Психологические игры при алкоголизме и наркомании. Психологическая игра "алкоголик" Психологическая игра пьяница

Игры, также как ритуалы и времяпрепровождения, помогают людям структурировать свое свободное время при более близких отношениях. Схематически их можно описать как набор скрытых и дополнительных трансакций, протекающих в определенном порядке, с определенным и предсказуемым результатом. Якобы система отношений носит обычный и правдоподобный характер, но потом выясняется, что имелся скрытый умысел, подвох или ловушка. Основные характеристики игры:

скрытые мотивы;

наличие выигрыша.

То, что у людей при общении с другими представителями своего рода бывают скрытые мотивы (соблазнить, выманить что-то, продать и т.д.) - это особых пояснений не требует. Выигрыши, однако, могут иметь материальное воплощение или же доставлять чисто психологическое удовольствие. Конечно, для человека более приемлемо, когда сочетается и то и другое.

Игры, присутствующие в семьях алкоголиков, или игры, которые ведут сами алкоголики, будут иметь одну общую особенность - они являются деструктивными для самого алкоголика и его близких.

Развитие деструктивной игры протекает по определенным правилам:

Выясняется «слабое место» оппонента ("Слабинка");

Забрасывается "Приманка", с расчетом на определенную реакцию жертвы;

Жертва ожидаемым образом реагирует на "приманку";

Ведущий производит "переключение", как бы меняя первоначальную цель на истинную или "Реальную цель" игры.

Расплата (или проигрыш) оппонента.

Примерами могут быть пояснение к рисунку 7 и ниже следующий диалог:

Пациент: Вы можете меня вылечить?

Врач: Конечно!

Пациент: Вы считаете, что у Вас такая высокая квалификация?


То, что происходит в этом диалоге, становится более понятным благодаря схеме - структуре взаимоотношений в деструктивных играх или "треугольнике Карпмана", который был разработан благодаря анализу игры «Алкоголик».

Сам "треугольник Карпмана" выглядит так (Рис.7):

Рис.7. Треугольник Карпмана.

По углам треугольника находятся Роли, исполняемые в игре. Стрелки показывают на то, как "игрок" в процессе игры может менять роли. Вышеприведенный пример легко разбирается с точки зрения смены ролей и становится ясным, как строится игра и где она заканчивается.

П.: Спасите меня! - Роль - Жертва. (Заброс «приманки» на потенциирование выполнения оппонентом роли Спасителя. Слабость В. - роль Спасителя).

В.: Я тебя спасу! - Роль - Спаситель. («Приманка» проглочена.)

П.: Жди! Умник нашелся! - Роль - Преследователь. (Переключение или подвох - выявилась истинная цель игры - сорвать лечение и обвинить в этом В.).

В. испытывает дискомфорт - Роль - Жертва. («Попался...»).

Человек, участвующий в подобных играх, хорошо знает, как исполнять все другие роли, и легко может переключаться на их исполнение в процессе начавшейся игры.

«Вознаграждения», получаемые в процессе игр, все имеют свое особое значение для людей участвующих в этих играх.

«Вознаграждения», получаемые участниками всех игр, характерных для больных алкоголизмом и их близких:

1.Биологические.

Поддержание биологического гомеостаза (стабильности) организма осуществляется за счет обмена «поглаживаниями».

2.Экзистенциальные.

Жизненная позиция игроков заключается, в основном, в том, что все лица противоположного пола одинаковы по сути и совсем не идеальны (тираны, "пилы", пьяницы, хулиганы, зануды, изменщики и т.д. и т.п.), что мир устроен плохо, и он совсем не комфортен для существования в нем, что другие люди (в том числе и специалисты по лечению зависимости от ПАВ) не могут и не хотят понять страдания больных алкоголизмом лиц и, естественно, не могут им ничем помочь.

3.Внутренние психологические.

Эти «вознаграждения» напрямую связаны с экономией психической энергии, благодаря возобновлению человеком участия в знакомых играх. То есть происходит защита психики человека от излишнего напряжения и потери психической энергии, например, за счет купирования, во время включения в знакомую игровую систему (ситуацию), приступов страха, в первую очередь связанных с адаптивным процессом у лица, ранее попавшего в неизвестную для него ситуацию.

4.Внешние психологические.

Уклонение от опасных ситуаций посредством игры, позволяет произвести провокацию других людей на определенные, легко предсказуемые, игроком действия (Например, роли Преследователя или Спасителя) и обвинения их же в возникновении тех проблем, которые вызваны у игрока его же собственными несостоятельностью и страхом.

Однако имеются вознаграждения, которые для всех игр различны.

1.Внутреннее социальное.

Это «вознаграждение» заключается в названии игры и позволяет игроку структурировать общение с близким окружением, используя это название.

2.Внешнее социальное.

Использование игроком, возникших в процессе игры ситуаций, для социальных контактов с менее близкими или мало знакомыми людьми, что часто приводит к подкреплению у игрока мнения о целесообразности получения «вознаграждений», получаемых от его участия в тех или иных играх.

ИГРА – АЛКОГОЛИК (НАРКОМАН) - это основная игра у больных с зависимостью от психоактивных веществ (в первую очередь от алкоголя) и их окружения. Длительность ее может занимать практически всю жизнь больного человека, а иногда и всю жизнь тех, кто с таким человеком живет. Важно понимать, что при разборе игры «Алкоголик» нет необходимости ориентироваться в биохимических нарушениях в работе головного мозга у больного зависимостью от ПАВ, описание социального аспекта поведения больного алкоголизмом (Алкоголика), помогающего продолжать ему пьянство, - вот, что рассматривается, в первую очередь, при анализе этой игры. Так же, в структуре этой игре нет смысла рассматривать социальное функционирование алкоголиков, добившихся благодаря пьянству, полной или выраженной деградации личности, т.к. никаких оправданий своему алкогольному поведению и дальнейшему потреблению алкоголя они, часто, уже не ищут.

Данная игра, игра «Алкоголик», требует наличия как минимум четырех основных ролей, и, возможно, одной дополнительной, если рассматривать вместо роли Алкоголика – роль Наркомана.

Основные роли, необходимые для проведения игры:

Алкоголик.

Преследователь.

Спаситель.

Простак (он же Подстрекатель).

Посредник (дополнительная Роль).

Роль посредника наиболее важна для игры «Наркоман». В такой игре Посредник - человек, поставляющий наркотики, часто занимается этим профессионально и для поддержания рынка сбыта может активно провоцировать отказавшихся от потребления наркоманов на возобновление наркотизации.

Роль - Алкоголик.

Основная задача Алкоголика в этой игре - пить/потреблять. Для этой задачи привлекаются все окружающие алкоголика люди, особенно те, кто в сотоянии исполнять или уже исполняет другие Роли игры. Другие игроки привлекаются именно для того, чтобы оправдать собственное пьянство Алкоголика.

Преследователь постоянно контролирует, ругает и поучает Алкоголика, находясь в состоянии Я-Родителя, что, естественно, вызывает протест в Я- Ребенка у Алкоголика. Протест обычно Алкоголик выражает возобновлением или усилением пьянства. Находящийся рядом Преследователь, порождает своим «преследованием» «оправданную» обиду у Алкоголика, чем полностью помогает оправдать пьянство Алкоголика в его же собственных глазах, а порой и в глазах иных участников игры,.

Особый интерес и даже - азарт вызывает у Алкоголика возможность «провести» Преследователя и напиться, несмотря на активный контроль с его стороны.

Спаситель фактически постоянно занимается «спасением» Алкоголика: приводит его самого и его одежду в порядок после предъидущих пьянок, занимается «душещипательными» беседами и уговорами о прекращении пьянства и о его вреде, «похмеляет» Алкоголика в «тяжелые минуты» похмельно-абстинентного синдрома, отпрашивает с работы, если тот не в сотоянии выйти на работу на следующий день после выпивки (отгулы за свой счет, врач может выдать больничный и т.д.), кормит и одевает его, даже если тот давно не работает и не приносит денег (или почти все заработанное пропивает) и т.д. и т.п. Спаситель, таким образом, помогает Алкоголику не сталкиваться с проблемами, создаваемыми пьянством самого же алкоголика, постоянно решая их вместо него самого. Алкоголик любит «подводить» Спасителя, напиваясь после очередного обещания ему «больше никогда, ни за что не напиваться», имея при этом несколько «вознаграждений»:

переключить исполнителя роли Спасителя на исполнение роли Преследователя, после чего обидеться на Преследователя и продолжить «обоснованно» пьянство;

вызвать у Спасителя реакцию расстройства, доказывая свою «неисправимость», а так же показывая Спасителю его неспособность помочь Алкоголику отказаться от потребелния алкоголя. Такие действия со стороны Алкоголика, вызывают у Спасителя чувста бессилия и вины. Спаситель предается «страданиям» по поводу вышеназванных чувств и чтобы загладить ту самую «вину» перед Алкоголиком начинает его жалеть. Этим-то и пользуется Алкоголик, что бы опять же продолжить пьянство.

добиться, благодаря вышеназванным действиям, практически полного контроля над Спасителем за счет предсказуемости его поведения, и манипулировать им для продолжения своего относительно безнаказанного пьянства по своему усмотрению, то, играя на чувстве вины Спасителя за «неспособность» помочь Алкоголику бросить пить, то провоцируя его на исполнение роли Преследователя.

Причем, если Алкоголику не удается в действительности найти в своем окружении людей для исполнения ролей Преследователя или Спасителя, даже создавая всяческие провокации и активно манипулируя ими (особенно в процессе лечения или на групповой терапии), то Алкоголик может выдумать и приписать эти роливрачу или участникам группы (Игра в мыслях).

Простак – следующая роль в игре «Алкоголик». Он либо верит абсолютно всем объяснениям Алкоголика, особенно если тот просит деньги на что-то очень «нужное» (хотя и ясно, что на выпивку), верит всем «причинам», по которым Алкоголик напился, либо может согласиться на совместную выпивку, позволив Алкоголику принять больше чем сам, а иногда даже сам провоцирует Алкоголика на пьянство, прямо предлагая выпить или косвенно намекая о выпивке.

Простак позволяет Алкоголику чувствовать себя «умнее других», тем самым, поддерживая его самообман относительно тех проблем, которые возникают у больного алкоголизмом из-за потребления алкоголя.

Теперь необходимо выяснить, кто среди окружающих Алкоголика людей исполняет вышеперечисленные роли.

Преследователь. Обычно, эту роль исполняют: матери/отцы, жены/мужья, братья и сестры, дети, и т.д., короче, все родственники, а так же милиция, сотрудники на работе, друзья, те, кто участвует в лечении алкоголизма, и многие другие люди.

Спаситель. Эту роль исполняют все те же лица, что перечислены выше.

Простак. Опять приходится сталкиваться с теми же персоналиями.

Исполнение близкими Алкоголика ролей Преследователя и Спасителя с точки зрения здравой логики можно понять – и та и другая роль направлены на борьбу с алкоголизацией и ее последствиями. Пусть неумело, неэффективно, но понятно зачем эта борьба идет и на что направлена. Однако зачем родным Алкоголика роль Простака, надо, пожалуй, детально разобрать. Совершенно явно видно – потакательство Алкоголику по вопросам потребления алкоголя (фактически дается разрешение), и откровенная провокация его на продолжение пьянства, не ведет к улучшению в семейных взаимоотношениях и, конечно же, к прекращению потребления алкоголя у самого Алкоголика.

Что бы прояснить возникшие выше вопросы относительно мотивов поведения родных алкоголика, для начала надо определить какие "вознаграждения" получают Спаситель и Преследователь.

Вознаграждения Преследователя (называются вознаграждения специфичные именно для этой игры):

Внутреннее социальное – «Заместитель бога на земле». Любимые фразы -позиции: «Все вижу, все знаю, все контролирую», «Ну что, попался негодяй» и т.д.

Внешнее социальное - времяпрепровождения: «Все вокруг пьют», «Никому нельзя доверять», «А, я его (ее) поймал(а)...», «Представляешь, какой ужас...» и т.д.

Вознаграждения Спасителя:

Внутреннее социальное – «Святая мученица (мученик)». Любимые фразы-позиции: «Другая его бы бросила...», «Живут не для себя...», «Ну, почему это случается только со мной...», «Кому он еще нужен...».

Внешнее социальное - времяпрепровождения: «Он такой дурачок...», «Без меня он пропадет...», «Он опять меня обманул...», «Он у меня - особый случай…», «Он так любит (любил) выпить...».

Когда Алкоголик бросает надолго пить и начинает постепенно поднимать свой социальный статус, его родные и близкие начинают так же постепенно лишаться всех перечисленных выше «вознаграждений», да еще и тех, которые характерны для всех игр, т.к. сложно, иногда, продолжать играть в игру Алкоголик (или схожие с ней) вообще. Учитывая то, что люди не любят менять годами и поколениями наработанные схемы поведения (Роли), самый простой способ вернуть все назад - не дать больному алкоголизмом перестать исполнять роль Алкоголика. Вот тут-то и годятся все трюки, которые используют Простаки, для того чтобы Алкоголик пил, от «слепой» веры во что угодно, до прямой провокации Алкоголика на выпивку.

Основное противодействие этой игре, которое могут осуществить как родные Алкоголиков, так и сами Алкоголики, - это отказ от исполнения ролей в игре Алкоголик и постепенное прекращение своего участия в ней. Это процесс, обычно, достаточно сложный и длительный и кроме психотерапии в этот период может помочь посещение групп, занимающихся по программе «12 шагов»: для Алкоголиков - группы Анонимных Алкоголиков, для их родственников - группы АлАнон, для Наркоманов - Анонимные Наркоманы и т.д. Целесообразность посещения этих групп заключается в том, что, благодаря занятиям на них, люди, постоянно игравшие в игру «Алкоголик» («Наркоман»), могут заметить снижение или даже отсутствие дискомфорта, ранее возникавшего от отсутствия «вознаграждений», получаемых в игре. Именно снятие подобного напряжения, приобретение поведенческого опыта по уходу от игры или приобретение опыта по ведению роли Спасителя без деструктивных импульсов (хотя тогда эту роль Спасителем назвать уже трудно) получают люди на группах, использующих программу «12 Шагов».

Особое внимание хотелось бы обратить на те игры, которые ведут больные алкоголизмом (Алкоголики) в процессе психотерапевтического лечения, на групповой терапии или на встречах групп Анонимных Алкоголиков. Многие из этих игр являются модификацией ранее уже описанной игры «Алкоголик», но разбор некоторых их особенностей легко поможет распознать подобные манипулятивные сисеты, как психотерапевтам, занимающимся лечением больных зависимостью, так и самим пациентам – Алкоголикам.

«ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ... ДА, НО...» - игра начинается тогда, когда ведущий игру пациент, просит или провоцирует окружающих на дачу какого-либо совета в связи с, возникшей в его жизни и «не решаемой» им своими силами, проблемой. Окружающие начинают давать такому человеку всевозможные советы, но по «уважительной» причине, используя достаточно веские доводы и аргументы, игрок отказывается от всех этих советов и предложений. Чем больше советов будет отвергнуто, тем больше оснований для игрока-Алкоголика продолжать потребление алкоголя. Способ ухода от этой игры не очень сложен, если другие пациенты достаточно хорошо ознакомлены с теорией игр и достаточно легко могут ее, если не распознать, то хотя бы вспомнить, можно дать группе поиграть в такую игру, а потом, поблагодарив игрока, разобрать с пациентами, чем они занимались. Достаточно часто члены группы сами отказываются от ведения этой игры, либо прямо говоря игроку о том, что он делает, либо просто игнорируют его попытки начать манипуляцию.

"БЕЙТЕ МЕНЯ..." – заключается в том, что пациент постоянно пытается провоцировать членов терапевтической группы, а чаще и самого ведущего группы (терапевта), на проявление ими агрессии против себя (игрока), что позволяет ему в дальнейшем, сели он добился желаемого результата, либо напиться, либо отказаться от дальнейшего лечения (из-за «несправедливости» по отношению к нему). В основном, эта игра наблюдается тогда, когда пациент не имеет установки на лечение и поступает на него под давлением его родных. Основной его задачей в такой ситуации является поиск «уважительных» причин для отказа от лечения, и он начинает нарушать принятые в группе и в отделении правила или активно вызывать на скандал, либо сотрудников отделения, либо других пациентов, либо самого терапевта. Если после этого последует даже безобидное замечание со стороны вышеперечиленных персоналий, то оно будет воспринято и рассценено, как нападение на личность игрока. После этих событий, такой пациент говорит: «Ах, так!», - и пишет отказ от лечения. Некоторые игроки, наоборот, пытаются сделать так, что бы их выписали из отделения за нарушения режима, чего достаточно легко добиться, постоянно нарушая установленные правила поведения в стационаре. После таких действий игрокам очень легко продолжать потребление, ссылаясь на то, что им никто не хочет помочь избавиться от пьянства.

«КАЛЕКА» - когда пациент не согласен с тем, что он болен алкоголизмом, но уже узнал, что эта болезнь - неизлечимая, он тут же начинает вытворять все, что ему взбредет в голову как бы показывая – «Я больной человек. Что вы хотите от больного человека?». Удобно в связи с этим отказаться от лечения: «Я - алкоголик и должен продолжать пить, ведь болезнь неизлечима. Без алкоголя я не могу существовать». На некоторое время подобная позиция может даже уменьшить чувство вины у такого игрока за свое пьянство, но, пока нет истинного признания болезни, больной будет продолжать алкоголизироваться. Главное, что необходимо делать для противодействия этой игре, дать понять Алкоголику, что он все же ответственен за свое социальное поведение, и особенно в период трезвости.

"СПАСИБО, ДОКТОР, ТОЛЬКО ВЫ МНЕ И ПОМОГЛИ" - игрок надеется вызвать у терапевта или врача роль Спасителя, который будет горд подобным признанием его «заслуг» в «вылечивании» данного Алкоголика. Если пациент добивается этого результата, то через небольшой промежуток времени он напьется и обязательно покажется у психотерапевта и скажет: «Всем вы хороши, доктор, но мне вот не помогли...». Такие действия больного, должны вызвать, по его мнению, сильное эмоциональное расстройство у врача. Естественно, психотерапевты, занимающие Родительскую позицию (Спаситель - «Вылечить, во что бы то ни стало») и проповедующие Родительские методы лечения зависимости, очень часто попадаются на эту игру, иногда даже эмоционально переживают свои неудачи и, что самое главное, имеют очень невысокий успех в психотерапии Алкоголиков.

"ИЗЪЯН" - типичный способ рационализировать отказ от лечебных мероприятий. Находится какой-либо недостаток у специалиста, ведущего психотерапию. Это может проходить по типу «отождествления» - «А сами-то Вы выпиваете?» - любой ответ на этот вопрос дает почву для негативных размышлений: «Если выпивает то, что же он меня лечит? Если не выпивает, то врет. А как можно лечиться у врача, который врет?». Половой признак так же может быть изъяном: «Она же - женщина! Ей никогда не понять мужскую душу!». Однако, как показывает опыт, непринадлежность терапевта к славному племени алкоголиков (если иметь дело с людьми, слегка знакомыми с программой «12 шагов») тоже является крупным недостатком: «То, что Вы не алкоголик, вредит Вам, как специалисту, занимающемуся лечением алкоголизма» или «Я готов лечиться только у алкоголика!», «Не алкоголику меня не понять». Впрочем, к консультантам-алкоголикам (имеющим большие сроки трезвости) регулярно предъявляются претензии другого вида: «Чему эти алкаши меня могут научить?!». Практически, любой «достаток» или «недостаток» игрок в эту игру может объявить «изъяном» и посчитать веской причиной, чтобы не заниматься своим лечением. Если к подобным изыскам недостатков относиться с достаточной долей иронии и юмора, то подобные «изъяны» быстро перестают замечаться пациентами.

"А, СКАЖИТЕ-КА МНЕ ВОТ ЧТО..." – игра, которая используется, как отличный способ отвлечь психотерапевта, гордящегося своими знаниями в наркологии, и всех участников группы от возникшего в процессе групповой терапии обсуждения неприятной для такого пациента (игрока) темы. Как правило, эта игра идет совместно с игрой «Почему бы вам не... Да, но...», что прекрасно позволяет избегать «опасных» ситуаций, и оставлять процесс лечения на том же нулевом уровне (поддержка большинства пациентов группы этой игре обеспечена). Желательно, для терапевта, не давать возможности развиться этой игре, иначе вместо пациентов говорить, а так же и лечиться на занятиях в малой группе, будет сам психотерапевт.

«ДУРАЧОК» - игра, позволяющая пациенту ничего не делать во время лечебного процесса, ссылаясь на свою тупость. Бывали случаи, когда пациент, казавшийся действительно не способным понимать многие вещи, после того как группа говорила ему: «Хватит из себя дурачка строить!», - начинал вполне нормально понимать задания, хорошо формулировать фразы и даже высказывать вполне здравые мысли.

Необходимо более подробно остановиться на способах ухода от, навязываемых пациентами, страдающими алкоголизмом, игр. Первое и основное – это четкое понимание специалистом того, что игры ведутся с абсолютно серьезными лицами и игроки никогда не говорят друг другу о том, что знают о планах оппонента, скрывая это свое знание до самого последнего момента - до завершения игры. Следующее на что следует обратить внимание - это то, что игры служат максимальному уходу от открытости во взаимоотношениях между даже близкими людьми. Из всего выше сказанного можно вывести три основных стратегических способа противодействия начавшимся играм:

1. Не относится к играм серьезно. Доля иронии, а, порой, и порция хорошего смеха, часто может оборвать игру в самом начале и отбить желание у оппонента навязывать ее и в дальнейшем.

2. Используя методологию пункта № 1., можно спокойно говорить оппоненту (игроку) о его игровых планах, если вы знаете, какую игру он затеял, или о своих подозрениях насчет какой-то игры, которую он вам пытается навязать, если вы не удалось ее идентифицировать.

3. Достаточно часто для того, что бы прервать какую-либо длительную игру («Игры на всю жизнь») (или уйти от нее) необходимо бывает налаживать достаточно открытые человеческие отношения с оппонентом (игроком). Такой подход, естественно, наиболее применим для внутрисемейных отношений.

Придерживаясь этих трех основных способов противодействия играм, можно с честью выйти из любой сложной игровой ситуации, а в дальнейшем и изобрести массу иных способов для пресечения своего вовлечения в игры.

Всё о том же, извините, навязчиво. Просто собираю всё в одном месте. Цитата из Берна, старая книжка -"Игры, в которые играют люди". Всё очень спорно, когда-то мой на эту теорию критика написана была, но тут интересны некоторые практические наблюдения, а отдельные места - просто блеск как хороши. И не напрягайтесь терминами – они очень шатки и интуитивно понятны, а также извините – сохраняю протестантско-маркетинговую конкретность первоисточника.
Поиграем?
"...можно наблюдать в игре "Алкоголик": каковы бы ни были психологические корни пьянства (если таковые вообще имеются), в терминах анализа игры выпивка - это просто ход в игре с окружающими. Выпивка может доставлять удовольствие и сама по себе, но суть игры не в этом, что прекрасно показывает вариант игры - "Непьющий алкоголик"; она происходит по тем же правилам и приводит к тому же выигрышу, что и основной вариант игры, но без всяких бутылок.
Одна из функций игр - удовлетворительное структурирование времени; кроме того, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У этих людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Иногда это состояние может даже послужить причиной психоза. Такие люди яростно сопротивляются любым попыткам проведения антитезиса. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских взаимоотношениях, когда улучшение психического состояния одного из супругов (например, отказ от деструктивных игр) влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания равновесия. Поэтому при анализе игр необходимо соблюдать известную осторожность. К счастью, свободная от игр человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений. "
А вот собственно, игра, правила. Алкоголик
"В анализе игр не существует ни алкоголизма, ни алкоголиков, а есть роль Алкоголика в некоторой игре. Если основной причиной чрезмерного потребления спиртного являются, например, физиологические нарушения, то это относится к ведению врача-терапевта. Объект анализа в предлагаемой нами игре совсем другой - те социальные трансакции, которые влечет за собой злоупотребление спиртным. Эту игру мы назвали "Алкоголик".
В полностью развернутом виде эта игра предполагает пять участников, но некоторые роли могут быть совмещены, так что игра может начаться и закончиться при участии всего двух игроков. Центральная роль, роль Водящего, - это сам Алкоголик, которого мы будем называть иногда Уайт. Наиболее важный партнер - Преследователь. Эту роль, как правило, играет представитель противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - Спаситель, ее обычно играет лицо того же пола, часто врач, который принимает участие в пациенте и вообще интересуется проблемами алкоголизма. В классической ситуации доктор "успешно излечивает" алкоголика от дурной привычки. После шести месяцев полного воздержания от спиртного доктор и пациент поздравляют друг друга, а на следующий день Уайта находят под забором.
Четвертая роль - Простак. В литературе эта роль обычно принадлежит хозяину закусочной или любому другому человеку, который дает Уайту спиртное в кредит или предлагает ему деньги в долг и при этом не преследует его и не пытается спасать. В жизни эту роль может, как это ни странно, играть мать Уайта, которая дает ему деньги и нередко сочувствует ему, потому что его жена, то есть ее невестка, не понимает своего мужа. При таком варианте игры Уайт должен иметь какое-то правдоподобное объяснение на вопрос, зачем ему нужны деньги. И хотя оба партнера прекрасно знают, на что он в действительности их потратит, они делают вид, будто верят его объяснению. Иногда Простак перерастает в другую роль - не самую существенную, но вполне соответствующую ситуации - Подстрекателя, Славного малого, который часто предлагает спиртное Уайту, даже тогда, когда он не просит "Пойдем,выпьем по стаканчику" (скрытая трансакция "И ты еще быстрее покатишься под гору").
Во всех играх, связанных со спиртным, есть еще одна вспомогательная роль, которая принадлежит профессионалу - бармену, буфетчику, то есть человеку, поставляющему Уайту спиртное. В игре "Алкоголик" он – пятый участник, Посредник, основной источник спиртного, который, кроме того, вполне понимает алкоголика и в каком-то смысле является главным человеком в жизни любого наркомана. Разница между Посредником и другими игроками в основном та же, что между профессионалами и любителями во всякой игре.Профессионал знает, когда нужно остановиться. Так, в некоторый момент хороший бармен может отказаться обслуживать Алкоголика, который таким образом теряет источник спиртного, до тех пор пока не найдет более снисходительного Посредника.На начальных стадиях игры три вспомогательные роли может играть жена.В полночь супруга - Простак. Она раздевает мужа, варит ему кофе и позволяет срывать на себе зло. Утром она становится Преследователем и поносит его за беспутную жизнь. Вечером она превращается в Спасителя и умоляет мужа отказаться от дурных привычек. На более поздних стадиях, иногда в связи с ухудшением физическою состояния, Алкоголик может обходиться без Преследователя и Спасителя, но он терпит их, если они одновременно соглашаются создавать ему жизненно необходимые условия. Уайт может, например, неожиданно пойти в какую-нибудь душеспасительную организацию и даже согласиться "быть спасенным", если там ему дадут бесплатно поесть. Он может выдержать как любительский, так и профессиональный разнос, если надеется после получить подачку.
В соответствии с анализом игр мы считаем, что само по себе потребление спиртного если и доставляет Уайту удовольствие, то лишь попутно. Его главная задача - достижение кульминации, которой является похмелье. Алкоголик воспринимает похмелье не столько как плохое физическое состояние, сколько как психологическую пытку. Два любимых времяпрепровождения пьющих -"Коктейль" (разговоры - сколько пили и что с чем смешивали) и "На следующее утро" ("Послушайте, как мне было плохо") В "Коктейль" играют по большей части люди, которые пьют лишь на вечеринках или от случая к случаю. Многие алкоголики предпочитают как следует сыграть в психологически нагруженную игру "На следующее утро": некий пациент (Уайт), приходя на консультацию к психотерапевту после очередною загула, обрушивал на свою голову потоки ругательств; психотерапевт в ответ молчал. Позже, будучи участником психотерапевтической группы, Уайт вспоминал эти визиты и с самодовольной уверенностью приписывал все свои бранные слова психотерапевту. Когда алкоголики в терапевтических целях обсуждают свою ситуацию, их, как правило, интересует не проблема выпивки как таковой (очевидно, в основном они упоминают о ней из уважения к Преследователю), а последующие мучения. Мы считаем, что трансакционная цель при злоупотреблении спиртным, кроме удовольствия от самой выпивки, состоит еще и в том, чтобы создать ситуацию, в которой Ребенка будет на все лады распекать не только собственный внутренний Родитель, но и любая родительская фигура из непосредственного окружения, принимающая достаточно большое участие в Алкоголике, чтобы пойти ему навстречу и подыграть в его игре. Поэтому и терапию в этой игре надо направлять не на привычку выпивать, а на устранение стремления алкоголика потакать своим слабостям и заниматься самобичеванием, которые наиболее полно проявляются в игре "На следующее утро". К этой категории не относятся, однако, запойные пьяницы,которые морально не страдают после похмелья.
Существует также игра "Непьющий алкоголик", в которой Уайт проходит все стадии финансового падения и социальной деградации, хотя он совсем не пьет. Однако он делает в игре те же ходы и требует того же состава "актеров", которые должны ему подыгрывать. В этой игре основное действие тоже происходит "следующим утром". Сходство между этими играми доказывает, что это действительно игры. Игра "Наркоман" очень похожа на "Алкоголика", но еще более драматична и зловеща. Она развивается быстрее и более впечатляюще. По крайней мере в нашем обществе большая нагрузка в ней приходится на Преследователя (который всегда наготове). Спасители и Простаки в этой игре встречаются крайне редко, зато роль Посредника становится еще важнее.
В США существует множество организаций, принимающих участие в игре "Алкоголик"))). Многие из них словно проповедуют правила игры, объясняют, как надо играть роль Алкоголика: опрокидывайте рюмочку до завтрака, тратьте на выпивку деньги, предназначенные на другие нужды, и т.д. Кроме того, они объясняют функции Спасителя. Например, "Анонимные алкоголики" ("Анонимные алкоголики" - организация, получившая распространение в США и многих других странах мира) ведут эту игру, стараясь привлечь алкоголика на роль Спасителя

Бывает, отключишься во время бурной пьянки, а наутро просыпаешься с надписью на лбу «Коляныч - болван» и нарисованными под носом гитлеровскими усами. Обиднее всего то, что пил-то ты вчера в одиночестве… Пос­ле подобных случаев приходится признать, что возлияние уже само по себе занятие самоценное. И все-таки человечество с дремучих времен пыталось превратить этот простой в общем-то процесс в нечто большее. Так, видимо, и появились алкогольные состязания.

Первое письменное упоминание о хмельных игрищах можно отыскать уже в «Пире» Платона. Древнегреческому пирующему нужно было наполнить чашу вином, осушить ее, хлопнуть по дну и передать сосуд соседу. С тех пор реестр алкогольных игр сильно разросся, а правила усложнились. Впрочем, не до такой степени, чтобы их не понял пьяный человек.

Ну что, понеслись?

Условные обозначения

Игра на внимание или сообразительность Игра на везение Игра на выносливость
или ловкость
Просто дуракаваляние

Скорость окосения
игроков

Низкая Средняя Высокая

Разновидность
алкоголя

Пиво Крепкие напитки Все, что имеет градусы

01 Морской бой

бумага и две ручки .

Разбейтесь на две команды и подготовьте по стандартному полю для морского боя. Используя фантазию (довольно известная бесплатная программка, которую можно скачать из любого мозга), установите правила под себя. Договоритесь о количестве кораблей; решите, чему равен промах (в граммах или глотках), сколько должны выпить члены команды, у которой потоплено судно, ну и так далее. Сама же стратегия игры не отличается от классической безалкогольной версии.

02 Это прорыв!

Что тебе понадобится помимо закуски: салфетка, монета, сигарета .

Накрой рюмку салфеткой и положи на нее монету. Закури. Теперь игроки по очереди должны прокалывать тлеющим кончиком сигареты бумагу. Тот, после чьего прокола монетка наконец прорвет салфетку и опустится на дно, должен выпить рюмку. Монетку, так и быть, ему можно не глотать.

03 Наркобарон

Что тебе понадобится помимо закуски: колода карт .

Оставь от колоды столько карт, сколько за столом сидит игроков, остальные тебе не понадобятся. Достоинство и масть значения не имеют, однако заранее нужно назначить две главные карты. Одна (допустим, туз) будет Наркобароном, другая (скажем, король) станет Полицейским.

Раздай карты. Тот, кому достался король, обязан в этом чистосердечно признаться вслух. Теперь он Полицейский, и ему предстоит вычислить Наркобарона с тузом. Остальным следует пока хранить молчание. Наркобарон тем временем должен втихаря подмигнуть одному из игроков, а тому, в свою очередь, нужно отреагировать, выкрикнув: «Я в деле!» Теперь ход Полицейского. Он должен назвать предполагаемого Наркобарона. Если он угадывает, штрафную выпивает Наркобарон и тот, кому делец преступного мира подмигнул (если был такой договор). Если же обвинение Полицейского ошибочно, штрафная достается ему. А Наркобарон меж тем подмигивает новому сообщнику…

04 Коктейль «Слеза утконоса»

Что тебе понадобится помимо закуски: монета .

Первый игрок наливает в рюмку сколько хочет и чего хочет из любой бутылки на столе. Получившаяся смесь (даже если это всего лишь десять граммов водки) нарекается коктейлем «Слеза утконоса». Затем игрок подбрасывает монетку и, пока она крутится в воздухе, предрекает, орлом или решкой она упадет. Если догадка верна, игрок передает рюмку следующему участнику. Тот тоже доливает что-нибудь в стакан по своему извращенному вкусу и подкидывает монету. Несчастный, который не смог угадать, какой стороной упадет монетка, выпивает коктейль. Затем все начинается заново.

05 Умелые руки

Что тебе понадобится помимо закуски: как минимум, еще двое собутыльников .

Сидя за столом, игроки берут друг друга под руки и кладут ладони на стол. В итоге перед каждым оказывается левая рука соседа справа, правая рука соседа слева и оливье (куда без него!). Теперь можно приступать к игре. Кто-нибудь выкрикивает «Влево!» (или «Вправо!») и хлопает по столу своей левой ладонью. Это сигнал к запуску «волны» хлопков по часовой стрелке (или против). Соответственно, следующий хлопок, продолжающий волну, должен сделать человек, сидящий слева через одного от первого, ударив по столу правой ладонью. Затем игрок, сидящий слева рядом с первым, должен ударить своей левой, и т. д. Штрафные назначаются за любые возникающие ошибки. Ударил не в свой черед, пропустил хлопок, разбил телевизор табуреткой...

06 К глотку приучен

Что тебе понадобится помимо закуски: бумага и ручка .

В идеале эта игра должна начаться с первого же глотка пива, которое ты с друзьями закажешь в баре. Но, с другой стороны, чтобы не портить удовольствие от смакования пенного напитка, благоразумные люди предпочитают начать состязание не ранее последней пары бокалов, перед уходом. Итак, вот в чем суть дружеского матча. Нужно выпить пиво за меньшее число глотков. Проигравшему полагается заплатить за выпивку и затаить обиду на дурацкую игру.

07 Распальцовка

Что тебе понадобится помимо закуски: блюдце .

В центр стола устанавливается блюдце (или, скажем, пустой бокал), на которое все присутствующие ставят по пальцу. На счет «три» каждый или убирает, или оставляет палец на блюдце. Штрафная полагается той части собутыльников (а иногда это всего один человек, Игорек), которая осталась в меньшинстве.

08 Крутящий момент

Что тебе понадобится помимо закуски: монетка .

Вот еще одна незамысловатая игра, которая поможет тебе скоротать время, ожидая прихода опьянения. Первый игрок закручивает на столе монетку и называет имя одного из сидящих рядом. Названный должен, не останавливая монетку, щелкнуть ее пальцем, чтобы придать ей дополнительную энергию вращения, и назвать имя следующего игрока. Если при этом монетка остановится или улетит со стола, виновнику полагается штрафная. Ради большего азарта можно установить дополнительные правила. Например, если переставшая вращаться монета выпадет орлом, то полагается выпить две штрафные.

09 Кругом вода

Что тебе понадобится помимо закуски: набор одинаковой посуды .

Хичкоку бы понравилась эта игра, полная саспенса. Игроки наполняют все рюмки водой, кроме одной, в которую наливается водка, и тщательно их перемешивают. Затем каждый берет по рюмке (не поднимая к носу, чтобы не унюхать содержимое), и все по команде выпивают. При желании можно повысить нервозность игры, периодически увеличивая количество рюмок с водкой (или, наоборот, полностью исключая).

10 Топкий орешек

Что тебе понадобится помимо закуски: соленый арахис .

Даже если никто из твоих друзей не любит соленые орешки, все равно закажи их к пиву. По команде одновременно уроните по орешку в свои бокалы. Если вам не подсунули арахис, сделанный из сои, орешки немедля утонут. Но не спеши их оплакивать. Очень скоро пузырьки газа облепят арахис и поднимут его на поверхность. Неудачник, чей орешек всплывет последним, обязан заплатить за остальных.

11 Я ни разу…

Что тебе понадобится помимо закуски: ничего .

Еще одна игра для разношерстной компании. Эта забава поможет гостям, которые видят друг друга впервые, познакомиться поближе и не чувствовать себя скованно, а иначе, сам понимаешь, вся свинг-вечеринка насмарку. Начинает игру любой желающий. Он говорит ключевые слова: «Я ни разу…», а затем добавляет к ним что-то вроде «…не видел фильм «Схватка». После этого признания все, кто видел этот фильм (у нас в редакции, кстати, таких все еще нет), немедленно выпивают. Затем слово берет следующий гость, который говорит: «Я ни разу… не отказывался выпить». После чего под улюлюканье приходится выпить штрафную даже закоренелым трезвенникам.

12 Русская пивная рулетка

Что тебе понадобится помимо закуски: много баночного пива и готовность к свинству .

Перед каждым этапом выпивки одна из банок с пивом хорошенько встряхивается (лучше всего это сделает твой товарищ-эпилептик), чтобы превратиться в бомбу. После встряски заряженная банка перемешивается с остальными. Ну, как ты думаешь, кому она достанется?

13 Тир

Что тебе понадобится помимо закуски: монетка .

На столе кругом расставляются стопки по числу участников игры и одна стопка в центр. Каждая стопка закрепляется за определенным игроком. На край стола кладется монетка. Цель игры: подкинув монетку щелчком, попасть ею в одну из стопок. Подробности: если метатель монетки попадает в свою стопку, все выпивают по штрафной; если он промахивается, выпивает только он; если он попадает в чужую стопку, выпивает хозяин стопки; если он попадает в центральную стопку, выпивают вообще все. Ну, кроме Игорька. У него же язва.

14 Слова на вечер

Что тебе понадобится помимо закуски: телевизор .

Конечно, мы рассчитываем, что ты будешь пользоваться этими играми круглый год, но номер у нас все-таки новогодний. Поэтому вот тебе игра, в которую можно играть до и после боя курантов. Выберите с гостями слово на вечер (например, «какой» или «новый») и выпивайте каждый раз, когда кто-нибудь в телевизоре скажет его. Малопьющие могут выбрать для себя слово «молотобоец».

15 К ногтю!

Что тебе понадобится помимо закуски: стол .

В процессе застолья гости выбирают Человека-пальца и продолжают весело проводить время. Но чу! Человек-палец как бы между прочим кладет на край стола большой палец левой руки (остальные пальцы находятся под столешницей). Каждый, кто замечает этот маневр, молча проделывает то же самое. Последний заметивший модный тренд вынужден выпить штрафную. И так на протяжении всей вечеринки.

16 Бесконечная история

Что тебе понадобится помимо закуски: дар слова .

Первый игрок говорит любое слово, второй подставляет следующее так, чтобы оно подходило по смыслу, третий продолжает предложение. Например, первый - «все»; второй - «счастливые»; третий - «семьи»; четвертый - «похожи»; пятый - «эээ… радуга?» Все: «Проиграл! Штрафную!» Короче, ты понял: игрок, который не смог связно продолжить предложение, штрафуется, а потом, закусив, начинает игру с нового слова.

17 На дне

Что тебе понадобится помимо закуски: стопка .

Эта игра чем-то похожа на фильм «Титаник», а чем-то на нашу карьеру. В бокал с пивом помещается пустая стопка. Теперь каждый по очереди наливает в нее чуть-чуть пива из своих бокалов. Проигрывает тот, чья последняя капля станет той последней соломинкой, которая сломает спину верблюду (стопке) и заставит его опуститься на дно. (Возможно, эта метафора не покажется тебе такой корявой, если ты перечитаешь ее пьяным.)

18 О братьях наших в меньшинстве

Что тебе понадобится помимо закуски: общественное мнение .

А эта шумная игра прекрасно подойдет для разогрева гостей, которые плохо знакомы друг с другом. Каждый из игроков по очереди задает всем остальным какой-нибудь вопрос, предполагающий наличие двух противоположных точек зрения. Допустим: «Что вкуснее: кошки или собаки?» Далее дается три секунды на размышление, а затем задавший вопрос говорит свой ответ («Собаки») и предлагает поднять руки тех, кто с ним согласен. Если поднявших руки больше, чем не поднявших, любители жареных кошек выпивают по штрафной. Если, наоборот, собакоедов среди собравшихся меньше, то алко-епитимья накладывается на них. Затем право задать вопрос переходит к какому-нибудь следующему игроку. Например, к Игорьку.

Бытовые игры

В обычных социальных условиях все игры оказывают важное, быть может, даже решающее влияние на судьбы игроков; но некоторые игры более пригодны в качестве пожизненного занятия, и в них чаще вовлекаются относительно невинные посторонние лица. Подходящее название для этой группы игр – бытовые игры. В нее входят: «Алкоголик», «Должник», «Дай мне пинка», «Попался, сукин сын!», «Вот что я из-за тебя наделал», с их основными вариантами. Они примыкают с одной стороны к супружеским играм, с другой – к играм преступного мира.

1. Алкоголик

Тезис . В анализе игр не занимаются алкоголизмом или «алкоголиками»; рассматривается лишь роль Алкоголика в определенной игре. Если и верно, что первичным стимулом пьянства является биохимическая ил» физиологическая ненормальность – что пока не вполне выяснено – то изучение этой стороны дела принадлежит обычной медицине. В анализе игр интересуются совсем другим – видами общественных взаимодействий, связанных с такого рода злоупотреблениями. Отсюда и название игры.

В полном своем варианте это игра с пятью участниками; впрочем, возможно совмещение ролей, и тогда с начала до конца могут играть двое. Центральную роль играет субъект игры, «Алкоголик», пусть это будет мистер Уайт. Главная поддерживающая роль – Преследователь, как правило, представитель другого пола; обычно это супруга (или супруг). Третья роль – Избавитель, ее исполняет обычно лицо того же пола, что и Алкоголик, например, добродушный домашний врач, принимающий участие в пациенте и заинтересованный проблемой пьянства. Классическая ситуация состоит в том, что врач успешно избавляет пациента от его порока. После шестимесячного воздержания Уайт и доктор поздравляют друг друга. Но на следующий день Уайта находят в канаве.

Четвертая роль – Покровитель или Соска. В литературе ее играет продавец или бармен, предоставляющий Уайту кредит, подбрасывающий сэндвич или чашку кофе, не преследующий его и не пытающийся его спасти. В жизни эту роль чаще исполняет мать Уайта, дающая ему деньги и нередко сочувствующая ему по поводу его жены, которая его не понимает. При этом игра требует от Уайта правдоподобного предлога для получения денег – какого-нибудь плана, которому оба будто бы верят – хотя и знают, куда уйдет по обыкновению большая часть этих денег. Иногда Покровитель сбивается на другую, не столь важную, но дружелюбную роль – Подстрекателя, «своего парня», предлагающего средства даже по собственному почину: «Пойдем выпьем! (отчего ты покатишься вниз быстрее)».

Во всех играх, связанных с выпивкой, вспомогательную роль играет профессионал, содержатель бара или продавец. В игре «Алкоголик» он исполняет пятую роль: это Поставщик, прямой источник напитков, понимающий речь пьяного; в некотором смысле это важнейшее лицо в жизни пьяницы и наркомана. Разница между Поставщиком и другими игроками та же, что между профессионалами и любителями в любой игре: профессионал знает, когда остановиться. В нужный момент умелый продавец отказывается обслуживать Алкоголика, который остается тем самым без выпивки – если только ему не удается отыскать более снисходительного Поставщика.

В начальной стадии «Алкоголика» жена может играть все три поддерживающие роли: в полночь она Покровительница, раздевающая мужа, варящая ему кофе, позволяющая ему прижаться к себе; наутро она Преследовательница, обличающая его дурное поведение; вечером – Избавительница, молящая его исправиться. На поздних стадиях, иногда вследствие ухудшения здоровья, Преследователь и Избавитель могут оказаться лишними; их терпят, если они готовы при этом служить источником снабжения. Теперь Уайт готов отправиться в благотворительную столовую и подвергнуться Избавлению за бесплатную кормежку, или вынести головомойку – любительскую или профессиональную, – если за ней следует подачка.

Как видно из имеющихся данных, вознаграждение в игре «Алкоголик» (как это характерно для игр вообще) происходит от ее аспекта, менее всего привлекающего внимание большинства исследователей. Анализ игры показывает, что сама выпивка является лишь попутным удовольствием, доставляющим дополнительные преимущества; это процедура, ведущая к подлинной кульминации игры, которой является похмелье. Дело обстоит так же, как в игре «Шлемиль»: все безобразия, привлекающие больше всего внимания, для Уайта лишь приятный путь к развязке – получению прощения от Блэка.

Для Алкоголика похмелье – не столько физическое страдание, сколько психологическая мука: Любимые развлечения пьяниц – это «Мартини» (сколько напитков и как их смешивали) и «А наутро» (дай-ка я расскажу тебе о моем похмелье). «Мартини» разыгрывают преимущественно пьющие в компании; многие алкоголики предпочитают жесткую психологическую встряску «А наутро», и организации алкоголиков вроде АА [«Анонимные Алкоголики» – организация бывших алкоголиков, ставящая целью избавить других от этого порока. (Прим. перев.)] доставляют им для этого неограниченные возможности.

Посетив психиатра после очередного цикла, пациент охотно осыпает себя обидными кличками; психиатр молчит. Позже, вспоминая об этом в терапевтической группе, Уайт будет утверждать, что этими кличками обозвал его психиатр. В терапевтической ситуации главный интерес разговора состоит для многих алкоголиков не в самом пьянстве – упоминаемом, по-видимому, больше из почтения к преследователям – а в последующих страданиях. В смысле взаимодействий цель состоит, кроме собственного удовольствия, в создании ситуации, в которой Ребенок получает суровый нагоняй не только от внутреннего Родителя, но и от какой-нибудь родительской личности из его окружения, достаточно заинтересованной, чтобы исполнить такую роль. Поэтому терапия этой игры должна быть сосредоточена не на выпивке, а на «следующем утре» – на самооправдании посредством самобичевания. Впрочем, встречается тип запойных пьяниц, у которых не бывает похмелья, и которые не относятся к рассматриваемой категории.

Существует также игра «Сухой алкоголик», в которой Уайт проходит путь финансового или социального падения без бутылки, но с той же последовательностью ходов и с той же потребностью самобичевания. В этом случае кульминацией опять-таки является «следующее утро». Именно это сходство между обычным «Алкоголиком» и «Сухим алкоголиком» подчеркивает, что то и другое – игры; в обоих случаях сходна и процедура, приводящая к увольнению с работы. Игра «Наркоман» подобна «Алкоголику», но мрачнее, драматичнее, развивается сенсационнее и быстрее. Эта игра, во всяком случае в нашем обществе, больше нуждается в наличии Преследователя; Покровители и Избавители немногочисленны и редки, а Поставщик играет гораздо более важную роль.

В игре «Алкоголик» принимает участие ряд различных организаций – местных, национальных, и даже международных. Многие из них публикуют правила игры. Почти все они объясняют, как играть роль Алкоголика: выпивать перед завтраком, тратить деньги, предназначенные для других целей, и т. п. Они разъясняют также функции Избавителя. Например, Анонимные Алкоголики продолжают играть в ту же игру, побуждая, однако, Алкоголика принять на себя роль Избавителя. Для этой роли предпочтительнее бывшие Алкоголики, ибо они лучше знакомы с игрой и имеют более высокую квалификацию для исполнения поддерживающих ролей, чем те, кто в нее прежде не играл. Известны случаи, когда члены некоторой секции АА не находили алкоголиков, с которыми можно было бы работать, и, не имея возможности продолжать игру в роли Избавителя, вновь начинали пить .

Имеются организации, стремящиеся улучшить судьбу других игроков. Некоторые из них оказывают давление на супруг алкоголиков, побуждая их сменить роль Преследователя на Избавителя. Одна организация, стоящая, по-видимому, ближе всего к теоретическому идеалу лечения, работает с подростками – детьми алкоголиков, поощряя их вообще порвать с игрой, вместо того чтобы только менять роли.

Психологическое лечение алкоголика состоит также в том, чтобы заставить его совсем бросить игру, а не просто сменить одну роль на другую. Иногда этого удается добиться, хотя и нелегко подыскать Алкоголику другое занятие, столь же интересное для него, как продолжение игры. Поскольку классическим признаком алкоголика является страх перед близостью, заменой будет скорее другая игра, а не свободные от игр отношения. Так называемые излеченные алкоголики часто представляют собой в общественном смысле малоинтересных партнеров; их жизнь, по-видимому, лишена сильных впечатлений, что постоянно сбивает их на прежнюю дорогу. Критерий действительного «излечения от игры» состоит в том, чтобы бывший Алкоголик мог выпить в компании, не подвергая себя риску. Обычное лечение «полным воздержанием» рассматривается специалистами по анализу игр как неудовлетворительное.

Как видно из описания игры, для Избавителя существует сильный соблазн играть в «Я только стараюсь вам помочь»; для Преследователя – в «Вот что ты со мной сделал»; для Покровителя – в «Славного парня». В результате распространения избавительных организаций, популяризирующих идею о том, что алкоголизм – болезнь, алкоголиков научили играть в «Деревянную ногу». Закон, весьма заинтересованный в такой публике, в настоящее время склоняется в пользу этой игры. Главная роль теперь отводится не Преследователю, а Избавителю; позиция «Я – грешник» сменяется позицией «Чего вы хотите от больного человека?» (что составляет часть общей тенденции современного мышления, удаляющегося от религии в сторону науки). С экзистенциальной точки зрения такая смена позиций представляется спорной; с практической же стороны она вряд ли привела к уменьшению продажи напитков пьяницам. И все же для большинства людей Анонимные Алкоголики остаются наилучшим введением в лечение сверхснисходительностью.

Антитезис . Как известно, в «Алкоголика» играют упорно, и от этой игры трудно отказаться. В одном случае женщина-алкоголик, помещенная в терапевтическую группу, принимала в ней очень небольшое участие до тех пор, пока, как ей показалось, она не узнала достаточно о других членах группы, чтобы завести свою игру. Тогда она попросила их сказать ей, что они о ней думают. Поскольку она вела себя достаточно приятно, ряд членов группы высказался о ней одобрительно; но она возразила: «Мне нужно другое. Я хочу знать, что вы на самом деле думаете». Она дала понять, что ей нужны уничижительные отзывы. Другие женщины, однако, отказались ее преследовать. Тогда она пошла домой и сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен либо развестись с ней, либо положить ее в больницу. Он обещал ей это; в тот же вечер она напилась до бесчувствия, и муж отправил ее в санаторий. В этом случае другие члены группы отказались играть преследовательские роли, которые им предназначила миссис Уайт; она оказалась неспособной выдержать этот антитезис, вопреки общему желанию укрепить уже достигнутое ею понимание процесса. Дома же она нашла человека, согласного исполнить нужную ей роль.

Однако в других случаях удается подготовить пациента настолько, что он может расстаться с игрой, а затем добиваться настоящего общественного излечения, причем терапевт отказывается играть как Преследователя, так и Избавителя. Столь же не терапевтично с его стороны играть роль Покровителя, позволяя пациенту пренебрегать его расписанием и финансовыми обязательствами. С точки зрения теории взаимодействий правильная терапевтическая процедура состоит в том, что врач после тщательной подготовительной работы занимает договорную позицию Взрослого и отказывается играть какую-либо из ролей; он рассчитывает при этом, что пациент окажется способным выдержать отказ не только от выпивки, но и от разыгрывания своей игры. Если он не может, лучше отослать его к какому-нибудь Избавителю.

Антитезис особенно труден по той причине, что пьяница в большинстве стран Запада высоко ценится как объект осуждения, заботы или великодушия, и всякий, отказывающийся играть одну из этих ролей, рискует навлечь на себя негодование общества. Рациональный подход может встревожить Избавителей даже больше, чем Алкоголика, что подчас приводит к печальным последствиям для лечения. Одна группа исследователей, работавшая в клинических условиях, серьезно заинтересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться действительного излечения путем прекращения игры, а не простым «избавлением» пациентов. Когда это было замечено, комитет попечителей, финансировавший клинику, поспешил отделаться от этих людей, и никто из них не привлекался впоследствии к лечению таких пациентов.

Родственные игры . Интересная игра, сопутствующая «Алкоголику», называется «По одной». Она была открыта одним внимательным исследователем, занимавшимся промышленной психологией. Уайт и его жена (непьющая Преследовательница) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Покровители). Уайт говорит Блэкам: «Выпьем по одной!» Если они согласны, это дает возможность Уайту выпить четыре или пять. Если Блэки отказываются, игра разоблачается. По правилам выпивки Уайт в этом случае вправе оскорбиться, и он найдет для следующего пикника более подходящих компаньонов. То, что на общественном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом уровне оказывается актом наглости, с помощью которого Ребенок Уайта получает от Блэка Родительское разрешение путем открытого подкупа, прямо под носом у миссис Уайт, лишенной возможности протестовать. В действительности миссис Уайт соглашается на все это мероприятие именно потому, что она будет «бессильна» протестовать. На самом деле она так же заинтересована в продолжении игры в своей роли Преследовательницы, как мистер Уайт – в своей роли Алкоголика. Нетрудно представить себе ее обвинения в адрес мужа на следующее утро после пикника. Этот вариант может вызвать осложнения, если Уайт – начальник Блэка.

Вообще говоря, «Покровители» не так уж плохо «зарабатывают» в игре. Часто они – одинокие люди, извлекающие немалую выгоду из своей доброты к Алкоголикам. Торговец, разыгрывающий «Славного парня», приобретает таким образом много знакомых; он может заслужить хорошую репутацию в своем социальном окружении не только как великодушный человек, но и как хороший рассказчик.

Между прочим, один из вариантов «Славного парня» состоит в том, что игрок ищет повсюду совета, как лучше помогать людям. Это пример милой и конструктивной игры, заслуживающей поощрения. Противоположную игру представляет собой «Блатной», берущий уроки насилия или спрашивающий, как лучше вредить людям. Хотя уроки никогда не применяются на практике, игрок извлекает преимущество, ассоциируя себя с настоящими блатными, играющими до конца, и может сиять в их отраженной славе. Это разновидность того, что французы называют un fanfaron de vice [Похваляющийся пороком (фр.). (Прим. перев.)]

Анализ :

Тезис : Вот какой я плохой! Попробуй удержать меня!

Цель : Самобичевание.

Роли : Алкоголик, Преследователь, Избавитель, Покровитель, Поставщик.

Динамика : Оральное лишение.

Примеры : (1). Попробуй поймай. Прототип этой игры трудно связать с ней ввиду ее сложности. Однако дети, в особенности дети алкоголиков, часто проделывают ряд маневров, характерных для «Алкоголика». «Попробуй удержи меня» – игра, включающая обман, запрятывание вещей, навлечение на себя оскорбительных замечаний, поиски благодетелей, например, благосклонного соседа, у которого можно брать подачки, и т. п. Самобичевание часто откладывается до более позднего возраста. (2). Алкоголик и его окружение.

Общественный образец : Взрослый – Взрослый.

Взрослый : «Скажи мне, что ты в самом деле обо мне думаешь или помоги мне бросить пить».

Взрослый : «Я буду с гобой откровенен».

Психологический образец : Родитель – Ребенок.

Ребенок : «Попробуй удержи меня1»

Родитель : «Ты должен перестать пить, потому что...»

Ходы : (1). Провокация – обвинение или прощение. (2). Снисходительность – гнев или разочарование.

Преимущества : (1). Внутреннее психологическое: а.) пьянство как процедура – бунт, самоутешение и удовлетворение влечения; б) «Алкоголик» как игра – самобичевание (вероятно). (2). Внешнее психологическое: избежание сексуальной и других форм близости. (3). Внутреннее общественное: Попробуй удержи меня! (4). Вншнее общественное: «А наутро», «Мартини» и другие развлечения. (5). Биологическое: чередующиеся любовные и гневные обмены. (6). Экзистенциальное: Все хотят причинить мне вред.