Когда герои были маленькими.

Некоторые игры трудно описать словами. "Падающие на дно стакана геометрические фигуры" не объясняют многолетний культовый статус "Тетриса". А уж "сражающийся с грибами и летающими черепахами водопроводчик в поисках принцессы" точно мало кого заставит опробовать Super Mario Bros. Не менее трудно поверить в качество игры, описываемой словами "казуальная match-3 RPG во вселенной Might & Magic в стиле аниме". Но порой стоит сделать над собой небольшое усилие...

Казуальный эпос

Сюжет игры разворачивается в мире Асхан за 40 лет до событий "Героев Меча и Магии V". Вот-вот настанет новое затмение Кровавой Луны, весь мир ждёт нового вторжения демонов. В лесном царстве эльфов собираются хранители могущественного артефакта - Клинка Принуждения, обладатель которого способен подчинить себе любого демона. Как водится, мирным собрание не оказывается: злосчастные демоны таинственным образом раньше времени покидают свою огненную темницу Шио, нападают на хранителей и убивают их всех. В живых остаются лишь их дети: юная эльфийская охотница Анвен, трое отпрысков герцога Грифона - Годрик, Айдан и Фиона - и волшебница Надя. Этим-то пятерым подросткам и предстоит, как во всякой порядочной аниме, спасти весь мир.

Игра состоит из пяти кампаний, по одной на каждого героя. Которые, в свою очередь, представляют пять традиционных для серии "Меча и Магии" фракций: людей, эльфов, магов, демонов и нежить. И пускай в основе игры стоит простая, как студенческий завтрак, механика "три-в-ряд", дизайнерам удалось не только передать дух каждой фракции, но и сделать геймплей за неё заметно отличающимся от прочих. Скажем, у эльфов прочная защита и самые быстрые юниты, а некроманты слабы в бою, но пьют жизнь из соперника, в то время как демоны знают о защите ничтожно мало, зато умеют наносить громадный урон.

Оказавшись в разных концах Асхана, герои переживают, как положено, разнообразные приключения, совершенствуясь в боевом искусстве, набирая уровни и рекрутируя новых монстров для своей армии. В каждой фракции три рядовых существа (занимает одну клетку), два элитных существа (две клетки), два высших существа (четыре клетки) и одно тайное существо (индивидуально для каждой фракции). У каждого из нерядовых существ есть уникальная способность, и их комбинирование становится основой игровой тактики. Да, глаза вам не врут: я сейчас говорю о стратегии и тактике прохождения match-3-головоломки. Поверьте, без тактики вы в этой игре долго не протянете.

Солдатская "трёхлинейка"

Базовая механика примитивна. Существа в армии имеют один из трёх цветов, всю игру вы проводите, составляя их в линии по цвету. Вертикальная линия создаёт атакующий отряд, горизонтальная - защитную стену. Против вас, в большинстве случаев, выступает такой же полководец с трёхцветной армией, бой проходит в пошаговом режиме, количество доступных перемещений за ход ограничено. Нечто похожее мы видели в серии Puzzle Quest , создатели которой впервые догадались скрестить "три-в-ряд" и RPG. Разработчики Clash of Heroes взяли идеи Puzzle Quest и доработали их так, что превзошли предшественника во всём. Игравшие в PQ знают, что три четверти боёв в игре - проходные, реальную сложность представляют только боссы, и то лишь до высоких уровней, позже игрок становится совершенно непобедим. В Clash of Heroes такое не случается.

Во-первых, игра намного, подчёркиваю, НАМНОГО сложнее, чем от неё ожидаешь. Аркадная механика в комбинации с разнообразием способностей монстров дают множество возможностей для победы, и компьютер пользуется ими всеми. К тому же, разработчики часто ставят вас в неравные условия, давая противнику более сильных существ и больше очков здоровья. Во-вторых, сделав всё это, дизайнеры игры не успокоились. Казалось бы, создав качественную игровую механику, они могли просто понатыкать на каждом углу по монстру и позволить игроку методично их изничтожить. Не тут-то было. Каждый второй поединок в игре - особенная головоломка с уникальными условиями победы. В некоторых нужно попасть по единственном отряду в армии противника, который каждый ход непредсказуемо перемещается. Или атаковать три цели в нужном порядке. Или две цели одновременно. Или просто пережить атаку во много раз превосходящих сил противника. Некоторые загадки кажутся схожими на первый взгляд, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что какая-нибудь мелочь всё меняет.

В-третьих, для любителей изощрённых издевательств над своим мозгом, в игре есть и специальные "боевые головоломки", в которых вам не нужно опасаться за свою жизнь, но выиграть намного сложнее. Все они требуют с заранее заданными существами уничтожить вражескую армию за один ход. Напоминает шахматные задачки "поставьте мат в один ход". Игра вообще быстро начинает ассоциироваться с шахматами, и это само по себе о многом говорит. Если бы только шахматы выглядели так же хорошо.

Весь цвет меча и магии

Читатели, ненавидящие аниме, обращаюсь к вам: оставьте на секунду ваши предрассудки и постарайтесь взглянуть на игру непредвзято. Художники проделали огромную работу, создавая очаровательный и, в то же время, серьёзный игровой мир. Отважные герои выглядят как отважные герои, коварные злодеи - как коварные злодеи, бравые вояки... ну, вы поняли. Особенное восхищение вызывает анимация персонажей, юнитов и заклинаний, когда вспоминаешь, что игра первоначально была разработана для консоли Nintendo DS, которая слегка обходит производительностью ваш телефон. Имея на руках минимум инструментов, студия Capy Games выжала из них всё возможное и ещё чуть-чуть. Каждое чудище в игре - обло, озорно, стозевно и т.д. Заклинания выглядят не хуже, чем в "больших" играх серии Might & Magic. Когда заряженный по полной архангел поднимает своё меч, и волна света выжигает ряды врагов очистительным огнём Эльрата - слово "казуалка" само собой пропадает с языка.

К тому же, здесь есть сюжет! И не просто сюжет, связывающий между собой пару десятков битв, а полноценная история, проливающая свет на прошлое многих персонажей "Героев Меча и Магии V", а заодно рассказывающая нам о том, как живётся в разных концах Асхана. Откуда ещё мы, например, узнаем о суровой конкуренции на рабовладельческом рынке в Шио или о ритуале посвящения в некроманты Эреша. К тому же, вы будете смеяться, но вы будете много смеяться! Разработчики не отказали себе в паре весьма удачных шуток, за что их можно только благодарить.

Печать Хаоса

К сожалению, одной похвалой обзор не наполнишь. К игре есть за что придраться. В первую очередь, хромает игровой энтерфейс, доставшийся в наследство от портативной консоли. Многие элементы управления неочевидны, и бьюсь об заклад, вы не сразу сообразите, как покинуть первую же локацию в игре. О многих возможностях игра не желает рассказывать вовсе (подсказка: если во время боя зажать Shift, можно увидеть статистику юнитов и героев; кроме меня, вам об этом никто не расскажет), а об остальных рассказывает единожды - в обучении - и после повторять не желает.

В жертву консольным демонам были отданы и ролики - их в игре нет. Сюжетные вставки выполнены в комиксовом стиле и сопровождаются голосом комментатора. А будь вместо них несколько мультфильмов, таких же сочных и красочных, как сама игра - было бы ещё приятнее. Ну а кроме того, присутствует некоторое субъективное ощущение лёгкого дисбаланса. Порой кажется, что играть за людей чуть-чуть проще, чем за другие фракции. Однако, как бы то ни было, это "чуть-чуть" не компенсирует кривые руки и неумение планировать на три хода вперёд. А в сетевых баталиях это вам понадобится сильнее всего.

Больше, чем сумма частей

Как я и говорил в начале, Might & Magic: Clash of Heroes очень трудно описать словами. Игра соткана из десятков мелких деталей, рассказывать о которых нет времени - артефакты, "слияния" и "поглощения" отрядов, боссы, онлайн-рейтинги лучших героев и т.д. И только после запуска игры эти детали сплетаются в единое полотно, от которого уже невозможно оторваться. Если вам кажется, что мои восторги избыточны, а выводы предвзяты - просто скачайте демо-версию игры со Steam и отдайте ей 20 минут своего времени. Поверьте, вы согласитесь со мной.

Clash of Heroes - в конце концов, настоящая аниме-игра. Не потому что так нарисована. А потому что она ПРЕВОЗМОГАЕТ. Превозмогает предубеждение фанатов "Меча и Магии", превозмогает свой казуальный жанр, свой сложный сеттинг и и даже консольное прошлое. В конце концов, если я просто фанат серии, то почему журналисты дружно поставили игре 84% ? Как в настоящего аниме-героя, в эту игру тоже никто не верил. Но дайте маленьким Героям шанс - и они завоюют ваше сердце.

Маленькие большие "Герои". Обзор игры + Халява инсайд!


Маленькие большие "Герои". Обзор игры + Халява инсайд!

Обещанная в заголовке халява. У меня случайно оказался лишний ключик активации Might & Magic: Clash of Heroes. Через пять дней я отдам его автору лучшего комментария к этому посту. Вот такой я чудесный человек!

Знаменитая ролевая игра с элементами головоломки в анимешном сеттинге. Геймерам предлагается: 10 героев и более 40 видов юнитов для создания мощной армии, и порядка 50 артефактов для ее усиления. Для исследования предлагается огромный игровой мир, населенный многочисленными чудовищами, вражескими героями и боссами. Одиночная кампания рассчитана на 20 часов прохождения.

Сюжет

В сказочном мире Асхан мирно сосуществуют расы людей и эльфов. Их королевство окружено территориями, на которых обитают черные маги и некроманты, и потому люди и эльфы находятся в постоянном напряжении. Однако как оказалось, такое нежелательное соседство было наименьшим из возможных зол. В пределы королевства вторгаются полчища демонов, их армия сметает все на своем пути. Задача героев - остановить победоносное шествие темных сил и дать им достойный отпор.

Игровой процесс

Геймер управляет группой героев и исследует большой игровой мир. Здесь есть чем заняться: можно выполнять разнообразные задания, вступать в общение с другими героями, собирать артефакты и сражаться с исчадиями ада. Задания в игре довольно стереотипны и связаны с поиском различных предметов и уничтожением демонов. Диалоги линейны, у персонажей отсутствует возможность выбирать вариант ответа.

Прохождение квестов и убийство демонов позволяет герою повысить уровень. Стоит отметить, что большой свободы действий в выборе вариантов прокачки создатели не предоставили: вместе с повышением уровня, герой становится чуточку здоровей, защищеннее и увеличивает численность войск.

Сражения

Схватки по праву можно отнести к достоинствам игры. Проходят они следующим образом. В верхней части экрана располагаются войска противника, в нижней - ваши. Поле боя разделено на квадратики, юниты могут перемещаться по ним. Чтобы группа воинов смогла атаковать врага, необходимо построить вертикальную шеренгу из трех юнитов. Когда линия будет построена, бойцы запускают в сторону врага стрелу и исчезают с поля боя.

Не может не радовать тот факт, что игроделы всё еще стараются придумать что-то новое, хотя, казалось бы, все уже придумано до них. Однако же каждый год появляются новые "Нотчи" с их собственными "Майнкрафтами" и ставят весь игровой мир с ног на голову. В этот раз свежий ветер подул со стороны консоли Nintendo DS , на которой вышла еще в 2009 году. Спустя два года, улучшенную HD версию игры перенесли на Xbox Live Arcade, Playstation Network и Steam , так что теперь ею могут насладиться почти все.

Можно подумать, что в жанре стратегий игрока уже ничем не удивить, однако компания Capybara Games решила иначе и показала миру необычное творение – смесь стратегии и головоломки.

Демонам всё нет покоя

Что касается сюжета – заветные слова Might & Magic не обманывают вас, перед нами действительно игра, связанная с великим франчайзом, состоящим из девяти RPG и нескольких эпичных стратегий. Хоть она и не входит в одну из главных серий (некоторые игроки, видимо с перепоя, спутали Clash of Heroes с очередной частью ), но действие её происходит в том же мире, что и . По сути, она является предысторией пятой части.

В центре материка находится священная Империя Грифона, населенная людьми, к югу от неё лежат пустыни с Серебряными Городами, в которых самые искусные маги изучают тайны этой вселенной, юго-восточный полуостров заселен некромантами, а на северо-западе в огромных лесах живут эльфы - там и начинается история.

Как и в любой игре этого франчайза – не обошлось без демонов. Давным-давно демонические орды сражались с жителями этого мира, и потерпели крах. Но перед бесславным финалом один из предводителей демонов успел создать меч, способный подчинить себе силы зла. После победы мирные расы договорились охранять этот зловещий артефакт. Спустя многие годы в эльфийском лесу представители разных государств устраивают тайную встречу для передачи зловещего меча. Они приводят с собой детей, видимо, чтобы постепенно вводить их в курс дела – детишки представляют собой уже вполне оформившихся подростков, худо-бедно разбирающихся в искусствах меча и магии.

Неожиданно на лагерь нападают демоны и убивают взрослых, а подросткам удается бежать через портал. Молодежь оказалась разбросана по континенту, и игроку предстоит пройти компанию за каждого из юных героев, начиная с эльфийки Анвен.

Как и "старшие" стратегические игры серии, состоит из двух занятий: беготни и битв. На этот раз беготня происходит на фоне простых двумерных задников, впрочем, довольно красивых на мой взгляд. Перемещаться предстоит по эдаким "точкам". На некоторых из них можно закупить юнитов в ближайшем строении, на других – вступить в битву или заполучить что-нибудь полезное в свою копилку. Да, в игре есть ресурсы, деньги и старые добрые артефакты. В отличие от HoMM только один артефакт можно надеть на героя, так что придется выбирать мудро.

С покупкой юнитов тоже все своеобразно. Обычные "расходные" войска покупать не надо - они восстанавливаются прямо во время битвы, на следующий ход. С другой стороны, элитные юниты станут основой вашей победы, но только если вы их купите заранее: к сожалению, "элита" при поражении на поле брани исчезает насовсем.

Головоломка войны

"Клубничкой на торте" в этой игре стала боевая система. Как я уже говорил – она похожа на головоломку в стиле - "составьте штучки одного цвета в ряд, и они сольются". Но такое впечатление возникает только в первых тренировочных боях. Потом все становится гораздо серьёзнее и интереснее.

Герой и его враг разделяют поле битвы на две части, а их юниты в хаотическом порядке выбегают к "барьеру". Игроку предстоит выстроить их так, чтобы бойцы одного цвета соединились в атакующую либо защитную формацию. Звучит это просто, но на деле у вас ограниченное число ходов, а потом инициатива переходит к противнику. Вдобавок юниты нападают не сразу - им необходимо зарядиться.

Атакующие формации выстраиваются вертикально - если же поставить войска одинакового цвета в рядок, они превратятся в стену, которая сразу же переместится на "фронт" и будет защищать вас от атак. А теперь представьте – создание стены меняет расположение юнитов, те могут из-за этого выстроиться выгодно или, наоборот, сломать вам всю "малину". Масла в огонь подливает также то, что новые юниты выходят на поле боя в произвольном порядке, и чем больше вы построили стен, тем меньше у вас остается места для маневра и создания атакующей формации.

Элитные войска наделены особыми способностями. К примеру, эльфийские олени могут перепрыгивать вражеские стены, а некромантские вампиры высасывают у вражеского героя жизни, и отдают их своему повелителю.

В самый сложный момент на помощь приходит главное оружие самого героя - магия. Каждый герой имеет по одному разрушительному заклинанию, которое может повернуть весь ход битвы. Увы, использовать его можно очень редко.

Надеюсь, вы оценили всю сложность и проработанность боевой системы Might and Magic: Clash of Heroes . Но по-настоящему её понять можно лишь поиграв в игру. Но будет ли интересно проходить кампании, или лучше сразу отправиться в мультиплеер?

Сюжет имеется в наличии. И, на мой взгляд, он подан гораздо лучше, чем во многих стратегических играх. Заметно, что создатели вдохновлялись JRPG – из шаблонного, банального начала с очередным Страшным Опасным Артефактом Зла они постепенно выковывают годную сюжетную линию. Внезапно оказывается, что демоны пытаются стравить людей и эльфов, или... впрочем, не буду портить вам удовольствие. Есть также и мелкие побочные квесты. Они чаще всего сводятся к знакомой схеме "пойди и убей", но вносят свою лепту в интересность игры.

Clash of Heroes создана для тех, кто ищет необычное в знакомых жанрах и при этом положительно или хотя бы терпимо относится к спрайтовой двумерной графике. Отличный пример того, как за малые деньги можно сделать нетребовательную к "железу" но очень увлекательную игру, приложив немного фантазии.

Графика: 4.5
Сюжет: 4.0
Звук и музыка: 4.0
Геймплей: 5.0