Игры подвижные на уроках по физической культуре. Подвижные игры на физкультуре

Материалы данной статьи будут полезны учителям начальной школы и воспитателям ГПД, учителям по физической культуре.

Подвижные групповые игры для мальчиков и девочек

Игра для детей «Прятки»

Играют от 3 до 10 человек. Выбранный водящий становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету. Это место называют коном. Водящий громко считает до 20—30 (по уговору) или произносит считалку. Тем временем остальные прячутся в разных местах.

Закончив счет, водящий открывает глаза и начинает искать ребят. Увидев игрока, называет его по имени и бежит на кон. Найденный бежит туда же, стараясь обогнать водящего и дотронуться до предмета, у которого тот стоял. Если он сделает это раньше водящего, то не считается пойманным и остается у кона, пока водящий ищет других. Когда все найдены, водящим становится первый игрок, не сумевший прибежать на кон раньше водящего.

Иногда на кон кладут палочку. Тогда каждый прибежавший раньше на кон должен постучать палочкой о предмет и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» После этих слов он считается вырученным.

Спрятавшиеся могут не дожидаться, когда их найдет водящий, и в удобный момент бежать на кон. Поэтому водящему надо следить и за этим.

Можно условиться и о таком правиле: если последнему игроку удастся прибежать на кон раньше водящего, он кричит, ударяя палочкой: «Палочка-выручалочка, выручи нас всех!» После этих слов все считаются вырученными и снова водит прежний игрок.

Игра для детей «Двенадцать палочек»

Это усложненный вид пряток. На камень или сук кладется доска длиной 60—70 сантиметров, на один ее конец укладывают 12 палочек длиной 12—14 сантиметров. Кто-либо из игроков или водящий ударяет ногой по поднятому свободному концу доски. Палочки разлетаются в разные стороны, и водящий начинает их собирать. За это время все прячутся. Уложив все 12 палочек на конец доски, водящий отправляется на поиски. Каждый найденный выбывает из игры. Если кто-то из спрятавшихся сумел добежать до доски и со словами «Двенадцать палочек летят!» ударить по ней ногой, то водящий снова собирает их, а остальные участники игры (пойманные и непойманные) прячутся. Игрок, найденный последним, становится водящим.

Игра для детей «Быстро шагай»

Водящий поворачивается лицом к стене или дереву, закрывает лицо руками или локтем и говорит: «Быстро шагай, оглянусь — замирай... раз, два, три, четыре, пять... Стой!» Водящий может после любой цифры сказать слово «стой!» и быстро оглянуться. Остальные ребята, расположившиеся за чертой в 15—20 шагах от водящего, во время счета быстро продвигаются по направлению к водящему. Когда водящий кричит «Стой!» и поворачивается лицом к играющим, они замирают на местах. Игрока, который не успел вовремя остановиться или пошевелился после остановки, водящий посылает назад, за черту. После этого водящий закрывает глаза и повторяет речитатив. Все снова продвигаются вперед со своих мест, в том числе начинающие движение от черты. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему вплотную, коснется его рукой и, повернувшись кругом, как можно быстрее устремится за черту. Все игроки делают то же самое. Водящий бежит за ними, стараясь осалить кого-нибудь до черты. Осаленный игрок становится новым водящим. Если догнать никого не удалось, водящий возвращается на прежнее место, игра продолжается с этим же водящим.

Игра для детей «Пятнашки» («Салки»)

Участники (до 10 человек) разбегаются по площадке, а водящий догоняет их, чтобы запятнать (осалить) в пределах обусловленных границ. Осаленный игрок становится водящим.

В игру можно внести дополнительные правила. Вот некоторые из них:

1. Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, выдергивает у него ленту, тогда убегающий поднимает руку и говорит: «Я пятнашка!»

2. Играющий может спастись от пятнашки, если возьмется за руки с другим игроком, встанет на одну ногу, примет позу «ласточки» и т. д.

3. Если пятнашка гонится за кем-либо, а ему пересек путь другой игрок, то он обязан погнаться за тем, кто преградил ему путь.

«Пятнашки со скакалкой»

Играющие продвигаются по площадке, прыгая через скакалку. Пятнашка догоняет их, прыгая на одной ноге.

«Пятнашки с домиками»

На площадке очерчивают 1-2 круга диаметром 2 шага - домики, где убегающие могут спасаться от преследования. Однако больше 5 секунд в таком домике находиться нельзя.

«Пятнашки по кругу»

Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих, один из которых становится пятнашкой, а другой — убегающим. Перед началом игры они располагаются за кругом с разных сторон.

По сигналу пятнашка бежит вдоль круга, стараясь осалить убегающего. Последний же, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками на любое место. В тот же момент сосед, оказавшийся справа, становится новым убегающим, а пятнашка продолжает его преследовать. Если пятнашке удалось коснуться рукой убегающего игрока, они меняются ролями.

Чтобы усложнить игру, можно ввести такое правило. Если убегающий игрок встал в круг, то сосед, оказавшийся справа (или слева - по договоренности), делается пятнашкой, а бывший пятнашка, не теряя времени, должен от него убегать. Во время игры участникам не разрешается бегать через круг.

Игра для детей «Второй лишний»

Так же как в игре «Пятнашки по кругу», убегающий в любой момент может встать впереди одного из игроков, и тогда оказавшийся сзади становится убегающим.

Если игроков много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий (третий лишний) становится впереди любой из пар, и оказавшийся третьим, убегает.

Игра для детей «Третий лишний на прогулке»

От вышеописанных пятнашек игра отличается тем, что все ее участники постоянно в движении. Разбившись на пары, играющие встают по кругу и медленно идут в одном направлении, взявшись за руки или под руку, свободная рука на поясе. Водящих двое. Один из них убегает, а другой догоняет его. Убегающий, когда ему грозит опасность, пристраивается к какой-либо паре, взяв под руку крайнего, и тогда его ловить нельзя. Игрок, оказавшийся третьим с другой стороны пары, должен убегать от водящего и тоже, спасаясь от преследования, присоединяется к любой паре справа или слева, схватив крайнего под руку.

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает кого-либо из убегающих. Тогда пойманный игрок меняется ролью с водящим. В этой игре водящему и убегающему разрешается бегать через круг, однако запрещается без нужды касаться, пробегая мимо, игроков в парах.

Игра для детей «Пустое место»

Это своеобразные пятнашки с вызовом. Играющие образуют круг. Водящий бежит по внешней стороне круга, дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие останавливаются, подают друг другу обе руки, после чего приседают, а поднявшись, продолжают бег в ту же сторону. Каждый стремится занять свободное место в круге. Игрок, прибежавший вторым, продолжает водить.

Побеждает игрок, который в ходе игры не побывал в роли водящего, т. е. все время занимал место первым.

Игра для детей «Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центр круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Игрок, оставшийся без места, идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Игра для детей «Золотые ворота»

В игре участвуют от 6 до 20 человек. Выбирают двух игроков посильнее, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто — «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом они могут петь песню. Когда через «ворота» проходит последний, они «закрываются» — опускаются поднятые руки и замыкающий оказывается между ними. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний игрок попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все игроки распределены, то устраивается перетяжка между двумя группами. При этом используются веревка, палка или игроки беру друг друга за пояс.

Игра для детей «Падающая палка»

Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер становится в середину круга, держа в руках гимнастическую палку. Один ее конец он ставит на землю, а другой придерживает рукой сверху так, чтобы палка стояла вертикально. Затем он громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен успеть подхватить падающую палку. Водящий в это время отбегает назад. Если вызванный игрок успел схватить палку и она не упала на землю, то он возвращается на свое место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становится водящим, а тот, кто водил, идет в круг на свое место.

Играют установленное время, после чего станет видно, кто меньшее число раз был водящим. Он и считается победителем.

Если желающих играть больше 10 человек, то лучше организовать для игры два круга.

Игра для детей «Компас»

На земле рисуют круг диаметром 2—3 метра. На расстоянии примерно 3 метра от окружности пишут (отмечают) стороны света, сверяя с компасом: С (север), Ю (юг), 3 (запад) и В (восток). Играющие становятся спиной к центру и слушают команду руководителя: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!» Услышав, к примеру, команду «Север!», все должны повернуться в сторону севера. Игроки, стоявшие лицом к югу, поворачиваются на 180 градусов, другим достаточно сделать пол-оборота направо или налево.

Подают различные команды, и играющие принимают соответствующие положения. Тот, кто ошибся (повернулся не в ту сторону), получает штрафные баллы. Победителем оказывается игрок, набравший наименьшее число штрафных баллов.

Игра для детей «Скакалка-подсекалка» («Рыбаки и рыбки»)

Играющие становятся в круг, в середине - водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают в тот момент, когда ручка скакалки под ногами. Тот, кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.

Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет ее ногой. Он и сменяет водящего, который идет на его место.

Все должны научиться хорошо вращать скакалку (в приседе с перехватом спереди и сзади). Скакалку можно заменить веревочкой длиной 2,5 метра, к концу которой прикреплен мешочек с песком весом 150—200 грамм.

Игра для детей «Колесо»

Играющие делятся на 3-4 группы по 5—7 человек в каждой и выбирают водящего. На земле чертят круг диаметром 1,5- 2 метра. Каждая группа выстраивается в колонну по одному за направляющим, который подходит к круг)". Колонны стоят с разных сторон круга лучеобразно, как спицы в колесе. Водящий стоит в стороне.

По сигналу он бежит в любую сторону вокруг «колеса», становится в затылок последнему игроку в какой-либо «спице» и дотрагивается до него. Этот игрок передает сигнал стоящему впереди, а тот — дальше, и так до первого игрока «спицы». После этого он кричит: «Есть!», выбегает за «колесо» и обегает его по кругу снаружи, возвращаясь на свое место. Все игроки этой колонны (и водящий) бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшийся в колонне последним, становится водящим. Им может оказаться и прежний водящий, который продолжает водить, вставая возле другой «спицы» и обегая «колесо» вместе с ней. Если водящий три раза подряд не сумел опередить бегущих и занять место в «спице», его заменяют новым игроком, а он встает в голову одной из колонн.

Игра для детей «Счет в кругах»

Участники (6-8 человек) встают по кругу и по сигналу начинают считать от 1 до 70 (слева направо). При этом никто не пропускает своей очереди. Существует правило, что число, в состав которого входит цифра 7 или которое делится на 7, произносить нельзя, а надо сказать слово «мимо». После этого счет (без задержки) продолжается. Назвавший запрещенную цифру выбывает, счет продолжает стоящий справа от него игрок. Постепенно круг становится все меньше.

Победителями считаются ребята, оставшиеся в круге после того, как последний участник произнесет цифру 70.

Игра для детей «Возьми городок»

Для игры нужны городки (теннисные мячи, одинаковые по размеру камушки) в количестве на одну единицу меньше, чем число участников игры. Например, 6 городков ставят по кругу (в 1 метре один от другого), а 7 играющих встают с внешней стороны в шаге от них. По сигналу все идут, затем бегут вокруг городков (вправо или влево) до свистка или команды «Взять!». Тогда каждый играющий стремится схватить городок. Кому предмета не досталось, выбывает. Игроков остается на одного меньше, поэтому снимают из круга и один городок. Когда на кону останутся 1 городок и 2 участника, они разыгрывают между собой первое место.

Игра для детей «Ловля парами»

Площадка (волейбольная или поменьше), ограниченная линиями, служит местом, где располагаются играющие. Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки.

По сигналу он вбегает внутрь площадки и преследует одного из играющих. Осалив его, делает пойманного своим помощником. Взявшись за руки, они бегут ловить нового игрока, стараясь окружить его свободными руками. Пойманный игрок отходит в сторону и ждет, когда пара игроков поймает еще одного бегающего по площадке. После этого составляется вторая пара, которая также ловит остальных игроков. Каждый раз из двух пойманных ловцами составляется новая пара.

Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется один непойманный игрок.

Правила игры запрещают игрокам забегать за пределы площадки и вырываться после того, когда ловцы сомкнут руки вокруг пойманного. Хватать за одежду и за руки нельзя, в этом случае пойманного игрока отпускают. Если правила нарушили бегающие игроки, они считаются пойманными.

Подвижные игры для детей в школе особенно нужны, ведь дети большую часть времени проводят сидя за партами в классе. Занятия физической культурой помогут малышам улучшить самочувствие, выплеснуть эмоции, накопившиеся за учебный день. Кроме того, активные развлечения научат хорошо чувствовать своё тело, быть ловкими и выносливыми. Польза такого времяпровождения очевидна. Мы расскажем вам, какими же подвижными играми могут заняться первоклассники в школе, как на свежем воздухе, так и в спортивном зале.

Подвижные игры детей на уроках физкультуры в первом классе

Игры в спортивном зале

  • «Держи мяч».

На уроке дети начальной школы образуют 2 команды. Учитель стоит на финише и следит за выполнениями условий игры. Участники получают задание, зажать мяч ногами и допрыгать до финиша и обратно, не выронив мяч и передав его следующему игроку. Если ребенок не справится с этим, то ему необходимо снова вернуться на старт и начать все заново. Побеждает та команда, в которой все участники выполнят задание быстрее. Игра поможет улучшить координацию движений и выносливость, а также научит малышей работать в команде.

  • «Хоровод».

Каждая команда становится в круг, держась за руки. Игроки должны запомнить свое местоположение. Затем ведущий просит детей разойтись, мальчики становятся в одну шеренгу, девочки – в другую, и выполнить различные упражнения. По сигналу учителя каждый ребенок должен встать снова в круг на свое место. Выигрывает команда, участники которой сделают это быстрее. Такое развлечение способствует развитию памяти, улучшает скорость реакции.

ОСОБЕННОСТИ! Перед тем, как начать играть в спортивные подвижные игры, детей необходимо проинструктировать и рассказать о том, как важно быть честным в игре и соблюдать все ее условия, а также помогать и сопереживать другим участникам.

  • «Мяч навстречу мячу».

Необходимо 2 команды. Они в свою очередь делятся еще на 2 шеренги, которые располагаются друг напротив друга. По сигналу пара участников кидает мяч друг другу так, чтобы они не столкнулись, и передают их следующей паре игроков. Выигрывает команда, которая допустила меньше всего ошибок и первой закончила эстафету. Мяч можно кидать по-разному: с касанием пола или сразу в руки игроку. С помощью такого занятия малыши отработают точность движений и станут более ловкими.

  • «Прыжки в обруч».

На землю выкладывается несколько обручей на небольшом расстоянии друг от друга или же чертятся круги с помощью мела. Дети образуют несколько команд, становятся в колонну. По сигналу учителя один участник каждой команды начинает совершать прыжки на двух ногах из круга в круг до финиша и обратно, затем становится в конец колонны и эстафету принимает следующий ребенок. Побеждает команда, быстрее всех справившаяся с заданием. Игра отлично улучшает физическую подготовку и выносливость.

Игры для детей 1 класса на свежем воздухе

  • «Охота за зайцами».

Среди участников младшего школьного возраста выбирают «охотника» и «зайца без домика», можно воспользоваться считалкой. Остальные дети чертят себе жилища в виде кружков и становятся в них, они будут «зайцами». По команде ведущего начинается игра. «Бездомный зайчик» убегает от «охотника», при этом он может спрятаться от своего преследователя в домик любого участника. В таком случае тот игрок становится «бездомным» и теперь уже он убегает от «охотника». Если же «охотник» догоняет «зайца», они меняются ролями. «Бездомный заяц» становится «охотником», а «охотник» – «бездомным зайцем». Развлечение поможет весело провести время и улучшит ловкость и скорость реакции.

  • «Рыбалка».

Дети становятся в круг. Ведущий берет скакалку и крутит ее так, чтобы от земли оставалось расстояние примерно в 10-20 см. Задача участников успеть подпрыгнуть так, чтобы скакалка не коснулась их ног. В противном случае, участник получает штрафное очко или выбывает из игры. Такое занятие можно проводить и на улице, и в помещении. Оно развивает ловкость и быстроту реакции.

  • «Догонялки».

Простое, но всеми любимое развлечение для детей первого класса. Учитель определяет границы, за которые нельзя выбегать. Выбирают вОду, который должен догнать любого из убегающих игроков. Как только это произошло, они меняются местами. Теперь вОда становится обычным участником. С помощью этой игры улучшается выносливость и ловкость. Занятия можно проводить в помещении, но на свежем воздухе, конечно же, будет намного полезнее.

  • «Прыжки на скакалке».

Формируются 2 команды, от каждой из них выходят по одному участнику, которые будут соревноваться между собой, прыгая на скакалке. Выбывает тот игрок, кто первым «стратится» или прыгнет меньшее количество раз. Выигрывает та команда, участник которой останется последним. Эта игра развивает соревновательный дух, учит малышей переживать друг за друга, улучшает физическую подготовку.

  • «Чей мяч упадет дальше?».

Дети по очереди кидают мяч в стену так, чтобы он отскочил как можно дальше. Ведущий отмечает место падения мяча. Побеждает тот участник, чей мяч упал дальше всего. Занятие научат малышей регулировать силу броска.

ОСОБЕННОСТИ! По окончании игры проведите беседу с малышами. Вместе проанализируйте возникшие ошибки и найдите способы их решения.

  • «Вышибалы».

Уроки физкультуры любят многие дети, ведь на таких занятиях ребенок может расслабиться и отвлечься, «выпустить пар» и получить удовольствие от интересных развлечений.

Подвижные игры для детей школьного возраста: полезное видео

Смотрите видеоподборку увлекательных игр для детей в спортивном зале:


Эти игры очень хорошо развивают ребенка физически, а так же поднимают детям настроение

БЕГ НА ЛЫЖАХ

Прочертить на асфальте мелом, острым предметом на земле для каждой команды по две линии. Линии прочертим замысловато, зигзагами, чтобы они то удалялись, то сближались. Участнику даются 2 гимнастические палки, которые сейчас являются лыжами. По сигналу игроки бегут, ставя свои ноги только на прочерченные линии, туда и обратно. Во время движения можно помогать себе палками.

БЕГ НА КОНЬКАХ

Игрок встает в большие калоши и преодолевает расстояние туда и обратно.

СКАЧКИ

Игрок садиться на табуретку, взявшись за края и помогая себе ногами, преодолевает расстояние туда и обратно.

ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ

Надо взять гимнастическую палку (не более 1 м). Первый приседает на корточки с гимнастической палкой в руках. По сигналу он начинает движение вперед. При этом на каждый шаг она должен коснуться палкой земли: на шаг левой ногой - правым концом, на шаг правой ногой- левым концом - 10 м. Обратно возвращается бегом.

КОНЕК-ГОРБУНОК

Участник сгибается в поясе, берет мяч (шарик) и кладет его себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его надо придерживать руками, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии. Но участнику надо будет преодолевать препятствия, например, поставленные на линии эстафеты три табуретки необходимо будет взобраться, затем соскочить с нее.

ЯДРО БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА

Ядро - шарик, на котором написано: “ядро”. Участники должны оседлать ядро, зажав его между коленками и придерживая руками. По сигналу в таком положении они должны проделать путь до поворотного флажка и обратно. Если шарик лопнет, команда выбывает из игры.

КОТ В САПОГАХ

Первый участник по сигналу должен быстро надеть большие сапоги и быстро добежать до финиша. Можно усложнить. Поставить на пути следования 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить поклон, красивый и оригинальный (3 поклона)

КАНАТОХОДЕЦ ТИБУЛ

Обыкновенную веревку протянуть по земле от старта до финиша. Все игроки по очереди пробегут по нему до поворота, а на обратном пути попробуют всю дистанцию пропрыгать на одной ноге. При этом нужно быть аккуратным: каждый раз ногу ставить на веревку, а не мимо. Иначе раздается хлопок судьи, которым он предупредить об опасности.

ЛИСА АЛИСА И КОТ БАЗИЛИО

2 участника. Один сгибает в колене одну ногу и придерживает ее рукой, оставаясь на одной ноге. Второму завязывают глаза. Лиса кладет свободную руку на плечи коту, и по сигналу они преодолевают расстояние туда и обратно.

НЕЗНАЙКА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ

Участник в одну руку берет ведро, в котором мячи, кегли, кубики и т.д. В другую - шарик. И бежит с ними к линии финиша, где находится обруч. Игрок выкладывает в обруч одни предмет из ведра. Вернувшись к команде, он предает ведро и шар следующему участнику. Тот проделывает то же.

Подвижные игры на уроках физкультуры

Не нужно доказывать, какое место в жизни детей всегда занимали и занимают игры .

Дети и игра- это, наверное, самые взаимосвязанные понятия .

Игра всегда привлекает детей, повышает их интерес к занятию. Игры формируют у детей важные навыки совместной работы, общения. В игровой деятельности воспитывается ответственность школьников. Развиваются их способности заботиться о товарищах. Сочувствовать и сопереживать, понимать радости и горести, поражения и победы. Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей. Участие в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах, умение действовать в коллективе и индивидуально. По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию. Поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ

ОХОТНИКИ И УТКИ

Играющие делятся на две команды- охотников и уток. Чертится Большой круг. Утки встают в его середину, охотники располагаются снаружи. Перебрасывая мяч, они стараются осалить уток. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры. Когда будут осалены все утки, команды меняются местами.

ЯЩЕРИЦА

Играют две команды. Одна из них встаёт, образуя круг. Вторая выстраивается внутри этого круга в колонну по одному, держась за локти стоящих впереди: это- ящерица. Игроки, стоящие по кругу, стараются попасть мячом в последнего из колонны. Команда-ящерица увёртывается, стараясь спасти последнего играющего. Если его осалят, он выходит из круга, а игроки уже салят того, кто стоит последним. Игра продолжается до тех пор. Пока не будут выбиты все участники, тогда команды меняются ролями.

НЕ ДАВАЙ ВОДЯЩЕМУ

Играющие образуют круг, внутри которого встаёт водящий. Стоящие по кругу перебрасывают мяч во всех направлениях. А водящий старается его поймать или хотя бы до него дотронуться. Бросать мяч можно не выше головы, можно катать его по полу. Если водящему удаётся коснуться мяча, то он встаёт в круг, а водящим становится тот, при броске которого бал осален мяч. МЯЧ ПО КРУГУ Играющие образуют круг и рассчитываются на «первый-второй». Первые номера- одна команда, вторые- другая. Два рядом стоящие игрока- капитаны. У них в руках по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу в противоположных направлениях игрокам своей команды, т.е. через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану. Можно условиться и передавать его три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого места. Во втором варианте передачу начинают с разных сторон круга в одном направлении. Один мяч должен догнать другой. Задача каждой команды выполнить упражнения как можно быстрее, капитаны поднимают мячи, показывая, что игра закончена.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА

ОБСТРЕЛ

Участники игры встают в круг и перебрасывают волейбольный мяч друг другу по воздуху двумя руками- можно принимать и сверху и снизу, но нельзя ударять по мячу два раза и ронять его на пол. Те, кто ошибается (неправильно принимает мяч или неточно посылает и т.д.), приседает в центре круга. Остальные теперь могут сильным ударом послать мяч в тех, кто находится в центре. Если бьющий промахивается- он также садится к ним. Однако те, кто оказался в центре, могут ловить посланный в них мяч, и, если поймают, все занимают места по кругу, а тот, кто послал мяч, садится в середине. ПАСОВКА Играющие образуют круг, в середине которого встаёт водящий с мячом. Подбросив мяч, он пасует его одному из игроков, который, в свою очередь, перепасует его обратно водящему. Тот снова пасует кому-нибудь из игроков- и т.д. Цель игры- не дать мячу упасть на площадку. После одной или нескольких потерь мяча водящий меняется.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

ОБГОНИ МЯЧ

Иг рающие встают в круг на расстоянии вытянутой руки, лицом к центру. У одного из игроков в руках мяч, а сзади него стоит водящий. По сигналу учителя дети начинают баскетбольным броском двумя руками от груди (или оговоренным заранее движением) быстро передавать мяч по кругу. Мяч должен побывать в руках у каждого игрока. Водящий бежит в ту же сторону, куда передаётся мяч, и старается обогнать его до того, как он попадёт в руки к тому игроку, который начал игру. Если ему это удаётся, то водящий сменяется, а если нет, то он водит ещё раз.

"ДЕНЬ И НОЧЬ" С МЯЧАМИ

На противоположных сторонах зала линиями размечаются два «дома». Играющие строятся двумя шеренгами лицом друг к другу, каждая на расстоянии 1 м от средней линии зала. В руках у них мячи. Названная учителем команда (например «Ночь») убегает за линию своего «дома», выполняя ведение мяча. Команда «День» устремляется вдогонку, тоже ведя мяч. Свободной рукой игрок пытается осалить впереди бегущего до того, как он пересечёт линию. Затем все возвращаются и подсчитывают число пойманных.

САЛКИ С МЯЧОМ

Выбирается водящий, остальные игроки свободно размещаются по площадке. Руководитель бросает мяч одному из них. Задача водящего- завладеть мячом или хотя бы коснуться его. Задача остальных- не дать ему этого сделать, т.е. передать мяч кому-то из товарищей. Бегать, просто держа мяч, - нельзя. Передвигаться с мячом можно, только ведя его (ударяя им об пол). Тот, от чьёго броска мяч был осален или пойман, становится водящим.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФУТБОЛА

ОБВОДКА

На площадке расставляют различные предметы – кегли, кубики и т.д. Дети должны обвести вокруг них мяч правой и левой ногой, не отпуская далеко от себя. Побеждает тот, кто более точно и быстро пройдёт всю дистанцию.

СБИТЬ ПРЕДМЕТ

От исходной линии на расстоянии 4 м ставят кегли. Задача игрока – с небольшого разбега ударить ногой по мячу и сбить им кегли.

ОТБЕЙ МЯЧ

Дети разбиваются на пары, у каждой из которых – один мяч. Задача – отбить его правой и левой ногой поочерёдно, посылая друг другу с расстояния 2-3 м.

МЯЧ ИЗ КРУГА

Играющие встают по кругу на расстоянии 2-3 шагов и стараются ногами выбить мяч за его пределы. Каждый охраняет промежуток между собой и товарищем, стоящим справа или слева (по договорённости). Отбить мяч можно рукой или ногой. Пропустивший мяч получает штрафное очко, бежит за мячом и снова вводит его в игру. Побеждают игроки, не получившие штрафных очков или имеющие их меньше, чем другие.

ПЕРЕХВАТ

Играющие разбиваются на группы по 4 человека. Трое становятся образуя треугольник, на расстоянии 5-10 м друг от друга, один- в центр. Игроки передают мяч друг другу ударами ноги. Стоящий в середине старается отобрать у них мяч. Пешие прогулки – эта одна из самых доступных и привлекательных форм внеурочных занятий с учащимися. Кроме познавательного прогулки имеют большое оздоровительное значение. Они содействуют закаливанию организма, помогают закрепить основные двигательные навыки, способствуют физическому развитию детей. При правильной организации они помогают воспитывать такие качества, как взаимопомощь и забота друг о друге, приобретению навыков самообслуживания и ориентировки на местности. А выполнение возложенных на каждого из участников посильных общественных обязанностей воспитывает ответственность и инициативу. Лучшее время для прогулок – весна и осень. Особенно притягательными и интересными становятся для детей прогулки, если они сочетаются с играми. Выбор их зависит от времени года и конкретных условий. Лучше всего проводить игры на поляне, лужайке или специальной площадке. В качестве инвентаря можно использовать природный материал (камешки, шишки, ветки) либо захватить с собой флажки, мячи, городки и другой мелкий инвентарь. Игры на прогулке должны доставлять детям радость и удовольствие, не быть для них слишком утомительными. Достаточно провести 1-2 игры, после чего дать ребятам возможность отдохнуть, погулять, заняться своими делами.

ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ.

УГОЛКИ

Дети становятся возле деревьев, растущих недалеко друг от друга, или в местах, специально обозначенных флажками. Водящий ходит между играющими и, подойдя к кому-нибудь, говорит: «Мышка, мышка, уступи мне свой уголок, «Мышка» отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий старается занять место одного из перебегающих. Если ему это удалось, то оставшийся без уголка становится водящим и игра продолжается.

СУМЕЙ ДОГНАТЬ

Играющие делятся на две команды и строятся в две шеренги на противоположных сторонах поляны, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 15-20 метров. Противоположные края поляны обозначаются флажками. По знаку руководителя ребята из одной шеренги, взявшись за руки, идут по направлению к ребятам из другой шеренги, стоящим на месте. Когда первая шеренга приблизится к другой на расстояние 3-4 шагов, подаётся сигнал. По сигналу подошедшие игроки расцепляют руки, поворачиваются кругом и бегом устремляются на свои места. Ребята из второй шеренги преследуют убегающих и стараются их осалить, прежде чем они забегут за свои флажки. Осаленных игроков подсчитывают. Затем команды меняются ролями и игра продолжается. Побеждает команда, поймавшая в сумме больше игроков. ГОРЕЛКИ Ребята строятся в две колонны. На расстоянии 2-3 шагов перед колоннами проводится линия. Один из играющих- водящий- встаёт за линию. Дети хором говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо- птички летят, колокольчики звенят». После слова «звенят» двое играющих, стоящих последними в колоннах, бегут по направлению к линии вдоль своих колонн- один справа, другой слева, стремясь схватится за руки. Водящий препятствует этому и старается поймать одного из пары, прежде чем дети успели соединить руки. Если водящему удалось это сделать, то он образует с пойманным новую пару, которая встаёт впереди колонн, а оставшийся без пары становится водящим. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.

БАБОЧКИ И СТРЕКОЗЫ

Дети делятся на две равные по числу команды- «бабочек» и «стрекоз». В 2-3 метрах от центральнойлинии площадки по обе стороны параллельными линиями обозначают «дома». В одном доме находятся бабочки, в другом- стрекозы. В 10-15 м от каждого дома по краям площадке ставят флажки, за которые должны убегать участники по ходу игры. По знаку руководителя дети резвятся в своих домах: прыгают, приседают. По команде «Бабочки!» игроки, получившие это название, убегают за свои флажки, а стрекозы стараются догнать и осалить их. Осаленных игроков подсчитывают. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз руководитель называет команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, осалившая в сумме больше игроков.

СНАЙПЕРЫ

На земле обозначается мишень- рисуют один в другом три концентрических круга. Расстояние между кругами 2-3 м. В центральный круг становится корзина. У играющих в руках шишки или камешки. Они встают за линию наружного круга и по команде руководителя бросают в корзину. Попавшие в цель получают 3 очка. Затем все встают за линию среднего круга и снова бросают в корзину. За удачный бросок начисляют 2 очка. Наконец броски проводятся из-за линии внутреннего круга. За попадание-1 очко. Отмечаются самые меткие стрелки.

БУДЬ ЛОВКИМ

Руководитель вращает длинную верёвку, один конец которой привязан к дереву. Дети стоят в затылок друг другу по одну сторону вращающейся верёвки и поочерёдно, выждав момент, пробегают под верёвкой на другую сторону, стараясь избежать касания. Пробегать можно по одному, вдвоём, парами, держась за руки и т. д. Руководитель называет самых ловких.

«Меткий футболист»

В начерченный на земле круг кладут мяч, в 6 шагах от которого за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак, имеющий форму ведра без дна. Игрок поворачивается кругом на 360°, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой. Редко кому удается выполнить упражнение с первого раза.

«Точный расчет»

Для каждой команды на земле чертят круг диаметром 40—60 см. В него с завязанными глазами становится играющий команды. Его задача, выйдя из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога на черте, то упражнение не считается выполненным.

«Хлопни по шару»

К опоре привязывают хорошо надутый шарик для каждой команды разного цвета на расстоянии не менее 2 шагов. В 8—10 шагах от своего шарика становится играющий с закрытыми глазами. В руках у него гимнастическая (или любая другая) палка. Игрок без помощи делает поворот кругом на 360°, затем идет вперед. Его задача — остановиться перед шаром и ударить по нему палкой.

«Два капитана»

Играют две команды. Команды стоят в окружностях, начерченных мелом в противоположных концах площадки. Правила игры те же, что и в баскетболе, только команды кидают мяч не в сетки, а каждая своему капитану. Он должен поймать его. В этом случае команда получает 1 балл. Игра идет до 15 баллов.

«Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

«Скакалка-подсекалка» («Рыбаки и рыбки»)

Играющие становятся в круг, в середине — водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают в тот момент, когда ручка скакалки под ногами. Тот, кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.

Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет ее ногой.

«Стой!»

Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга. Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Стой!» Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т. п.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит: «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.

Правила запрещают сходить с места после команды «Стой!», но пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.

«Живая цель»

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертят круг. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом. По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается.

«Мячом в цель»

Посередине площадки кладут волейбольный мяч, а играющие с теннисными (резиновыми) мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Каждый по очереди бросает свой мяч в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.

Игры для занятий-тренировок в зимний период

«Снежками в круг»

Соревнуются в меткости две команды по 6—8 человек. Они располагаются за общей чертой на расстоянии 5—8 м от глухой стены, забора или деревянного щита, где напротив каждой команды чертят круг диаметром 0,5 м. Команды группируются произвольно. Несколько минут отводится игрокам для подготовки снежков. По сигналу каждая команда начинает бросать снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свой круг. Побеждает команда, игроки которой сделают это быстрее.

«Живые мишени»

Две команды строятся шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 10—12 шагов. Каждый участник предстоящей перестрелки очерчивает себя кругом радиуса 0,5 м. Руководитель игры становится сбоку между шеренгами. По его сигналу «Первый, начинай!» первый номер одной из команд делает снежок и бросает его в игрока, стоящего напротив. При этом бросающий не имеет права выходить из круга. Тот, в кого бросают, может увертываться любым способом (приседать, подпрыгивать), но не выходит из круга. Затем подается новая команда: «Первый, отвечай!» Теперь уже игрок другой команды бросает ответный снежок.

Когда все игроки бросят по одному разу снежки друг в друга, судья подсчитывает число попаданий. За каждое попадание команде засчитывается 1 балл. После трех туров подсчитывается общее число баллов, набранное командами. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

«На санках с пересадкой»

Команды (7—8 человек) строятся в колонну по одному за общей линией старта. Перед каждой из них — отмеченная цветной бумагой или флажками дорожка шириной 3—4 м. В конце дорожки стоит поворотный знак: флажок, ком снега. Направляющие держат за веревку санки, на которых сидит очередной игрок команды. По сигналу санный экипаж отправляется в путь. Участники едут до поворотной стойки, огибают ее и возвращаются назад. Затем они объезжают свою команду (против часовой стрелки) и тот, кто вез санки, остается в конце колонны, второй игрок встает с санок, чтобы отправиться в путь с санками, на которых занял место очередной (стоящий впереди) игрок его команды. Выигрывает команда, чьи игроки раньше побывали в роли как ездового, так и седока.

«Компас»

На земле рисуют круг диаметром 2—3 м. На расстоянии примерно 3 м от окружности пишут (отмечают) стороны света, сверяя с компасом: С (север), Ю (юг), 3 (запад) и В (восток). Играющие становятся спиной к центру и слушают команду руководителя: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!» Услышав, к примеру, команду «Север!», все должны повернуться в сторону севера. Игроки, стоявшие лицом к югу, поворачиваются на 180°, другим достаточно сделать пол-оборота направо или налево.

Подают различные команды, и играющие принимают соответствующие положения. Тот, кто ошибся (повернулся не в ту сторону), получает штрафной балл. Победителем оказывается набравший наименьшее число штрафных баллов.