Консультации для родителей по сюжетно ролевой. Консультация для родителей "сюжетно-ролевые игры в жизни детей"

Белкина Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №71
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"
Дата публикации: 31.01.2018
Раздел: дошкольное образование

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»

Невозможно представить себе развитие ребёнка без игры. Игра - основной вид

деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и

физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность,

ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту

способ усвоения жизненного опыта.

Игры,

которые

создаются

самими

детьми,

называются

творческими

сюжетно-ролевыми.

сюжетно-ролевой

является

воображаемая

ситуация,

которая заключается в том, что ребёнок берет на себя роль взрослого и выполняет её в

созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача,

лечащего больного пациента.

Игры позволяют ребёнку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие

его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая

игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, это

способ его самореализации и самовыражения.

В игре ребёнок таков, каким ему хочется быть, в игре ребёнок там, где ему хочется

быть, он - участник интересных и привлекательных событий. В сюжетно-ролевой игре

ребёнок имеет возможность переработать полученные из окружающего мира впечатления,

проявляются

особенности

мышления

воображения

эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Во время игр формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные

изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии

развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

ИГРА «МЕДВЕЖАТА»

Цель . Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал . Конфеты, фрукты, пироги.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам,

иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов, про мишку.

Игровые роли. Медвежата.

Ход игры . Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. п., воспитатель

говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и

прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата – сладкоежки,

которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому

медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок?

А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие

медвежата! Пора раздавать им пирог!».

Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из

сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные

части, чтобы всем досталось поровну.

Таким образом, может проходить обычный полдник. Раздавая пирог, воспитатель

приговаривает: «Этому медвежонку, кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну

делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!».

ИГРА «У ВРАЧА»

Цель. Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских

инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла.

Игровой материал. Фотографии, иллюстрации, картинки, куклы, игрушки-животные,

строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты (игрушечный

Подготовка к игре. Прогулки к поликлинике, к пункту скорой помощи, экскурсия в

аптеку,(с родителями) в медицинский кабинет детского сада. Игры-занятия «Кукла

заболела», «Выздоровление куклы и встреча с детьми», «Лесная больница». Рассказ

воспитателя о том, как в другом детском саду играют во «врача». Чтение отрывка из

произведений В. Маяковского «Кем быть?», К. Чуковского «Айболит», Я. Райниса «Кукла

заболела» (книга «На взморье»). Просмотр мультфильма «Айболит». Рассматривание

альбома, изготовленного детьми совместно с воспитателем на тему «Мы играем во

«врача». Лепка не тему «Угощение заболевшей кукле», конструирование кровати для

Игровые роли . Врач, медсестра, мама, папа.

Ход игры. Игру во «врача» воспитатель может начать с игры-занятия. Утром педагог

обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она,

видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Он осматривает

«больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу».

При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте,

пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Светлана больна. Надо посмотреть

горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит

воспитателя отнести куклу в «больницу» (медицинский кабинет).

Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что Светлана уже поправляется и

завтра ее выпишут. Можно предложить детям подготовить все необходимое для встречи

Светланы. Дети застилают чистую постель, приготавливают ночную сорочку, на тумбочке

возле кровати ставят чашку для воды. И вот Светлану «выписывают» из «больницы»,

медсестра еще несколько раз приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за

выздоравливающей: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и

тепло одевать на прогулку.

При последующем проведении игры воспитатель спрашивает детей, кто хочет взять на

себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог одевает белый халатик,

шапочку и предлагает полечить заболевшего мишку. Воспитатель должен давать детям

проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает ребенку помощь,

только при затруднении.

Также при проведении этой игры воспитатель может пригласить в гости к малышам

старших детей. Накануне воспитатель должен объяснить старшим детям цель их прихода:

развивать сюжетно-ролевые игры, в данном случае игру во «врача». Совместные игры

младших детей со старшими бывают более непосредственными, чем игры с воспитателем.

В общении младших и старших детей" на первом месте стоит игровая задача, которая легко

и естественно воспринимается детьми четвёртого года жизни как собственная.

ИГРА «УГОЩЕНИЕ»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Игровой материал. Предметы-заместители, кукольная посуда, игрушечные собачки,

пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли . Повар.

Ход игры.

того, на что направлены игровые действия.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с

Аней, с Мирославом…». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым.

Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как

будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу даже приготовить себе

ужин. А есть очень хочется. Кто мне, ребята, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята

отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целая

корзина. Что же вы мне приготовите? Вот в корзине лежит капуста и морковка (показывает

зеленый шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Соня умеет суп

варить. Соня, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой

кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Андрей, сваришь мне

картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот

получится! Кто сварит мне компот?».После этого педагог помогает каждому

индивидуально приготовить «еду», показывает детям не более одного двух игровых

действий по приготовлению еды.Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может

меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Соня, мне приготовила?

Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку

супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой. Объедение! Я еще хочу съесть одну

тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Соничка, большое-пребольшое. Ты сварила очень

вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей

очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей,

игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обогатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы -

меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь

можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному принятию игровой цели: «Ой! Что-то я

потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь

кормить, Саша?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу,

которую ты сварил, Андрей. Ещё половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он

уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу». Педагог может предложить детям заняться

другим видом деятельности, даёт им, например, карандаши и бумагу и т.п.

ИГРА «СТРОИТЕЛИ»

Цель . Ознакомление детей с трудом строителей. Обучение детей устанавливать

взаимоотношения в игре. Игровой материал. Строительный материал, машины,

куклы, игрушки-животные.

Подготовка к игре. . Игра-занятие «У кукол новоселье» (постройка мебели).

Рассматривание картин «Строим дом», «Дети играют в кубики». Рассматривание

фотографий из серии «Маленькие строители». Конструирование гаража, домика, дорожки.

Рисование на тему «Забор», «Дом».

Игровые роли. Шофер, строитель, новосел.

Ход игры . Игру можно начать со встречи со строителями. Они расскажут о своей

работе, значении их труда для общества: строители сооружают новые дома, строят театры,

школы, магазины, детские сады, чтобы детям и взрослым было, где учиться, покупать

продукты, и т. д. После этого воспитатель может провести экскурсию на стройку,

предварительно организовав ее. На экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то,

как строят дом: из кирпича, панелей, блоков; на то, как работает бульдозер, экскаватор,

подъемный кран; на то, как слаженно работают все рабочие. Также на стройке дети могут

наблюдать работу шоферов, каменщиков, штукатуров, сантехников и др.

В группе с целью уточнения знаний о строителях воспитатель может организовать

рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций из журналов на тему строительства.

Затем педагог может предложить детям рассмотреть картину «Дети играют в кубики».

Воспитатель предлагает вниманию детей картинку,

рассказывает, что на ней изображено. Объясняет: «Девочка сделала большие красивые

ворота». Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, уточняет, какие они: «Ворота желтые,

а сверху красные».

Дети рассматривают красную башню, которую построил мальчик, мальчика в полосатой

рубашке, который привез на грузовике кубики.

В заключение дети слушают следующий рассказ.

«Хорошо играть в кубики. Интересно! Мальчик в черных штанишках построил высокую

башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершина острая, красная. Девочка

помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке - шофер. Бип-бип! -

сигналит он детям. - Я вам еще кубиков привез».

Закончив рассказ, воспитатель приглашает детей подойти к картине. Ешё раз повторяет её

описание, приветствуя попытки детей договаривать слова.

После этого педагог предлагает детям распределить роли и поиграть в игру «Стройка».

Если дети затрудняются, то он спрашивает: «Кто хочет быть строителем и построить для

куклы Ани дом? А кто хочет быть шофером, чтобы привезти нужные материалы для

постройки дома? и т. д.». Затем воспитатель дает возможность детям играть

самостоятельно.

При последующем проведении игры воспитатель может предложить детям поиграть в игру

«У Ани новоселье», где дети сами должны придумать и избрать себе роли.

ИГРА «ЛИСА»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, булочки.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лисы по картинкам,

иллюстрациям, чтение стихов и рассказов, про лису.

Игровые роли. Лиса, лисята.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Давайте играть. Я буду Лисой.

У меня острые ушки (показывает). Видите, какие,а пушистый большой хвост видите?

(показывает движением руки воображаемый хвост). Красивый у меня хвост?». Затем Лиса

кратко рассказывает, где живет, что ест и чем любит заниматься (играть с лисятами, ловить

мышей и пр.).

Обрисовав внешний облик лисы, её привычки и нрав, воспитатель переходит к самому

главному моменту - побуждает детей к вхождению в образ лисят. Вот как это выглядит:

«Скучно мне одной. Нет у меня деток - маленьких лисят с пушистыми хвостиками.

Выросли они, стали большими и убежали в лес. Были бы у меня лисята, я бы их своим

хлебушком угостила, фантики подарила. Видите, сколько их у меня. Кто хочет быть моим

лисенком?». Кто-то захотел быть лисенком - хорошо! Ну, а тех, кто не захотел играть -

принуждать ни в коем случае не следует. Пусть эти дети занимаются тем, чем им хочется.

«Лисята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые)». Возможно, кто-то

из детей прицепит сзади прыгалку. Другие тоже могут захотеть сделать хвостики. Не

спешите им на помощь. Пусть они попробуют справиться с этим сами. Такая

самостоятельность будет только на пользу. Самое главное уже произошло - ребенок

вошел в образ. Он стал «другим» в своем воображении.

Затем педагог обязательно должен похвалить детей, угостить лисят Лисичкиным

хлебушком (для начала можно угостить настоящей булочкой), позже использовать

предмет-заместитель, отламывая воображаемые кусочки и приговаривая: «Этому лисёнку

дала, и этому дала, и этого лисёнка не забыла. Лисята, посмотрите на этого лисёнка.

Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, хлебушком. А теперь оттопырьте, лисята,

кармашки и закройте глазки. Я вам что-то положу туда по секрету» (раскладывает по

творчества), но только при условии, что этого хотят дети, что у них сохранился интерес к

игре. Можно пойти в лес, поискать общую норку, где лисята будут прятаться от дождя,

складывать свои запасы.

На участке можно собирать веточки и листья, чтобы устроить теплую норку, грибы, ягоды

(предметы-заместители: камешки, цветки клевера и пр.).

Игру в лисят воспитатель может, например, закончить так, обращаясь к детям: «Лисята,

ваша мама - лиса с базара пришла, вам игрушки принесла (куклы, машинки, разные

мозаики и любые другие, интересные для ребенка предметы: пластмассовые бутылочки с

завинчивающимися пробками, шариковые ручки, крупные болтики для мальчиков,

коробочки от духов для девочек и т. п.). Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот,

всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдём гулять».

ИГРА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель: Закреплять правила гостевого этикета: поведения в гостях, приёма их в своем доме,

преподнесение и принятие подарка. Воспитание чуткости и внимания.

Игровой материал:

Кукольная посуда, воображаемое угощение: муляжи фруктов, сладостей, предметы-

заместители; столы, скатерти, чайные приборы, игрушки, элементы костюмов,

магнитофон.

Подготовка к игре. Беседы на темы: «Ждем гостей», «Идем в гости», об организации дня

рождения, о выборе подарка,

Игровые роли: Именинница, мама, папа, брат, сестра, гости.

Ход игры. Воспитатель вносит красивый чайный сервиз. Дети предлагают разные

варианты игры. Выслушав предложения ребят, наводим на мысль, что все эти игры

(Семья, праздник, гости, можно объединить в одну «День рождения».

Выслушав детей напомнить правила игры, чтобы хозяева были вежливы по отношению к

гостям, предупредительны, употребляли вежливые слова: «Будьте добры», «пожалуйста»,

«спасибо», «кушайте на здоровье».

Уборка квартиры, приготовление угощений, сервировка стола, прием гостей, (встреча,

прием подарков, угощение, развлечение, забота о гостях)

Когда дома всё готово, зовут гостей. Именинницу поздравляют, дарят ей подарки, говорят

пожелания, играют «каравай», окружают вниманием, угощают гостей, читают стихи, поют

песню «С днем рождения», танцуют.

Когда день рождения заканчивается, именинница благодарит своих гостей за отличный

праздник: «Спасибо вам! Мы так весело провели время! » или «Я очень рада, что у меня

такие весёлые и замечательные гости! » А когда гости разошлись, нужно помочь «маме» и

«папе» убрать дом после праздника. Вместе убирать дом веселее и быстрее.

ИГРА «ПОЕЗДКА»

Цель . Расширить знания детей о транспорте, обучение реализации игрового замысла.

Игровой материал . Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-

заместители.

Подготовка к игре . Наблюдение на прогулке за транспортом. Чтение стихотворений и

рассказов о транспорте. Изготовление из строительного материала машины, самолета,

парохода, поезда, лодки, автобуса и др.

Игровые роли . Машинист, шофер, пассажир.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от

того, на что направлены игровые действия. Педагог включает детей в игру. «У меня есть

рули (показывает разные предметы, которые могут заменить рули). Кто хочет поехать на

машине, получите рули». «Вот тебе руль, Вадик. Куда ты поедешь? А что мне привезешь?

Катюша, а ты куда поедешь? Тоже в магазин? Хорошо. А что ты мне купишь в магазине?

Конфеты? А за конфетами уже Вадик поехал. Давай ты что-нибудь другое мне привезешь?

Хлеб? Молодец, правильно. А то у нас на обед хлеба нет». Если воспитатель видит, что

ребенок затрудняется в выборе цели, нужно предложить ему свою: «Саша, привези мне,

пожалуйста, кирпичи. Я буду своей собачке строить будку. Ей негде жить. Видишь, она вон

там, в уголке, сидит и горюет».

После этого воспитатель показывает детям, как из стульчика сделать машину.

Когда дети привезут педагогу продукты, вещи и т. д., он обязательно должен

поблагодарить детей за доставку.

«А теперь давайте все вместе поедем на машинах в цирк, посмотрим, как выступает

мишка». Воспитатель показывает детям выступление игрушечного мишки. Затем дети на

машинах «возвращаются» в группу

Игру можно также проводить на прогулке, немного

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры в жизни детей"

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.

Существуют несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно подражательная, которая проявляется на втором году жизни и сюжетно-ролевая. Вот о сюжетно-ролевых играх мы и поговорим ниже.

Что такое сюжетно-ролевые игры ?

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

С южетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых, он , или взрослыми.

Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и т.д.

На этом этапе в сюжетно-ролевую игру добавляется диалог действующих лиц. Здесь очень кстати будет помощь родителя. Если вы будете помогать малышу в игре, то уже к двум с половиной годам ребенок будет самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры вместе со своими игрушками.

Далее идет усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить, или что-то еще в подобном духе. Дети начинают договариваться о правилах игры – развивается деловое общение. В 4-5 лет дети не только обыгрывают повседневные ситуации, но и добавляют в игру сюжеты из сказок, мультфильмов, книг.

Дети постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Таким образом, учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает , готовой к решению жизненных ситуаций.

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми: — это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.

Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры («в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.

Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

5. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.

Консультация для родителей и воспитателей ДОО «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»

Дошкольный возраст – самый важный период развития ребенка. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.

Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Л. И. Божович о дошкольном детстве говорит, как о большом отрезке жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творчес­кие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справед­ливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский так­же отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя - мама» - говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя но­вую роль, погружается в воображаемый мир. И, неза­висимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игру­шечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положе­но совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. (Небольшую картотеку по сюжетно-ролевой игре можно найти у меня на страничке в фото-альбомах) .

Также Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Таким образом, в связи со всем выше сказанным, Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно - ролевая игра

в средней группе. и её значение.

Игра – основное занятие дошкольника. Принимая участие в играх, малыш познаёт окружающий мир, учится строить отношения со сверстниками и взрослыми, овладевает родным, иностранными языками, получает другие необходимые в этом возрасте знания. Развиваются психические познавательные процессы, формируются жизненно важные умения и навыки (рассуждать, анализировать, принимать решения, соподчинять мотивы).

Игры дошкольников возникают по инициативе самих детей, либо их организует взрослый в обучающих, воспитательных, психотерапевтических целях. К первой группе относится сюжетно-ролевая разновидность.

Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности.

Специфика сюжетно-ролевой игры Сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в развлечениях малышей 4-5 лет. На более ранних этапах развития ребёнка уместно говорить о сюжетно-отобразительной игре, когда малыш уже совершает игровые действия (кормит куклу, укладывает её спать, возит машинку и т.д.), но ещё не берёт на себя роль. Переход от отобразительных действий к сюжету и обозначению ролей происходит с 3 до 4 лет.

Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра (детский сад - лучшее место для ее проведения) включает следующие взаимосвязанные компоненты:

Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».

Сюжет . Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т.д.

Роль. Во время игры малыш не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.

Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.

Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно.Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз. Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены. Перечисленные компоненты проявляются по-разному в зависимости от возраста малышей.

Как играют дети средней группы? Сюжетно-ролевая игра в средней группе (как, впрочем, и в других) – это интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном учреждении, врача в районной поликлинике и т.д. Источник, питающий игру, – окружающий мир. Побывали ребята на экскурсии в медицинском кабинете, и вот уже кто-то пробует ставить термометр плюшевому мишке и подыскивает себе медсестру. Посмотрели мультик или кинофильм о моряках, а на следующий день в группе появились свои капитаны, боцманы и матросы. После полёта Юрия Гагарина дети без устали играли в космонавтов.

Игры детей 4-5 лет несколько хаотичны, сюжеты и роли быстро сменяют друг друга.. Сюжетно-ролевая игра в средней группе отличается тем, что дети этого возраста стремятся сохранить логику действий. Если трёхлетний малыш сначала делал кукле укол, затем осматривал её, то сейчас подобные манипуляции оспариваются. Так в соответствии с возрастом изменяются сюжетно-ролевые игры. Средняя группа пытается приблизить игру к реальности. Организация предметно-игровой среды Воспитатель заботится о создании необходимой обстановки. Чтобы возникла сюжетно-ролевая игра, младшая группа строго разделяется на зоны. В одной части группового помещения куклы пьют чай, в другой расположен гараж для игрушечных машин, в третьей воспроизведён интерьер магазина.

Применение заместителей способствует развитию воображения ребёнка. Недаром известный педагог А.С. Макаренко рекомендовал родителям покупать больше полуготовых игрушек (кубики, конструктор, мозаика), а также игрушек-материалов (картон, бумага, пластилин).

Сюжетно-ролевая игра в средней группе благоприятна для создания проблемных ситуаций. Например, мишка на прогулке поранил ногу. Как ему помочь? Или кукла Катя приглашает подружек на чай, но чашек меньше, чем гостей. Что ей делать? Подобные ситуации продумываются заранее, а затем педагог помогает детям найти решения. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит в зависимости от того, что придумали воспитанники.

Предлагая ребёнку роль, скажем, врача, необходимо обращать внимание дошкольника на том, что доктор должен быть вежливым, доброжелательно относиться к пациентам. Культура поведения и общения важна и для продавца, и для парикмахера, и для официанта. Детские сюжетно-ролевые игры довольно разнообразны.

Взаимосвязь видов игр дошкольников Ближе всех к сюжетно-ролевой стоит режиссёрская игра. В ней также есть сюжет и роли. Однако ребёнок играет один. Сюжетную линию малыш придумывает сам. Персонажами выступают игрушки, предметы или объекты природы (камешки, жёлуди, шишки). Дошкольники любят играть в театрализованные игры, изображать героев сказок и мультфильмов. Иногда в группе организуются целые спектакли, сюжет которых по желанию участников может меняться. Строительно-конструктивная игра идёт бок о бок с другими видами. Так как малыши обыгрывают свои постройки (домик для кукол, теремок, забор вокруг площадки и т.д.). Элементы сюжета есть и в подвижных разновидностях ("Кот и мыши", "Али-Баба" и др.).

Малыши играют не только в детском саду, но и дома. О том, чтобы игра была успешной, должны позаботиться родители. Чем старше становится ребёнок, тем чаще он задаёт различные вопросы. Мамы и папы должны поощрять детскую любознательность, вместе искать ответы, наблюдать за природой, трудом людей, делать выводы: «Почему на улице лужи?»; «Бабушке нездоровится. Как поступим?» и т.д. Полученные представления ребёнок отражает в игре. Развитию игр способствует чтение и обсуждение литературных произведений, посещение театра, слушание музыкальных произведений (детские песни, пьеса П.И. Чайковского «Болезнь куклы» и т.д.), просмотр мультиков и кинофильмов для детей.

Не стоит бояться приглашать в гости друзей своего ребёнка. Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста весело проходят в хорошей компании. Наконец, у ребёнка должно быть собственное пространство, по крайней мере, часть комнаты, где он будет чувствовать себя хозяином положения. Игрушки и другие атрибуты хранятся в специальных ящиках или коробках