Когда изобрели игральные карты. Как появились игральные карты? Место зарождения карт

Игральные карты известны во всем мире. Но вот где и когда они появились, не знает никто. Некоторые средневековые теологи считали их «дьявольской выдумкой», которую сатана изобрел, чтобы множить людские грехи. Более здравомыслящие доказывали, что этого не может быть, потому что изначально карты использовались для гадания и других магических ритуалов, то есть для познания воли Божьей.

В качестве доказательств приводились весьма любопытные свидетельства, которые наверняка будут небезынтересны всем, кто когда-либо брал в руки атласную колоду. По одной из версий, изобретение карт приписывалось древнеегипетскому богу Тоту — родоначальнику письменности, счета и календаря. С помощью карт он поведал людям о четырех составляющих мироздания — огне, воде, воздухе и земле, которые олицетворяют четыре карточные масти. Гораздо позднее, уже в средние века, евреи-каббалисты конкретизировали это древнее послание. По их утверждению, масти воплощают четыре класса стихийных духов: бубны — духов огня саламандр, черви — повелителей воздушных стихий сильфов, трефы — духов воды ундин и пики — владык подземного мира гномов.

Другие средневековые мистики считали, что карты символизируют четыре «главные стороны человеческой натуры»: червовая масть олицетворяет любовь; трефы стремление к познанию; бубны страсть к деньгам, а о смерти предупреждают пики. Необыкновенное же разнообразие карточных игр, сложная логика взаимоотношений и соподчинений, чередование взлетов и падений, внезапных неудач и удивительных везений отражает нашу жизнь во всей ее сложности и непредсказуемости. Отсюда и проистекает завораживающая сила азарта, таящаяся в них к вящему негодованию пуритан и ханжей всех времен и народов, в этом смысле с картами не сравнятся ни шахматы, ни домино, да и вообще никакие другие игры.

Впрочем, не менее любопытна и версия, согласно которой в картах якобы отражается... время. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, а не всем понятный джокер символизирует еще и високосный год. Четыре же масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму — в 12, короля — в 13, а туза принять за единицу, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, получим число дней в году. Ну а число лунных месяцев — 13 соответствует количеству карт каждой масти.

Если же спуститься с заоблачно-туманных высот мистики на почву реальности, то наиболее вероятными представляются две версии происхождения карт. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800-го года нашей эры. Другая же версия гласит, что карты появились в Китае в VIII веке в период правления Танской династии. Дело в том, что бумажные деньги служили подданным Поднебесной империи не только для расчетов, но и для азартных игр. Помимо цифровых номинаций на банкнотах были изображены императоры, их жены, губернаторы провинций, что и обозначало достоинство той или иной купюры. А поскольку у игроков не всегда было достаточное количество банкнот, они применяли вместо них дубликаты, нарисованные на листках бумаги, которые в конце концов вытеснили из игр настоящие деньги.

Столь же неопределенно и время появления карт в Европе, хотя большинство историков сходится на том, что скорее всего их привезли с собой участники крестовых походов в XI-XIII веке. Правда, не исключено, что сей предмет азарта появился на нашем континенте в результате вторжения в Италию в X веке сарацин, как называли тогда арабов, у которых местные жители заимствовали карты. Во всяком случае, в 1254 году Людовик Святой издал эдикт, запрещавший под страхом наказания кнутом карточные игры во Франции.

В Европе арабский оригинал подвергся значительной переработке, поскольку Коран запрещал правоверным рисовать изображения людей. Предположительно родиной карт с фигурами королей, дам и оруженосцев—валетов была Франция, где на рубеже XIII-XIV веков художник Грэгоннер разрисовал для Карла VI картонные листы.

Самая ранняя из известных европейских карточных колод «Таро» (Иногда встречаются названия Тарот илиТарок — прим. ред.) была изготовлена в XIV веке в Ломбардии. В ней были четыре масти, изображенные в виде чаш, мечей, денег и жезлов или дубинок. Каждая масть состояла из десяти карт с цифрами и четырех картинок: короля, королевы, рыцаря и оруженосца. Кроме этих 56 карт, она включала еще 22 козырные карты с цифрами от 0 до 21, носившие следующие названия: шут, фокусник, монахиня, императрица, император, монах, любовник, колесница, правосудие, отшельник, судьба, сила, палач, смерть, умеренность, дьявол, гостиница, звезда, луна, солнце, мир и судилище.

По мере роста популярности карточных игр в Европе в течение всего XIV века из колоды Таро постепенно исчезли все козырные карты и четыре рыцаря. Правда, остался шут, переименованный уже в наши дни в «джокера». Полные же колоды сохранились только для гадания.

Причин для этого было несколько. Во-первых — стремление отделить мир азарта от таинств оккультизма и магии. Потом, правила игр с таким большим количеством карт были слишком сложны для запоминания. И, наконец, то, что до изобретения печатного станка карты размечали и раскрашивали вручную, и поэтому стоили они очень дорого. Поэтому в целях экономии колода «похудела» до нынешних 52 карт.

Что же касается обозначения мастей, то из исходной итальянской системы с ее мечами — аналог будущих пик, булавами — треф, кубками — червей и монетами — бу-бей, позже выделились три: швейцарская с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая с желудями, листьями, сердцами и колоколами, и французская с трефами, пиками, червами и бубнами. Наиболее устойчивой оказалась французская система изображения мастей, которая после Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.) вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти повсюду.

За последующие 300 лет не один художник пытался ввести в обиход новую карточную символику. Время от времени появлялись колоды, в которых четыре масти представали в виде зверей, растений, птиц, рыб, предметов домашнего обихода, посуды. В самом начале этого процесса в Германии масти изображались в виде ларцов для церковных пожертвований, гребня, кузнечных мехов и короны. Во Франции появились аллегорические фигуры Свободы, Равенства, Братства и Здоровья. Позднее приверженцы социализма даже пытались выпускать карты с изображениями президентов, комиссаров, промышленников и рабочих. Впрочем, все эти «изобретения» оказались слишком искусственными и поэтому так и не привились. А вот с картами-картинками дело сложилось иначе.

Сегодня редко кто из игроков интересуется биографиями давно исчезнувших персонажей карточных фигур, да и рисунки на картах-картинках в современных колодах мало чем напоминают реально существовавшие личности. Это — не что иное, как стилизация стилизаций, бесконечно далекая от первоначальных оригиналов. Между тем первоначально, например, четыре короля символизировали легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы в средние века: Карл Великий, король франков, возглавлял червонную масть, пастух и певец Давид — пиковую, поскольку благодаря своим подвигам он стал легендарным древнееврейским царем; Юлию Цезарю и Александру Македонскому соответственно были отданы бубновая и трефовая масти.

Правда, в некоторых колодах червонный король попеременно изображался то в виде волосатого Исава, то Константина, то Карла I, то Виктора Гюго, то французского генерала Буланже. И все-таки в споре за обладание короной бескровную победу одержал Карл Великий. Современные карты любовно, практически без изменений, хранят героические черты этого прославленного мужа в виде мудрого старца, укутанного в горностаевую мантию — символ богатства. В левой руке у него меч — символ мужества и власти.

Изображение Давида изначально украшала арфа — как напоминание о музыкальном таланте легендарного царя Иудеи. Во время наполеоновских войн пикового короля недолго изображали в виде Наполеона Бонапарта во Франции и герцога Веллингтона в Пруссии. Но потом справедливость восторжествовала и Давид вновь занял свое законное место среди карточных царственных особ.

Хотя Юлий Цезарь никогда не был королем, он тоже вошел в венценосный ареопаг. Его обычно рисовали в профиль, причем на некоторых старинных французских и итальянских картах Цезаря изображали с вытянутой рукой, словно он намеревается что-то схватить. Это должно было говорить о том, что бубновая масть традиционно отождествлялась с деньгами и богатством.

Александр Македонский — единственный из карточных королей, в руку которого была вложена держава символ монархии. Правда, на современных картах ее часто заменяет меч — как свидетельство его полководческих талантов. К сожалению, внешность трефового короля стала жертвой безжалостной моды и из мужественного героя с яростным взглядом он превратился в изнеженного царедворца со щегольской бородкой и элегантными усами.

Первой дамой червей была Елена Троянская. Кроме нее в роли претенденток на этот трон выступали Элисса, основательница Карфагена, в римской мифологии — Дидона, Жанна д"Арк, Елизавета I Английская, Роксана, Рахиль и Фауста. Однако долгожительницей оказалась героиня библейской легенды Юдифь, чей образ на протяжении веков кочевал из колоды в колоду.

Что касается дамы пик, то ее было принято изображать в виде греческой богини мудрости и войны Афины Паллады. Правда, тевтоны и скандинавы отдавали предпочтение собственным мифологическим персонажам, олицетворявшим войну.

В XIV-XV веках художники не смогли прийти к согласию, кого избрать в качестве прототипа дамы бубен. Исключением была лишь Франция, где им стала королева амазонок, в греческой мифологии — Панфизелия. В XVI веке кто-то придал даме бубен черты Рахили, героини библейской легенды о жизни Иакова. Поскольку, по преданию, она была женщиной жадной, ее амплуа в качестве «королевы денег» пришлось по вкусу широкой публике, и она утвердилась на этом троне.

Долгое время ни одна из мифологических или исторических героинь не претендовала на роль дамы треф. Иногда в колодах мелькали фигуры правительницы Трои Гекубы или Флоримелы, олицетворения женского обаяния, созданного талантом английского поэта Спенсера. Но они не сумели утвердиться в этой роли. В конце концов французам пришла в голову мысль изобразить даму треф в виде этакой, как теперь говорят, секс-бомбы и назвать ее Аргиной (от латинского слова «регина» — «царственная»). Затея оказалась настолько удачной, что прижилась и стала традицией. Больше того, все королевы, очередные фаворитки и любовницы французских монархов, героини злых пасквилей и фривольных острот, стали носить имя Аргина.

Первоначально в роли валетов выступали четыре безымянных рыцаря. Хотя название этой карты переводится скорее как «слуга, лакей», и у игроков эта фигура традиционно отождествлялась с искателем приключений, не всегда почитающим закон, но чуждым низкого коварства. Подобное толкование слова «валет» прекрасно соответствует образу валета червей. Пытаясь подобрать для него достойный образ, французы остановили свой выбор на известном историческом персонаже — Этьене де Виньеле, служившем в войсках Карла VII. Он был доблестным воином, храбрым, щедрым, безжалостным и язвительным. Некоторое время он состоял советником при Жанне д"Арк и сохранился в памяти потомков как герой народного фольклора, наподобие Тиля Уленшпигеля, Вильгельма Телля и Робина Гуда. Может быть, поэтому без всяких возражений со стороны других наций Этьен де Виньель прочно занял место валета червей.

Прототипом валета пик был Огиер Датский. Согласно историческим хроникам в многочисленных битвах его оружием были два клинка толедской стали, которые обычно рисовали на этой карте. В многочисленных сказаниях этот герой совершал многочисленные подвиги: побеждал великанов, возвращал околдованным принцам их владения, а сам пользовался покровительством феи Морганы, сестры сказочного короля Артура, которая, обручившись с Гиером, даровала ему вечную молодость.

Первым валетом бубен стал Роланд, легендарный племянник Карла Великого. Однако позднее, без явных на то причин, его сменил Гектор де Марэ, один из рыцарей Круглого стола и сводный брат сэра Ланселота. По крайней мере, именно этот герой сегодня ассоциируется с валетом бубен, хотя знаменитое благородство рыцаря де Марэ плохо вяжется с дурной славой, приписываемой этому валету.

Валетом треф карточных дел мастера избрали самого сэра Ланселота, старшего из рыцарей Круглого стола. Первоначально он был самым ярким из валетов. Но постепенно манера рисунка менялась, и валет треф лишился своего роскошного камзола, хотя в руках у него остался лук символ его непревзойденного мастерства лучника. Впрочем, в современном валете треф трудно узнать того могучего воина, который, будучи ранен в бедро стрелой, тем не менее сумел одержать верх над тридцатью рыцарями...
Такова галерея фамильных портретов, о которой не подозревает никто из игроков, беря в руки атласную колоду.

Хорошо знакомые по всему миру, игральные карты нашли множество применений. С их помощью предсказывают будущее, ими развлекаются самые разные люди, они становятся участниками практически каждого шоу фокусника или иллюзиониста. Однако, прошлое карт настолько противоречиво и туманно, что до сих пор неизвестно, где же именно они появились.

Существует множество научных трактатов, которые рассказывают о возможных источниках их возникновения. Но давайте начнем с того, что первоначально карты выглядели совсем не так, какими мы привыкли их видеть.

Когда не было бумаги – они уже существовали

Как известно, бумага была изобретена в Китае примерно в 105 году нашей эры. Однако, были различные находки, датируемые более ранними годами, которые вполне могут оказаться прародителями современных карт. Первоначально изображения зверей, предметов или оружия наносились на металлические плашки, куски кожи, коры, бамбука или даже костяные таблички. Однако, слишком сложно отнести подобные находки именно к игральным картам как таковым.

Согласно теориям ученых, первоначально игральные карты появились в Китае, а уже благодаря торговым путям они попали в Индию и Персию. Есть также мнение, что родиной карт является Индия, в которой были найдены круглые плашки с изображениями, схожими с древними игральными картами. Существует достаточно много и других версий, но до сих пор никому так и не удалось доказать одну конкретную и доподлинно выяснить настоящую родину карт.

Прелесть подобного развлечения изначально заключалась в том, что картам не требовалось отдельного поля, как для шашек, шахмат или подобных им игр. Неудивительно, что заинтересованные торговцы увозили их на родину. Однако, самые ранние находки всё же вызывают достаточно сомнений насчет своей связи с нынешними игральными картами.

Почему именно Китай считается родиной карт

За Китаем закреплено множество изобретений, включая различные игры - к примеру, домино или маджонг. Однако, именно он считается на данный момент наиболее очевидным местом рождения современных игральных карт. Причин для подобного вывода довольно много.

В первую очередь это утверждено благодаря тому, что первое упоминание в исторических источниках, связанное с игральными картами, было именно в Китае, в 1294 году нашей эры.

Во-вторых, именно Китай являлся родиной печатного станка, что значительно упрощало производство игральных карт. И это еще с учетом того, что именно Китай являлся родиной бумаги.

В-третьих, игральные карты, которые были в Китае в то время, имеют огромное количество схожих черт с современными картами. Так, к примеру, у них была масть, которая обозначалась монетами. Помимо этого, они имели продолговатую форму, а изображения на них были крайне похожи на современных королей и дам.

Откуда появились самые первые карточные масти

Примечательно, что если в древних картах, которые были найдены в Китае, уже фигурировали монеты, то далее они претерпели некоторые изменения. После того, как карты попали в Египет, они значительно видоизменились, ведь был период правления мамлюков. Это было в первую очередь связано с тем, что их вероисповедание не позволяло им наносить на карты изображения людей. Благодаря этому, четыре масти превратились в монеты (уже устоявшиеся в Китае), клюшки, мечи и кубки.

Почему именно клюшки, спросите вы? Все достаточно просто. На карты наносились изображения предметов быта и окружения, которыми интересовались эти люди. А доподлинно известно, что у мамлюков было пристрастие к игре, похожей на современное поло. Впоследствии, когда игральные карты уже попали в Европу, клюшки превратились в булавы или палицы.

Особая деталь, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что вне зависимости от количества самих карт в колоде, которое варьировалось от 12 до более сотни – мастей было ровно четыре. Как в китайских картах, так и у мамлюков, которые помогли картам попасть в Европу.

Как игральные карты появились в Европе

Как только игральные карты из Александрии попали на юг Европы, началось быстрое их распространение. Оно было настолько повсеместным и масштабным, что подобному факту даже было дано название «Вторжение игральных карт». И столь угрожающее название можно с легкостью обосновать.

На то время в Европе происходило множество различных столкновений, военных действий между странами и мелких стычек. За счет своей легкости, удобства транспортировки и малого размера, карты пользовались огромной популярностью у солдат. И, получается, с наступлением войск наступали и карты. В Великобританию карты попали тоже с наступлением военных действий.

По всей Европе обнаружено достаточно много документальных упоминаний карт. В 1377 году - первое упоминание о появлении карт в Швейцарии, в 1392 их уже заказывали в золоте для короля, а чего говорить только о количестве запретов на азартные игры, которые были практически везде!

Как появились разные колоды и масти карт

Стоило только игральным картам попасть в какую-либо новую страну, как сразу же их старались переделать под себя. Не слишком большим изменениям подверглись разве что карты Таро, которые сохранили в себе разделение на младшие и старшие арканы. Для игр как таковых они были не настолько удобны. Если же говорить именно об игральных картах, то они менялись крайне часто.

Получается, что каждый народ старался выразить в картах именно свои черты и национальные предпочтения. Благодаря этому масти постоянно менялись. Однако у каждой масти получилась довольно любопытная эволюция. Давайте рассмотрим самые известные колоды, которые сейчас существуют.

Итало-испанская колода

Мы не зря начали именно с нее, ведь она крайне похожа на древние игральные карты мамлюков, в которых слегка видоизменились клюшки.

  • Мечи (пики);
  • Кубки (черви);
  • Палицы (трефы);
  • Монеты (бубны).

Существующая до сих пор, она при полном составе должна состоять из 50 карт (с учетом двух джокеров, без них 48). Числовые карты начинались с единицы и заканчивались девяткой. Далее уже шли старшие карты, которые обозначались пажом, конем (рыцарем) и королем. В некоторых вариантах встречалась уменьшенная колода без восьмерок, а также существовали варианты с дополнительной картой «Королева».

Примечательно, что на картах этой колоды не писались цифры, а также не было буквенных обозначений.

Немецкая колода

Когда создавалась именно эта колода карт, ее желали сделать максимально показывающей огромное значение агрокультур в Германии.

  • Мечи превратились в листья, которые отвечали требованиям культуры Германии и по форме были условно схожи (пики);
  • Кубки в сердца, поскольку проводилась ассоциация с вином, которое данные кубки наполняло (черви);
  • Палицы уже стали не грубыми ветками деревьев, а превратились в жёлуди (трефы);
  • Монеты превратились в бубенцы, поскольку они были тоже круглой формы (бубны).

Даже в дальнейшем, когда французская колода захватила весь мир, немецкие ее варианты обладали не двумя, а четырьмя цветами мастей. Чтобы сохранить ранее существовавшие зеленую (листья) и желтую (бубенцы) масти.

В этой колоде примерно одинаковое количество карт с Итало-испанской. Схожим является и то, что в ней точно так же не было Дам, а исключительно короли или рыцари. Подобное легко объясняется тем, что в правящем сословии основную роль играли именно мужчины.

Швейцарская колода

По сравнению с немецкой, она претерпела сравнительно небольшие изменения. Мастями данной колоды являются:

  • Щиты, которыми стали мечи (пики);
  • Розы, бывшие сердца (черви);
  • Жёлуди (трефы);
  • Бубенцы (бубны).

Французская колода

Именно она стала самой знаковой. И самой популярной среди всех остальных колод. Видя современные масти, Вы видите именно французскую колоду.

В ней масти превратились в:

  • Пики;
  • Черви;
  • Трефы;
  • Бубны.

В таком виде, в каком мы их знаем, они появились, когда потребовалось упростить производство карт. Символы мастей должны были создаваться легко и практически каждым, чтобы понизить их себестоимость. И масти упростили до тех самых символов, которые сейчас известны всему миру. Но не только это стало удивительно верным маркетинговым ходом.

Именно французская колода ввела обозначение мастей двумя цветами: красным и черным.

Подобные решения сделали ее наиболее простой в исполнении, запоминающейся, универсальной, и плюс ко всему она была более деликатной в отношении женщин. Именно во французской колоде изначально присутствовала Дама как постоянная карта. И ее весомость была неоспорима.

Очень долгое время изобретение игральных карт приписывалось французскому живописцу XIV столетия Жаклину Грэнгоннеру, который якобы первым выдумал эти маленькие разрисованные картонные листки. И сделал он это с целью позабавить ими Карла VI в минуты просветления помраченного ума его величества.

Версию эту первыми опровергли в XVIII столетии два ученых литератора, аббаты де Лонгрю и Рив, которые в своих диссертациях убедительно доказали, что карты и карточные игры появились задолго до царствования этого бедного государя.

Первым же бесспорным доказательством этому служит подлинный акт Кельнского собора, воспрещавший карточную игру духовным лицам.

Этот акт появился гораздо раньше того времени, когда Грэнгоннер вручил нарисованные им карты страдавшему умопомешательством монарху. Полученный им за эти карты приличный гонорар побудил художника к творчеству, и он стал активно работать над усовершенствованием оформления карт. Он заменил некоторые фигуры на картах, а в царствование Карла VII внес дальнейшие изменения в изображения на картах и придумал фигурам те названия, которые они носят и теперь.

Так, по прихоти художника Давид, пиковый король , был эмблемой Карла VII, а король червовый был наименован Карлом Великим. Королева Регина в трефовой даме изображала Марию, супругу Карла VII.

Паллада, пиковая дама, олицетворяла Деву Орлеанскую, Жанну д`Арк. Рахиль, бубновая дама - нежную Агнесу Сорель, а червовая дама Юдифь - легкую "по нравственности" Изабеллу Баварскую. Четыре валета (оруженосцы) обозначали собою четырех храбрых рыцарей: Ожье и Лансело при Карле Великом, Гектора де Галлара и Ла-Гира при Карле VII. И другие названия карт были выдержаны художником во вкусе того времени - воинственной аллегории. Черви были эмблемой храбрости, пики и бубны представляли оружие, трефы - съестные припасы, фураж и амуницию. И наконец, туз (ас) в латинском своем значении представлял собой то, что всегда признавалось главным богатством войны - деньги.

Живописец Грэнгоннер, таким образом, хоть и не является изобретателем карт , но оставил своим соотечественникам и всем на наследство, которое во многом способствовало и способствует сейчас развлечению людей, и не только праздных, но и деловых, и привело к разнообразию занятий во всех слоях общества.

Феномен быстрого распространения карт по всему миру беспримерен. В карты играют во всех уголках земного шара. Темой исследования карты могут стать для философа и психолога, статистика и экономиста, для моралиста и служителя культа...

Надо признать, что происхождение карт до сих пор покрыто непроницаемым мраком. Слишком поздно спохватились ученые, время успело разрушить памятники, которые могли бы пролить свет на историю возникновения карт. Однако многие ученые люди посвятили большую часть своей жизни исследованию истории игральных карт.

Но, несмотря на все их усилия, история эта до сих пор изобилует многими белыми пятнами, запутана, и можно с уверенностью сказать, что едва ли кому-то удастся когда-нибудь выяснить, когда же на самом деле появились карты и когда в первый раз за игральный стол уселись первые игроки.

Из чего делали игральные карты

Вообще-то для карточной игры не обязательно иметь те игральные карты, которые мы знаем в настоящее время: прямоугольные, овальные, круглые или какой-нибудь другой формы, изготовленные из плотного картона. Они могут быть изготовлены из дерева, кожи, слоновой кости или даже из металла. Такие карты можно увидеть во многих музеях мира. В некоторых странах и до сих пор карты изготавливают из дерева, кое-где из пластиковых материалов в форме домино, особенно для таких карточных игр, как Рамс и Канаста . Таким образом, материал, из которого делают карты, может быть различным. Наиболее подходящим, однако, оказались карты, изготовленные из специальной бумаги. Причем такая бумага появилась почти одновременно во многих странах.

Если бумага действительно была изобретена в Китае еще в 105 году нашей эры, то видимо не намного позже появились и бумажные карты.

В отношении изобретения карт существует множество легенд. По одной из них, в доисторические времена одним разбойником была похищена прекрасная принцесса. Находясь в заточении, она изготовила из кожи карты и научила играть в них своего поработителя. Разбойник якобы бы так очарован игрой в карты, что в знак благодарности выпустил принцессу на свободу.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман. Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея - Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои - игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

Есть исследователи, которые называют другую личность, якобы изобретшую карты. Им якобы является один из семи мудрецов античной Греции, а именно философ Килон, который хотел помочь бедным забыть о еде. Для этого он изобрел карты, в которые стали играть бедняки и во время игры начисто забывали о голоде.

Перечень легенд и сказок об изобретении карт можно продолжить, но ясно, что они не являются изобретением одного единственного человека.

Каким же образом вырабатывались правила старых карточных игр

Можно предположить, что это были, прежде всего, комбинационные игры типа нынешних игр Рамс и Канаста, т. е. таких игр, в которых считалось необходимым как можно быстрее объединить карты по картинкам, цветам и т. д. Об этом свидетельствует тот факт, что были игры, в которых использовались карты не только с 3 и 4 изображениями, но и с 5, 6 и большим количеством. В Корее играют в карты с изображением 8 фигур: мужчины, лошади, антилопы, кролика, фазана, ворона, рыбы и звезды. И на каждую из этих фигур имеется по 10 различных кар, т. е. колода состоит из 80 карт.

Китайцы в старину играли даже на обесцененных денежных знаках. Так как монет было мало, а дальнее путешествие с большим количеством денег было опасным, уже в 7 столетии государство разрешило так называемые "летающие деньги". Для расточительной жизни своих дворов повелители нуждались все в большем количестве денег и велели печатать их целыми кучами. Деньги обесценивались с катастрофической быстротой, и дело дошло до того, что в 9 столетии они потеряли всякую ценность. Старые банкноты обменивались на новые в соотношении 1:100, 1:500, 1:1000, 1:2000... Именно в это время старыми деньгами начали играть в карты. И эти карты из денег просуществовали в Китае почти до конца 9 столетия. В Китае еще и сейчас играют в карты, на которых изображены генерал, два советника, слоны, лошади, боевые колесницы, орудия, а также 5 солдат. Эти 16 фигур раскрашены в красный, белый, желтый и зеленый цвета. Каждая масть повторяется дважды, и таким образом, общее число карт в колоде составляет 128 штук. Характерной для китайских карт всегда была их форма: они длинные и узкие.

Совершенно иная форма у индийских карт, они квадратные, а иногда и круглые. Индийские карты обычно имели 4 масти, но были карты и 12 цветные, и каждый цвет насчитывал 12 карт, т. е. количество карт в колоде составляло 144.

Когда игральные карты появились в России

Предположительно в России карты появились вскоре после их появления в Европе, в частности в Германии и во Франции. Они довольно быстро проникли прежде всего в правящие круги. Во всяком случае, уже при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне карточные игры, особенно в придворных кругах, процветали, а наивысшего своего расцвета карточные игры достигли в царствование Екатерины II. Достоверно известно, что екатерининские вельможи играли почти все поголовно. Многие из них ставили на карту колоссальные состояния, при этом проигрывались земли в десятки тысяч десятин и крепостной народ. Крестьяне сплошь и рядом, просыпаясь утром, узнавали, что они по прихоти хозяина проиграны другому лицу и переходят в его собственность. Дворовые девки, особенно красивые, шли на карту иногда за колоссальную сумму, и наряду с ними на карту шли охотничьи собаки и породистые лошади.

О том, когда карты появились в России, точных сведений нет. Некоторые исследователи полагают, что это случилось довольно поздно, приблизительно во второй четверти 9 столетия. Однако это противоречит другим очевидным фактам. Исследователь Ю. Дмитриев сообщает, что еще в 1759 году механик Петр Дюмолин, приехавший в Москву, в одном из домов в Немецкой слободе демонстрировал "движущиеся карты". А другой российский исследователь А. Вяткин относит появления карт в России к еще более раннему сроку, к 7 столетию, и обосновывает это известным царским Уложением от 1649 года, в котором предписывалось с игроками поступать, "как с татями", т. е. с ворами. По мнению того же Вяткина, карты пришли в Россию через Украину, из Германии ("тамошние казаки коротали время за карточной игрой").

О том, что карты появились в России одновременно с их приходом в Европу, свидетельствует и то, что россияне "шли в ногу" с европейцами в освоении секретов многих карточных игр.

Видео: История игральных карт

В странах Западной Европы первые игральные карты появились еще в XIII веке. В нашей стране они появились значительно позже – согласно самой распространенной версии в карты на Руси стали играть на рубеже XVI и XVII веков. Полного единодушия по поводу того, из какой страны в Россию попали первые карты, среди историков нет. Самая популярная версия – карты пришли в Россию из Чехии – ведь в этой стране карты появились тогда же, когда и в Западной Европе. Но есть и «польская» и «немецкая» версии.

Первое достоверное письменное упоминание о игральных картах в России относится к 1649 году. В «Уложении» царя Алексея Михайловича – суровом и строгом своде законов, игра в карты попала в главу «О разбойных и татиных делах». В этом «уголовном кодексе» картежники приравнены к «татям» - ворам и грабителям. А наказания для воров в те времена были суровыми. Попавшихся на игре в карты в первый раз предписывалось сечь кнутом, отрезать левое ухо и сажать в острог на два года. Если игрок оказывался рецидивистом и ни кнут, ни нож палача не могли отучить его от пагубной страсти, его заковывали в кандалы и отправляли на каторгу. Если и это не помогло, «Уложение» предписывало совсем уж крайнее средство – «казнить смертью». Впрочем, столь суровые меры касались только простого («черного») люда. Бояр не пороли кнутом, не отрезали им уши, не заковывали в кандалы. В карты, вполне возможно, играл и сам Алексей Михайлович. Во всяком случае, карты есть в описи имущества в одном из принадлежащих этому монарху дворцов.

Петр Великий картами не увлекался. Но среди его сподвижников было немало картежников. Например, «забавляться игрой в карты», любил сам Александр Меншиков – друг и сподвижник Петра. Иностранцы в своих воспоминаниях подробно описали некую «русскую игру в короли», которую они называли «несравненной и умной». Как и в Европе, в нашей стране в карты играла в первую очередь знать и купечество. И уже тогда играли не только «забавы ради». Игра шла и на крупные денежные суммы. В карты проигрывали поместья и целые деревни с крепостными. В итоге, в 1717 году Петр I издал указ, строго настрого запрещающий игру в карты на деньги. Императрица Анна Иоанновна издала в 1733 году издала еще более строгий указ – игроки должны были заплатить штраф в размере тройной суммы денег, на которые шла игра. За повторную игру на деньги дворяне на месяц отправлялись в тюрьму, а «подлый люд» надлежало «нещадно бить батогами».

Императрица Елизавета Петровна, незадолго до своей смерти, издала в 1761 году указ, деливший карточные игры на разрешенные и запрещенные. Запрещенные игры – это игры на деньги, разумеется. Правда, в указе была честная оговорка – на дворцы Ее Императорского Величества данный запрет не распространяется.

Екатерина Великая была к картам неравнодушна – играла и с фаворитами, и с придворными, и с европейскими монархами. В годы ее царствования издаются многочисленные руководства по карточным играм.

Впрочем, запреты на игру на деньги, изданные ее предшественниками, императрица не отменяла. Что, впрочем, никак не мешало ее приближенным проигрывать огромные по тем временам суммы.

Как мы уже говорили, карты появились в нашей стране на рубеже XVI и XVII веков. Но вплоть до XVIII века игральные карты завозились в Россию из Европы. Карт российского производства долгое время не было. А европейские карты делились в те времена на три типа – французские, итальянские и немецкие. Они различались названиями мастей – например, у итальянских карт это были кубки, монеты, мечи и жезлы. Но наибольшей популярностью в нашей стране пользовались карты французские. Масти у них носили хорошо знакомые нам названия – черви, бубны, пики, трефы. Во Франции, кстати, еще в XV веке придумали «прототипов» для карточных королей – Карл Великий стал королем червей, царь Давид королем пик, Юлий Цезарь – бубновый король, а Александр Македонский – король трефовый. А вот с карточными дамами такого единодушия не было – роль дамы червей отводили то библейской Юдифи, то Елене Троянской, дамой пик была и богиня Афина и … Жанна Д"Арк, дамой треф – добродетельная Лукреция.

Производство отечественных карт началось в 1760-ые годы, после указа Елизаветы Петровны, официально разрешающего «степенные» игры (игры не на деньги). Первая реклама карт российского производства появилась в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» в 1769 году. А еще раньше – в 1766 году таможенная пошлина на иностранные карты была поднята с 87 копеек за дюжину карт до двух рублей. А годом раньше был введен налог на клеймление карт – 10 копеек для карт, привезенных из Европы и 5 копеек для карт, напечатанных в России (игра в карты, не имеющие клейма, каралась крупными штрафами). Такими простыми и действенными мерами правительство проявляло заботу об отечественном производителе. Карты производились в Петербурге, Москве, Архангельске и других городах России. Налог на клеймление карт, кстати, шел на содержание Воспитательных Домов (прообраз детских домов), организованных известным просветителем И. И. Бецким. В 1798 году, в царствование Павла I, Воспитательным домам было даровано монопольное право печатать и клеймить карты. В том же году в России появилась первая механическая бумагопрядильная фабрика. Предприятие было выкуплено казной и подарено Воспитательному дому в Петербурге. Уже при Александре I был издан указ, окончательно закрепляющий монополию Воспитательных Домов на производство игральных карт.

А высший свет тем временем сотрясали скандалы, связанные с игрой в карты не деньги, усадьбы, крепостных. Строгий указ, запрещающий игру на деньги, изданный Александром I в 1801 году, «не работал». Приведем самый яркий пример карточного скандала – в 1802 году в Москве князь Александр Голицын проиграл графу Льву Разумовскому … свою супругу княгиню Марию Григорьевну (урожденную Вяземскую). По согласию всех трех сторон, брак был расторгнут и княгиня вышла замуж за победителя. И счастливо прожила с ним долгих шестнадцать лет.

Все российские любители карточных игр привыкли к так называемым «атласным картам». Сложно даже представить, что когда-то карты в нашей стране выглядели иначе. Но об истории игральных карт в нашей стране мы только что рассказали. Давайте поговорим об истории тех игральных карт, которыми мы пользуемся сегодня.

Производство карт в нашей стране неразрывно связано с Императорской Карточной Фабрикой, бывшей Александровской мануфактурой. Выпуск карт на этом предприятии наладили еще в 1819 году. На протяжении почти сорока лет фабрикой руководил А. Я. Вильсон и буквально с первых лет своей работы он пытался улучшить внешний вид игральных карт. Разрабатывались новые рисунки, но утвердить их требовалось на самом высоком уровне. К сожалению, российские самодержцы не видели причин вносить изменения в устоявшийся дизайн карт.

Все изменилось после отмены крепостного права в 1861 году. До сих пор на карточной фабрике работали крепостные, теперь их сменили вольнонаемные рабочие. Были закуплены шестьдесят новых машин, производство возглавил опытный мастер Винкельман. Наконец-то встал вопрос и о новых рисунках на игральных картах. Проблема опять решалась на самом высоком уровне. Разработку нового дизайна доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю и Александру Егоровичу Бейдеману. И тот и другой были известными художниками. Им удалось создать настоящие шедевры карточной графики. Но эскизы Бейдемана были признаны слишком сложными и вычурными, в производство были запущены карты на основе более простых и лаконичных работ Шарлеманя.

Адольф Иосифович Шарлемань (1826 – 1901), создатель современных российских карт, родился в семье обрусевших французов. Его дед был скульптором-декоратором, отец – известным петербургским зодчим. Адольф Шарлемань решил стать живописцем и поступил в Императорскую Академию Художеств, которую закончил по классу батальной и исторической живописи. За картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен золотой академической медали и права на шестилетнюю заграничную стажировку. За полотно «Последний ночлег Суворова в Швейцарии», написанное во время заграничной поездки, был удостоен почетного звания академика живописи.

Вернувшись на родину, Шарлемань рисовал не только батальные полотна. Он работал и в Государственной Экспедиции по заготовлению ценных бумаг, делал иллюстрации для популярных журналов и даже работал над эскизами костюмов для балов. Но из всех работ этого талантливого художника в народной памяти остались … да, вы правы, именно те, что он выполнил по заказу Императорской Карточной Фабрики. Давайте поговорим о них поподробнее.

Делая свои эскизы, Шарлемань не стремился придумать что-то принципиально новое. Он творчески переработал те рисунки, что существовали до него. В первую очередь, французскую колоду 1816 года. В годы Великой Французской Революции монархия во Франции была свергнута и в картах – контрреволюционных королей, дам и валетов сменили античные боги и великие философы. Но в 1816 году монархия во французских картах была восстановлена. Эти французские карты и послужили русским художникам образцами для подражания. Впрочем, короли на русских картах тех лет, напоминали бородатых мужиков из сельской глубинки. Да и дамам не хватало изящества.

На рисунках Шарлеманя царственные особы выглядят именно так, как им и подобает. Вместе с тем, рисунки просты и лаконичны – никаких лишних деталей. А, кроме того, эти рисунки были еще и технологичны – они делались под печать в четыре краски.


"Атласные" карты Адольфа Иосифовича Шарлеманя.

Само слово «атласные» появилось от названия сорта бумаги, которую сравнивали с блестящей и гладкой шелковой тканью – атласом. Листы этой бумаги натирались тальком на специальных машинах. Атласная бумага выгодно отличалась от обычной бумаги тех лет – плохо проклеенной, шероховатой, легко размокающей. А карты, напечатанные на атласной бумаге, не боялись влаги и легко скользили. Правда, и стоили они недешево – в 1855 году дюжина атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек (годовой доход крестьянина в те годы составлял 10-20 рублей). Примерно столько же стоили и карты ручной работы, изготовляемые для императорского двора. Впрочем, с элитных карт для богачей и аристократов «атласные» рисунки перешли и на карты первого и второго сорта, более доступные для простой публики.

В производство были запущены и дорожные карты (отличавшиеся меньшим размером) с рисунками Шарлеманя:






















Карты Шарлеманя благополучно пережили Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. В Советском Союзе производство игральных карт было сосредоточено на Государственной Карточной Монополии. Первоначально, сохранялось деление на карты атласные, экстра, первого и второго сортов по типу бумаги на которой их печатали. Но уже к началу тридцатых годов карты печатались только на атласной бумаге, благо технология ее изготовления была уже не такой сложной и дорогостоящей. Правда, стоимость карт оставалась довольно высокой – в «прейскуранте товаров народного потребления» за 1935 год стоимость колоды в 52-53 карты составляет 6 рублей.

Впоследствии рисунки Шарлеманя были переделаны под офсетную печать.

А подлинники знаменитых рисунков Шарлеманя дожили до наших дней – сначала они хранились в архиве Государственной Карточной Монополии (бывшей Императорской Карточной Фабрики). После закрытия этого предприятия эскизы приобрел известный коллекционер Александр Перельман, передавший их Музею карт в Петергофе.

Изобретение этого развлечения, неиссякаемого источника радостей и печалей, приписывается и хитроумным египтянам, и фаталистам-индийцам, и жизнерадостным грекам в лице Паламеда. Однако при раскопках если и находили «инструментарий» азартных игр, то в основном в виде костей-кубов шестигранной формы.

Принято считать, что первые карты появились позднее, в XII веке в Китае. Мастера по части заполнения своего досуга, придворные аристократы, обнаружили в рисовании маленьких картинок с аллегорическими знаками животных, птиц и растений сначала эстетическую забаву. Потом - удобный способ передачи тайной информации в деле дворцовых и любовных интриг. А позднее - возможность рискованных игр с всесильным Фатумом.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них - «Младшие Арканы» - стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Как раз в это время Европа стала осуществлять крупные военные экспедиции на Восток - крестовые походы (1096-1270), причем впервые европейцы открывали для себя новую и уже высоко развитую культуру. Возвращаясь домой, крестоносцы не забывали прихватывать с собой поразившую их экзотику: легкий фарфор, тончайший шелк, расписные веера и, разумеется, очаровательные миниатюры на плотной рисовой бумаге для фокусов и гаданий.

Однако прошло еще немало времени, пока карточные игры не стали распространенным явлением. Во всяком случае, первое упоминание в хрониках о сарацинской игре «наиб» (араб. «naib» - карты) относится ужу к последней четверти XIV столетия. Характерно, что в полном соответствии с арабским звучанием слово «карты» по-итальянски «naibi»; по-испански «naipes»; по-португальски «naipe» (связано это было с оживленной торговлей с арабскими странами и тесным контактом с тамошними купцами, известными своей страстью расплачиваться за товар «по воле случая», т.е. по принципу незабвенного Ноздрева).

В других же европейских странах твердо установилось иное однокоренное слово: во Франции - «carte», в Германии - «Karten, SpielKarten», в Дании - «Kort, SpelKort», В Голландии - «Kaarten, SpeelKarten», в Англии - «card».

В конце XIV - начале XV века карты изготавливались непосредственно художником и по индивидуальному заказу. Естественно, его производительность была невысока, и только с изобретением гравюры печатание карт принимает широкие масштабы.

Одновременно складываются три основных типа игральных карт: итальянские, французские и немецкие. Все они имели различия как в мастях, так и в самих фигурах.

Итальянский тип карт возник вместе с изобретением игры «тарок». Эти карты, выполненные как гравюры на меди, были весьма своеобразными. В нормальном, или «венецианском», тароке колода состояла из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от Фигляра и кончая картой, называвшейся Свет, являлись козырями, или Триумфами. Наконец, была еще одна карта, носившая название Дурак (кстати, прообраз будущего Джокера). Во Флоренции же выпускались карты в количестве 98 штук, где к обычным Триумфам были добавлены грации, стихии и 12 созвездий.

Существует предположение, что колода - не случайный набор карт. 52 карты - это количество недель в году, четыре масти - четыре времени года. Зеленая масть - это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть - это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть - символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия «мечей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в «пики», кубки - в «черви», денарии - в «бубны», а «жезлы» - в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии - «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». Что касается русского слова «черви», то оно произошло от слова «червонный» («красный»): понятно, что «сердца» изначально относились к красной масти.

Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков

Колода Hofämterspiel отражает политическую ситуацию в Центральной Европе в середине XV века. Вместо мастей взяты гербы четырех наиболее влиятельных королевств того времени: Франции, Германии, Богемии и Венгрии. Одноглавый орел представляет «regnum teutonicum» королевство Германию (в отличие от двуглавого орла, представляющего Священную Римскую Империю).

ТУТ подробнее про нее.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 «Старших Аркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились - из них исчезли почти все картинки за исключением четырех «старших мастей» и шута (джокера).

Карты итальянского типа в конце XIV века появляются во Франции, а уже при Карле VII (1403-1461) появляются карты с собственными национальными мастями: сердце, серп Луны, трилистник и пика. А в конце XV столетия во французских картах окончательно устанавливается тот тип мастей, который употребляется до сих пор: черви (coeur), бубны (carreau), трефы (trefle) и пики (pique). Начиная с этого времени французские карты приобретают устойчивый тип, для которого характерны такие фигуры: Давид - король пик, Александр - король треф, Цезарь - король бубен, Карл - король червей, Паллада - дама пик, Аргина - дама треф, Рашель - дама бубен, Юдифь - дама червей, Гектор - валет бубен, Ожье - валет пик, Ланцелот - валет треф и Лагир - валет червей. Это тип карт дошел до Французской революции 1789-1894 гг.

Новое республиканское правительство поручает не кому-нибудь, а самому прославленному в это время живописцу Ж.Л. Давиду (автору известной картины «Смерть Марата) создать новые рисунки карт. Вместо королей Давид изобразил гениев войны, торговли, мира и искусств, дам заменил аллегориями свободы вероисповеданий, печати, брака и промыслов, а вместо валетов нарисовал фигуры-символы равенства состояний, прав, обязанностей и рас. Именно во Франции первоначально появились формы четырех мастей: листья плюща, желуди, бубенчики, сердца. Весьма правдоподобно предположение, что французские масти являются символами рыцарского обихода: пика - копье, трефа - меч, бубна - герб или орифламма (знамя, штандарт), черви - щит.

На этих картах французской «колоды на ногах» (1648 год) изображения подписаны их именами.

Необходимо также сказать о том, что на протяжении многих веков карты были „одноголовыми“, т.е. фигуры на них изображались в полный рост. Первые карты, не имеющие „верха“ и „низа“, „двухголовые“, выпустила Италия в конце XVII века. В это время эти карты большого распространения не получили. Затем подобная попытка была сделана в Бельгии, а в начале XIX века такие карты стала выпускать Франция.

Традиционная колода. Германия

Традиционная колода. Швейцария

Кстати, Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.

Помимо этих основных типов карт в различных европейских странах выпускались так называемые „тематические“ карты. Существовали „педагогические“ колоды, обучавшие игроков географии, истории или грамматике. Пользовались успехом карты-иллюстрации к драмам Шекспира, Шиллера, Мольера. В „игрушках для взрослых“ нашли отображение геральдика, хиромантия и даже мода. Например, в середине прошлого века во Франции печатались карты, на которых одежда королей, дам и валетов представляла собой новейшие модели сезона…

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и азартные игры считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня – страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами „картинки“ - поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели - иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

В России карты появились в начале XVII столетия. Крупнейший русский критик и историк искусства В.В. Стасов считал, что карты попали к славянским народам от немцев, не отрицая, однако, что роль главной посредницы в этом деле сыграла Польша. Но каким бы путем ни попали игральные карты в Малороссию или Московию, распространились они чрезвычайно быстро. Из законодательных памятников впервые упоминает о картах и их бесспорной вредности для общества Уложение 1649 года. Более века карточные игры преследовались в России законом, а пойманные на горячем игроки подвергались различным наказаниям, пока в 1761 году не последовало установление о разделении игр на запрещенные - азартные и разрешенные - коммерческие.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,»… и у кого карты вынут, бить кнутом». Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных» форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

Карточная игра, находившая радушный приём в боярских домах и дворцовых палатах, безусловно запрещалась для простого народа. В 1648 году, вскоре после воцарения Алексея Михайловича, последовал царский указ, направленный на искоренение вредных обычаев и верований, всё ещё державшихся в среде городского и особенно сельского населения. В указе подробно перечислялись многочисленные прегрешения, требовавшие немедленного искоренения:

«… Сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление (в грозу) на реках и озерах куплются, чают себе от этого здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаки пляшут, зернью (костями) и карты, и шахматы, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовские песни; и на Святой недели жонки и девки на досках скачут (на качелях), а об Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякий бесовския игры…».

Надо отметить, что наряду с азартной карточной игрой под запрет попадали и такие совершенно невинные забавы, как катание на качелях!

Указ 1648 года вводил целый комплекс мер по борьбе с карточной игрой и прочими «неустройностями». Его предписывалось «многожды» зачитывать по торгам, списки с него «слово в слово» рассылались в наиболее крупные сёла и волости, дабы «сей наш крепкий заказ ведом был всем людям» и никто не смог бы потом отговориться его незнанием.

Скоморошьи одежды, хари и маски, музыкальные инструменты, шахматные доски и колоды карт предписывалось отбирать и жечь, а в отношении людей, замеченных в нарушении указа, воеводам велелось «где такое безчиние объявится, или кто на кого такое безчиние скажут, и вы б тех велели бить батоги; а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерские картные игры и другие, и вы б тех ослушников велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные (т.е. пограничные) городы за опалу». Да и самим воеводам, дабы они не манкировали с выполнением указа, делалось строгое внушение: «А только ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас (царя Алексея Михайловича) в великой опале»

Надо полагать, что первоначально указ выполнялся со всей присущей ему жесткостью, и не одному картёжнику ободрали плетьми или палками спину на торгу. Но согласно поговорке «жестокость законов на Руси смягчается возможностью их неисполнения», действие этого указа постепенно сошло на нет – в основном из-за физической невозможности его исполнения.

Очередной и весьма ощутимый удар по игральным картам был нанесён в следующем, 1649 году. Составители знаменитого «Уложения» царя Алексея Михайловича отнесли карточную игру и её последствия к преступлениям сугубой уголовщины, жестоко караемым увечьем и смертью. В издании «Уложения» 1649 относящаяся к «картной игре» статья помещена в главе «о разбойных и татиных делах».

«А которые воры, – сказано в этой статье, – на Москве и в городах воруют, карты и зернью играют, и, проигрывая, воруют, ходя по улицам, людей режут, шапки срывают и грабят…», то таким следовало, после допроса с пыткой, «чинити указ (приговор) тот же, что писано выше о татех (разбойниках), то есть сажать в тюрьму, конфисковывать имущество, бить кнутом, урезывать уши (в последующем издании «Уложения» – пальцы и руки) и смертью казнить».

Отнесение карточной игры к составу серьёзного преступления оказало большое влияние на торговлю игральными картами. Сохранившиеся таможенные книги показывают, что после 1649 года привоз карт, например, в Великий Устюг, сократился вдвое против прежних лет, а после 1652 года вообще прекратился. Но прекратилась ли картёжная игра?

Специальными именными царскими указами 1668 и 1670 был введён особый режим в Кремле: людям различных чинов – от стольника и ниже – было строжайше запрещено въезжать в Кремль на лошадях, играть в азартные игры во время выходов государя в соборные церкви, при появлении царя предписывалось стоять без шапок «мирно и немятежно».

Значительные государственные расходы на ведение военных действий требовали постоянного поиска новых источников доходов. Сохранился любопытный документ, относящийся к концу царствования Алексея Михайловича и свидетельствующий, что в среде московской администрации, вероятно, убедившейся в неискоренимости карточной игры, возникла счастливая мысль обратить её в источник государственного дохода. Московское правительство и ранее неоднократно так остроумно поступало, сменив жестокое преследование употребления водки и табака на монопольную казённую торговлю этими товарами, к вящему приращению казны.

Упомянутый документ является грамотой, данной в Сибирь туринскому воеводе Алексею Беклемишеву в 1675 году. Оказывалось, что из Тобольска в Москву перед тем «писали воевода Пётр Годунов да дъяк Михайло Постников, что они (неизвестно на каком основании) отдали в Тобольске зернь и карты на откуп», иначе говоря, разрешили за счёт казны и под её прикрытием открывать игорные дома. (Заметим в скобках, что вместе с картами предприимчивый воевода отдавал на откуп и «безмужних жён для блуда» – и все ведь для блага казны!)

Соблазнительной инициативе Годунова и Постникова захотели последовать и многие другие города «тобольского разряда». Из Верхотурья и Сургута воеводы писали, «чтоб им по тому же зернь и карты отданы были на откуп». На эти простодушные писания великий государь указал: в Тобольске и прочих городах «зернь и карты отставить и откуп с зерни и карт из оклада выложить». Грамота предписывала сделать то же и воеводе туринского острога, Беклемишеву, даже и в том случае, если бы он по примеру Тобольска и по «отпискам» Годунова зернь и карты уже отдал на откуп. Зная нравы местных управителей, легко находивших лазейки в указах, царская грамота особенно указывала: самого «откупщика, будет он вдруг прислан из Тобольска, а не туринский жилец, и его из Туринска выслать, а впредь заказ учинить крепкий».

Преследование карточной игры сводилось не только к запретительным указам. В 1672 году по приказанию Алексея Михайловича лютеранский пастор Иоган Готфрид Грегори устроил в Преображенском новую театральную храмину, и в ноябре перед царем было дано первое представление – комедия «Артксерово действо». Вслед за этим последовали новые постановки комедийного и нравоучительно характера. Известность приобрела пиеса «История или действие евангельския притчи о блудном сыне», сочиненная Симеоном Полоцким. Постановка эта замечательна тем, что к ней была издана своего рода театральная «программка», в которой на рисунках были показаны сцены из действия, сопровождавшиеся пояснениями. По сюжету блудный сын, получив из рук отца часть имения, уходит из дома и начинает разгульную жизнь. Он нанимает множество слуг, играет в зернь и карты, вяжется с любовницами и, наконец, проматывает всё своё имение.

На одной из картинок этой «программки» блудный сын показан играющим за столом в карты и зернь в окружении игроков. Это – самое раннее изображение карточной игры в России.

После смерти Алексея Михайловича в 1676 году гонения против картёжников значительно смягчились. В царских указах, рассылавшихся на места, уже не было прежних застращиваний игроков увечьями и казнями за самый факт карточной игры; вся угроза ограничивается неопределённым выражением – «заказ чинить крепкой». Ввоз игральных карт в Россию возобновился и даже существенно увеличился, только в Великий Устюг в 1676-1680 годах их завезли 17136 колод.

Вскоре после разрешения карточных игр в России возникает собственное производство игральных карт. Уже в 1765 году правительства Екатерины II установило налог как на привозные игральные карты, так и на карты отечественного производства, причем пошлина на заграничные карты была в два раза выше. Печатание игральных карт в России было отдано на откуп, т.е. находилось в частных руках и приносило откупщикам, продававшим в год в среднем около одного миллиона колод, приличные доходы. Деньги же, полученные в результате налогов, поступали в пользу Воспитательных домов. И вот на землях родового поместья князей Вяземских (П.А. Вяземский - один из потомков этого древнего рода - был близким другом А.С. Пушкина), у села Александрово под Петербургом, аббат Оссовский, получив от правительства денежную помощь, построил в 1798 году корпуса Александровской мануфактуры, ставшей в начале XIX века одним из крупнейших предприятий России. После года работы мануфактура перешла в казну и была подарена Павлом I Воспитательному дому. В 1817 году управляющий мануфактурой А.Я. Вильсон предложил Опекунскому Совету открыть при мануфактуре карточную фабрику. Была составлена записка, которую 12 октября 1817 года утвердил Александр I. Правительство собиралось получить громадную прибыль, т.к. фабрика с монопольным правом производства карт устраняла всякую конкуренцию со стороны. Решение не давать откупов, срок которых истекал в 1819 году, и запрет на ввоз карт из-за границы предоставляли казне возможность назначить за карты любую продажную цену.

В 1819 году фабрика выпустила свою первую продукцию. За этот год было изготовлено 240 тысяч колод, которые стали продаваться по всей Российской империи (в 1820 году выпуск карт возрос до 1380 тысяч колод).

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие «атласные» в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас - это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах.

Вернемся же к нашему вопросу о картах пушкинской эпохи («Пиковая Дама» была написана в 1833 году). В это время и вплоть до 1860 года на оборотной стороне карт имелось изображение пеликана, кормящего двоих детей мясом собственного сердца. Этот аллегорический знак пояснялся надписью: «Себя не жалея, питает птенцов». Становится понятной ироническая фраза одного из героев рассказа Н.С. Лескова «Интересные мужчины»: «Чтобы не заскучать - сели под вечерний звон „резаться“, или, как говорится, „трудиться для пользы императорского воспитательного дома“. А польза была. В 1835 году дюжина колод обходилась в 12 рублей, а продавалась за 24. К середине 50-х годов карт производилось в три раза больше, чем выпускали откупщики в 1818 году, прибыль же возросла в 4,5 раза и составляла 500 тысяч рублей в год.

Интересующие нас карты этого времени имели характер народных лубочных картинок (художники-профессионалы к деятельности фабрики еще не привлекались). Они изображали смешных немецких рыцарей на конях, размером с пони, и большеголовых неуклюжих дам. Например, пиковая дама при своем желании не могла испугать игрока до сумасшествия, как это произошло с впечатлительным Германном. Но тем очевиднее проясняется гениальный замысел Пушкина, построившего интригу повести на внешнем несоответствии забавных карточных персонажей с их скрытой роковой ролью.

Знакомые нам сегодня изящные рисунки карт без верха и низа родились благодаря таланту академика живописи А.И. Шарлеманя. В 1860 году ассортимент фабрики невероятно расширился: стали производиться карты уменьшенных размеров, пасьянсные, дорожные, детские, учебные и гадальные. Но чем интенсивнее развивалось производство, тем „архаичнее“ выглядели рисунки на картах во вкусе народного примитива.

Будучи историческим живописцем и баталистом, А.И. Шарлемань пробует себя в разных областях искусства. Он делает иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина и других известных писателей, выполняет эскизы для Императорского Фарфорового завода и помимо этого создает оригиналы для игральных карт. Заслуга художника состоит в том, что ему, талантливому рисовальщику и знатоку истории, удалось найти верный тон в решении образного строя всех карт. Благодаря ему игральные карты стали отличаться своеобразным стилем и целостностью образов-символов.

Продукция фабрики с успехом демонстрировалась на Всемирных промышленных выставках в Париже в 1867 и 1878 годах. В 1893 году игральные карты с рисунками Шарлеманя были представлены на Всемирной выставке в Чикаго и получили бронзовую медаль и почетный диплом.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие «атласные» в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сейчас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора.

А.И.Шарлемань . Игральные карты пасьянсные.1862.

Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении атласных карт, карт первого и второго сорта, а также карт «Экстра» уже в 30-х годах 20 века. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя. В «Прейс-Куранте розничных цен на 1935 год» Государственной Карточной Монополии, находившейся в ведении Народного Комиссариата финансов, колода карт «Атласные» в 52-53 карты стоила 6 рублей.

Интересный вопрос – а кто был прообразом карточных персонажей? Русские карточные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя, имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор пишутся прямо на картах. Карл Великий, король франков, возглавлял червовую масть; пастух, певец и древнееврейский царь Давид – пиковую; Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой червей стала героиня библейской легенды Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой – греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется «diamond» – алмаз.

Игральные карты дорожные. 1870-е По оригиналам А.И.Шарлеманя Петербург. Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме. Собрание А.С.Перельмана

В 16 веке даме бубен придали черты Рахили, героине библейской легенды о жизни Иакова. По легенде, она была женщиной жадной, что вполне соответствовало ее новому карточному положению. Образ дамы треф стал собирательным. Ее стали изображать в виде, говоря современным языком, секс-бомбы, к которой намертво пристало прозвище Аргина, царственная. Это словцо стало столь популярным, что все королевы, а также фаворитки и любовницы французских королей за глаза назывались этим именем. В образе валетов вошли в историю Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII (черви), благородный Ожье Датский (пики), один из рыцарей Круглого стола Гектор де Маре (бубны) и наконец сам сэр Ланселот, старший рыцарь Круглого стола (трефы). Во времена императрицы Елизаветы Петровны и русские игроки называли карты по именам. Поэт В.И.Майков в поэме «Игрок ломбера» смело бросает на стол Огиера – валета пик.

С конца XVIII века начался настоящий карточный бум, охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как „известный на Москве банкомет“. Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру „на интерес“. В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

А.Е. Бейдеман Игральные карты. Бумага, акварель,тушь, перо

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, „очко“, штосс и сотни других, вплоть до безобидного „подкидного дурака“) безраздельно царили среди простонародья.

Традиционная колода. Италия

На Западе „умственные“ карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти - „серпы“, „молоты“ и „звезды“. Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как „атрибуты буржуазного разложения“.
Итак, в какие же карты мы сейчас обычно играем?

А.И.Шарлемань. Игральные карты. Картон, тушь, перо,акварель,гуашь. Собрание А.С.Перельмана

1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя

Рисунки карточных фигур с монограммой Шарлеманя выполнены в натуральную величину карточной колоды. Созданы по заказу карточной фабрики в 1860 - 1870-е годы и до сих пор остаются самыми известными и популярными карточными рисунками в России.

Источники
http://ta-vi-ka.blogspot.com/
http://www.jokercards.ru
http://lizi-black.com

А вот давайте все таки подробнее поговорим, кто такие , ну а так же вспомним . Сюда же можно добавить такую тему, как Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -