Общие правила игры в карамболь. Правила игры в карамболь "5 фишек" Бильярдная игра карамболь

Карамболь - разновидность игры в бильярд, при которой не нужно забивать шары в лузы (чаще всего используются бильярдные столы без луз) . Эта одна из старейших французских игр популярна и сегодня.

Существует несколько разновидностей игр:

  • Открытая партия,
  • Кадре 41/1,
  • Кадре 72/2
  • Карамболь от одного борта,
  • Карамболь от трех бортов,

    Пожалуй, главная особенность пятиборья заключается в том, что все пять игр - “Открытая партия”, “Кадре 47/1”, “Кадре 74/2”, “Карамболь от одного борта” и “Карамболь от трех бортов” - проводятся карамбольном столе без луз.

    Карамболь от трех бортов

    Самой сложной в пятиборье и одной из наиболее престижных в мировом бильярде игр считается “Карамболь от трех бортов”, или в буквальном переводе “Трехбортовый бильярд”. Эта игра требует от спортсмена высочайшей техники владения шаром и совершенного геометрического мышления. С нее мы и начнем рассказ о европейском карамболе.

    Игра ведется тремя шарами - красным, желтым и белым. Последние два - битки. Каждый партнер на протяжении всей игры играет только своим битком. Смысл игры заключается в том, чтобы биток игрока, выполняющего удар, коснулся любого из двух других шаров, затем отразился как минимум от трех бортов (отсюда и название игры), а потом попал во второй шар. Возможен и иной вариант удара вначале касание битком трех бортов, а затем карамболь по обоим шарам, однако, во всяком случае до столкновения со вторым шаром, биток должен непременно совершить обход не менее трех бортов бильярда.

    За каждый успешно выполненный карамболь игрок получает одно очко. В случае неудачи право на удар переходит к сопернику. Игра ведется до пятнадцати очков, а общий счет партий - до трех побед Если первым 15 очков набрал игрок, начинавший партию, его соперник имеет право на завершающую серию ударов, так что результатом партии может быть и ничья.

    Право первого удара разыгрывается весьма оригинально. Шары устанавливаются на бильярде. Оба игрока одновременно бьют по биткам так, чтобы, отразившись от дальнего короткого борта, шар вернулся к ближнему. Тот, чей шар встанет ближе к короткому борту, у которого находятся в момент розыгрыша игроки, и начнет игру. Если шары встали одинаково, розыгрыш повторяется. При этом ни в коем случае нельзя задевать красный шар. Касание его автоматически означает проигрыш розыгрыша.

    В начале игры шары выставляются в позицию, и первый удар проводится битком обязательно по красному шару. Правила игры, в сущности, немногочисленны. Если при ударе чужой шар вылетает за борт, он просто выставляется на свою первоначальную точку без каких-либо последствий для бьющего. Вылет за борт своего шара влечет переход права на удар к сопернику, который начинает серию из начальной позиции. Кроме того, бьющий может потребовать восстановления начальной позиции и в том случае, если его биток встал вплотную к красному шару.

    Соревнования по “Карамболю от трех бортов”, ежегодно проводящиеся в рамках Мирового кубка по бильярду, собирают множество поклонников этой красивой, зрелищной и динамичной игры, а сам Кубок по праву считается наиболее престижной наградой в мировом бильярде.

    Открытая партия

    Играется до 500 очков. Карамболь здесь разрешается делать произвольно - касание битком борта стола не обязательно. Каждый успешный удар приносит одно очко. Однако, когда все три шара в процессе игры соберутся в одной из угловых запретных зон, бьющий может сделать карамболь только один раз. Если после карамболя хотя бы один шар не вышел за пределы зоны, право на удар переходит к сопернику.

    Кадре 47/1

    Игра ведется на столе, расчерченном на девять зон (см. рис. 4). Сторона квадратов в углах стола составляет 47 сантиметров. Играть шарами, собравшимися вместе в одной из зон, так же как и в открытой партии, можно лишь один раз. Чтобы не прервать серию, игрок должен позаботиться о том, чтобы к следующему удару зону покинул хотя бы один шар.

    Кадре 74/2

    Эта игра весьма схожа с предыдущей. Стол здесь делится на шесть зон (рис. 5), внутри которых допускается два карамболя.

    Карамболь от одного борта

    Название игры говорит само за себя: перед столкновением со вторым шаром биток должен по меньшей мере один раз отразиться от борта.

    Во всех этих играх право на первый удар разыгрывается так же, как и для “Карамболя от трех бортов”, а начальная позиция несколько отличается - шары выстраиваются в линию.

  • Карамболь с кеглями на лузном бильярде (7 кеглей).

    Общие правила

    1. Столы, шары, оборудование

    Все правила игры, приведенные ниже, разработаны для столов предназначенных для игры в Пирамиду, шаров и оборудования, соответствующих стандартам.
    Разрешается играть с «машинкой», мазиком и длинным кием.

    2. Используемые шары

    Два белых и один красный шар. Красный шар используется в качестве битка. Для того чтобы можно было отличить белые шары, один из них помечен цифрой 1, а второй помечен цифрой 2.

    3. Используемые кегли

    Король

    Рядовая фишка (свита)

    Фишки 1 и 3 точек.

    4. Удар по битку
    Удар считается правильным, если он нанесен по битку наклейкой кия.

    5. Определение игрока, который будет выполнять начальный удар
    Для определения игрока, который будет выполнять начальный удар, используется процедура раската, либо жребий (на официальных турнирах применяется только раскат). Игрок, выигравший раскат или жребий, может произвести начальный удар сам, либо уступить это право сопернику.

    6. Розыгрыш начального удара (раскат)
    Белые шары выставляются на заднюю отметку. Удар производится с руки из-за передней линии. Один игрок становится слева, другой - справа по отношению к передней отметке. Удары производятся одновременно в направлении заднего борта и обратно к переднему борту. Игрок, биток которого остановится ближе к переднему борту, выигрывает право первого удара в партии. Шар должен коснуться заднего борта по крайней мере один раз. Другие бортовые соударения не принимаются во внимание, за исключением перечисленных ниже. Раскат считается автоматически проигранным если:

      шар переместился на половину стола противника или шар ни разу не коснулся заднего борта или шар выскочил за пределы стола.

    Если оба игрока совершили нарушения, описанные выше, или судья не может определить, какой из шаров ближе, то процедура раската повторяется снова. При раскате игроки должны выполнить удар одновременно, но не обязательно абсолютно синхронно.

    7. Начальный удар

    Начальный удар выполняется из «дома» с руки. При нанесении удара корпус игрока, его одежда или кий не должны выходить за линию продолжения длинного борта. Начальный удар разыгрывается обязательным прямым попаданием битка по шару стоящему на дальней части стола (обычно возле кегли в «доме» (точка №1) ставят шар №2, а возле дальней точки (точка №3) шар №1). Разыгрывание начального удара любым другим ударом (абриколь, от нескольких бортов) не допускается. При не попадании в прицельный шар насчитывается штраф 5 очков. В случае, если при этом сбиты кегли, то их сумма прибавляется к штрафу.

    8. Расстановка кеглей и шаров

    https://pandia.ru/text/80/403/images/image002_24.gif" width="50" height="52">

    Расстановка центральных кеглей

    5 кеглей (с «королем») устанавливают на столе обычным порядком. Еще 2 кегли ставят на 1 и 3 точки бильярда, а рядом с каждой из них по осевой линии стола в направлении короткого борта ставят по одному белому шару, на расстоянии половины диаметра шара (или на размер мелка для намеливания наклейки).

    9. Общие правила.

    Перед началом партии каждому участнику записывается договоренное количество очков (Обычно – 300 или 500), партия ведется до их списания до нуля.

    Сбивать кегли разрешается:

    Белым шаром или шарами, предварительно отразившимися от борта или бортов;

    Белым шаром после карамболя по нему битком, отразившимся от другого белого шара;

    Белым шаром после контакта его с битком, отразившимся от борта (бортов).

    Сбивать кегли битком не разрешается. В случае, если биток собьет кеглю непосредственно либо толкнет лежащую кеглю, которая покатится и собьет стоящие кегли, все набранные очки считаются для играющего штрафными и приписываются к его счету.

    Сбитые кегли оцениваются так:

    Каждая из 4 кеглей, расположенных вокруг «короля», - 5 очков;

    - «король» (при падении с другими кеглями) – 25 очков;

    - «король» (упавший один, без окружающих его кеглей) – 50 очков;

    - «король» и 4 окружающие его кегли – 100 очков;

    Каждая из двух кеглей, устанавливаемых на 1 и 3 точках бильярда – 30 очков;

    Все 7 кеглей – победа в партии либо штраф в размере стартового количества (300 или 500), если при ударе совершен фол;

    Сыгранный карамболь (попадание битком в белый шар, после того как биток отразился от другого белого шара) – 5 очков;

    Забитый в лузу белый шар (после этого выставляется на свою стартовую точку) – 5 очков.

    За каждый фол устанавливается штраф в размере 5 очков (дополнительно к счету сбитых кеглей при выполнении биллии).

    При штрафуемом ударе все очки, набранные игроком, приписываются к его счету.

    Если после сбивания кегли, устанавливаемой на 1 или 3 точку бильярда, ее место окажется занятым шаром или шарами, то эта кегля временно, до освобождения точки ее установки, ставится по продольной оси бильярда, посередине между занятой точкой и ближайшей кеглей, стоящей в центральной зоне стола на этой оси.

    Если участник, выполняющий биллию, наберет очки, приводящие его счет к нулю, то он должен для окончательной победы в партии обязательно сделать отыгрыш, т. е. выполнить удар без сбивания кеглей. При отыгрыше один из шаров (белый либо биток) должен обязательно коснуться борта; в противном случае взимается штраф, который вместе с набранными в билли очками прибавляется к счету играющего.

    Игра ведется по «серии» - играющий делает удары до тех пор, пока падают кегли и не будет совершен фол либо безрезультативный удар. После него право удара переходит к следующему участнику.

    Если после падения центральных кеглей их место займет шар или шары, то кегли расставляются по строго определенным схемам.

    DIV_ADBLOCK32">

    20. Выскочившие шары
    Шары, которые после выполнения удара оказались за пределами поверхности стола (на борте, на полу и т. д.), считаются выскочившими. Шары могут выскочить на поверхность борта в процессе игры, но при этом они не считаются выскочившими за пределы стола, если они вернулись на игровую поверхность самостоятельно, без касания какого-либо предмета, не являющегося частью стола. Стол должен состоять из обычных своих компонентов. (Шары, которые коснулись чего-либо, не являющегося частью стола, например, крепления светильника, мелка на борте и т. д., считаются выскочившими за пределы стола, даже если они вернулись на поверхность стола в результате подобного контакта). Все выскочившие шары выставляются, после того как шары на столе прекратят свое движение (см. п. «Выставление выскочивших шаров»).

    21. Вмешательство, не вызванное игроком
    Если перемещение шаров во время матча не вызвано ни одним из игроков (или игрока толкнули так, что это повлияло на положение шаров), то позиция шаров до инцидента должна быть восстановлена с максимальной точностью, после чего игра продолжается без наложения какого-либо штрафа. Если это официальный матч, то положение шаров должен восстановить судья. Это правило также действует в случае любых стихийных воздействий, таких как землетрясения, ураганы, падение осветительных приборов, отключение электричества и т. д.

    22. Определение правильного отыгрыша
    Отыгрыш считается правильно выполненным, если после контакта битка с прицельным шаром до борта был доведен хотя бы один шар.

    23. Ограничение на количество отыгрышей
    Игрок не имеет права выполнять несколько преднамеренных отыгрышей подряд. Если последняя серия закончилась отыгрышем, то в начале следующего игрового подхода игрок обязан произвести попытку результативного удара. Невыполнение этого правила считается нарушением.

    24. Удар после отыгрыша
    Если игрок совершил нарушение или выполнил преднамеренный отыгрыш, то в начале следующей серии он обязан выполнить "удар после отыгрыша". Это значит, что игрок должен произвести явную попытку результативного удара. Если игрок вновь прибег к отыгрышу (вне зависимости от того соблюдены или нет условия правильного отыгрыша), то ему объявляется фол.

    25. Выставление выскочивших шаров
    Если игрок выбьет за борт белый шар, то этот шар ставится на стартовую точку, штраф не налагается, сыгранные очки записываются играющему, но удар переходит к сопернику.

    – это одна из разновидностей бильярдной игры, а еще так называется удар, после которого шар (биток) по которому наносится удар кием, поочередно соприкасается с двумя прицельными шарами.

    Инвентарь для игры в Карамболь:

    Стол

    На столе для игры в карамболь отсутствуют лузы. Стандартная длинна игрового поля составляет 2840 (± 5)мм., а ширина 1420 (± 5) мм. В основе игровой поверхности стола лежит грифельная плита толщиной от 45 мм. Высота резиновых бортов ограничивающих игровое поле равна 37 (± 1) мм.

    Сукно

    Сукно для карамболя грубое, изготовленное из чистой камвольной шерсти, такое сукно дает наименьшее сопротивление качению и придаваемому вращению шара. цвет сукна, как правило, зеленый.

    Шары

    Набор шаров для карамболя состоит из трех шаров (один белый шар, один белый шар с черными или красными точками или чисто желтый шар, а также красный шар). Размер шаров для игры в карамболь равен 61 – 61,5 мм в диаметре, вес шара 205 – 220 граммов. Различие в массе между шарами из одного набора не должно превышать два грамма.

    Кии для игры в карамболь могут быть любого размера и конструкции (цельный, составной), они могут быть изготовлены из любого материала. В одной встрече игрок может играть несколькими киями.

    Общие правила игры в карамболь:

    Расстановка шаров

    При расстановке шаров шар красного цвета выставляется на заднюю отметку, биток оппонента ставится на переднюю отметку, а биток игрока выставляется на переднюю линию на расстоянии не больше 15 сантиметров от передней отметки.

    Начальный удар в карамболе

    Начальный удар должен быть выполнен так, чтобы биток вначале соприкоснулся с красным шаром. Во всех последующих ударах биток может соприкасаться с красным и белым (желтым) шаром в любой последовательности.

    Отыгрыш в карамболе

    При выполнении отыгрыша нужно, чтобы после касания битка и прицельного шара хотя бы один из них соприкоснулся с бортом. Правилами запрещено отыгрываться два раза подряд.

    Выставление шаров в карамболе

    В случае, когда биток после удара останавливается за пределами игровой поверхности стола, его выставляют на переднюю отметку, если передняя отметка занята биток ставится на заднюю отметку, если заняты и передняя и задняя отметки шар выставляется на среднюю отметку. Если после удара за пределами игровой поверхности стола оказывается белый (желтый) прицельный шар его выставляют на стол по тому же принципу, что и биток. Если после выполненного удара за пределами игровой поверхности стола оказывается красный прицельный шар, его выставляют на стол в зависимости от занятости отметок по принципу задняя отметка – передняя отметка – средняя отметка. Когда после выполненного удара за пределами игрового поля оказываются два шара (биток и прицельный шар), биток выставляется в первую очередь, а затем выставляется прицельный шар, выставление происходит по вышеуказанным правилам. В том случае, когда после произведенного удара за пределами игрового поля оказываются оба прицельных шара, их выставляют на стол в соответствии с указанными выше правилами. При этом если место одного из прицельных шаров занимает биток, то сначала выставляется тот прицельный шар, место которого не занято, а затем на среднюю отметку выставляется второй прицельный шар. Ну а в случае если после совершенного удара пределы игрового поля покидают сразу все три шара, их выставляют на стол как при выполнении начального удара.

    Биток вплотную к прицельному шару

    Когда после удара биток останавливается вплотную к прицельному шару игрок, выполняющий следующий удар может:

    — выставлять соприкасающиеся шары: красный на заднюю точку, свой биток на переднюю точку, а биток оппонента на центральную точку. Когда соответствующая отметка занята, шар выставляется на точку, которая предназначена мешающему прицельному шару;

    — выполнить удар в сторону от прицельного шара, другими словами биток должен соприкоснуться с бортом или свободным прицельным шаром, после чего соприкоснуться с прицельным шаром, с которым до этого стоял вплотную.

    Биток вплотную к борту

    Когда после удара биток останавливается вплотную к борту игрок, выполняющий очередной удар может играть от этого же борта, но если правилами предусмотрено обязательное количество соударений с бортами, то первое соударение с этим бортом не засчитывается. Все последующие соударения с этим бортом учитываются.

    Смысл игры заключается в наборе определенного количества очков быстрее своего оппонента. За каждый правильно выполненный удар игроку прибавляется одно очко. Удар считается результативным и за него начисляется очко если:

    — биток соприкоснулся, по меньшей мере, с одним бортом, после чего поочередно соприкоснулся с двумя прицельными шарами;

    — биток вначале соприкоснулся с одним из прицельных шаров, после чего отразился от борта и коснулся второго прицельного шара.

    Основные правила: Каждый результативный удар дает право на выполнение еще одного удара. За каждый не правильный удар у игрока его исполнившего забирается одно очко.

    Трехбортный карамболь

    Цель игры аналогична с игрой в однобортный карамболь.

    Удар считается результативным и за него начисляется очко если:

    — биток соприкоснулся, по меньшей мере, с тремя бортами, после чего поочередно коснулся двух прицельных шаров;

    — биток ударился о первый прицельный шар, после чего коснулся, как минимум, трех бортов, и затем соприкоснулся со вторым прицельным шаром;

    — биток ударился о борт, после чего соприкоснулся с одним из прицельных шаров, а затем, отразившись еще, как минимум, от двух бортов, коснулся второго прицельного шара;

    — биток отразился от двух бортов, ударился о прицельный шар, после чего коснулся еще одного борта и другого прицельного шара.

    Основные правила трехбортного карамболя : В том случае, когда в результате совершенного удара за пределами игровой поверхности стола оказываются один или несколько шаров объявляется штраф. При выполнении отыгрыша, когда прицельный шар расположен вплотную к борту необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром тот бы дошел до другого борта или же сам биток коснулся любого борта. Результативный удар дает право на следующий удар. Если игрок совершил ошибку, право удара переходит к его оппоненту, при этом очки с его счёта не списываются.

    Открытая партия

    При ударе битку не обязательно касаться бортов. Каждый результативный удар приносит игроку одно очко. По углам стола отчерчены зоны треугольной формы, в границах одной зоны разрешается сделать только один карамболь, после чего нужно выполнить удар, при котором хотя бы один из прицельных шаров покинет эту зону для возможности дальнейшего продолжения серии ударов. В том случае если один из прицельных шаров после удара не выкатился за пределы зоны, удар переходит к другому игроку, штраф не накладывается.

    Игровая поверхность стола разделяется на девять квадратных зон (шесть квадратов 47×47 сантиметров у каждого из коротких бортов) и три прямоугольные зоны. В каждой отдельной зоне играется исключительно один карамболь собравшимися в ней шарами, при этом один из прицельных шаров обязан покинуть эту зону. Затем покинувший зону шар можно вернуть в ту же зону для игры очередного (и вновь только 1-го) карамболя. Разметка игрового поля стола на зоны во время проведения официальных турниров может быть выполнена начертанием на сукне тонких линий, но все же, на практике делается это редко. Для чисто визуального определения границ зон вполне достаточно специальных меток (бриллиантов) в виде кружков или ромбов, нанесенных на окантовку бортов стола.

    Игровая поверхность стола разделяется на шесть зон (одна продольная линия разделяет стол на две равные половины, еще две линии проходят поперек стола параллельно коротким бортам на расстоянии 74 сантиметра от них). В каждой отдельной зоне подряд разрешается играть уже два карамболя.

    Карамболь с фишками

    Карамболь с фишками весьма популярен в Италии и других средиземноморских странах. В целом, правила карамболя с фишками очень похожи на правила однобортного карамболя. Главной особенностью этой разновидности карамболя являются пять фишек используемых в игре. Фишки представляют из себя деревянные кегли 7 – 9 миллиметров в диаметре, высота фишек 25 — 30 миллиметров. Одна из фишек называется «король», она выделяется другим цветом или немного крупнее остальных фишек. Кегли устанавливаются в центре стола в форме креста (вдоль осевых линий), расстояние между фишками немного превышает диаметр шаров, в центр креста ставят «короля». Очки набираются не только по принципу однобортного карамболя, но еще и за счет сбивания при этом фишек. Больше всего очков можно заработать, умудрившись сбить «короля» не задев при этом остальные фишки. Сбитые фишки перед очередным ударом заново выставляются на стол.

    Артистический карамболь

    Артистический карамболь отличается от всех остальных видов карамболя тем, что при игре в артистический карамболь игрок обязан производить удары с четко обозначенным, для каждого конкретного удара, числом и поочередностью соударения битка с прицельными шарами и бортами. Перед каждым ударом шары на столе выставляются определенным образом. В определенных ситуациях на игровую поверхность стола могут быть выставлены одна или несколько фишек, которые определяют траекторию движения шаров.

    На выполнение удара игроку отводится 3 попытки, за каждый удачно выполненный удар ему начисляется 4 – 11 очков, точное количество очков зависит от сложности того или иного удара. Собрание позиций для отдельного соревнования определяется путем случайного выбора из 76 обязательных. В случае, когда во время удара выполнены все его условия, но при этом какой-либо из шаров остановился за пределами игровой поверхности стола, удар не засчитывается.

    Для удачного выполнения ударов во многих позициях игрокам приходится использовать приемы (невероятные резки, сильные вращения битка), которые не часто применяются в остальных видах карамболя и других разновидностях бильярдной игры. Именно из за этого такие удары часто именуют трюковыми или артистическими, отсюда и название самой игры.

    Данный материал появился на нашем сайте благодаря компании Solar-Tech. Эти ребята занимаются внедрением альтернативных источников энергии в Украине. Среди множества услуг предоставляемых компанией можно особо выделить продажу и установку

    Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

    Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

    Бильярдное оборудование:
    Столы: 4,5×9 футов; 5×10 футов (1382×2764 мм; 1536×3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
    шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
    кии: вес - 480−520 г, длина - 1350-1500 мм.

    Общие правила

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ
    2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.

    РАССТАНОВКА ШАРОВ
    Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

    НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
    При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.

    ОТЫГРЫШ
    При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.

    ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
    Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку).
    Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше.
    Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.

    БИТОК ВПЛОТНУЮ К ПРИЦЕЛЬНОМУ ШАРУ
    В этом случае игрок имеет право: - выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку; - произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.

    БИТОК ВПЛОТНУЮ К БОРТУ
    Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

    УСЛОВИЯ ИГРЫ
    Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30−60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

    Однобортный карамболь

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

    Трехбортный карамболь

    ЦЕЛЬ ИГРЫ
    Первым набрать определенное количество очков (30−60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.

    РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР
    - если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
    - если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
    - если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
    - если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.

    НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
    Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
    2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
    3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.

    ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЯ
    Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

    Открытая партия

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    Игра ведется до 400−500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.

    ОСОБЕННОСТИ
    В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

    Кадре 47/1

    ОСОБЕННОСТИ
    На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

    Кадре 74/2

    ОСОБЕННОСТИ
    Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

    Артистический карамболь

    В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.

    Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.

    Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.

    Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

    Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

    Бильярдное оборудование:
    Столы: 4,5×9 футов; 5×10 футов (1382×2764 мм; 1536×3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
    шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
    кии: вес - 480−520 г, длина - 1350-1500 мм.

    Общие правила

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ
    2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.

    РАССТАНОВКА ШАРОВ
    Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

    НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
    При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.

    ОТЫГРЫШ
    При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.

    ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
    Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку).
    Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше.
    Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.

    БИТОК ВПЛОТНУЮ К ПРИЦЕЛЬНОМУ ШАРУ
    В этом случае игрок имеет право: - выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку; - произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.

    БИТОК ВПЛОТНУЮ К БОРТУ
    Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

    УСЛОВИЯ ИГРЫ
    Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30−60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

    Однобортный карамболь

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

    Трехбортный карамболь

    ЦЕЛЬ ИГРЫ
    Первым набрать определенное количество очков (30−60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.

    РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР
    - если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
    - если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
    - если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
    - если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.

    НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
    Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
    2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
    3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.

    ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЯ
    Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

    Открытая партия

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    Игра ведется до 400−500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.

    ОСОБЕННОСТИ
    В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

    Кадре 47/1

    ОСОБЕННОСТИ
    На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

    Кадре 74/2

    ОСОБЕННОСТИ
    Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

    Артистический карамболь

    В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.

    Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.

    Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.