот был приписан. Про это убежище известно только то, что оно находится в месте под названием Эвергрин-Миллс и хорошо замаскировано под гараж. На карте в Pipboy добавится метка, так что с нахождением гаража Кейси Смита (Smith Casey"s Garage) особых проблем не должно возникнуть.

В подвале мемориала Джефферсона вы можете отыскать еще несколько голодисков, еще более проясняющих события и добавляющих атмосферы:

  • в операционной, где скончалась мать персонажа, записи 7 и 8 журнала проекта "Чистота", сделанные перед бегством Джеймса в убежище 101;
  • в бывшей комнате родителей персонажа личные заметки по проекту "Чистота": начальная и записи 1, 2 и 3, сделанные после возвращения Джеймса, а также запись голоса Кэтрин (Счастливая пора).

В гараже Кейси Смита нужно разобраться с радтараканами и кротокрысами, далее открыть вход в полу выключателем и пройти до двери в Убежище 112, за которой опоздавшего на 202,3 года персонажа встретит робомозг, вручит фирменный комбинезон убежища, попросит надеть его и занять свободный шезлонг Трэнквилити (Tranquility Lounger). После этого квест завершится и начнутся приключения в виртуальной реальности.

Примечание: Этот квест может быть пропущен полностью или частично - вы можете найти заметки по проекту "Чистота" в мемориале Джефферсона до беседы с доктором Ли в Ривет-Сити или случайно проникнуть в убежище 112 (Vault 112), где Джеймс томится в неволе.

Трэнквилити-Лейн (Tranquility Lane)

В Убежище 112 вы наконец найдете папу - сидящего в одном из шезлонгов Трэнквилити, но, к сожалению, достучаться до него не получится, ибо он будет неотрывно смотреть в экран монитора, на котором промелькивают чистенькие уютные домишки, дорожки и прочее. Точно такая же ситуация и с сидящими в других шезлонгах. Вы можете посмотреть их состояние на терминалах, можете даже найти самого Брона в комнате Смотрителя, однако это мало что даст и вам все равно придется занять свободный шезлонг, после чего вы окажетесь в виртуальной реальности - на тихой довоенной Трэнквилити-Лейн. Все вещи исчезнут, вы увидите себя ребенком лет десяти, а вместо привычного Pip-Boy на руке окажутся обычные часы, остановившиеся на 2:55...

Местные подскажут, что вам следует подойти к девочке Бетти (Betty), мирно поливающей цветочки на клумбе в центре. Бетти же за ответы на вопросы потребует ее развлечь, что впрочем, делать не обязательно (альтернативу см. ниже).

Первое желание Бетти таково - чтобы вы довели Тимми Нейсбаума (Timmy Neusbaum) до слез. Как этого можно добиться:

  • просто поколотив Тимми, кулаками или скалкой, найденной в доме Роквеллов;
  • убедив Тимми, что его родители разводятся из-за него (красноречие!);
  • показав ему брошюру военного училища, что лежит на столе в их доме, тем самым он уверится, что родители хотят его туда отправить и зарыдает;
  • убив одного из родителей Тимми (или обоих) - он должен подбежать к месту преступления и заплакать (это самый брутальный вариант).

Когда Тимми заплачет, вы получите отрицательную карму (как и за все последующее), а Бетти выскажет второе желание - чтобы вы разрушили брак Роквеллов, не убив никого из них. Также она начнет разговаривать разными голосами, может признаться, что она и есть Станислаус Брон (Stanislaus Braun), и даже намекнуть, где папа... Как можно разбить счастливый брак Роквеллов:

  • сказать Джанет Роквелл (Janet Rockwell), что муж изменяет ей, она этому довольно легко поверит (красноречие!);
  • прислушаться к болтовне окружающих про роман Роджера Роквелла (Roger Rockwell) и Марты Симпсон (Martha Simpson), это наведет вас на мысль утащить кружевное белье Марты из ее дома и подкинуть его на стол Роджера в подвале, после чего вам останется только попросить миссис Роквелл наведаться туда;
  • прочитать в спальне Роквеллов дневник Джанет, в нем говорится о мечте Джанет убить Марту Симпсон скалкой, далее надо взять эту самую скалку на кухне и забить ею Марту, а затем соврать Роджеру, что это было делом рук его жены.

После этого Бетти станет еще более откровенной, если вы попросите объяснений, и возжелает гибели Мейбл Хендерсон (Mabel Henderson), причем не тривиальной, а красивой и эффектной. Что можно вообразить на тему несчастного случая с Хендерсон:

  • похимичить с цепочкой люстры, висящей над проходом в кухню, и она обрушится на голову Мейбл, когда та будет проходить под ней;
  • подтолкнуть роликовый конек, лежащий на лестнице, поближе к ее краю, в результате чего Мейбл обязательно слетит с лестницы и сломает себе шею;
  • покопаться в газовой плите и устроить утечку газа, а потом попросить Мейбл испечь пирог - в момент зажигания печи произойдет взрыв и она погибнет;
  • узнать о недоверии Мейбл к ее роботу-помощнику, дождаться, чтобы она зашла к себе домой, и изменить параметры в терминале на кухне таким образом:
    • сначала "Запустить программу защиты", тем самым входная дверь в дом будет заперта;
    • после этого "Удалить параметры проверки благонадежности", и робот-помощник начнет атаковать всех подряд;
    • когда робот разберется со своей хозяйкой, выбрать пункт "Включить параметры проверки благонадежности", затем "Прервать программу защиты" (чтобы отпереть дверь), и можно отправляться к Бетти с докладом.

Теперь настало время для исполнения последнего желания вредной девчонки - нужно взять нож и маску в собачьей будке возле заброшенного дома, обернуться Крохотным Убивцем и расправиться со всеми жителями Трэнквилити-Лейн. После экипировки маски все, кроме Бетти и пса, станут враждебными, однако никто не осмелится сопротивляться, вам просто придется долго побегать за каждым.

Когда все закончится, Брон поблагодарит вас за великолепное развлечение и подтвердит, что пес Док (Doc) в самом деле Джеймс, все это время наблюдавший за вашими действиями в ужасе. Затем Брон разрешит вам обоим покинуть симулятор.

Если вы не хотите идти на поводу у Бетти-Брона , то есть и другой выход - аварийное отключение. К вам непременно подойдет старуха Дизерс (Old Lady Dithers) и расскажет, что она знает о неестественности происходящего и наличии аварийного выключателя в заброшенном доме, или вы самостоятельно найдете этот дом.

Внутри заброшенного дома следует активировать аварийный терминал с помощью необычных предметов, издающих различные звуки при прикосновении к ним. Кстати, звуки эти должны сложиться в мелодию, которую насвистывает Бетти, вот правильная последовательность:

сломанное радио, стеклянный кувшин, садовый гном, стеклянный кувшин, шлакоблок, садовый гном, пустая бутылка

После этого появится вспомогательный командный терминал Убежища 112, там вы прочтете заметки Брона о текущей и прошлых инкарнациях симулятора (лагуне Тукан и горном шале), получите доступ к управлению версиями (кстати, Джеймс под ником НЕИЗВЕСТЕН уже добивался этого... ненадолго правда) и программе "Китайское вторжение".

Из заметки генерала Чейза о "Китайском вторжении" и записи Брона об Отказоустойчивости следует, что код программы был изменен (протоколы безопасности были переведены в неактивное состояние), и при выполнении имитации нападения коммунистов на территорию США все субъекты в убежище 112 реально умрут, если будут убиты их виртуальные воплощения. Таким образом Брон хотел получить возможность покончить как с этим симулятором, так и со своей жизнью. Однако он немного просчитался - после запуска первой имитации он узнал, что вторичные средства безопасности, разработанные для военных и персонала "Волт-Тек", не дадут ему умереть в реальном мире даже в случае "отказоустойчивой гибели" его аватара. Будут убиты все субъекты, но он останется жив. Конечно, потом он сможет создать всякие другие аватары, управляемые программами искусственного интеллекта, но какая радость для него мучить машины? Он останется на Трэнквилити-Лейн в одиночестве, обреченным на вечную скуку...

Если хотите наказать Брона и получить положительную карму, то запускайте "Китайское вторжение" и отправляйтесь на улицу: там возникнут китайцы, стреляющие во всех, кроме Бетти, вас и пса. Затем можете выслушать жалобы Брона, подтверждение того, что пес это Джеймс, и покинуть симулятор. Брон утверждает, что симулятор виртуальной реальности работает уже в течение 200 лет и теперь его тело больше уже не сможет справиться с любой физической активностью, так что для него выхода нет.

Как только шезлонги Трэнквилити откроются, к вам подбежит благодарный Джеймс. Он намеревался отыскать здесь голодиски, заметки или даже эксперименты Брона по ГЭККу, но не ожидал найти его самого, живого, да еще спятившего вдобавок, потому и попал на Трэнквилити-Лейн в качестве пса. Потом он сообщит, что собирается вернуться в Ривет-Сити, чтобы рассказать доктору Ли про ГЭКК и все-таки убедить ее участвовать в возрождении проекта "Чистота". Вы можете сопровождать его до Ривет-Сити или же отправиться по своим делам, а на место встречи явиться попозже.

Как отрегулировать карму:

  • для получения отрицательной кармы играйте по правилам Бетти;
  • для получения положительной кармы запустите программу "Китайского вторжения";
  • если вы тяготеете к нейтральности, то сначала выполните задания Бетти, а после запустите программу "Китайского вторжения".

Примечания: Этот квест можно начать без разговора с доктором Ли в Ривет-Сити или нахождения заметок по проекту "Чистота" в мемориале Джефферсона, если до того случайно проникнуть в убежище 112 (Vault 112).

При навыке науки 75+ вы можете открыть дверь в помещение с оружием и паролем от комнаты Смотрителя, а затем зайти туда посмотреть на Брона, медитирующего в шезлонге Трэнквилити. Больше все равно сделать ничего нельзя...

Атаковать Бетти-Брона на Трэнвилити-Лейн не стоит - персонажа ждет неминуемая гибель, так же, как и на Дрожащих Островах при нападении на Шеогората.

Живая вода (The Waters of Life)

В этом квесте вы примете участие в возобновлении работ над заброшенным 19 лет тому назад проектом "Чистота" (Project Purity) по очистке воды в больших объемах.

После вызволения Джеймса с тихой Трэнквилити-Лейн он сразу же решает отправиться в Ривет-Сити к Мэдисон Ли, вы можете сопровождать его (в пути вас ждет много интересных моментов, наподобии такого - папа, нападающий на яо-гая с револьвером...) или же прийти на встречу в научную лабораторию отдельно. На месте вы окажетесь свидетелем исторических переговоров Джеймса и доктора Ли, результатом которых станет решение вернуться к работе над проектом без промедлений. Вам будет предложено сопроводить ученых в мемориал Джефферсона (Jefferson Memorial) или, опять же, вы можете прийти туда отдельно. Добавлю, что стоит подготовиться к сражениям, а также освободить поболее места в своем инвентаре.

Если выберете сопровождение, то сможете понаблюдать за переселением Джеймса (James), доктора Мэдисон Ли (Dr. Madison Li), Дженис Каплински (Janice Kaplinski), Анны Холт (Anna Holt) и Гарзы (Garza) в мемориал Джефферсона. Возле входа в музейный этаж Джеймс попросит вас зачистить здание мемориала от оставшихся супермутантов, прежде чем ученые войдут внутрь. Если вы это уже сделали раньше, во время Гонки преследования, то Джеймс ни о чем таком не скажет. Дальше для всех начнутся трудовые будни.

Команда ученых занимает музейный этаж и ротонду, к ним присоединяются еще двое, бывшие где-то на выезде - Дэниэл Эджинкорт (Daniel Agincourt) и Алекс Даргон (Alex Dargon). Работы начинаются и вы тоже получаете задание-просьбу папы: дойти до насосной станции в подвале и включить насосы, чтобы откачать воду, затопившую часть комплекса, после чего ученые смогут подать питание на суперкомпьютер с предположительно находящейся в нем ценной базой данных. Отправляйтесь в подвал мемориала, там ориентируйтесь по табличкам Flood Control , искомая комната с выключателем насосной станции находится слева от помещения с двухъярусными кроватями. После включения насосов Джеймс попросит вас вернуться к нему, в зал управления в ротонде, за предохранителями.

Следующее задание папы: заменить предохранители, которые закоротило при затоплении, после этого должны заработать автоматические двери и наконец-то можно будет добраться до суперкомпьютера. Коробка находится тоже в подвале, почти в конце западной части уровня, ориентируйтесь по табличкам Fuse Access A1 . После замены предохранителей папа по интеркому попросит вас подняться почти к выходу из подвала и открыть автоматическую дверь, за коей как раз находится суперкопьютер. Теперь ориентируйтесь по табличкам Mainframe . Открываете дверь (сейчас над ней должен гореть зеленый свет), и включаете компьютер. Интерком слева оживает, папа предлагает вам вернуться в зал управления, но тут же добавляет, что сначала стоило бы расчистить засор в фильтрационной трубе. Теперь надо подняться на музейный этаж и подойти за дальнейшими инструкциями к интеркому возле лаза в насосную станцию, где вы узнаете, что требуется пролезть внутрь и осушить трубу с помощью ручного управления. Однако, добравшись по трубе до нужного вентиля и повернув его, вы станете свидетелем прибытия незваных гостей - солдат Анклава на вертибердах, при этом вы будете вынуждены просто стоять и смотреть, ибо вход и выход заперты, и услышите как папа скажет Мэдисон закрыть какую-то дверь...

Через некоторое время табличка над выходом изменится на Unlocked и вы сможете прыгать вниз по трубе в подвал мемориала. Там вы обнаружите и попробуете на зуб нового врага - солдата Анклава. Кстати, в подвале вы в последний раз, так что берите все, что нравится. В ротонде вы увидите следующую картину: Джеймс, Дженис Каплински, анклавовский полковник Отэм (Col. Augustus Autumn) и еще пара солдат стоят за закрытой аварийной переборкой в зале управления, а доктор Ли снаружи у пульта. Полковник требует от Джеймса сдачи всех материалов по проекту и оказания содействия ученым Анклава. Джеймс отказывается, заявив, что очиститель не работает и никогда не работал, и вообще, Анклав не имеет власти над частным проектом. В ответ Отэм убивает Дженис, после чего Джеймс делает вид, что соглашается и устраивает перегрузку реактора. Все, находящиеся в зале управления за переборкой, обречены на смерть,... однако полковник успевает сделать себе какую-то инъекцию, судя по последующим событиям, анклавовский аналог рад-Х... Джеймс из последних сил приказывает вам бежать и умирает...

Доктор Ли ошеломленно говорит, что единственно остается уходить из мемориала в Цитадель Братства Стали (Citadel) по подземным туннелям Тафта (Taft Tunnel), так же, как и 19 лет назад. Далее она убегает на музейный этаж к люку в туннель. Там вы увидите всех оставшихся в живых ученых из команды, за исключением Анны Холт (запомните это). Доктор Ли настаивает на том, чтобы все во главе с вами двигались вперед по туннелям, дабы избежать обнаружения Анклавом. Дэниэлу Эджинкорту можно дать какой-нибудь пистолет, но помощь от него будет сомнительной. В туннелях вас ждут засады Анклава и дикие гули, потому лучше оставляйте ученых ненадолго ждать позади и разведывайте, что впереди. Лут здесь окажется неплохим - броня Тесла и плазменные/лазерные винтовки, а кое-где еще китайское оружие и униформа. Учтите, что автоматические ворота за первой засадой Анклава, управляемые через очень сложно запароленный терминал, может открыть доктор Ли. В начале второй части туннелей у Гарзы случится сердечный приступ. Вам придется остановиться по требованию доктора Ли и как-то разрулить ситуацию:

  • отдать пять стимуляторов для облегчения состояния Гарзы, чтобы он сумел дойти до Цитадели;
  • уговорить доктора Ли дать Гарзе три бутылки баффаута, за неимением ничего другого;
  • убедить доктора Ли оставить Гарзу;
  • убедить самого Гарзу, что он слишком большая обуза для всех;
  • убить Гарзу.

Если не хотите убивать или бросать беднягу, но нет в наличии лекарств, то можете попытаться их поискать в аптечках на стенах туннелей. После этого должна быть еще одна хитрая засада Анклава, когда солдаты внезапно начнут стрелять вам в спину с возвышения. В конце туннелей вы увидите КПП Братства Стали - солдат с огнеметом и турель, однако, как только вы пройдете мимо солдата, сзади на ученых налетит толпа диких гулей, вываливающихся из тупика за сложно запертой дверью слева (причем, даже если вы зайдете туда заранее и всех уничтожите, все равно откуда-то берутся новые...). Теперь остается попасть в Цитадель.

Паладин Бэл (Paladin Bael) у ворот категорически отказывается впускать гражданских и доктор Ли в отчаянии кричит в интерком, чтобы Лайонс немедленно открыл дверь. Дверь, как ни странно, тут же открывается. Старейшина Лайонс (Owyn Lyons) лично встречает оставшихся в живых ученых у ворот, расспрашивает о событиях и, узнав про то, что Джеймс нашел способ запустить очиститель, обещает помочь. Ученые следуют в лабораторию Цитадели, а вам нужно побеседовать с писцом Ротшильдом (единственным из Братства, кому доктор Ли доверяет) о базе данных "Волт-тек".

Примечание: Здесь изложено мое личное мнение о поворотах сюжета. Вполне понятно, что Джеймс все-таки уговорил Мэдисон Ли возобновить работы над проектом из-за ее давней и тайной любви к нему, и понятно, что на неохраняемый мемориал рано или поздно все равно кто-то напал бы, Анклав ли, супермутанты ли, непонятно почему об этом ученые не подумали, да и гибель Джеймса обставлена как-то странно. Как мог анклавовский полковник, прибывший с целью захвата очистителя, позволить закрыть себя с солдатами и пусть даже заодно с двумя заложниками, за бронированной переборкой?!! Типа, не боялся, у них такой вот рад-Х... Не знаю, все это неубедительно выглядит, а в диалогах имеется несколько вариаций на тему "самопожертвования Джеймса". Наверное, в конечном итоге было решено загнать игрока в трубу, а то, каким образом сложилась увиденная им потом расстановка сил в ротонде, оставить неизвестным.

Кстати, если вы очень быстро бегаете, то вполне можете успеть забежать в зал управления во время поднятия переборки, ну а там героически погибнуть вместе с папой:)

По следам (Picking up the Trail)

Писец Ротшильд (Scribe Rothchild) обычно пребывает в лаборатории Цитадели, при встрече он скажет про терминал с информацией об убежищах "Волт-Тек" в кольце А Цитадели, или вы можете обойтись без разговора с Ротшильдом, отыскав этот терминал самостоятельно. Изо всего, что в нем есть, обязательно прочесть нужно только об укомплектованности оборудованием убежища 87 (Vault 87).

После того, как вы узнаете о наличии ГЕККа в 87-м убежище, отправляйтесь обратно к Ротшильду, чтобы тот указал его местоположение на карте (расположение убежищ также становится известным в штаб-квартире "Волт-Тек" при прохождении квеста Песнь Агаты). Еще писец упомянет про труднодоступность этого убежища из-за чрезмерной радиоактивности в округе и предложит попробовать проникнуть в него через пещеры Лэмплайт (Lamplight Caverns).

В Литл-Лэмплайте вы будете остановлены непомерно наглым мэром Мак-Криди (MacCready). Вы можете убедить его открыть ворота при помощи перка Вечное дитя или просто уговорив пацаненка (красноречие!), а если не получится, то чтобы заслужить доверие мэра, вам придется прогуляться в Парадиз-Фоллз и вызволить оттуда Сэмми, Бельчонка и Пенни (квест Спасение из рая ).

Когда проблема с проникновением в Лэмплайт будет так или иначе решена, вам останется выбрать путь в убежище 87:

  • пробиться через запутанный и напичканный супермутантами Убийственный проход (Murder Pass), для этого надо попросить Мак-Криди открыть вход в него (на задворках Литл-Лэмплайта эту дверку сторожит Принцесса (Princess));
  • осведомиться у мэра о других путях, тогда вы услышите про неоткрывающуюся дверь и Джозефа (Joseph), далее следует найти Джозефа в Большом зале и попросить его включить питание компьютера, от коего детки потеряли пароль, потом вам останется лишь взломать его (наука 50) и зайти прямо в реакторную камеру убежища 87.

Стоит отметить, что оба пути приведут вас в одну и ту же реакторную камеру, однако первый сопряжен с большими трудностями прорыва сквозь орды супермутантов. Когда вы окажетесь в 87-м убежище, надо будет разыскать там ГЭКК...

Примечание: Разработчики вообще не предусмотрели входа в убежище 87 через парадную дверь, что конечно же, является существенной ошибкой в свете дальнейших событий.

Баг: Возможен глюк с Принцессой, застрявшей в закрытых воротах, ведущих в Убийственный проход, если такое вдруг случится, выйдите в Большой зал ненадолго, а если это не поможет, тогда придется проникать в убежище альтернативным путем.

Спасение из Рая (Rescue from Paradise)

Варианты получения квеста: Если вы не сумеете уговорить мэра Мак-Криди (MacCready) пропустить вас через пещеры Литл-Лэмплайта (Little Lamplight) в убежище 87 просто так, то он потребует, чтобы вы доказали свою благонадежность на деле и спасли троих детей из лап работорговцев - Сэмми (Sammy), Бельчонка (Squirrel) и Пенни (Penny). Если же вам удастся произвести впечатление на мэра (с помощью красноречия или перка Вечное дитя), то про эту троицу, оказавшуюся в Парадиз-Фоллзе (Paradise Falls), вы от него не услышите. В таком случае можно взять квест непосредственно в логове работорговцев, только опять же, туда надо суметь проникнуть (Просто бизнес).

Если у вас есть доступ в Парадиз-Фоллз, то при первом заходе туда (даже до появления в Литл-Лэмплайте), вы увидите возле ворот просящего помощи Сэмми, также можно осведомиться о возможности приобретения рабов у местного главзлодея, Гробовщика Джонса (Eulogy Jones).

Джонс предложит троих деток - Сэмми и Пенни по 500 крышек, и Бельчонка за 1000, как очень умного мальчика. Вы можете уговорить его сбросить цену с 2000 до 1200 крышек (красноречие!).

Покупка: Если вы предпочтете путь сделки с Гробовщиком, то после передачи ему крышек детки будут ожидать вас у выхода из Парадиз-Фоллза. Подойдите к ним и поговорите с Сэмми. Хоть и с трудом, но он поверит, что вы спасаете их. Затем нужно выйти из поселения и еще раз поговорить с Сэмми, квест закроется, а детки понесутся по пустоши в Литл-Лэмплайт.

Спасение детей: Если не хотите тратить крышки, то остается героический путь. В Парадиз-Фоллзе вам следует подойти к загону с рабами и побеседовать с Сэмми и Бельчонком через решетку. Они скажут, что смогут сбежать через дренажный люк в туалете, но чтобы они сумели туда проникнуть, вам придется помочь им избавиться от рабских ошейников. Снятие ошейников устроит Бельчонок с помощью отремонтированного им терминала, вам всего лишь нужно будет как-то подключить его к защищенной сети: либо путем взлома главного терминала в берлоге Гробовщика (требуется наука 50), либо отремонтировав кабельную коробку около бара (требуется ремонт 40). После решения этого вопроса Бельчонок скажет, что еще надо на время побега отвлечь охранника Сороковника (Forty). Как это можно сделать:

  • убить его или подкинуть ему в карман гранату (опасно);
  • выстрелить в него из гипнотрона и обратить против него всю остальную шайку;
  • подбить Алую (Crimson) из свиты Гробовщика на соблазнение Сороковника;
  • раскрыть глаза Сороковнику на то обстоятельство, что он не ценится Гробовщиком в достаточной мере, в результате чего он отправится к Джонсу на разборки.

Спасение Пенни: После устранения охранника Сэмми и Бельчонок убегают, сказав, что Пенни отсюда не уйдет, пока ее взрослый друг Рори Макларен (Rory Maclaren) сидит в карцере (это укрытие Пуловски неподалеку). Здесь можно:

  • уговорить Сэмми и Бельчонка бросить Пенни (красноречие!, и прибавка отрицательной кармы);
  • убедить Пенни бежать без Рори (75% шанс на удачу при навыке красноречия 100);
  • найти ключ от карцера и вызволить оттуда Рори.

Спасение Рори: Пенни говорит, что ключ от карцера лежит на столике на первом этаже берлоги Гробовщика, а еще один дубликат есть у Сороковника... Открыв карцер, вы увидите, что Рори в самом деле не ребенок и не пролезет по дренажной трубе, а значит, надо вытаскивать его через парадный ход. Однако, выводить Рори из Парадиз-Фоллза необязательно, достаточно освободить его из карцера, вернуться к Пенни, и объявить ей, что он спасен. Как можно вывести Рори из города (выбирайте для проведения операции ночную пору, так как в это время многие работорговцы спят):

  • возможно спасти Рори без обращения всей местной банды во враждебность, если он будет вести боевые действия один - для чего сначала требуется выкрасть у всех работорговцев боеприпасы и собрать вокруг все оружие ближнего боя, а после подсунуть Рори боевой дробовик или огнемет, тогда у него будет шанс на успех;
  • приказать Рори следовать за собой и освободить других рабов в загоне, если повезет, то вы с Рори добежите до ворот, в то время как остальные примут на себя огонь;
  • сразу после открытия карцера сказать Рори, чтобы он выбирался сам, когда он побежит к выходу вам нужно будет лишь успеть нажать на кнопку "Т" до ввязывания его в драку, и подождать несколько часов, за которые он мирно покинет Парадиз-Фоллз (кстати, и другие люди, захваченные в ходе квеста Просто бизнес тоже могут в целости покинуть город таким образом);
  • убить всех работорговцев.

Если Рори будет спасен, то впоследствии его можно лицезреть в салуне Мориарти (в ошейнике!), правда, никаких новых диалогов у него не появится. Решив так или иначе ситуацию с Рори, отправляйтесь к деткам, ожидающим вас у выхода из дренажного люка за пределами Парадиз-Фоллза, где после разговора с Сэмми квест завершится (+ 900 XP и положительная карма).

Примечание: Если закончить квест до попытки вывода Рори из Парадиз-Фоллза, то его спасение станет невозможным, ибо он начнет говорить ерунду и не сойдет с места.

Поиски Эдемских кущ (Finding the Garden of Eden)

После проникновения тем или иным путем в реакторную камеру убежища 87 (см. предыдущий квест), вам следует пробиться в жилые помещения, а далее в экспериментальные лаборатории, чтобы отыскать там Г.Э.К.К. (G.E.C.K., Генератор Эдемских Кущ Компактный).

В коридорах лабораторий вы непременно услышите просьбу грамотного супермутанта по имени Фокс (Fawkes) - подойти к интеркому на стене его камеры и поговорить с ним. Фокс объяснит свою образованность тем, что у него долгое время был доступ к главному компьютеру убежища с базой данных, он знает об имеющемся здесь ГЭККе и даже пообещает помочь его достать в обмен на свое освобождение. Это предложение не лишено смысла, поскольку на месте хранения чемоданчика очень высокий уровень радиации...

Чтобы вызволить Фокса из камеры, сверните направо по коридору и дойдите до служебного помещения с пожарной консолью, там можно либо взломать терминал ТО пожарной консоли, который открывает испытательные камеры выборочно (наука 50, камера Фокса 05), либо активировать пожарную консоль (Fire Control Console) для открытия всех камер со всеми враждебными обитателями. Есть вариант убить Фокса, подобрав пароль к терминалу на стене (наука 75), но делать этого не стоит, так как впоследствии для положительного героя он может стать неплохим напарником.

Приняв решение о судьбе Фокса, сворачивайте налево от его камеры, где-то там, в глубине запутанных переходов, вас ждет ГЭКК. Добыть чемоданчик можно одним из трех способов:

  • самостоятельно: в таком случае придется принимать рад-Х и/или облачиться в антирадиационный костюм (кстати, в запертой кладовке убежища лежит один улучшенный экземпляр, ID 0009b8ec);
  • освободить Фокса, который поможет вам в бою и вынесет ГЭКК;
  • если с вами есть Харон, то вынос можно доверить ему.

Особо стоит отметить, что при самовыносе ГЭККа появится возможность "Использовать ГЭКК", однако это приведет к гибели персонажа. Как только чемоданчик окажется в ваших руках, Фокс скажет, что найдет вас попозже и останется, вы же на обратном пути наткнетесь на анклавовскую засаду во главе с полковником Отэмом (Col. Augustus Autumn, удивлены?). Взрыв гранаты (невиданного до сего момента типа) сделает персонажа недееспособным и ГЭККом завладеет полковник...

Все напарники при этом как бы увольняются и отправляются на свои прежние места, вам придется нанимать их заново после квеста (отданные им вещи окажутся у них после повторного найма).

Очнетесь вы на на третьем уровне Рэйвен-Рока (Raven Rock), куда невозможно попасть просто так. Полковник Отэм хочет узнать код очистителя, у вас есть несколько вариантов ответа. Если выберете среди них правильный код (2-1-6), то после его проверки полковник застрелит персонажа за ненужностью . При выборе неверного ответа или отказа отвечать полковник конечно разъярится, но сделать ничего не успеет, т.к. его по интеркому срочно вызовет к себе президент Эдем...

Примечания: Если решите освободить Фокса, то сможете устроить обмен вещами с ним, у него имеется уникальная суперкувалда Фокса (Fawkes" Super Sledge), весит она меньше обычной, а урона наносит больше.

После возвращения в Цитадель можно сказать старейшине Лайонсу, что супермутанты лезут из убежища 87 (за хорошую карму).

Когда вы получите ГЭКК, стоит выгрузить лишние вещички в шкафы поблизости и вернуться за ними попозже - ведь в Рэйвен-Роке вам удасться побывать только однажды, и то поневоле, а вынести оттуда наверняка захочется много чего.

Американская мечта (The American Dream)

3-й уровень Рэйвен-Рока. Когда полковник Отем по приказу президента Эдема покинет вашу камеру, вы, наконец, получите возможность двигаться и сможете забрать свои вещи из шкафчика у двери. К чему все это? Оказывается, президент желает видеть вас у себя и побыстрее...

Повернув налево у выхода из камеры, вы наткнетесь на враждебного офицера, которого можно убедить (красноречие), что вы всего лишь идете к президенту согласно его распоряжения, в случае неудачи вам придется поучаствовать в перестрелке. Повернув направо, вы избегнете этого разговора. Вскоре президент объявит на весь уровень, что вы тут гость и к вам следует относиться уважительно. Однако, как только вы приблизитесь к любому из двух выходов на 2-й уровень, полковник Отем во всеуслышание отменит президентский приказ. Да, вот так, а вы размечтались, что удалитесь отсюда мирно?

Кстати, в камере по соседству на том же 3-м уровне вы можете увидеть Натана Варгаса (Nathan Vargas) из Мегатонны, бывшего ярого приверженца Анклава (если Мегатонна не была взорвана по квесту Сила атома ). Диалогов с ним не предусмотрено, спасти его нельзя, а впоследствии, когда Манья скажет вам о пропавшем Натане, поговорить с ней об этом тоже нельзя, т.к. нет реплик.

2-й уровень Рэйвен-Рока. В одном из помещений сектора 2B 2-го уровня вы можете обнаружить Анну Холт (Anna Holt), захваченную Анклавом в мемориале Джефферсона во время прохождения квеста Живая вода (The Waters of Life) . Она открыто признается, что предала дело Джеймса, рассказав врагам о проекте "Чистота", и станет оправдываться тем, что Анклав с помощью своих технологий на века опережает все, чего могла бы добиться доктор Ли. Если решите убить ее, то получите негативную карму, но ничего, можете хорошенько врезать ей, а потом взорвать анклавовскую базу:) Постарайтесь также не пройти мимо комнаты полковника Отема в секторе 2C, где имеются пупс "Энергооружие" (это единственная возможность получить его) и запись "Уничтожение ZAX" (ZAX Destruct Sequence) в сундуке возле кровати.

Встреча с президентом Эдемом. Попав в зал управления Рэйвен-Рока и поднявшись на самый верх извилистой лестницы, вы узнаете одну из государственных тайн - президент Эдем (President Eden) на самом деле является не человеком, а компьютером из серии ZAX, выпуск которой был начат за несколько лет до войны...

ZAX AI поведает о своем плане изменения Пустошей к лучшему с помощью вируса рукотворной эволюции (В.Р.Э. или F.E.V.) и предложит вам помочь ему ликвидировать всевозможные мутации, запустив очиститель в мемориале Джефферсона и поместив в его пульт управления пробирку с новым штаммом вируса ВРЭ. Поскольку очиститель, созданный Джеймсом и доктором Ли, способен обеспечить чистой водой всю Столичную пустошь, то вирус распространится с водой повсюду и быстро уничтожит всех мутантов, в число коих попадет также большинство человеческого населения (попутно можно выяснить, что полковник Отем считал сей план излишне радикальным и по этой причине между президентом и полковником возникли разногласия). По поводу дальнейшей судьбы президента вы можете кое-что предпринять или нет (хотя на сюжет ваш выбор никак не повлияет и учтите, что при любом раскладе Эдем не позволит вам уйти без пробирки с вирусом ВРЭ):

  • при развитом красноречии можно убедить Эдема, что он сумасшедший и заставить его самоуничтожиться и взорвать базу (это довольно трудно, при красноречии 100 и харизме 10 вероятность успеха 90%);
  • при раскачанном навыке науки можно заболтать президента до нерешаемой для компьютера логической ошибки и тоже заставить его самоуничтожиться и взорвать базу;
  • воспользоваться кодом уничтожения ZAX (если вы нашли запись в комнате полковника Отема), результат будет аналогичным;
  • оставить президента и уйти, при этом база не взорвется, а Эдем будет толкать свои патриотические речи в течение следующего квеста.

Побег из Рэйвен-Рока. Продвигаясь к выходу из базы на 1-м уровне, вы будете наблюдать за перестрелками солдат Анклава и роботов, можете собирать полезные вещички в сундуках и утрамбовывать их в инвентарь (возле выхода из базы есть гатлинг-лазер). За воротами вы встретите супермутанта Фокса (естественно, если вы помогли ему ранее в убежище 87) и сможете взять его в напарники при наличии положительной кармы. Далее останется полюбоваться на эффектный взрыв базы (вы туда уже не вернетесь в любом случае) и успешный побег нескольких винтокрылов (на борту одного из них полковник Отем, причем винтокрылы точно так же покидают базу, даже если ее не взрывать).

Возвращение в Цитадель. Затем вам следует вернуться в Цитадель, где вы угодите прямиком на совещание с участием старейшины Лайонса, Ротшильда, Сары Лайонс и Львиного Прайда по вопросу предстоящей атаки Братства Стали на захваченный Анклавом мемориал Джефферсона. Как только Лайонс услышит про оказавшийся в руках солдат Анклава ГЕКК, он тут же согласится на немедленные решительные меры. Выбирая соответствующие реплики, можно отдать Лайонсу или не отдавать пробирку с вирусом ВРЭ. Напоследок Сара скажет, что вы заслуживаете звания почетного бойца Львиного Прайда (можете отказаться) и предложит на выбор силовую броню или разведброню (можете не брать). Теперь остается только собраться на дело...

Примечание: это ваш последний шанс взять в напарники высшего паладина Кросс (Star Paladin Cross, нужна положительная карма).

Vital Phoenix (Vespa)

Забери его! (Take it Back!)

Атака на мемориал Джефферсона. Для начала атаки нужно заявить Саре Лайонс о своей готовности. После этого гигантского робота "Либерти Прайм" (Liberty Prime), созданного до войны для освобождения города Анкориджа на Аляске от китайских коммунистов, коего ремонтировали не покладая рук писец Ротшильд и доктор Ли, вытащат из Цитадели краном. Оказавшись снаружи, Либерти Прайм потопает к мосту через Потомак, убивая все на своем пути к мемориалу, а Львиный Прайд и ваш герой последуют за ним. Сопротивление будет неслабое - повсюду винтокрылы и солдаты Анклава, которым оказывается артиллерийская поддержка, однако робот прорвется через все преграды, в том числе и анклавовские энергощиты (вам придется разбираться только с пехотинцами и стараться не пострадать от взрывов автомобилей). Часть паладинов Братства Стали смертна, а потому может погибнуть по дороге.

Последняя встреча с полковником. Внутрь мемориала через дверку в музей Джефферсона и магазин сувениров (Jefferson Museum and Gift Shop) гигантский робот не пролезет, так что дальше пойдете вы с Сарой. В Ротонде вы наткнетесь на полковника Отема (опять!), возможны два варианта развития событий:

  • вы уговорите полковника уйти на все четыре стороны, либо сказав, что ни Рэйвен-Рока, ни президента Эдема более нет, либо вопросив, почему он служит машине (это довольно сложно);
  • вы наконец-то пристрелите полковника Отема и возьмете на память его именной лазерный пистолет (в оригинале его урон 70, после установки DLC Broken Steel становится гораздо меньше, 17).

Разрешив так или иначе ситуацию и поднявшись по лестнице к залу управления, вы услышите по интеркому взволнованный голос доктора Ли: "В резервуарах нарастает давление. Его нужно немедленно сбросить, иначе весь комплекс может взорваться. Вам нужно включить очиститель, чтобы сбросить давление. Понимаете меня? Включить его надо СЕЙЧАС ЖЕ." Теперь настало время для принятия решения - кто же из вас войдет в камеру со смертельным уровнем радиации и включит очиститель...

В оригинале на этом месте игра заканчивается из-за неминуемой гибели персонажа, однако после установки DLC Broken Steel у вас появится возможность продолжить игру и даже отправить в зал управления своих напарников, устойчивых к воздействию радиации. Разница будет только в показываемых финальных роликах, в зависимости от выполненных квестов и действий персонажа, которого вы отыгрывали - злого/нейтрального/доброго и использовании/не использовании пробирки с вирусом ВРЭ.

Вариант 1: Принести в жертву себя или Сару Лайонс. Здесь главное вспомнить правильный код для активации очистителя, это 2-1-6 (любимая мамина цитата из библии, Откровение 21:6), и успеть его ввести до взрыва очистителя (+1000 кармы). Если предоставить сию честь Саре, то она погибнет (BS) и вы обойдетесь без прибавки к карме.

Вариант 2: Попросить включить очиститель устойчивого к радиации напарника. Без DLC Broken Steel все напарники, как один, наотрез откажутся это сделать. После установки BS на совершение героического поступка могут согласиться Фокс (Fawkes), Сержант RL-3 (Sergeant RL-3) и Харон (Charon).

Вариант 3: Ничего не делать. Можете просто не входить в камеру, через некоторое время очиститель взорвется, Game Over.

Продолжение истории. С установленным DLC Broken Steel вы очнетесь спустя две недели в клинике Цитадели. Старейшина Лайонс пояснит, что вы и Сара были доставлены сюда в бессознательном состоянии, причем Сара до сих пор не пришла в себя (или она погибнет, если ранее именно она запустила очиститель). Лайонс также расскажет обо всем произошедшем и тут начнется первый квест дополнения, Death From Above.

Выражаю благодарность за оказанную помощь в составлении этого квеста тов. Vital Phoenix (Vespa)

Проект "Нечистоты" (Project Impurity)

Запись о возможности отравления воды проекта "Чистота" появляется в Pip-boy во время прохождения квеста Забери его! (Take it Back!) , при приближении к мемориалу Джефферсона. Надо лишь решить - поместить или нет пробирку с модифицированным вирусом ВРЭ (Modified FEV), отданную вам президентом Эдемом, в панель дополнительной фильтрации в зале управления очистителя (если вы ранее передали ее старейшине Лайонсу, то решать уже ничего не нужно).

Результатом использования вируса станет вымирание всех существ, затронутых мутациями, в т.ч. большей части населения Столичной Пустоши. Не пострадают лишь чистейшие представители человечества - люди Анклава и Братства Стали. Поместить пробирку на панель можно перед входом в камеру (если вы решили лично включить очиститель) или во время переговоров доктора Ли и Сары по интеркому (если вы предпочли посмотреть на включение со стороны), данный поступок понизит вашу карму на 1000.

Использование пробирки с вирусом ВРЭ возымеет далекоидущие последствия, если установлен DLC Broken Steel. Чистая вода (Aqua Pura), которую разливают по бочкам и развозят по всей Пустоши представители Братства Стали, будет заражена вирусом, убивающим мутантов, а ваш персонаж все же не является чистым человеком, как полагал президент Эдем, и эта вода сначала окажет негативное влияние на атрибуты S.P.E.C.I.A.L., а при двукратном (или более) употреблении убъет вашего персонажа...