Интеллектуально познавательные игры по экологии названия. Интеллектуальная экологическая игра "знатоки природы"

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Действующие лица: ведущий – 1 человек, помощник ведущего – 1 человек, жюри конкурса – 3 человека.

Оборудование: проектор, экран, сигнальные карточки с цифрами (1, 2, 3), регистрационная и итоговая ведомость, иллюстрации с изображением растений и животных: глухарь, рябчик, тетерев, кедровка, клест, поползень, бурундук, белка, лось, соболь, медведь, рысь, сосна, ель, лиственница, осина, береза, кедр, черемуха, багульник, полынь, прострел (сон-трава), кувшинка белая, рододендрон Даурский, полынь, амурский тигр, калан. (Иллюстрации см. в Презентации (Приложение )

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 5-6 классов. Игра посвящена природе родного края, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие команды школ №№__________. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 6 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

Первый тур “ Наши пернатые”

Ведущий: первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы первого тура

Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь) Фотография или рисунок выводится на экран после ответа.

Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)

Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище. (Тетерев)

Птица с галку, шумливая и хорошо заметная, обитатель хвойных лесов. Окраска темная, каштаново-бурая, с частыми белыми пятнышками. Питается семенами и орехами хвойных деревьев. (Кедровка)

Птицы держатся стаями в хвойных лесах. Во время кормежки подвешиваются к шишкам. Окраска самца оранжево-красная. Самки зеленовато-желтые. Верхняя и нижняя половинки клюва перекрещиваются на конце. (Клест)

Небольшая подвижная короткохвостая птичка. Клюв прямой, довольно длинный. Верхняя половина тела голубовато-серая. От клюва через глаз проходит черная полоса. Нижняя сторона тела белая. Часто перемещается вниз головой. (Поползень)

Второй тур “ Животные”

Ведущий: Начинаем второй тур нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы второго тура

1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)

3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)

5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

Третий тур “Что ты знаешь о них?”

Ведущий: Мир растений полон тайн и загадок. Давайте попробуем проникнуть в эти тайны и попытаемся разгадать некоторые из них. Задание третьего тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными деревьями нашего края. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на один вопрос. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы третьего тура

1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)

2. Буря выворачивает ели, а сосны ломает. Почему? (Корневая система сосен уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справится с ней, легче сломать ствол. У елей поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения.)

3. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу нельзя сплавлять по реке, потому что она тонет, так как древесина ее тяжелая.)

4. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)

5. Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? Если да, то каким образом это происходит? (Только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Остальные хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно 1/7 часть хвоинок они меняют ежегодно. Таким образом, получается, что хвойные деревья обновляют хвою один раз в семь лет. В городе из – за загрязненного воздуха это происходит чаще – 1 раз в 3–4 года.)

6. Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)

Четвертый тур “Зеленые друзья”

Ведущий: Пятый тур нашей игры мы посвящаем деревьям, кустарникам и травам. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов – 6. Сейчас вы будете работать карточками с цифрами: 1,2,3, которые находятся у вас на столе. Я буду зачитывать вопрос, и давать три варианта ответов, задача команд – выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы четвертого тура

1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым.

  1. Осина .
  2. Ольха.

2. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.

  1. Клен.
  2. Береза .
  3. Рябина.

3. Это хвойное дерево гордость сибирской тайги. Похоже на сосну, только в пучке у него не по две хвоинки, как у сосны, а по пять.

  1. Акция.
  2. Лиственница.
  3. Кедр

4. Это очень веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весной, когда покрыто пушистыми белыми цветками, – даже смеется. Если у него раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

  1. Черемуха .
  2. Липа.
  3. Калина.

5. Этот сильно пахнущий кустарник широко распространен на болотах, в заболоченных хвойных лесах. Нередко образует обширные заросли. Веточками или листьями этого растения перекладывают одежду для предохранения от моли. Обладает лечебными свойствами.

  1. Смородина.
  2. Багульник .
  3. Шиповник.

6. Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем – то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут в конуру собак для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.

  1. Полынь .
  2. Крапива.
  3. Пижма.

Пятый тур “Экологический”

Каждой команде задается по одному вопросу, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.

1 команда. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

2 команда. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

3 команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

4 команда. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

5 команда. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

6 команда. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)

Шестой тур “По страницам Красной книги”

Ведущий: Этот тур посвящен редким животным и растениям. Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за минуту обсуждения должны определить, о каком растении или животном идет речь. В этом туре можно заработать дополнительный балл. Если команда, которой задавался вопрос, ответила неверно, то право ответа переходит команде, первой поднявшей сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает один балл.

Описание животных и растений, ответы:

1. В начале цветения в мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик фиолетового цвета. Существует поверье, что это растение обладает усыпляющим действием. (Прострел, сон-трава.)

2. Этому растению приписывали чудодейственную силу, его называли одолень–травой. Свое название растение получило в честь мифологических нимф. Растет в стоячих водоемах, а сорванный цветок, быстро закрывается и вянет. (Кувшинка белая.)

3. Сильно пахнущий кустарник до 2 метров высоты. Цветет до распускания листьев. Цветы розовые. Высокодекоративное растение, в массе обламывается на букеты. (Рододендрон даурский, Багульник.)

4. В отличие от других хищников – настоящий морской зверь, редко выходящий на сушу. Всю свою жизнь он проводит во льдах арктических морей, бродя в поисках тюленей и другой пищи. Это самый крупный из наземных хищников. (Белый медведь.)

5. Дикая кошка. Обитает на Дальнем Востоке. Численность зверей приближается к 150. (Амурский тигр.)

6. Весит до 40 кг, а длина его вместе с хвостом бывает до 1,5 метра. Питается он морскими ежами, моллюсками, крабами, доставая их со дна, и поэтому держится вблизи берегов. Одно из немногих животных, умеющих пользоваться орудиями. Достав со дна морского ежа, он ложится на воде на спину, и ловко орудуя передними лапами, извлекает его из панциря с помощью камня. (Калан.)

Седьмой тур “Гонка за лидером”

(Проводится в том случае, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов.)

Ведущий. Каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

Вопросы для 1-й команды

  1. Нос птицы. (Клюв .)
  2. Птичий домик. (Гнездо .)
  3. Ночная птица. (Сова .)
  4. Насекомое, дающее мед. (Пчела .)
  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса .)

Вопросы 2-й команде

  1. Мелкая зимующая птица. (Воробей )
  2. Ребенок курицы. (Цыпленок )
  3. Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест .)
  4. Домашний сторож. (Собака .)
  5. Плод дуба. (Желудь .)

Вопросы 3-й команде

  1. Зимнее логово медведя. (Берлога .)
  2. Самое длинноногое животное. (Жираф .)
  3. В каком слове 40 “А”. (Сорока .)
  4. Из какого дерева делают спички. (Осина .)
  5. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка .)

Вопросы 4-й команде

  1. Самое большое животное. (Кит .)
  2. Птица, которая не боится мороза. (Пингвин .)
  3. Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь .)
  4. Какую ягоду не едят. (Волчью .)
  5. Дом скворца. (Скворечник .)

Вопросы 5-й команде

  1. Колобок, обросший иглами. (Еж .)
  2. Самый высокий зверь. (Жираф .)
  3. Самая страшная рыба. (Акула .)
  4. Какого цвета ландыш. (Белого .)
  5. Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла .)

Вопросы 6-й команде

  1. Где живут пингвины. (На южном полюсе .)
  2. Домашний сторож. (Собака .)
  3. Корова в детстве. (Теленок .)
  4. Что снесла курица. (Яйцо .)
  5. Где живут зебры. (В Африке .)

Ведущий: Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.

Награждение: команды, занявшие призовые места награждаются грамотами, остальные – благодарностями.

Практическая часть материала

В результате проведения игры “Знатоки природы” у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, формируется умение работать в группе.

Экологическую игру “Знатоки природы” можно проводить как массовое мероприятие для учащихся 5-6 классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Состав животных и растений можно подобрать с учетом региональной особенности региона.

Список литературы

  1. Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т2 Биология, “Аванта +”, 1995. – 673с.
  2. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1885. – 176с.
  3. Кельбас Р.В., Емельянова Т.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование, 2004. №5. с 48–53.

Итоговая ведомость

Интеллектуальная экологическая игра “Знатоки природы”

Члены жюри :1.Ф.И.О Подпись Число, год.

Красноярский край МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный имени маршала Советского Союза Крылова Н.И.

Экологическая интеллектуальная игра «Все обо всем».

Цели и задачи:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека; научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства; правильно вести себя на природе; оказывать посильную помощь в благоустройстве села; способствовать углублению знаний по химии, биологии, географии и экологии; воспитывать чувство коллективизма.

Участники:
2 ведущих;
Мальчик-турист;
Жюри (5 человек);
Две команды (по 6 человек).

Оборудование: Карточки с пословицами, мусорная корзина, бумага.

Первый ведущий. Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.

Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Второй ведущий. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

Первый ведущий. Сейчас мы предлагаем провести конкурсную экологическую игру, которая, как мы надеемся, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.

Второй ведущий. Поприветствуем наше уважаемое жюри, команду 8 «Г» класса,
Команду 8 «В» класса. (команды представляются )

Первый ведущий. Первое задание участникам – разминочное.
За каждый правильный ответ вы получите одно очко.

Разминка:
1. Как в старину называли Уральские горы? (Каменный пояс).
2. Какую поваренную соль рекомендуется применять в пищу? (Йодированную).
3. Какие газы способствуют возникновению «кислотных дождей»? (Оксид фосфора (5); оксид азота (4); оксид серы (4)
4. С какого года начала издаваться Красная книга? (1963 год).
5. Самая высокая трава? (Бамбук)
6. Где у кузнечика находится ухо? (На ноге).
7. Какой слой защищает Землю от ультрафиолета? (озоновый)
8. Куда зайцу бежать удобнее в гору или с горы? (в гору).

Первый тур: «Интеллектуальный».

Второй ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам. Начнём с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 очко.

Правда ли, что…

(Вопросы первой команде).
1.
… крокодилы могут взбираться на деревья? (Да).
2.
… маленькие огурцы содержат нитратов больше, чем большие? (Нет).
3.
… в нижних слоях атмосферы температура поднимается с ростом высоты? (Нет).
4.
… лишайники – индикаторы качества окружающей среды? (Да).
5.
… промышленность – главный виновник загрязнения воздуха? (Да).
6.
… бабочки живут всего один день? (Нет).
7.
… зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да).
8. . … контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха?

Вопросы второй команде.
1. … если огурец сорван утром, в нём нитратов больше? (Нет).
2. … загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов? (Да).
3. … йод – антисептик – окислитель, который накапливается в морской капусте? (Да).

4. … ни одна человеческая смерть напрямую не связана с загрязнением воздуха? (Нет).
5. … орхидеи используют для приготовления мороженого? (Да).
6. … уменьшается содержание нитратов при квашении и солении? (Да).
7. … природные явления, например извержение вулканов или лесные пожары тоже могут приводить к серьёзному загрязнению? (Да).
8. … воздух невесом? (Нет).

Второй тур: экологический.

Первый ведущий: К нам пожаловал ещё один гость – ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провёл выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по-вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку – 1 очко.

Выходит ученик и читает рассказ.

Рассказ ученика.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которых мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Всё равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует). Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник).

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно).

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует). Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Третий тур: Мусоробол.

Второй ведущий. Мы переходим к спортивному конкурсу. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – очко.

Идёт конкурс.

Четвертый тур: Интеллектуальный.

Первый ведущий: У вас на столе лежат карточки, это две пословицы о природе. Ваша задача собрать их за 1 минуту. Конкурс оценивается в 2 балла.
Время пошло.
Первая команда.
1. Новый год - к весне поворот.
2. Январь - году начало, зиме середина.

Вторая команда.
1. Зимой тулуп всякому люб.
2. Красна весна цветами, осень - снопами.
Второй ведущий.
Пришло время подведения итогов. Просим жюри посчитать баллы команд и определить победителя.
Первый ведущий: Просим жюри назвать победителя.
Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы.

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

. Познавательные игры к году экологии.

Блеф – викторина “Да – Нет”.

Верите ли вы, что … (да или нет)

    У бабочек самый чуткий нос (Да).

    На следах рыси нет когтей? (Да).

    Волк бежит задними ногами вперед? (Нет).

    У мухи шесть ног? (Нет).

    Заяц спит с закрытыми глазами (Нет).

    Из ромашки варят варенье? (Нет).

    Ящерицы могут пить ногой (Да).

    Белка ест свежие грибы? (Нет).

    Птицам страшнее голод, чем холод? (Да).

    Стриж летает быстрее всех? (Да).

    Муравьи плавают? (Да).

    Черного леопарда называют пантерой? (Да).

    Страус самая большая птица на земле? (Да).

    Стрекоза обитает в лесу? (Нет).

    Дерево растет зимой? (Нет).

    У кузнечика ушел на ногах? (Да).

    Пингвин птица или нет? (Да).

    Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет).

    Индейка родом из Индии? (Нет, из Южной Америки).

    Галки образуют супружеские пары на всю жизнь? (Да).

    У змеи ребра заменяют ноги? (Да).

    Паутина на разрыв вдвое прочнее стали (Да).

    Акулы старше динозавров? (Да).

    У крокодила жир зеленого цвета (Да).

    Летучие мыши не умеют ходить? (Да).

Игра “Блиц - турнир”.

    Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие? (Кенгуру).

    Некоторые виды этих животных можно истереть в порошок и пропустить через сито, но все равно они выживут. Кто это? (Губки).

    Мехом этого зверька опушена знаменитая шапка Мономаха (Соболь).

    Участник объединения по изучению природы. (Юннат).

    Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

    Что общего между рыбьей чешуей и стволом дерева? (Есть годовые кольца).

    Какие морские животные очищают воду от загрязнений (Мидии).

    У какого оба глаза на одном боку? (У камбалы).

    Переведите на греческий обычную “траву, растение” и получите целую науку (Ботаника).

    Цветок, из которого делают сердечные капли (Ландыш).

    Какое животное, герой литературных произведений является символом свободы? (Орел).

    Флора – это … (Растительный мир).

    Фауна –это…(Мир животных).

    Насекомое, которое одним своим появлением вызывает аплодисменты. (Моль).

    Городское заведение для зверей? (Зоопарк).

    Назовите самый известный заповедник, где живут зубры? (Беловежская Пуща).

    Назовите самого крохотного, но опасного для человека представителя животного мира. (Микроб).

    Какие растения опыляет только шмель? (Клевер).

    Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (Поползень).

    Хвост, у этой птички раздвоенный на конце, как фрак. (Ласточка или касатка – дерев. Ласточка).

Игра “Знатоки природы”.

1. Как называется колючее пустынное растение?

    Роза б.Кактус в.Терн г.Саксаул.

2. Как зовется популярный зверек, который бегает в колесе?

    Хомяк б.Белка в.Мышь г.Бурундук.

3. Как называют яркую говорящую птицу?

    Птица – говорун б.Попугай в.Ворон г.Колибри.

4. Как зовется ученый, изучающий насекомых?

    Ихтиолог. б.Орнитолог в.Эколог. г.Энтомолог

5. Какое название имеет самая опасная тропическая рыба?

    Карась. б. Плотва. г. Крокодил. д. Пиранья.

6. Как называется самая сильная птица?

    Цапля б.Выпь. в. Кондор г. Кречет.

7. С какой целью рыба отправляется в верховье рек?

    Чтобы позагорать. б. На нерест. в. Поймать добычу.г. Порезвиться.

8. Как называется самое прожорливое насекомое?

    Бабочка б.Жук-олень. в. Клоп. г. Саранча.

9. Кто стал самым первым домашним животным?

    Корова. б. Собака. в. Кошка г.Мышь.

10. Как называется запеченный ночной певец в русской избе?

    Попугай. б. Паук-птицеед. в. Сверчок. г. Деревенская жаба.

11. Зачем кузнечику сабля?

    Для сражения. б. Для откладки яиц только самка.

в.Для красоты. г. Для заготовки пищи.

12. Для чего дятел по дереву барабанит?

    Чистит клюв. б. Кому-то что-то сообщает.

в.Музыкой увлекается. г. Призывает самок.

13. У кого когти самые сильные?

    У медведя. б. У муравья.

в.У льва. г. У гигантского броненосца (они длиной и шириной с ладонь, живет в Южн. Америке).

14. Почему тюлененок растет как “на дрожжах”?

    Много спит б. Много ест в. Мало двигается г. Мало потеет

    Орел. Б. Журавль. в. Беркут г. Страус.

    Копытные (рекордсмен обыкновенная лошадка 2м. 47 см. H – 22 м. 16 см. В длину).

б.Кошачьи. в.Собачьи. г.Волчьи.

17. Какая змея самая ядовитая?

    Гадюка. б. Кобра. в. Гремучая змея. г. Анаконда.

18. Кто чаще всех обедает?

    Птенцы ласточек. б. Птенцы пеструшки (до 500 раз в сутки).

в.Птенцы горихвостки. г. Птенцы галки.

19. Когда спят кенгуру?

    Вечером. б.Днем. в.Ночью г.Утром.

20. Самый сильный хищный зверь?

Тигр. б.Лев. в.Белый медведь. г.Волк.

4.. Игра «Плохо - хорошо».

сломать ветку (плохо);

посадить новое дерево (хорошо);

дергать школьную кошку за хвост (плохо);

угостить ее чем-то вкусным (хорошо);

прогнать собаку из дома (плохо);

подружиться с бездомной собакой (хорошо);

убрать мусор с лесной полянки (хорошо);

Оставить в лесу после себя бутылки, полиэтиленовые пакеты (плохо);

не наступить на ползущего жука (хорошо);

ничем не интересоваться, быть равнодушным (плохо);

каждый день узнавать что-нибудь новое, знакомиться, дружить (хорошо).

5. Игра «Угадай-ка!»

    1. 1.Люди ждут меня, зовут,

      А приду к ним - прочь бегут! (дождь)

      2.Зимнее стекло

      Весною потекло! (лёд)

      3.Пушистая вата

      Плывёт куда – то.

      Чем вата ниже,

      Тем дождик ближе! (облако)

      4.Мы говорим: она течёт;
      Мы говорим: она играет;
      Она бежит всегда вперёд,
      Но никуда не убегает. (река).

      5.По морю идёт, идёт,
      А до берега дойдёт -
      Тут и пропадёт.(волна)

      6.Течёт, течёт - не вытечет,
      Бежит, бежит - не выбежит. (река)

      7.В руках у Тани
      Зима в стакане. (лед)

      8.В морях и реках обитает,
      Но часто по небу летает.
      А как наскучит ей летать,
      На землю падает опять.(вода)

      9.В тихую погоду
      Нет нас нигде,
      Как ветер подует -
      Бежим по воде. (волны)

      10.Под осоку на песок
      Уронили поясок.
      И лежит - да не поднять,
      И бежит - да не поймать. (ручей)

      11.Я живу под самой крышей,
      Даже страшно глянуть вниз.
      Я могла бы жить и выше,
      Если б крыши там нашлись.(сосулька)

      12.На всех садится,
      Никого не боится. (снег)

      13.Рассыпался горох
      На семьдесят дорог:
      Никто его не подберёт.(град)

      14.Он без рук, он без ног.
      Из земли пробиться смог,
      Нас он летом, в самый зной,
      Ледяной поит водой. (родник)

      15.Растёт она вниз головою,
      Не летом растёт, а зимою.
      А солнце её припечет -
      Заплачет она и умрет. (сосулька)

      16.В огне не горит,
      В воде не тонет. (лед)

6.Игра «Кто сколько живет?»

Продолжительность жизни животных и птиц самая разная. А задумывались ли вы над тем, кто сколько живет?

Ведущий называет животное, растение и т.д.Участники называют приблизительную продолжительность его жизни. Выигрывает тот, кто угадывает цифру, близкую по значению к точной. Правильный ответ оценивается в один балл.

Пауки – 1-2 года

Квакша – 10 лет

Крокодил – 60 лет

Черепаха – 300 лет

Лебеда – 1 лето

Сазан – 9-12 лет

Щука – 10-12 лет

Крыса – 3 года

Морские свинки – 7 лет

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 Трубчевского района

Брянской области

Познавательная

игра - путешествие

« Экологическая кругосветка»

Пугачёва Елена Дмитриевна,

учитель высшей

квалификационной категории

п. Белая Березка, 2015 г.

« Экологическая кругосветка».

Цель : формирование познавательного интереса к представителям животного и растительного мира, знакомство с их жизнью и повадками.

Задачи:

1. Познакомить ребят с интересными сведениями из жизни растений и животных.

2. Развивать познавательную активность, творческое и логическое мышление, память, смекалку.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: эмблемы команд, маршрутные листы, названия станций.

Ход игры

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня и сейчас состоится игра-путешествие «Экологическая кругосветка». Игра будет проводиться в виде путешествия по станциям. В ней будут принимать участие 2 команды. Сейчас мы с ними познакомимся. Кроме команд у нас работает консультационный пункт-это наши учащиеся из старших классов и гости. Они же и помогут оценить игру команд, т.е. выступят в роли жюри.

Слово предоставляется нашим командам.

Команда «Улыбка»

Наш девиз : Жить без улыбки – ошибка, да здравствуют смех и улыбка!

Исполняют песню «От улыбки хмурый день светлей…»

Команда «Дружба»

Наш девиз : Дружить всегда, дружить везде, дружить на суше и в воде!

Исполняют песню «Дружба крепкая не сломается…»

Учитель: Спасибо, ребята, молодцы! Я думаю, каждая команда справилась с представлением на «отлично». Занимайте свои места за столами.

Правила игры : Вы отправляетесь в путешествие по природным ресурсам нашей планеты. Для этого я вручаю вам маршрутные листы, в которых указано, какие станции вы должны пройти и с какой станции начинается путешествие. На станциях каждой команде будет задаваться по три вопроса, за каждый правильный ответ капитан команды в маршрутный лист ставит «+» красным цветом, если команда не может дать правильный ответ, то она может обратиться в консультационный пункт. Получив верную подсказку, ставят себе «+» синим цветом. (2 синих плюса приравниваются к одному красному). На обдумывание вопроса 20 секунд. Если ответ не найден, команда отправляется на следующую станцию. За представления каждая команда получает по красному «+».

Станция «Животный мир».

Вопросы:

    Спят ли рыбы?

    Когда у белых медведей рождаются детёныши?

    Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а ниток - ни одной.

    Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной и стоит среди травы –уши больше головы.

    Кит- это рыба?

    Дельфин-это рыба?

А знаете ли вы…..

Что означает название животного «гиппопотам»? В переводе с греческого языка это значит «речная лошадь».

Из чего осы строят свои гнезда? Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.

Станция «Растительный мир».

Вопросы:

    Есть ли у кактусов листья?

    Растет ли дерево зимой?

    У какого дерева даже в жаркий день кора остаётся прохладной?

    Какое дерево цветёт до появления листьев?

    Белые горошки на зелёной ножке.

    Вертится Антошка на одной ножке: где солнце встанет, туда он и глянет.

А знаете ли вы …

Сколько лет живет брусника?(300 лет). Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка). Что такое паприка? (Красный перец). У какого хвойного дерева осенью опадает хвоя? (У лиственницы).

Станция «Экологический вестник».

На этой станции можно заработать до трёх красных «+». Ребятам нужно было найти или сочинить стихотворения – четверостишия для экологического вестника на экологическую тему и связать с нашей местностью, с родным краем. (Ребята из команд выходят и читают стихотворения).

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине.

Чёрные раскачивая пятна.

На крутой, разгневанной волне.

Бросают в речку грязь и мусор

Не любят реченьку свою.

Ах, если б слышали вы, люди,

Как стонет речка поутру!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода.

А возле леса, на опушке

Грибы уже и не растут

Завалено страшнейшей кучей,

И всё везут, везут, везут.

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрёшь ли человек?

Поселок свой родной все любят,

Но вот что очень уж занятно.

Ведь любят, а природу губят

Всё это очень непонятно.

Учитель: Молодцы! Справились с заданием обе команды и получают максимальное количество баллов.

Станция «Гиннес- шоу»

Вопросы:

    Какое животное является самым крупным?

    Какое животное живет дольше всех?

    Самая маленькая птичка?

    Самый быстроногий из зверей?

    Какое животное совершает самые длинные прыжки?

    Птица чемпион по скорости полёта среди птиц?

А знаете ли вы…

Как называется самая большая лягушка? Лягушка- голиаф. Длина её тела достигает 40 см, а масса 3,5 кг.

Какое животное является самым «горластым» из всех? Крокодил. На втором месте бегемот, на третьем лев.

Станция «Зоотеатр».

Командам предлагается изобразить животных, и правильно передать их особенности и повадки. Каждой команде по 2 задания.

Задания:

    Улетающие на юг журавли.

    Добывающие еду аисты.

    Утка с выводком.

    Муравьи на охоте.

Станция «Кто больше?».

За каждый вопрос команда получает красный «+», если первой поднимает руку и дает правильный ответ.

Вопросы:

    Строят ли наши птицы в дальних странах гнёзда?

    Что птицам страшнее зимой холод или голод?

    Дышит ли цыплёнок в яйце?

    Почему лес здоровый и чистый там, где есть муравейники?

    Какое растение называют водяной красавицей?

    Для чего проветривают комнату?

    Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах птиц?

    Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

    Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки или шипы?

    Какая рыба без чешуи?

Все станции пройдены, посчитайте свои «+» и жюри тоже подведет итоги. Объявляется команда- победитель. Участники команды победительницы получают в журнал оценку «5», другие «4». Всем огромное спасибо за участие.

Используемая литература:

    Истратова Н.М. Когда уроки окончены. - Брянск,1994.

    Суворова В.М. Опыт экологической работы со щкольниками.- Волгоград: Учитель, 2009.