Описание характеристик воинов в рим тотал вар. Армии в кампании Rome Total War

Армии составляют основу кампании. В армию может входить до 20 боевых единиц; любая совокупность боевых единиц является армией, которая двигается и сражается, как единое целое. На карте кампаний вы управляете армиями; на поле боя вы управляете соединениями.

Взгляд на карту игры даст вам общее представление об армиях:

Армиями командуют капитаны или полководцы. В чем состоит разница между полководцами и капитанами, мы обсудим позже.

Капитаны являются младшими лидерами, которые временно получают возможность командовать армией. Такие армии всегда показываются в виде пехотинцев (без плащей) соответствующей фракции.

Принадлежность к той или иной фракции обозначается флажком определенного цвета и соответствующим цветом.

Темный цвет, который "заполняет" флажок, показывает силу армии: чем сильнее армия, тем больше заполненная цветом область.

Выберите армию, щелкнув по ней левой кнопкой мыши.

Подсвеченная область обозначает, куда данная армия может дойти за текущий ход. Все действия (перемещения и атаки) "съедают" некоторое количество пунктов движения, и по мере использования пунктов движения, дистанция, которую армия может преодолеть за остаток хода, сокращается.

Щелкните правой кнопкой по тому месту, куда вы хотите направить свою армию. Большая стрелка обозначает предлагаемый для армии маршрут.

Щелкните правой кнопкой и перетягивайте курсор мыши, чтобы показать изменение маршрута для армии, если пункт назначения меняется.

Щелкните правой кнопкой по врагу, нейтральной части или зоне, чтобы атаковать. Курсор примет форму меча, если атака возможна. Атакуя нейтральную фракцию, вы по умолчанию объявляете войну этой фракции.

Щелкните правой кнопкой по дружественной армии (не по союзникам!) чтобы слить движущуюся армию со стационарной. Мы еще поговорим о слиянии армий, когда придет время.

Щелкните правой кнопкой по дружественному поселению (не по союзному), чтобы слить армию с гарнизоном поселения (если таковой имеется). Армия войдет в поселение, и, если у армии есть полководец, а у поселения нет правителя, полководец будет автоматически назначен новым правителем. Чтобы получить дополнительную информацию, смотрите статью «Как управлять поселениями».

Зоны, подсвеченные красным, контролируются врагом, а значит, рядом с ними находятся не-союзные армии. В красной зоне движение армии заканчивается. Вы не обязаны атаковать, когда находитесь в зоне контроля.

Вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши за зоной, подсвеченной зеленым, в таком случае, чтобы достичь пункта назначения армии, понадобятся два (или более) хода. В случае если армия не получит нового приказа и не попадет в засаду, она будет продолжать марш.

Маршрут показан разноцветной линией, причем каждый цвет обозначает движение на протяжении одного хода.

Армии, которые не могут двигаться, обведены красным кружком.

Армии показываются, как стоящие на коленях фигурки, когда прячутся и готовы напасть на проходящих врагов.
Местность

Если вы хотите исследовать местность в каком-то районе, сначала щелкните левой кнопкой по пустому пространству на игровой карте мира (чтобы снять все пометки). Потом щелкните правой кнопкой и удерживайте пустое пространство в провинции, которая вас интересует. Таким образом вы узнаете тип местности, название провинции и то, какой фракции она принадлежит.

Тип местности определяет, сможет ли туда попасть ваша армия, а также тип поля боя, на котором вам придется сражаться в этом районе. Старайтесь атаковать врага с возвышения (например со стороны горы). Это даст вашей армии преимущество - вы окажетесь на возвышенности сразу перед началом боя, без необходимости утомительного маневрирования.

Некоторые виды местности - такие как горы - просто непроходимы для армий. Вам придется искать обходные пути или переходы через такие непроходимые участки.

На карте кампаний переправы через реки помечены бродами или мостами (после того, как будут построены дороги). Только в этих местах армии могут переправляться через реки, и потому они имеют большое стратегическое значение. Блокируйте эти места - при сражениях на мостах и переправах обороняющиеся имеют огромное преимущество.

Армии могут прятаться в лесах и поджидать врагов в засадах. Мудрые командиры очень тщательно выбирают место для сражения, так что мы советуем вам изучить местность рядом с горными перевалами, речными переправами и другими пунктами, где может пройти враг.

Засады

Армии могут подстерегать в засаде другие армии, проходящие по карте кампании.

Армии, которые могут устраивать засады, всегда показываются коленопреклоненными, даже в начале хода.

Армии, принадлежащие к другим фракциям, и находящиеся в засаде, не показываются до тех пор, пока не начнут атаку!

Если ваша армия попала в засаду, количество пунктов движения для нее сокращается вдвое, и ей приходится вступить в бой. Бой может проходить в автоматическом или ручном режиме. Армия, попавшая в засаду, обычно оказывается в очень сложном положении, поскольку она начнёт бой в походном положении (в построении "колонна"), без возможности построится перед битвой.
Атака

Пометив армию, щелкните правой кнопкой мыши по вражеской армии или поселению, которое вы собираетесь атаковать:

Появится свиток Боевого развертывания. На нем вы можете увидеть схемы ваших и вражеских войск.

Самое главное - это сравнение силы армий, результаты которого вы можете видеть в центре свитка. Наведите курсор на скрещенные мечи, чтобы посмотреть, каково соотношение сил. Этот инструмент не всегда точен, поскольку не учитывает "специализацию" войска. Но общее положение дел отражает верно. Мне удавалось победить при соотношении 14 к 1. Но при этом моя армия полностью состояла из стрелков (и пары отрядов тяжёлой кавалерии), а армия врага была полностью "пехотной".

Подкрепления тоже перечислены в списке.

В Rome Total War вы можете сражаться самостоятельно и лично управлять своими соединениями на поле боя. Это даст вам полный контроль над войсками и доставит больше всего удовольствия!

Если вы атакуете поселение или форт, прочтите статью «Как осаждать поселения и форты.»
Атака с армиями поддержки

Подкрепления могут присоединиться к вам во время атаки. Когда исход битвы рассчитывается автоматически, их сила просто складывается с общей силой армии. Если же вы сами проводите битву, подкрепление может сыграть куда более важную роль:

Когда армия атакует, любая другая дружественная армия (ваша, или принадлежащая союзникам) находящаяся рядом с армией или атакованным поселением, способна выступить в качестве подкрепления.

Атакующая армия находится под вашим контролем. Убедитесь в том, что все ваши войска находятся в красной зоне контроля вражеской армии, или отмените атаку и подведите другую армию в качестве подкрепления еще до начала битвы.

Любая находящаяся по соседству армия, управляемая полководцем, на поле боя всегда будет находиться под контролем искусственного интеллекта. Вы не сможете отдавать приказы соединениям, находящимся под командованием полководца.

Любая располагающаяся по соседству армия, находящаяся под командованием капитана, поддержит вашу армию на поле боя в соотношении один к одному. Помните, что существует ограничение в 20 боевых единиц для каждой армии, и подкрепление появится, когда в вашей армии окажется пустая ячейка, например вследствие потери, или потому, что соединение бежало с поля боя. Очень хороший вариант - приказать не нужным более отрядам отступать (например отстрелявшимся лучникам). На их место придут свежие отряды подкрепления.

Подкрепления всегда появляются на поле боя с той стороны, которая соответствует их положению на карте кампании. Если армия поддержки находится за вражеской армией (но по соседству с врагом), она появится на поле боя в тылу врага.

Пока армия побеждает, она может продолжать двигаться вперед и атаковать. В зависимости от количества потерь (и других факторов), армия может атаковать два или три раза за ход.
Слияние армий

Подведите армию к другой дружественной (принадлежащей к той же фракции) армии или поселению, чтобы слить два войска. Мы советуем сливать отдельные соединения до того, как вы начнете сливать армии. Вы не можете сливать соединения во время слияния армий.

Обычно объединенной армией командует полководец с наибольшим показателем навыка командования. Когда армия под командованием капитана сливается с армией полководца, капитана понижают в чине, и он исчезает.

Если всего в обеих армиях, участвующих в слиянии, больше 20 соединений, появляется свиток Слияния армий.

Выберите соединения, которые вы хотите перевести в другую армию. Вы можете пометить сразу несколько соединений, удерживая клавишу CTRL и используя щелчки левой кнопкой мыши.


Некоторые соединения могут быть высвечены серым цветом. Они уже прошли максимальное расстояние за этот ход, и поэтому не могут перейти (слиться) в другую армию.

Щелкните по кнопке перевода в середине свитка, когда окончательно утвердите новый состав армий. Вы также можете просто перетягивать соединения из одной армии в другую.

Когда состав армий удовлетворит вас, щелкните по галочке в правом нижнем углу свитка, чтобы подтвердить свой выбор.
Разделение армий

Во время игры вам может понадобиться разделить армию или вывести часть

гарнизона из поселения или форта.

Пометьте соединения, которые вы хотите переместить, использовав соответствующие карточки соединений на Панели обзора в центре Панели управления в нижней части экрана.

Вы можете использовать клавиши SHIFT и CTRL, чтобы помечать сразу несколько соединений.

Либо поместите курсор в то место, куда вы хотите отправить выбранное соединение (тогда в этой точке появится "призрачная" армия), либо просто перетяните выбранные соединения с Панели обзора в нужную точку игрового мира.

В обоих случаях, "дочерняя" армия направится к новому месту дислокации.
Слияние соединений

Весьма вероятно, что во время боя ваша армия понесет определенные потери. В некоторых соединениях останется всего несколько человек. Однако, сколько бы человек ни было в соединении, оно все равно занимает одну из 20 ячеек в списке армий. В результате в армии, в которой очень много соединений, оказывается мало людей.

Сила соединений может возрастать при слиянии или при переобучении в поселениях. Смотрите раздел «Переобучение соединений.»

Сливаемые соединения должны быть одного типа. Поместите одно соединение на другое на Панели обзора, и два этих соединения будут слиты. Солдаты из перетягиваемого соединения будут добавлены к соединению, на которое вы их перетянули.

Перетягиваемое соединение может исчезнуть, если все его люди вольются в новое соединение. Все "лишние люди останутся в первоначальном соединении.

Вы можете автоматически слить истощенные соединения, нажав клавишу M.
Опыт соединений

Будьте осторожны при слиянии соединений, поскольку войска с низким опытом (или его отсутствием) понижают значения опыта для более опытных соединений и сокращают их эффективность в бою. Количество и цвет нашивок на карточке соединения на Панели обзора обозначает опыт соединения. На опытное соединение в бою можно положиться, и обычно оно превосходит равные ему по силе соединения с меньшим опытом. В Rome Total War, шевроны также получают соединения, находящиеся под командованием полководцев с высоким уровнем командования, или в результате хорошей организации обучения (например обучение войска в городе с развитыми зданиями).

Если у соединения нет шевронов, это означает, что у него очень мало или вовсе нет опыта.

Один, два или три бронзовых шеврона говорят о том, что соединение "закалено" в битвах.

Один, два или три серебряных шеврона говорят о том, что соединение составлено из солдат, которым приходилось много и тяжело сражаться.

Один, два или три золотых шеврона говорят о том, что соединение состоит из крепких, закаленных в боях ветеранов, отлично знакомых с делом ведения войны. Соединение с тремя золотыми шевронами для командира стоит столько же, сколько равное весу соединения количество золота!

Полководцы и правители

Полководцы - это персонажи с именами, члены правящей семьи или командующей фракции. У них есть индивидуальные качества, и их сопровождает свита, которая помогает им в работе.

У каждого полководца есть соединение телохранителей. Потери, понесенные этим соединением, со временем восстанавливаются. Размер этого соединения зависит от

звания и опыта полководца. Тип телохранителей зависит от фракции, игрового времени и т.д.

Полководцы, которые заканчивают ход в поселении, не имеющем правителя, назначаются правителями. Если есть выбор, правителем назначается полководец с наивысшими показателями в управлении.

Лучший полководец в поселении является командующим гарнизона. Его боевые навыки используются при осаде поселения.

Правитель, покидающий поселение, становится полководцем.
Капитаны

Капитаны - это временные лидеры армий с ограниченными возможностями. Они выдвигаются из рядовых, когда армии необходим лидер, а полководец с именем недоступен. Когда полководец присоединяется к армии, капитана разжалуют назад, в рядовые. Капитаны не могут:

Нанимать наемников

Строить форты и сторожевые башни

Управлять поселениями

Когда начинается осада поселения, в котором нет правителя, гарнизон возглавляет капитан.

Как нанимать наемников

Когда полководец находится вне города, он может набирать наемни ков из данной провинции. Щелкните по кнопке «Нанять наемников» на Панели управления. Если в данный момент наемники недоступны, кнопка будет высвечена серым.

Щелкните левой кнопкой мыши по любому соединению наемников, чтобы пометить его и добавить в очередь наемников для найма. Вы можете отменить покупку наемников, снова щелкнув по выбранному соединению левой кнопкой.

Щелкните по выбранному соединению правой кнопкой мыши, чтобы просмотреть его подробное описание.

Когда вы сочтете, что выбор наемников сделан, щелкните по кнопке Нанять соединения из очереди в левой части свитка. В отличие от собственных войск фракции, которые должны проходить обучение в течение хотя бы одного хода, наемники сразу же появляются в составе армии на панели обзора.

Строительство фортов и сторожевых башен

Только армия, находящаяся под командованием полководца, может строить сторожевые башни и/или форты. Если это невозможно, кнопка высвечивается серым.

Щелчок по кнопке Строительства вне поселения вызывает свиток Походного строительства. В нем вы можете выбрать сторожевую башню или форт. Для обоих объектов указана стоимость строительства в динариях.

Сторожевые башни - это постоянные сооружения, которые расширяют для вас область обзора.

Фортам для функционирования требуется гарнизон. Если форт пуст в тот момент, когда нажимается кнопка конец хода, он разваливается и удаляется с карты. Построившая форт армия может оставить в нем одно из соединений, также к форту может подойти другая армия (или даже агент); таким образом, форт будет сохранен для дальнейшего использования.

У фортов нет "национальности". Если одна из фракций строит форт и оставляет его пустым, форт могут занять войска другой фракции.

За один ход полководец может построить сколько угодно сторожевых башен и/или фортов, он ограничен лишь пунктами движения, которые позволяют переходить на новое место.

Помните! В Rome Total War форты крайне полезны при защите стратегических пунктов, таких как горные перевалы: врагам придется провести осаду форта, чтобы продвинуться дальше. Можно даже построить целую "стену" из фортов, чтобы оградить какую-то область на карте.











(roman peasant)
Крестьяне неохотно вступают в бой, но их значительное число заставляет использовать их во всех армиях. Заставить крестьян сражаться — прекрасный способ быстро и дешево доставить на поле боя множество людей. Они мало чего понимают в тактике и еще меньше хотят сражаться — они предпочли бы защищать свои дома, нежели участвовать в битве, до которой им нет никакого дела. Но, если на то пошло, их можно использовать для рытья подкопов! Однако же, они большие знатоки местности и превосходно прячутся в укрытиях.

(roman archer)
Римские лучники, как правило, используются в качестве подкрепления для тяжеловооруженной пехоты и играют достаточно второстепенную роль в римском военном деле. Они почти исключительно применяются для дальнего боя, поскольку отсутствие доспехов и низкокачественные орудия ближнего боя означают, что лишь бессердечный или отчаявшийся военачальник прикажет им сражаться врукопашную. Дальний бой — отнюдь не значительная часть римского способа ведения войны, но, поскольку потребность в стрелках была очевидна для римских полководцев, из низших классов общества начали набирать этих лучников.

(roman archer auxillia)
Эти лучники используются в качестве поддержки для тяжеловооруженных пехотинцев-легионеров, что является достаточно важной, хотя и второстепенной, ролью в римском военном деле. Они не предназначены и не приспособлены для участия в ближнем бою; их задача — обеспечить поддержку с большой дистанции и не мешать легионерам решать исход сражения. Поскольку римская армия строится вокруг тяжелой пехоты, другие виды войск используются в качестве поддержки. Однако их обучение почти столь же интенсивно, как у легионеров, а дисциплина во вспомогательных войсках, несомненно, так же сурова и непоколебима. Исторически, после изменений, внесенных Гаем Марием, профессиональных бойцов поддержки стали нанимать на службу вместе с набиравшимися опыта легионерами. Крупномасштабной встряской римской военной машины стал перевод армии на постоянную и пожизненную основу, причем в конце своей военной карьеры бойцы поддержки награждались римским гражданством.

(roman velite)
Велиты — легковооруженные застрельщики, прикрывавшие основную часть раннего римского легиона во время наступления. Они вооружены метательными копьями и колющими мечами и не носят никаких доспехов, кроме небольшого круглого щита. Их задача — измотать и ослабить противника перед началом боя. Велитов набирают из числа молодых граждан, у которых недостаточно опыта (или денег на покупку собственного вооружения), чтобы поступить на службу в качестве гастатов или других тяжелых пехотинцев. После реформ Мария римские велиты постепенно выходят из употребления. Марий перевел римскую армию на профессиональную основу и в процессе этого полностью отменил возрастной и имущественный ценз. Римские граждане теперь отправлялись на войну не в случае опасности, выполняя гражданский долг — они стали профессиональными воинами, фактически наемниками из числа собственного населения.

Легковооруженные бойцы поддержки (roman light infantry)
Эти бойцы поддержки — застрельщики, действующие как прикрытие для тяжеловооруженных подразделений. Кроме того, они стремятся разбить построения противника дождем метательных копий, обладающих большей дальностью полета, чем тяжелые пилумы с железными древками, которыми вооружены римские легионеры. Они не носят доспехов и не смогут долго продержаться в ближнем бою, однако при необходимости попытаются. Их тренировки почти столь же интенсивны, как у легионеров, так что они могут долгое время сражаться без устали, а дисциплина, несомненно, так же сурова и непоколебима.

(roman city militia)
Городские стражники — местные рабочие и крестьяне, получившие достаточную подготовку, чтобы защищать свои дома и поддерживать на улицах порядок. Они ни в коем случае не способны тягаться с прекрасно вымуштрованными римскими легионерами, но, с другой стороны, они предназначены всего лишь для службы гражданской милицией, заинтересованной в сохранении мира и спокойствия (и, возможно, иногда использующейся для тушения пожаров). У них не слишком много вооружения, поскольку наибольшее, что от них ожидают — прикрываться копьями и щитами и сохранять позиции при атаке врага. В общем и целом, с этим они справляются.

(roman hastati)
В легионах первых лет Республики гастаты — молодые воины, в любой битве сражающиеся на передовых позициях. Они используются для того, чтобы изнурить противника и удержать его до атаки следующей боевой линии римлян. В результате, в своем роде они представляют собой умелых бойцов. Они вооружены двумя пилумами, которые метают на близкой дистанции в противника перед началом сражения врукопашную. Также они носят меч, бронзовый шлем, большой щит и нагрудник. Пилум — умно сконструированное копье: его железное древко достаточно мягкое и при ударе сгибается так, что его нельзя бросить обратно; если же оно в кого-либо попало, то его движению причиняются немалые неудобства. Гастаты традиционно приобретали вооружение за собственный счет и часто не могли себе позволить ничего более качествен

(roman triarii)
Триарии — крепкие тяжеловооруженные копейщики, составлявшие третью и самую опытную часть римского легиона до реформ Гая Мария. Они вооружены длинным колющим копьем гоплитов (гастой), длинным щитом и гладием. Они — ветераны и хорошо вооружены — неудивительно, учитывая, что их набирали из богатейших кругов общества. В легионах первых лет Республики триарии занимали позиции в конце войска. Отправились к триариям — римское высказывание, означающее наступление тяжелых времен, ведь эти войска использовались лишь в решающий момент битвы. Традиционно триарии приобретали вооружение за собственный счет и могли позволить себе все самое лучшее.

Вспомогательные войска
Вспомогательные войска — крепкие дисциплинированные копьеносцы, в бою обеспечивающие прикрытие римским легионерам. Они используются как оборонительная пехота, чья цель — защитить фланги тяжеловооруженных солдат от кавалерии и других подобных угроз; их тренировали не менее сурово, чем легионеров, и в результате получились воины с примерно тем же уровнем дисциплины и выносливости. Эти бойцы не должны в чем-либо отставать от других видов римских войск, так что не имеют права быстро уставать. Их вербуют из не-римских граждан, живущих в Империи, что достаточно просто, поскольку римского гражданства достичь очень нелегко. Традицинно римские полководцы удостоверялись, что вспомогательные войска размещались далеко от их родной местности во избежание восстаний. Изменения, внесенные Гаем Марием, означали, что профессиональные бойцы поддержки будут служить вместе с набиравшимися опыта легионерами. Крупномасштабной встряской римской военной машины стал перевод армии на постоянную и пожизненную основу, причем в конце своей военной карьеры бойцы вспомогательных войск награждались римским гражданством.

Когорта легионеров (roman legionary cohort)
Римские легионеры — крепкие профессиональные воины, вооруженные прекрасным оружием и защищенные хорошими доспехами. Их признаки — дисциплина, готовность подчиняться приказам и тактическая гибкость. К примеру, приближаясь к укреплениям противника, они могут построиться черепахой, смыкая свои щиты для достижения наивысшей степени защиты. Гибкие пластинчатые доспехи каждого легионера, lorica segmenta, очень высокого качества, как и остальная его экипировка: металлический шлем и длинный изогнутый щит. Они несут в бой два метательных копья, пилума, и короткий колющий меч, гладий. Древко каждого пилума сделано из мягкого металла, который гнется при ударе о цель, что мешает вытащить его и метнуть обратно. Пилум, попавший в щит, стесняет движения врага. Пилум, попавший в человека, обычно его убивает. Метнув в противника пилумы, легионеры к нему приближаются и продолжают сражение уже колющим гладием. Доспехи lorica segmenta были приняты в качестве основных, поскольку процесс их изготовления дешевле, а защита — лучше, нежели чем у кольчуг предыдущего времени.

Первая когорта легионеров (roman legionary first cohort)
Первая когорта римлян состоит из хорошо вооруженных и экипированных пехотинцев, идущих в бой с символом римской власти — орлом легионеров. Это вдохновляет остальные римские войска.

Когорта преторианцев (roman praetorian cohort)
Когорта преторианцев составлена из элиты легионеров, избранных за свои превосходные боевые навыки и политическую благонадежность. Полководец может полностью положиться на это подразделение. Тренировки преторианцев, как и следовало ожидать, невероятно требовательны и тщательны. Эти люди — одни из самых лучших, самых крепких, самых решительных солдат Рима, и они это знают! Их экипировка во многом похожа на экипировку легионеров, только качественнее. Исторически преторианцы были храбрейшими из храбрых воинами, избранными для охраны претория — палатки легата, когда он находился на поле. Их начали использовать в качестве телохранителей всех важных полководцев, прежде чем сделали особым формированием, игравшим заметную роль как в политике, так и на поле боя. Император Август превратил преторианцев в силу, применявшуюся для подавления волнений в городе, не забывая об их функциях стражников. Это во время правления последующих императоров преторианцы развили вкус к заговорам и убийствам.

(roman praetorian cohort urban)
Городская когорта составлена из элитных легионеров, избранных за свою преданность и превосходные боевые навыки. Они являются тяжелой пехотой, которая, за исключением времени, когда она расквартирована в важнейших городах империи, сражается как тяжелая пехота — эти солдаты делают настоящую работу в римской армии! Подготовка любого воина городской когорты невероятно требовательна и превращает человека в по-настоящему крепкого бойца. В результате получаются самые лучшие, самые крепкие, самые решительные солдаты римского мира, не останавливающиеся ни перед чем для достижения своей цели. Городская когорта экипирована так же, как обычные легионеры, ведь эффективной ее делают люди внутри униформы. Исторически городские когорты, основанные Августом, были в Риме полицейской силой, призванной поддерживать порядок. Хотя и уступающие в числе, они представляли собой в городе своего рода противовес силе преторианской гвардии. Жизнь воинов городских когорт была лучше, нежели обычных легионов, поскольку лучше были условия службы и оплата. Позднее городские когорты появились в других крупных городах империи, и префект, стоявший в их главе, часто становился важной политической фигурой.

(roman arcani)
Они представляют собой разведывательное подразделение римской армии, разбитое на небольшие группы и умеющее превосходно использовать обман и камуфляж для достижения своих целей. Аркани фактически являются тайным обществом, само название которого не должно произноситься вслух. Их доспехи настолько высокого качества, что, обеспечивая высокую степени защиты, не замедляют и не утомляют фантастически физически развитых воинов аркани. А маски, которые они носят на лицах, означают, что вражеские солдаты могут даже побежать в страхе, внезапно оказавшись в окружении группы кровожадных убийц!

Боевые псы (roman wardogs)
Боевых псов разводят за их огромный размер и свирепость, но охотиться на людей для них ненамного сложнее, нежели на горных львов! Эти создания крепки и мускулисты. Первоначально выведенные для охоты на крупную дичь, сейчас они используются для слежки и нападения на людей. Боевых псов, как правило, выпускают на врага с целью разбить линию построения и сломить его моральный дух. Немногие способны выстоять перед лицом атаки рычащих полуголодных чудовищ. Псы натренированы стаскивать всадников на землю, впиваясь в них зубами и не отпуская, и перекусывать сухожилия лошадям. Их дрессировщики храбры и мало поддаются угрозам: у многих отсутствуют пальцы, кисти рук или даже конечности!

(roman incendiary pigs)
Подожженные свиньи — орудия, предназначенные сеять среди воинов противника, в особенности, всадников, ужас и панику. Свиней покрывают смолой, дегтем и маслом и гонят в сторону врага. В подходящий момент, дрессировщики поджигают их факелами и, естественно, животные от боли и страха убегают — остается надеяться, что в нужном направлении. Помимо того, что они бодают всех, кто попадается на пути, свиньи расстраивают вражеские построения. Также они сильно пугают слонов, и это и является их основным использованием в бою. В ходе битвы свиней можно выпустить лишь единожды, и немногие из них долго остаются в живых.

(roman samnite gladiator)
Гладиаторы-самниты — больше, чем солдаты. Они великолепно сражаются в одиночку, на голову превосходя обычных воинов. Они идут в бой, не защищенные доспехами, ведь их предназначение — не выжить, а красиво умереть. Обычно самниты дерутся один на один, но на поле битвы формируют собственные подразделения. Они — специализированная элита, мало заботящаяся о собственной безопасности, ведь победа — единственный способ достичь хоть какой-нибудь награды. В конце концов, гладиаторы — часть damnati, людей, опозоренных, осужденных и признанных обществом неприкасаемыми. Им больше некуда пойти в поисках свободы.

(roman mirmillo gladiator)
Гладиаторы-мирмиллоны — великолепные индивидуальные бойцы, не знающие себе равных среди обычных воинов. Они носят доспехи, на первый взгляд кажущиеся непрактичными, но ведь они предназначены останавливать удары противника на арене, а совсем не помогать им долго продержаться в бою. Обычно они дерутся один на один, но на поле битвы формируют собственные подразделения. Они мало заботятся о собственной безопасности, ведь они — часть damnati, людей, опозоренных, осужденных и признанных обществом неприкасаемыми. Они сражаются; они побеждают; они могут получить свободу… рано или поздно.

Всадники (roman light cavalry)
Всадники — легкая кавалерия, вооруженная копьями. В римской военной системе они предназначены для того, чтобы заставить отступить застрельщиков и преследовать бегущего противника. Их вербуют из зажиточных слоев общества. Они не носят доспехов — лишь щиты и копья. В результате, они могут стремительно атаковать противника, но подготовленные к наступлению оборонительные линии копейщиков попросту изрежут их на кусочки. Наоборот, их следует использовать против флангов или в тылу вражеских подразделений, или чтобы не допустить приближения лучников и застрельщиков к тяжелой пехоте (которая является основной ударной силой римской армии). Исторически класс общества, из которого и набирали этих воинов, так и назывался всадниками — буквально это люди, достаточно богатые, чтобы позволить себе собственных лошадей — и они приобретали как коня, так и вооружение за собственный счет.

Вспомогательная кавалерия (roman cavalry auxillia)
Всадники вспомогательной кавалерии — вооруженные метательными копьями застрельщики, стремительно наносящие удар и не менее стремительно и осторожно отступающие. Они не защищены доспехами, но носят щиты и мечи, чтобы вступить в ближний бой в случае, если их атакуют. Однако лучше всего их использовать для изматывания таких подразделений врага, как тяжелая пехота. Подобные жертвы не могут и мечтать о том, чтобы поймать этих всадников! Они не идеально подходят для сражения с другими застрельщиками — в конце концов, немало копий будет потрачено зря на цели, которые умеют от них уклоняться — но могут оказаться очень полезными во время преследования спасающегося бегством противника с целью окончательно прогнать его с поля битвы.

Кавалерия легионеров (roman heavy cavalry)
Кавалерия легионеров — группа тяжеловооруженных всадников, стремительно наступающих с использованием своей массы и силы напора для достижения победы. Они — крепкие и дисциплинированные наездники, заметное преимущество по сравнению со многими видами кавалерии, составленных из импульсивных и напористых аристократов . Бессмысленно заставлять их преследовать застрельщиков и лучников, но они обладают достаточной мощью, чтобы громить порядки тяжелой пехоты и разбивать строй кавалерии. Однако следует с большой осторожностью атаковать подготовленных к наступлению копейщиков и, если это возможно, избегать фронтального натиска. Они носят качественные доспехи и щиты; их оружие — копье (lancea) и длинный меч (spatha) — смертоносны в умелых руках. Исторически лучшие силы римской кавалерии разделялись на крылья (alae), а не когорты, а воинов в нее набирали из небольших племен кочевников, живущих в Империи. В целом, это означало, что кавалеристы, в отличие от легионеров, в основе своей не были итальянцами. Сами римляне развили искусство сражения пехотой и полагались на другие народы в деле поставки таких второстепенных, как они считали, войск, как кавалерия.

(roman praetorian cavalry)
Преторианская кавалерия — элита внутри элиты: преданные телохранители, служащие в качестве тяжелой кавалерии. Подготовка преторианцев, как и следовало ожидать, невероятно требовательна и тщательна. Эти люди — одни из самых лучших, самых крепких, самых решительных солдат Рима, и кроме того, прекрасные наездники! Их задача как тяжелой кавалерии — разбивать построения противника и изгонять его с поля битвы, сражаясь в ближнем бою мечами, специально предназначенными для кавалерии (они длиннее легионерского гладия). Исторически преторианцы были воинами, избранными для охраны претория — палатки легата. Их начали использовать в качестве телохранителей всех важных полководцев, а затем сделали элитным формированием, достаточно сильно отличающимся от породивших его легионов. Во времена Империи у преторианцев развился вкус к заговорам и заказным убийствам, что в конце концов привело к тому, что они выставили саму империю на аукцион!

Война в её первозданном виде.

Оценивать игры из серии Total War на удивление сложно. Дело в том, что всё зависит от вашего настроения – лично мне нравятся все они, и я поочерёдно играю в ту или иную часть, вдохновляясь тематикой недавно прочитанных книг, просмотренных фильмов или пройденных игр. К примеру, глядя на битву за Хельмову Падь, во мне просыпается желание запустить Total War: Warhammer; после книг о Крестовых походах мне хочется поиграть в Medieval 2. Иными словами, данные игры не ограничиваются лишь боями с продуманной стратегией. Они идеально подойдут под текущее настроение и позволят в буквальном смысле изменить историю, вписав в неё новые повороты, и вжиться в роль любимых военачальников.

И каждая из этих игр по-своему хороша, поэтому размещать их по порядку в этом списке было довольно непросто. В каждой игре присутствуют те элементы, за которую мы и любим серию, и зачастую лишь благодаря сеттингу очередная часть выгодно выделяется на фоне прочих. Разумеется, не все они сделаны по одному шаблону – Empire и Napoleon выглядят так, словно их действие происходит в параллельной вселенной, но и они предлагают всю ту же смесь военных конфликтов, поражений и завоеваний.

Поэтому, основываясь исключительно на собственных предпочтениях, представляю вам лучшие части Total War.

Игра, оказавшаяся на 10 месте, это весьма достойный проект (что в целом многое говорит о Total War), но она просто получилась не настолько хорошей, как ожидалось. Оригинальный сеттинг задал высокую планку, но это не единственная проблема: в первые дни после релиза Rome 2 изобиловала багами, к тому же механика геймплея стала заметно сложнее. Именно поэтому игру полюбил далеко на каждый фанат первой части.

Справедливости ради стоит отметить, что игра не настолько плоха, как пишут на тематических форумах – баги и глуповатый ИИ были исправлены в патчах, и когда всё работает как надо, перед нами всё та же глубокая стратегия, которую мы привыкли видеть в других Total War. Ещё один плюс игры – это огромный набор уникальных фракций, который по масштабам превосходит все предыдущие части.

Medieval по-прежнему радует многих геймеров новаторскими элементами, которые только улучшались во всех сиквелах. Игра смело увеличила масштаб действия, добавляя такие понятия, как лояльность, религия и шпионаж, благодаря чему ей удалось довольно точно отобразить жестокие исторические времена. Похвалы достойна и местная боевая система, ведь видеть, как стройные ряды солдат в сияющих доспехах сталкиваются друг с другом под эпичную музыку – это настоящее эстетическое удовольствие.

Конечно, если сравнивать её с более поздними частями, то она смотрится чересчур упрощённой, однако нужно отдать дань уважения тому влиянию, что она оказала на серию. Shogun заложила направление развития, Rome продолжила движение, а Medieval стала кульминацией всех наработок всех своих предшественников.

Как и первая часть Medieval, Shogun оказалась на дне списка не потому, что это плохая игра, – это, просто стратегия из другой эры. Она осталась в тени сиквела, который получился одной из самых драматичных и убедительных частей серии. Но даже несмотря на это, первая часть изобилует моментами, которые гарантированно отложатся в вашей памяти после прохождения – вроде Кенсая со священным мечом, бесстрашно нападающего на отряд копейщиков или отчаянный залп обречённых мушкетёров, противостоящих кавалерийскому отряду.

Если вы хотите поиграть в Total War, действие которой разворачивается в феодальной Японии, то вам, наверное, лучше запустить сиквел, а с этой частью можно ознакомиться просто ради интереса, чтобы увидеть корни прекрасной игровой серии.

С Empire всё могло пойти не так - схватки с холодным оружием отошли на второй план, стрельба стала довольно неуклюжей, а специфика военно-морского конфликта заранее пугала своей запутанностью, однако игре удалось изящно интегрировать новые системы и механики в геймплей, который раньше ограничивался лишь столкновениями пехоты и кавалерии. Новые элементы шлифовались вплоть до выхода Napoleon. Empire ругают за слабый ИИ и слишком большой масштаб действий (особенно в сравнении с Medieval 2), но всё равно это выдающаяся игра. В ней реализованы концепты, которые нельзя было воплотить в прошлых играх, а ветки развития технологий теперь непосредственно влияют на прохождение (вдобавок отмена рабства как высшая стадия ветки просветления выглядит обнадёживающе).

Боям не хватает той брутальности, что присутствовала в предыдущих частях Total War, однако пушечные залпы, раздающиеся на поле боя, звучат впечатляюще. И ещё кое-что: музыкальная тема из главного меню просто превосходна.

Napoleon взяла всё хорошее, что было в Empire, и улучшила эти элементы. Но этим дело не ограничилось: студия Creative Assembly, наконец, научилась совмещать геймплей с интересной историей. Сама игра – это дань военному гению Бонапарта, а сами завоевания выполнены максимально приближенно к реальным событиям.

Помимо того, что это отличная часть Total War, это ещё и скрупулёзное исследование поворотного в истории Европы момента. Вам предстоит пройти через все победы и поражения легендарного полководца, и подача у этой истории более чем достойная. Увидеть масштабный конфликт глазами нескольких сторон – это невероятный опыт.

Самые характерные моменты классических частей Total War начинаются с того, что к границам вашей империи подходит бравая армия наёмников под предводительством жестоких генералов. Attila стала первой игрой, успешно построившей на этом сюжетную кампанию. Забавно, но война, вынесенная в название серии, здесь далеко не на первом месте. Attila – это не только битвы, это политические интриги, пиршество и голод, вымирание целых городов и масштабные переселения, а происходит всё это в один их самых смутных периодов истории, когда Европа ещё толком не сформировалась и только от вас зависит её дальнейшая судьба.

Игре прекрасно удаётся передавать и более сложные элементы, вроде погоды и партизанских боёв, благодаря чему она придётся по душе всем поклонникам ранних частей Total Wars. Так же, как и в Warhammer, вы вынуждены действовать в неопределённости, ведь армия Атиллы может нагрянуть в любой момент. Это суровая и не прощающая ошибок часть Total War с отлично проработанными стратегическими деталями.

Rome

Rome была первой игрой, масштаб действия которой по-настоящему впечатлил меня. Каждое сражение можно было растаскивать на сотни зрелищных скриншотов – особенно это касается боёв, в которых участвовали слоны. Здесь же впервые появился и мой любимый элемент серии: возможность сражаться с врагами за границы территории до тех пор, пока один из вас не прорвёт кольцо обороны и не направит свою армию на вражеские земли. Радует и то, что местный сеттинг знаком каждому, кто не прогуливал уроки истории (или хотя бы смотрел фильмы про похождения Астерикса и Обеликса).

Игра захватывает с первой же минуты, ведь ничто не сравнится с планомерным продвижением римской армии по Европе, которое словно сошло со страниц учебников по истории. Подавляйте восстание варваров и наслаждайтесь лучшей частью Total War, в которой воссозданы времена легионеров и гладиаторов.

2. Total War: Warhammer

Лучшие моменты Total War связаны с конфликтами, в ходе которых свергается одна власть, и на её место приходит другая. Warhammer оказалась на 2 месте данного списка именно потому, что в ней с избытком хватает таких моментов. Перед нами настоящая битва за выживание, где совмещены лучшие механики серии, а эстетика серии впервые сменилась на фэнтезийный сеттинг.

Размах битв по-настоящему поражает, но главный козырь игры – это силы Хаоса. Когда они прибывают, каждый бой превращается в отчаянную попытку выжить; расы объединяются в хрупкие альянсы, всеми силами стараясь оттянуть печальный конец. К тому же это самая разнообразная Total War: каждая раса обладает собственными системами и механиками, благодаря чему в игре соблюдает необходимый баланс (если, конечно, простить разработчикам предзаказ с возможностью играть за сторону Хаоса).

Да, игра неидеальна – кампании порой не хватает динамики, а победы не ощущаются как действительно серьёзные достижения, однако это лучшая на данный момент презентация мира Warhammer, равных которой пока не существует.

Medieval 2 обязана своим успехом первой части, но в этой игре есть нечто, что позволяет ей выделяться на фоне всех предшественников. Для Total War это классический сеттинг -времена завоеваний, Крестовых походов и нестабильности, благодаря которой у каждой фракции всегда есть возможность захватить соседние земли. И стиль игры зависит от выбранной стороны. Играя за Англию, тяжело совладать с желанием расширить свои территории и превратить вражеские земли в свои колонии; а играя за Египет, вы поймёте, насколько это плохо, когда варвары-христиане затевают очередной Крестовый поход против вас без видимой на то причины.

В режиме Kingdoms игра фокусируется на исторических моментах, которые вносят важные нюансы в завоевания из основного прохождения. Временами ИИ не блещет сообразительность, однако вам стоит дождаться нашествия монголов. И если даже они покажутся вам чересчур лёгкими, то советую ознакомиться с модами Stainless Steel и Broken Crescent, которые вносят много нового в полюбившийся геймплей.

Этому сиквелу удалось превзойти своего предшественника Total War: Warhammer благодаря увлекательной кампании и необычным фракциям. Высшие эльфы – пожалуй, наименее выдающаяся из всех, но даже у них есть драконы и магия. Больше всего выделяются людоящеры. Есть и людокрысы-скавены, скрытые от глаз остальных народов под землей. Карты более разнообразные и интересные, чем у Total War: Warhammer I. Динозавры против крыс против эльфов против плохих эльфов – что тут может не понравиться?

Специальные дополнительные кампании, такие как Curse of the Vampire Coast, делают и без того замечательную игру еще лучше.

В списке есть игры и с более крупными масштабами, большим количеством юнитов и возможностью настроек, но Shogun 2 от Creative Assembly – это идеальный пример проекта, в котором все связующие звенья работают на полную мощность. Глобальный конфликт сменился кампанией по объединению Японии, но это не сделало игру хуже. Более того, мир Shogun 2 вышел более насыщенным и реалистичным, чем всё, что мы видели ранее. Здесь также исправлен ряд традиционных для серии проблем.

ИИ научился использовать корабли и на высоких уровнях сложности не стесняется применять агрессивные методы по захвату земель. А представленные в игре кланы сильно отличаются друг от друга. И, что самое интересное, сёгун может объявить вас врагом, если вы наберёте достаточно мощи. И вместо того, чтобы захватывать одну фракцию за другой, вам придётся защищать собственные ресурсы.

Отдельно стоит отметить и превосходный дизайн игры, благодаря которому даже новички смогут легко освоиться, а ветеранов Total War ждёт захватывающая игра с отличным сюжетом и всеми моментами, за которые мы так любим серию.

Стратегия, положившая начало всей легендарной серии Total War и первая игра серии Сёгун. События игры разворачиваются в Японии, в 1542 году, во времена глобального кризиса, когда последний сёгунат развалился, оставив после себя многочисленные фракции под управлением даймё. 13 июня 2000 г.

Medieval: Total War / Средневековье

Вторая игра серии и первая часть Средневековья. События игры происходят в период с 1087 по 1453 год и распространяются на территории средневековой Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. 19 августа 2002 г.

Rome: Total War / Рим

Первая игра о Римской империи и третья в серии Total War. События игры разворачиваются в период с 270 года до н. э. до 14 года н. э. Это эпическая история о Римской империи, времён её основания и расцвета. 22 сентября 2004 г.

Medieval II: Total War / Средневековье 2

Вторая игра Средневековья и четвёртая во всей серии. Действие игры разворачивается в промежутке между 1080 и 1530 годами в средневековой Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и Центральной Америки. 10 ноября 2006 г.

Empire: Total War / Империя

Пятая игра в серии, описывающая период ожесточённого империализма, колонизации и кровопролитных войн. События игры охватывают весь 18 век. Вам предстоит возглавить фракцию одной из десяти могущественных держав мира того времени. 3 марта 2009 г.

Napoleon: Total War / Наполеон

Шестая игра серии исторических стратегий, полностью посвящённая великому полководцу Наполеону Бонапарту. Вам предстоит пережить все ключевые моменты из жизни императора, от его восхождения на трон, до бесславного падения. 23 февраля 2010 г.

Total War: Shogun 2 / Сёгун 2

Ремейк первой игры серии Сёгун и седьмая игра во всей серии Total War, полностью посвящённая периоду феодальной раздробленности Японии в XVI веке. Станьте одним из 10 легендарных полководцев, борющихся за право стать новым сёгуном. 15 марта 2011 г.

Total War: Rome II / Рим 2

Восьмая игра в серии Total War, сиквел и ремейк к Rome: Total War. Примите титул императора самой могущественной империи Древнего мира и превратите своё государство в великую имерию. Командуйте огромной и непобедимой армией. 3 сентября 2013 г.

Total War: Attila / Аттила

Девятая игра серии. Новая часть легендарной исторической серии стратегий переносит вас в 395 год, темное время для всей западной цивилизации. Сжигайте дотла укрепления врага, наводите неописуемый ужас на противника и стирайте с лица земли огромные города! 17 февраля 2015 г.

Десятая игра серии и первая в фэнтезийной трилогии. Вас ждёт экшн-фэнтезийный мир Warhammer Fantasy Battles, сочетающий в себе увлекательный режим пошагового строительства эпических империй и взрывные, масштабные битвы в режиме реального времени. 28 апреля 2016 г.

Одиннадцатая игра серии и вторая в фэнтезийной трилогии. Стратегическая игра поистине грандиозных масштабов. Вам предстоит выбрать одну из четырех рас и начать войну с целью спасти или уничтожить огромный фэнтезийный мир. 28 сентября 2017 г.

Двенадцатая игра серии. 878 год от Рождества Христова. Король Альфред Великий оказал викингам героическое сопротивление и остановил их вторжение. Впервые за 80 лет на островах установился мир. 19 апреля 2018 г.

Тринадцатая игра серии. В перенесет нас в эпоху Китая и окажется в 190 году, когда происходило падение династии Хань. По мере узурпации в стране наступает упадок. 7 марта 2019 г.

Total War - популярная серия глобальных стратегий, которая сочетает в себе пошаговый и тактический режимы. Серию Total War можно скачать с нашего сайта через торрент бесплатно и без регистрации. На данный момент серия состоит более чем из десяти больших игр и огромного разнообразия дополнений, которые в сумме дарят сотни часов увлекательного игрового процесса. Среди ключевых проектов студии можно выделить следующие:

  1. Rome: Total War.
  2. Medieval II: Total War.
  3. Empire: Total War.
  4. Shogun 2: Total War.
  5. Total War: Attila.
  6. Total War: WARHAMMER и другие.

Станьте участником тотальной войны

Каждая из частей линейки переносит нас в определенный исторический период, включая:

  • средние века (Medieval II: Total War и несколько крупных дополнений);
  • античность (Rome: Total War, Rome II: Total War и множество DLC);
  • раннее Новое время (Empire: Total War);
  • эпоху Великих географических открытий (большое DLC «Завоевание Америки) и так далее.

Окунувшись в одну из эпох, у вас всегда будет большой выбор фракций - реально существовавших государств, которые необходимо привести к расцвету и могуществу. Например, играя в Rome: Total War, вы можете выбрать один из влиятельных домов республики и захватить власть во всей Европе и на Ближнем Востоке, сражаясь с варварами, Византией и другими государствами. В Medieval: Total War можно стать, к примеру, королем Англии, поучаствовать в крестовых походах, отбить нападение монголов и многое другое.

Затем разработчики и вовсе окунают нас в фэнтезийную вселенную «Вархаммер», где веками сражаются люди, гномы, зеленокожие и другие сказочные расы. В этой части феодальные войны и сражения за деньги отходят на второй план, а на передний выходит многовековое противостояние между силами Зла и Добра.

Главные особенности серии

Игры серии Total War поражают размахом и невероятным количеством возможностей для развития своей фракции. Линейка не зря считается самым ярким представителем жанра стратегии - ей присущи следующие отличительные черты:

  • огромный виртуальный мир, который нужно исследовать целые недели напролет - это целые континенты с десятками враждебно настроенных государств;
  • широкий выбор фракций, где каждая отличается своими достоинствами и недостатками - у всех свои юниты, постройки, исторические цели и религия;
  • возможность прокачивать технологии - они позволяют значительно усилить армию, экономику и другие сферы жизни государства;
  • строительство городов и налаживание инфраструктуры - вы сами выбираете, по какому пути развивать поселение;
  • развитая система дипломатии и торговли - они являются мощным инструментом и помогут вам покорить мир даже без кровопролития;
  • тактические бои в реальном времени, где можно управлять многотысячной армией;
  • интересные скриптовые события, которые добавляют проекту реализма;
  • развитая физика движений юнитов;
  • возможность тренировать и модернизировать армию и флот;
  • красочные морские сражения, поражающие своим размахом и реалистичностью.

Total War - это еще и прекрасный уровень графики, который считается революционным для каждой из частей серии. Только подумать, что в одном сражении могут сойтись более десяти тысяч воинов - таких масштабных сражений геймеры еще не видели. Не меньше поражала детализация стратегической карты, которая также была пририсована максимально подробно и напоминает глобус.

Total War - эксклюзивная серия стратегий для ПК, которую можно скачать с нашего сайта совершенно бесплатно. Для этого стоит лишь воспользоваться программой торрент.