Какова главная функции игры в жизни ребенка. Что наша жизнь? Игра! Или роль игры в жизни ребенка

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

Игра имеет значение в жизни ребёнка, она имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребенок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться, — в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он «глазеет». Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, из него и вырастет пассивный человек, привыкший смотреть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества.

Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребёнок, и радуются. У таких родителей ребёнку ничего не остаётся, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребёнок. Если у таких родителей ребёнок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом с ним и говорит: «Ты не так делаешь, смотри, как надо делать». Если ребёнок вырезает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит: «Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо вышло?». Ребёнок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец охотно это делает, довольный своими успехами. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё умеют делать хорошо. Часто у таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребёнка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае — наиболее частом — без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.

Детская игра проходит несколько стадий развития и в каждой стадии требуется особый метод руководства.

Первая стадия — это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка. Не нужно бояться, что, играя один, ребёнок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя перешла во вторую стадию.

Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени.Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное — с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

Подбор игрушек по возрасту является одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка. Для малыша игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Все игры подразделяются на несколько видов:

Игры на развитие внимания и логики (дидактические игры)

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Сюжетно-ролевые игры

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-деловых качеств, творческих способностей. К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение

Подвижные игры

Педагоги дошкольного учреждения огромное внимание уделяют физическому развитию и оздоровление своих воспитанников. И среди многообразия игр, используемых в детском саду, особое место отводится подвижным играм. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами — и поэтому являются самые универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха.

Театрализованные игры

Воспитательные возможности театрализованных игр, используемых в работе с дошколятами огромны: их тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Они — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Игры с природным материалом

Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам.

Самое главное в этой детской игре — добиться следующего:

  • Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.
  • Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
  • Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Что же в результате даёт ребёнку игра?

  • Снижает страх, беспокойство, стресс, раздражительность.
  • Создает радость, близость, чувство собственного достоинства и мастерство.
  • Повышение эмоциональной гибкости и открытости.
  • Увеличивает спокойствие, устойчивость, адаптивность и способность справляться с трудностями.
  • Уменьшает тактильную защиту.
  • Усиливает чувство принятия различий.
  • Увеличивает сочувствие, сострадание.
  • Положительные эмоции повышают эффективность иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы.
  • Уменьшает стресс, усталость, травмы и депрессии.

Для чего нужны игры детям? Развитие и воспитание детей в игре. Виды игр, классификация игр.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить обще-ственный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняю-щихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложно-сти других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Играющий ребенок. Что может быть более естественным? Игра для детей – это не просто развлечение, а самая настоящая жизненная необходимость. Игра просто необходима ребенку для его полноценного и гармоничного развития, приобретения необходимых навыков – как бытовых, так и навыков социального общения. Кроме того, игры помогают родителям творчески развивать ребенка. Так, например, игры для детей для развития памяти помогают малышу научиться концентрировать свое внимание, выделять из общей массы и запоминать необходимую информацию.

В данной статье вкратце описаны типы игр, а также значение игры в жизни ребенка. Данная информация будет крайне полезна тем родителям, которые воспитывают своего первенца и пока что еще мало знают об играх. Однако очень может быть, что и более опытные мамы и папы смогут почерпнуть для себя что – то новое.

Итак, все игры подразделяются на несколько видов – игры на развитие внимания и логики, подвижные игры и ролевые игры. Первыми мы рассмотрим игры, призванные развивать память и внимание малыша.

Человеческая память представляет собой очень сложный процесс, протекающий в головном мозге. Суть этого процесса заключается в том, что человеческий мозг воспринимает и хранит определенную информацию и, в необходимый момент, извлекает ее на поверхность сознания. Развитие памяти – одна из первоочередных задач родителей. Очень часто можно услышать жалобы родителей, что их ребенок плохо учится в школе, потому что у него плохая память.

Однако практически ни у одного здорового ребенка, который не страдает серьезными неврологическими и психологическими расстройствами, не бывает плохой памяти. Просто чаще всего в таких случаях память элементарно не развита. В результате ребенок не умеет концентрировать внимание на преподносимой ему информации, обрабатывать и систематизировать ее. В результате процесс запоминания усложняется в разы, становясь для ребенка практически недостижимым.

Для того чтобы понять, каким же образом необходимо развивать детскую память, необходимо знать, какой вообще она может быть:

  • Зрительная память. Данный тип памяти характеризуется тем, что в механизме обработки и запоминания информации у человека преобладают зрительные образы. Например, человек гораздо быстрее запомнит какую – либо информацию, если прочтет ее сам, а не просто услышит. Люди с хорошо развитой зрительной памятью хорошо запоминают места, лица – они остаются у них в памяти на долгие годы. Как показывают многочисленные наблюдения, гораздо чаще зрительная память преобладает у женской половины человечества.
  • Слуховая память. Слуховая память также относится к типу образной памяти и характеризуется тем, что человек, обладающий подобным типом памяти, гораздо лучше и быстрее усваивает именно слуховые образы. Так, например, информация, зачитанная такому человеку вслух, воспринимается, усваивается и запоминается гораздо легче, чем прочитанная им самим. Данный тип памяти встречается примерно у 20% всех людей.
  • Двигательная память. Один из самых интересны и пока еще мало изученных типов памяти. Люди, обладающие данным видом памяти, замечательно запоминают мышечные движения, амплитуды вращения, скорости и расстояния. Данный тип памяти обычно очень хорошо развит у профессиональных спортсменов.

Определить, какой именно тип памяти преобладает у малыша, достаточно сложно. Более достоверно это можно установить примерно в возрасте 5 – 6 лет и позднее. А до этого возраста родители должны направлять усилия на развитие всех видов памяти.

Начнем с описания игр для самых маленьких деток


  1. Игра «жесты». Начинать развивать детскую память можно еще до года. Наиболее эффективно для этого использовать различные жесты. Вы поете своему крохе песенку? Сопровождайте их жестами. Однако обязательно следите, чтобы каждой песенке постоянно соответствовали одни и те же жесты. Многие детские песенки просто подразумевают под собой жесты взрослых, например «Жили – были у бабуси» или «Ладушки». Очень скоро малыш начнет узнавать песни и повторять за вами жесты. Если же малыш по каким – либо причинам не начинает этого делать самостоятельно, вам необходимо побуждать его к совершению действий.
  2. Игра подражание. Подражательное поведение ребенка также крайне важно для его полноценного развития. Именно поэтому и в играх родители должны стимулировать именно подражание. Например, все детки просто обожают игру в прятки. Возьмите большую книжку или пеленку, спрячьтесь за нее и скажите крохе – «ку-ку». Вы обязательно увидите на лице крохи неописуемый восторг. Очень скоро он начнет повторять за вам ваши действие. По мере роста ребенка игры – подражания будут усложняться, постепенно плавно перетекая в ролевые игры. О ролевых играх речь пойдет немного ниже.
  3. Игры – копирование. Для них вам понадобятся карточки с изображением различных животных или же их резиновые фигурки. Сначала покажите ребенку, какие звуки издает то или иное животное. После того, как малыш начнет повторять за вами эти звуки, начните показывать ему, как эти животные двигаются. Поверьте, очень скоро у вас по дому начнет ходить очаровательный мяукающий котенок или рычащий тигр.
Следующие игры предназначены для детишек постарше:
  1. Игра «найди отличия». В каждом доме найдется тысяча мелочей, с которыми ребенок постоянно сталкивается – это и ложки, и подушки, чашки и прочее. Предложите ребенку два похожих предмета – например, две подушки, и предложите найти различия. Будьте готовы к тому, что очень долго эти различия придется искать именно вам, а не ребенку. Будьте терпеливы – в итоге кроха обязательно научится видит отличия и показывать их вам. После того, как малыш научится уверенно находить отличия, можно немного усложнить задачу, и среди 5 – 6 предметов поместить два совершенно одинаковых. После этого попросите малыша найти два одинаковых предмета. Не расстраивайтесь, если это у него не получится с первого раза.
  2. Очень многим родителям приходится ездить куда – либо с малышом. И все знают, как выматывает длительная дорога и маму, и малыша. Однако и часы в дороге, можно провести очень и очень интересно. Считайте проезжающие за окном машинки, просите ребенка находить машины определенного цвета – все это помогает развивать память и внимание.
После того, как кроха устанет смотреть в окно, на помощь маме придет «волшебный» мешочек, который необходимо подготовить заранее. Для этих целей подойдет любой небольшой пакетик, который необходимо завязать таким образом, чтобы туда пролазила только ручка малыша. Внутрь поместите заранее припасенные приятные мелочи, которые способны порадовать вашего малыша. Это могут быть маленькие машинки, куколки, резинки или сладости. Думаем, каждая мама точно знает, что понравится именно ее крохе.

Ролевые игры

Если говорить о таком явлении, как развитие ребенка после года, игры не вызывают особых затруднений. А вот к вопросу игр детей более старшего возраста необходимо подходить чуть более тщательно. Одними из самых полезных игр являются так называемые ролевые игры, в которых ребенок исполняет определенную роль.

Казалось бы, игра в «дочки – матери», обожаемая всеми девочками мира, в которую играют уже, наверное, не одно столетие, совершенно простая по своей сути и не несет особой педагогической нагрузки. Однако, на самом деле, это первое впечатление обманчиво и является огромнейшим заблуждением.

Именно в подобных ролевых играх происходит социальная адаптация ребенка, его знакомство с укладом этого мира, поиск своего собственного я. Подобные игры для ребенка просто необходимы, без них развитие ребенка будет значительно отставать от развития его сверстников.

Кроме того, понаблюдав за ролевыми играми вашего сына или дочки, вы сможете узнать много нового о себе и других окружающих ребенка взрослых. Дети очень точно копируют в играх поведение взрослых, и даже их интонации. Возможно, понаблюдав за разговором дочки со своей куклой, вы узнаете себя.

Уже долгое время детские психологи используют ролевые игры как мощное средство психокоррекции и диагностики. Если ребенок имеет какие – либо психологические проблемы, именно ролевая игра позволит специалисту определить, что тревожит ребенка. И все та же ролевая игра способна исправить ситуацию.

Например, если ваш малыш не хочет ходить в садик: плачет и наотрез отказывается оставаться там, ролевая игра в садик поможет обнаружить, что тревожит малыша. Может быть, у ребенка возникли сложности в общении со сверстниками или же даже с воспитателями. Как уже говорилось немного выше, дети в ролевых играх очень точно копируют все жизненные ситуации, в которые они попадают.

Также ролевые игры способны помочь родителям справиться со многими детскими страхами. Ваш кроха боится темноты? А может быть, он волнуется перед первым походом в садик? Обыграйте пугающую ребенка ситуацию – очень скоро малыш сам будет смеяться над своими страхами.

Не меньшее значение ролевые игры играют и в подготовке ребенка к изменениям в его жизни или нестандартным ситуациям. Например, малышу предстоит первый раз в жизни посетить стоматолога, и он испытывает опасения. Обыграйте визит стоматолога с куклой. Ни в коем случае не стоит забывать даже про самые мелкие детали, например, носовой платочек. Дети очень наблюдательны в таких мелочах.

Также при помощи ролевых игр родители могут в значительной мере поднять самооценку своего ребенка. Ваш сын или дочка стесняются находиться в обществе сверстников, застенчивы и нерешительны? Играйте с ним! Играйте много и часто, обыгрывая все те ситуации, в которых ваш ребенок тушуется. Позвольте ему побыть и одной действующей стороной, и другой. В 90% такие игры помогают малышам научиться вести себя в различных ситуациях, обрести уверенность в себе.

Игры, развивающие способности ребенка



Роль игры в обучении невозможно переоценить. Обучение ребенка в процессе игры проходит гораздо интереснее и продуктивнее, ребенок занимается намного охотнее. В процессе игры ребенок не только знакомиться с геометрическими формами, цветами и размерами, но и обучается читать и считать. Родителям не стоит немедленно кидаться и покупать самые дорогие дидактические пособия.

Для знакомства малыша с цифрами и буквами вы можете использовать обыкновенные картонные карточки, которые не сложно сделать самостоятельно. Для их изготовления вам понадобится плотный картон, цветные маркеры и прозрачный скотч. Разрежьте картон на равные карточки, напишите на нем буквы и цифры. Можно также из картона склеить кубики. Сверху оклейте картон скотчем – это придаст карточкам долговечность и позволит ребенку играть с ними даже в ванной.

Однако родители должны помнить о том, что обучение в процессе игры в первую очередь должно оставаться игрой. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что – либо против его воли. Подобное насильное обучение может привести к совершенно противоположному эффекту – можно отбить желание учиться на долгие годы.

В продаже на сегодняшний день можно найти игры способствующие развитию творчества детей. Практически в любом детском магазине игрушек родителям предоставлен очень широкий выбор:

  • Всевозможные конструкторы. Конструкторы замечательно развивают логику, ловкость, образное мышление и мелкую моторику. Также в процессе собирания дети учатся принимать свои первые самостоятельные решения. Существует огромный выбор конструкторов для детишек всех возрастов – от годовалых крох и до школьников.
  • Кубики. Дети очень любят всевозможные кубики: пластмассовые, деревянные, тряпочные, всех цветов и размеров. Кубики также развивают у ребенка творческие способности.
  • Раскраски и цветные карандаши, как впрочем и гуашь, помогут вашему ребенка самовыражаться, не ограничивая себя. Кроме того, рисование способно занять внимание ребенка на долгое время.
Это лишь немногое из того, что может быть интересно и полезно вашему малышу. Главное, что необходимо помнить родителям, это то, что участие родителей в любой игре крайне желательно, если не прямое, то хотя бы косвенное. Ведь ваше внимание необходимо малышу больше всего на свете!

Введение

Игра теснейшим образом связана с развитием личности любого человека, и ребенка, и взрослого. Изучение игровой деятельности весьма актуально именно относительно детей, т.к. именно в период особенно интенсивного развития личности в детстве она приобретает особое значение. Именно с игры начинается развитие личности, формирование ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания.

Сначала ребенку становится доступным какое-то действие или иное проявление личности: оно стало доступным, но еще не вошло в обиход, ребенок не попробовал себя в этом. Эта новая возможность, новая "степень свободы" привлекает ребенка. То, что ребенку впервые удалось сделать, будь то открытие двери, поворачивание ручки, поскольку это для него достижение, какая-то удача, приобретает значимость, привлекательность, в силу которой действие переходит в игровой план: ребенок начинает раз за разом открывать и закрывать дверь, снова и снова повертывать ручку не потому, что сейчас практически нужно открыть дверь, а потому, что это действие бессознательно радует его как выражение его достижений, его успехов, его развития; действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры.

Войдя в игру действия закрепляются и совершенствуются. Ребенок не ставит перед собой цель в буквальном смысле подготовиться к взрослой жизни, но в процессе игры, тем не менее, именно этим он и занимается. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет.

Целью данной работы является изучение развития игровой деятельности детей, их роль в развитии ребёнка.

Для достижения поставленной в работе цели можно выделить несколько задач:

· во-превых, необходимо определить роль игры в жизни ребёнка, а также рассмотреть игру как форму обучения;

· во-вторых, надо охарактеризовать игру как один из значимых видов деятельности в учебном процессе;

· наконец, важно уделить внимание проблеме потенциала дидактической игры в процессе развития личности ребёнка.

Роль игры в жизни ребёнка. Игра как форма обучения

Маленький ребенок непрерывно нуждается деятельности и устает не от нее, а от ее однообразия. Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим и наиболее естественным видом деятельности, важным условием полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического развития, его социализации в обществе.

"Детские игры вообще это единственный естественный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно они являются прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т.е. словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением" .

Играя, ребенок учится жить. Во время игры он довольно легко овладевает, понимает суть и запоминает ее основные правила. В дальнейшем такие навыки ему пригодятся, в частности при обучении в школе. Более того, во время игры, в зависимости от ее хода, ребенок должен оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения; познаёт потребность сотрудничества, приучается уважать права другого участника игры, учится сдерживать себя и свои отрицательные эмоции; взамен выражает доброжелательность и искренность.

Никакая другая деятельность не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития. Не меньшую пользу приносят игры и в старшем возрасте, но при условии углубления их социального содержания.

Даже сочетание различных видов деятельности не вызывает резкого изменения динамических стереотипов, не нарушает душевного равновесия ребёнка, а становится последовательным фрагментом его жизни, которая разворачивается непосредственно.

Главное - не допускать (особенно в возрасте до 3-х лет) резкого, быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, не имеющий с предыдущим никакого логической связи, тем более, если он малоизвестен или совсем неизвестен ребенку. Это вызывает протест, нежелание, даже болезненный страх перед тем новым, что предлагают. Вот почему дети болезненно реагируют на то, что их отвлекают от игрушки или игры, которая их полностью захватывает.

Безапелляционно вмешиваясь в мир детской игры, взрослые травмируют и разрушают мир фантазий, травмируют психику ребенка, деформируют его воображение или, наконец, дают ложные образцы поведения с чувствами других и отношением к результатам их труда. Поэтому так важно быть тактичными с детьми, занятыми играми и игрушками. "Не спешите их останавливать, даже если у вас есть свои планы наоборот, найдите время, поинтересоваться, какой игрой увлечён ваш ребенок и в чём её смысл. Ненавязчиво присоединитесь подыграйте, и вы почувствуете особую признательность ребенка, его заинтересованность вами" .

Благодаря игровой ситуации вы сможете научить ребенка чему-то познавательному и полезному. Как свидетельствуют наблюдения, дошкольники очень любят играть в такие игры, как "Дочки-матери", "Дом", "В гостях" и другие. Их сюжеты родители всегда могут направить на усвоение определенных правил жизни в семье, исполнения обязанностей и соблюдения этики поведения и взаимоотношений.

Руководствуясь народной мудростью о том, что "детей легче воспитывать, чем перевоспитывать" и "начинать воспитывать нужно тогда, когда ребенок еще поперек кровати лежит", нужно всегда заботиться о том, что, как и с кем делает ваш ребенок. А чтобы направлять его на позитивные мысли и хорошие поступки, целесообразно большее внимание уделять играм нравственного содержания: они могут быть как подвижными, скажем, днем, так и достаточно спокойными перед сном.

Положительный воспитательный эффект имеют такие игры, как "Волшебное слово" (когда каждую просьбу и действие необходимо сопровождать надлежащим отбором и употреблением вежливых, приятных слов); "Магазин одной покупки" (когда ребенок мысленно попадает в ситуацию выбора, при которой из большого предложения различных возможных желаний имеет право выбрать только одно.

Кстати, подобную ситуацию "в магазине" можно использовать для того, чтобы дети ориентировались в возможностях семейного бюджета, в полезности или излишке отдельных вещей; учились делать осознанный выбор, за который им самим придется отвечать в случае неудачи); "Хорошо - плохо" (когда в игровой ситуации ребенку раскрывается сущность хорошего и плохого, и у него формируется система представлений о причинно-следственные связи различных действий, поступков и поведения в целом) и другие.

Подобные игры всегда будут способствовать формированию представлений ребенка о вежливости, о первоочередности желаний и потребностей, о возможности их удовлетворения и развивать и обогащать его язык, даже если вы и не будете четко ставить перед собой подобную цель воспитания. Деятельность взрослых служит образцом, который воспроизводится в игровой деятельности ребенка. Игры органически связаны со всей культурой народа, биологическими инстинктами.

В процессе игры ребенок редко усваивает сложные технологические цепочки разных действий. Обычно сами отдельные действия являются предметом игры.

В игре проявляются и новые, только зарождающиеся потребности и интересы ребенка. Проявляясь в игре, они в ней вместе с тем и формируются. Фактически в игре формируются все стороны психики ребенка. В игре у ребенка формируется представление, воображение и фантазия, постепенно формируется абстрактное мышление, он учится использовать общие понятия, схемы.

Психологи часто говорят о том, что игра в дошкольном возрасте является ведущей формой деятельности. Это суждение имеет право на жизнь, однако тот же С.Л. Рубинштейн ставит его под вопрос, справедливо рассуждая о том, что кроме игры ребенок выполняет много неигровых, бытовых видов деятельности. К тому же, очевидно, именно в неигровых видах деятельности ребенок черпает "пищу" для своих игр.

Маленький ребенок не всегда может отделить то, когда он играет, от того, когда он не играет. Постепенно, последовательно игровая и неигровая деятельность дифференцируется. Игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, в спорт, в хобби, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

Сами игры развиваются по мере того, как развивается ребенок. Их сюжеты становятся все более сложными, внутренние законы все более четкими. Большое влияние на характер игры оказывает окружение, как взрослое, так и детское. Ребенок играет не только в то, что интересно и полезно ему, но и в то, во что играют другие знакомые дети. Иногда он играет даже "через силу" ради тех или иных социальных интересов.

Юлия Шарнина
Игра в жизни ребенка

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

группа раннего возраста

Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре , таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

А. С. Макаренко

Цель : изучение значение игры как ведущей деятельности ребенка .

Задачи :

Развивать игровой деятельности;

Изучать методической литературы по данной теме;

Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Разработать консультации (анкеты) для родителей.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра . Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Экологические (дмдактические) игры :

«Угадай, что в руке»

«Найди, что назову»

«Чудесный мешочек»

«Что в корзинку мы берем»

Русские народные (подвижные) игры :

«Подними ладошки»

«Зайка»

«Огуречик»

«У медведя во бору»

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек?

Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом.

Анкеты для родителей.

«Как играть с ребенком »

ЦЕЛЬ : заинтересовать родителей игрой ребенка , показать ее значение в жизни детей , в воспитании. Дать рекомендации по организации игр в семье, по приобретению игрушек.

1. Как вы понимаете значение игры в жизни ребенка ? ___

2. С кем любит играть ваш ребенок ? ___

3. Какие у него есть любимые роли и игры? ___

4. Есть ли у вас дома уголок игр? ___

5. Как часто и по какому поводу вы покупаете игрушки? ___

6. Часто ли вы говорите ребенку , что заняты, когда он просит вас поиграть с ним ? ___

7. Что вас интересует по проблеме детской игры? ___

8. Есть ли постоянные роли у ребенка ? Положительные они или отрицательные? ___

9. Удается ли вам воздействовать на ребенка при помощи игры ? ___

10. Играете ли вы вместе с ребенком ? В какие игры? ___

11. Понаблюдайте за играми своих детей .

Во что и как они играют , какие стороны жизни отражают ? ___

Консультация для родителей : «Поиграй со мной »

«Поиграй со мной - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.

И как часто они слышат в ответ : «Некогда, поиграем потом » . Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка ? Или просто не хотим и не умеем играть ?

А ведь игра для ребенка - это реальный мир , в котором он живет «сейчас» , а не «потом» . И в этом мире все правда, а не выдумка….

….Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

Публикации по теме:

Музыка в жизни ребенка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 275 г. Уфа «Музыка в жизни ребенка» Прайс Юлия Фанилевна Вступления.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка. Играем вместе с ребенком» «Не мешай! Иди, поиграй!» - как часто родители произносят эту фразу. Современные родители знают, что у детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребенка» Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных.

Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время.

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов, развитие.