Игра в шахматы на время как называется. Словарь шахматных терминов

сейчас в списке: 83 партии В этой заметке я хочу собрать как лучшие и самые известные шахматные партии в истории, так и игры, ставшие популярными в качестве курьёзов или же элементов художественных произведений. Никаких лишних слов, только прямые ссылки, по которым партия играется онлайн, статья будет пополняться. Для онлайн-проигрывания партий нужен включённый Javascript в браузере (дождитесь загрузки партии в новом окне (вкладке) и кликайте на кнопки < ... > под доской ).

Классика жанра

Первые три партии, по-моему, должны знать абсолютно все, кто хоть немного интересуется шахматами... остальное упорядочено не по времени, а, скорее, "по духу" :)

  1. Бессмертная . А. Андерсен - Л. Кизерицкий, 1851. Эта партия имеет даже . Андерсен жертвует слона, двух ладей, ферзя... и выигрывает с матом:)
  2. Вечнозелёная , она же Неувядаемая. А. Андерсен - Ж. Дюфрен, 1852. Снова красивейший каскад жертв - два коня, ладья за коня, ферзь, и мат на 24-м ходу. В "Вики" .
  3. Оперная (Ночь в опере). П. Морфи - Консультанты, 1858. Слон и ладья ставят мат всей чёрной армии. В "Вики" .
  4. Битва при Гастингсе . В. Стейниц - К. Барделебен, 1895. Эталонный образец комбинационной игры. Потрясённый Барделебен, пошатываясь, покинул игровой зал и отказался доигрывать:)
  5. Р. Рети - А. Алехин , 1925. Пожалуй, чёрные здесь образцово дают понять, что такое атака в шахматах. Алехин считал эту партию одним из своих высших творческих достижений.
    Кстати:
    первый русский чемпион мира по шахматам Александр Але хин - никакой не Алёхин, и ненавидел, когда его так называли
  6. Г. Пилсбери - Эм. Ласкер , 1895/96. Взаимодействие чёрных фигур и комбинационный гений Ласкера - это что-то.
  7. М. Чигорин - З. Тарраш , 1893. Доктор Тарраш показывает, что такое план и контригра.
  8. Эм. Ласкер-М. Чигорин , 1895. Самобытность стиля, в котором Чигорин побеждает чемпиона мира - непревзойдённая:)
  9. М. Чигорин-В. Стейниц , 1889. А здесь русский мастер демонстрирует неповторимый уровень оценки позиции, и без всяких компьютеров.
  10. Д. Брюль-Ф. Филидор , 1783. Ешё один яркий пример позиционной игры без всяких компьютеров, гонка пешек в эндшпиле - класс.
  11. Эм. Ласкер - И. Бауэр , Амстердам, 1889 - классический пример силы слонов Горвица , которые были принесены в жертву и позволили белым выиграть в дебюте Бёрда
  12. Г. Мароци - С. Тартаковер , Теплиц-Шенау, 1922. Чёрные "на ровном месте" жертвуют ладью и красиво выигрывают
  13. Р. Рети - М. Эйве, Роттердам , 1920. Рети смело жертвует 2 ладей в любимой мной манере и выигрывает на 19 ходу.
  14. Э. Адамс - К. Торре, Нью-Орлеан , 1920. Классический пример на "бешеного ферзя", настойчиво предлагающего себя в жертву (с 18 хода белых).
  15. Жертва трёх ферзей . Е. Боголюбов - А. Алехин, 1922. Такое увидишь нечасто.
  16. Мат Легаля. К. де Легаль - Сен-Бри, Париж, 1750. В "Вики" . Классический способ быстро проиграть:)
  17. А. Мак-Доннель - Л. де Лабурдоннэ , Лондон, 1834 - классическое рубилово, в котором побеждают 3 чёрных пешки на второй горизонтали
  18. Охота на короля , она же "Роковое влечение". Эд. Ласкер-Д. Томас, 1912, "пятиминутка" в шахматном клубе лондонского Сити. Жертва ферзя и невероятный мат чёрному королю на поле g1. Кстати, опровержение того, что королём нельзя поставить мат:) Самое забавное, что это не тот Ласкер, в смысле, не чемпион мира Эммануил Ласкер, а его однофамилец и коллега Эдуард Ласкер.
  19. А. Гофман - А. Петров , Варшава, 1844, самая известная партия русского мастера и классическое извлечение короля чёрными в "итальянке".
  20. Мельница . К. Торре - Эм. Ласкер, 1925. На этот раз Ласкер - тот, и он проигрывает молодому мастеру Торре очень красивое окончание. 25-й ход белых с жертвой ферзя демонстрирует классический пример "мельницы ", вошедший во все шахматные учебники.
  21. "Бессмертная партия цугцванга ", Ф. Земиш - А. Нимцович, 1923, Карлсбад. Классический образец миниатюры, показывающий, как добиться цугцванга у соперника.
    Кстати:
    "миниатюрой" считается партия, содержащая до 25 ходов включительно
  22. Ещё одна "Бессмертная" , на сей раз, Акибы Рубинштейна, игравшего чёрными против Г. Ротлеви, 1907. Как надо играть ферзевый гамбит:)
  23. А. Лилиенталь - Х.-Р. Капабланка , Гастингс, 1934-1935. Старейший в мире гроссмейстер (Лилиенталь) жертвует ферзя ходом 20. ef и красиво выигрывает.
  24. "A Thing of the Passed ", М. Ботвинник - Х.-Р. Капабланка, Голландия, 1938. Так любопытно названа партия на chessgames.com. Так или иначе, это самая знаменитая партия Ботвинника. Диаграмму после 29 ходов Каспаров назвал "самой известной в истории шахмат". Белые выигрывают жертвой 2 фигур.
А вот это не столь известно, зато забавно, нарыл сам

Этот и последующие списки упорядочены хронологически.

  1. Обман Маршалла , С. Левицкий - Ф. Маршалл, 1912, Бреслау. После эффектного 23-го хода чёрных казавшаяся безупречной оборона белых разваливается и они немедленно признают поражение.
  2. Д. Брейер - Д. Эссер, Будапешт , 1917. Годный 14-й ход белых королём открывает тотальную атаку с жертвами в любимом мной стиле.
  3. Эм. Ласкер - Эд. Ласкер , 1924, Нью-Йорк. Сначала ладья против двух коней, потом долгое противостояние и эпичная ничья двух Ласкеров.
  4. Х.Р. Капабланка - А. Алехин , 1927, Буэнос-Айрес, 1-я партия матча за звание чемпиона мира. Капабланка сенсационно и впервые в жизни проигрывает Алехину, игравшему чёрными французскую защиту. Любопытно, что после этой партии Капа больше весь матч не играл 1. e4, а некоторые фрики и в наше время пишут вот такое:
    Еще раз о полном решении 1 e4. Этим решением, как известно довольно большому количеству шахматистов является -французская защита. Это было известно Капабланке и Алехиным (см. первую партию их матча, после которой Капабланка отказался от 1 e4), Ботвиннику, Кересу, Корчному, и так далее.
  5. Л. Штейнер - Е. Боголюбов , Берлин, 1928. Одно из самых длительных раздумий в истории шахмат, конечно, в турнирах, проводимых с часами. Боголюбов думал на 24-м ходом чёрных 2 часа, после чего... зевнул фигуру в 2 хода и проиграл.
  6. Х.Р. Белошапка Капабланка - К. Трейбал, Карлсбад , 1929. Капа 4 раза за партию меняет пешечную структуру, чтобы победить, а Victoria имеет форму "V" :)
  7. Х.-Р. Капабланка - В. Менчик , Гастингс, 1929. После 55-го хода белых в классическом эндшпиле "Ладья и пешка против ладьи" начинается череда необъяснимых ошибок с обеих сторон... Подробно об этой партии пишет С. Давыдюк в книге "Пленённые шахматами ". Капа всё же выигрывает, но только потому, что соперница ошибалась не меньше, чем он. Чёрными играла знаменитая Вера Менчик , первая в истории чемпионка мира по шахматам, побеждавшая немало "мужских" гроссмейстеров.
  8. Э. Ортуэта - А. Санц, Мадрид , 1933. В чудо-эндшпиле 3 пешки чёрных красиво побеждают ладью и коня.
  9. Д. Бронштейн - В. Микенас, Ростов-на-Дону , 1941. Отличная иллюстрация того, как перевес в развитии приводит к неотвратимой атаке.
  10. П. Керес - М. Ботвинник , 1941, матч за звание абсолютного чемпиона СССР. Самый жестокий разгром в карьере Кереса:)
  11. В. Мэйфилд - В. Тринкс, открытый чемпионат США , 1959. Что может быть круче "детского мата "? А вот эта курьёзнейшая партия из 2 половиной ходов, по которой и представить нельзя, что она игралась в 20 веке в турнире уровня чемпионата США:) Разновидность "дурацкого мата " чёрным.
  12. М. Таль - М. Ботвинник, Москва , 1960. 17-я партия едва ли не самого известного в истории матча за звание чемпиона мира, в котором студент Таль победил профессора Ботвинника. Шокирующий 12-й ход белых f4 и последующая абсолютно "нелогичная" их победа стали, кажется, решающими в матче. Отличная иллюстрация яркого творческого стиля Таля.
  13. Х. Вестеринен - П. Керес , 1969. Начиная с 38-го хода чёрные делают 44 шаха, чтобы добиться ничьей... и добиваются:)
  14. Р. Фишер - М. Тайманов , 1971. 4-я партия "сухого" претендентского матча (6:0 в 6 партиях в пользу Фишера). Игра белых, пожалуй, эталонна по сбалансированности.
  15. Каисса (СССР) - Франц (Австрия), Стокгольм, 1974 . Партия из первого чемпионата мира среди компьютеров, который уверенно выиграла советская программа .
  16. Лью Вензе - Хейн Доннер , Буэнос-Айрес, 1978. Китайская бессмертная. Будущий основоположник китайской шахматной школы в агрессивном стиле и с жертвой ферзя "разносит" белыми голландского гроссмейстера за 20 ходов.
  17. А. Карпов - Г. Каспаров , 16-я партия матча 1985 г. Невероятное поражение непобедимого чемпиона - белыми, с лишней пешкой и в положении без явных слабостей.
  18. Г. Каспаров - В. Салов, Барселона , 1989. Будущий В.Б. Салов прямо-таки ритуально сплавляет чемпиону мира в английском начале.
  19. Г. Каспаров - Т. Раджабов , 2003, Линарес. А здесь Гарик сенсационно проиграл своему 15-летнему земляку, оставшись к 30 ходу без фигуры, после чего дико психанул, дословно:
    Каспаров, схватив микрофон, прокричал со сцены: "Как вы могли присудить премию за красивую игру партии, в которой я проиграл из-за дурацкой ошибки? Вы выбрали ее только потому, что она оказалась единственной, которую я проиграл! Я расцениваю ваш выбор как публичное оскорбление и унижение!". Подойдя затем к группе журналистов, он поинтересовался, за кого они голосовали, а затем воскликнул: "Это величайшее оскорбление, которое журналисты нанесли мне за всю жизнь. Вы оскорбили не только меня, вы оскорбили шахматы! Если вы думаете, что эта партия была самой красивой в Линаресе, вы наносите вред шахматам… Эту партию Раджабов практически уже проиграл".
Партии, поневоле ставшие историческими
  1. Марс против Венеры , 1475. Партия из поэмы "Шахматы любви", написанной группой поэтов из Валенсии. Возможно, старейшая из записанных партий, в которой Кастельви (Марс) играет белыми, Виньолес (Венера) – чёрными, а старший из трёх поэтов, аббат Феноллар (Меркурий), комментирует развитие событий. Нотации ещё не было, партия описана стихами.
  2. Дж. Греко - NN , Рим, 1619. Одна из самых ранних записанных партий, жертва ферзя 7-м ходом белых и выигрыш на 8-м:)
  3. Наполеон Бонапарт - генерал Г. Бертран , 1820. Считается, что эта партия была выиграна ссыльным императором на острове Св. Елены. Наполеон показывает боевитость и неплохое знание "шотландки". Подробнее в "Вики" о партиях Наполеона
  4. Эм. Ласкер – В. Стейниц , 7 партия матча за звание чемпиона мира, 1894. После проигрыша в этой партии первый чемпион мира Стейниц стал проигрывать матч... фактически, она стала роковой в его карьере.
  5. В.И. Ленин против... А. Гитлера , Вена, 1909 (ссылка на Вики). Вероятнее всего, эта партия, в которой Ильич якобы победил - фейк, в отличие от считающейся более достоверной партии Ленина , которую Ильич в 1908 году якобы продул на Капри писателю М. Горькому.

    Увы, партия с Горьким - тоже не то:
    "Я не шахматист, и, честно говоря, не вижу разницы между шахматами и рыбной ловлей"
    М. Горький, цитата из книги С. Воронкова
    А партия, по словам знатоков, сыграна между кораблями "Ленин" и "Горький" в 1962 году. Source: Informator, 1962/64.

  6. Р. Рети - С. Тартаковер, Вена, 1910 - классическая "учебная" миниатюра на тему двойного шаха.
  7. Х.-Р. Капабланка - Г. Стейнер , Лос-Анжелес, 1935 - не только красивая победа Капы, но и игра живыми фигурами в рамках Living Chess Exhibition, фото есть на странице партии.
  8. Н. Рюмин - М. Ботвинник , Москва, 1935. Принято считать, что эта партия описана М. Булгаковым в "Мастере и Маргарите". Обратите внимание на 33-й ход белых, когда король Рюмина встал на g2, после чего чёрные ставят шах.
    – Король на клетке г-два, – не глядя на доску, сказал Воланд.
    – Мессир, я в ужасе, – завыл кот, изображая ужас на своей морде, – на этой клетке нет короля.
  9. Л. Аронин - В. Смыслов, чемпионат СССР , 1951. Считается, что именно из-за этой ничьей (вместо выигрыша в партии) гроссмейстер Аронин постепенно сошёл с ума. Цитаты: "Аронин убедительно переиграл партнера и к моменту откладывания имел огромный перевес. Имея несколько путей к победе он, на свою беду, первым же сделанным при доигрывании ходом перешёл в казавшийся совершенно выигранным пешечный эндшпиль. Но именно там, в домашнем анализе, В.В. Смыслов нашёл этюдную ничью, которую он и продемонстрировал партнёру при доигрывании..." (см. с 42 хода белых) "Карен Григорян вспоминал, что, приходя к Аронину, всякий раз видел его за этой позицией, задумчиво переставляющим фигуры"
  10. "Бумажная машина" Тьюринга vs А. Гленни, Манчестер , 1952. Гениальный математик Алан Тьюринг разработал шахматный алгоритм ещё в те годы, но реализовать его было не на чем. В этой партии Тьюринг играл по своему записанному на бумаге алгоритму против одного из коллег. Проиграл, но лиха беда начало:)
  11. Астронавт против компьютера "Холл" , партия из фильма Стенли Кубрика "2001: космическая Одиссея", 1968. На самом деле это партия Рёт-Шлаге из турнира 1910 года в Гамбурге, воспроизведённая режиссёром в фильме... пророчески победили чёрные, то есть, компьютер, за 15 ходов:)
  12. Космос-Земля, 1970. Советские космонавты играют в шахматы с Центром управления полётом. В "Вики" .
  13. Джоконда, или Мона Лиза , партия В. Багиров - Э. Гуфельд, названная так выигравшим Гуфельдом и распиаренная им по всему миру, 1973:) С комментариями автора .
  14. В. Корчной (чёрными) против... духа гроссмейстера Мароци (1870-1951), связь с которым происходила с помощью медиума Р. Ролланса. Партия длилась с 1985 по 1993 год.
  15. Г. Каспаров - А. Щаранский , 1996. Бывший диссидент, а впоследствии израильский министр, ловит чемпиона мира на вариант, "разработанный им ещё в тюрьме" (партия играна в сеансе)
  16. 6-я партия матча Deep Blue - Г. Каспаров , 1997. Каспаров проигрывает и впервые матч "Белковый чемпион мира - ЭВМ" завершается в пользу компьютера. С тех пор так и повелось:) В "Вики" .
  17. Г. Каспаров - весь мир , 1999. Консультационная партия, в которой против Гарри играл весь мир, точней, весь Интернет. Пока первая и единственная в таком роде... тем более, что Каспаров победил планету! Сегодня же каждый любитель может убедиться, что завершающую позицию партии (FEN: 8/6P1/5K2/8/3pq3/8/5Q2/2k5 w - - 0 1) действительно оценивают как безнадёжно проигранную для чёрных.
  18. Гарри Поттер с друзьями против профессора МакГонагалл, из фильма... к сожалению, созданная Jeremy Silman специально для вышедшего в 2001 г. фильма партия, была "порезана" при режиссуре, так что показанные ходы непоследовательны... , похожая по идее партия из chessbase .
  19. А. Слюсарчук - Rybka IV , 2011 - крупнейший современный обман в шахматах. Украинский жулик шоумен по фамилии Слюсарчук якобы обыгрывает сильнейшую на тот момент шахматную программу мира Rybka IV (кстати, позднее тоже объявленную плагиатом:) , ещё .
  20. Б. Гейтс - М. Карлсен , 2014. Билли проигрывает чемпиону мира в 9 ходов, дав повод неисчислимым мемам и шуткам. Видео .
Ещё немного из современности
Когда в шахматах начинается "современность"?
На мой взгляд, с турнира претендентов 1948 года и многолетнего доминирования советской шахматной школы во главе с Ботвинником
  1. Ю. Авербах - А. Котов, турнир претендентов в Цюрихе , 1953. Ставшая знаменитой позиционная, явно не рассчитанная до конца, но принесшая победу жертва ферзя чёрных за пешку.

Чудесную колонку, в которой провел параллели между шахматами и современными развлечениями. Читайте далее перевод оригинального текста

Если верить Scientific American, вот как все было в далеком 1859.

Давайте совершим путешествие в 1859 год, в котором наша умственная окружающая среда встретилась с новой ужасной угрозой. На тот момент модным был способ развлечения, который захватывал и гипнотизировал хрупкие умы людей, заставляя их принимать участие в бесполезной и бессмысленной деятельности, которая представляла угрозу повседневной реальности. Здравомыслящие культурные критики терпеливо критиковали и разоблачали новый вид времяпровождения, но тщетно. Население было привязано. Человечество было обречено.

Конечно же, я говорю о шахматах.

Сегодня мой друг Билл Брейн показал мне Q&A с авторами новой книги «Плохо для тебя: разоблачение войны с развлечениями». Эта книга является историей моральных паник из-за вещей, которые на протяжении истории увлекали детей и раздражали взрослых. То есть, вы наверняка уже догадались, что сюда входят и такие вещи, как комиксы, Dungeons & Dragons и видеоигры. Однако, в этом Q&A, мое внимание привлекла отсылка к моральной панике из-за…шахмат.

Каннингем: Просто подождите. Каждая волна страха из-за современных технологий, которые нравятся детям, это именно волна и ничто другое. Волна приходит, приподнимается и разбивается о берег, а затем отходит. Отчасти поэтому мы решили создать в нашей книги временные периоды, наподобие Молодежефобии или Страха перед Новым, ради того чтобы с исторической точки зрения разобрать эти истерические реакции. Но чем больше проходит времени, тем более идиотскими и нелепыми кажутся эти паники.

Пайл: Особенно это «пагубное возбуждение» от шахмат, которое испытывают дети «очень ограниченного склада ума».

Шахматы - это «ограниченная» активность? Я должен был это прочитать! И я должен был прочитать оригинальный текст. К счастью, быстрая подсказка на Google Books позволила мне найти статью, о которой они говорили: «Увлечение игрой в шахматы», напечатанную в выпуске Scientific American 2 июля 1859 года.

Она начинается со слов о том, как чемпион США Пол Морфи разгромил своих европейских соперников. Но затем автор начинает оплакивать обычных американцев, увлекающихся шахматами. Все это превращаются в настолько офигенные сетования, что я практически полностью их процитирую и начну с жалобы на то, что …

…пагубное возбуждение от игры в шахматы распространилось по всей стране и в городах и деревнях появились многочисленные клубы, в которых практикуется данная игра. Почему нам стоит об этом сожалеть? вы можете спросить. Отвечаем: шахматы-это просто развлечение для очень ограниченного ума, отнимающее у него ценное время, которое могло бы быть потрачено на более благородные занятия, и при этом оно не приносит никакой пользы для тела.

У шахмат сформировалась репутация развлечения, способного дисциплинировать ум, потому что для них необходима отличная память и определенные навыки комбинаций. Также существует мнение о том, что присутствие навыка игры в шахматы указывает на высший уровень интеллекта. М считаем такое мнение очень ошибочным. Наполеон Великий, у которого была неудержимая страсть к шахматам, часто проигрывал обычному продавцу на острове Святой Елены. Ни Шекспир, ни Милтон, ни Ньютон, ни кто-либо еще из великих людей Земли не освоили мастерство игры в шахматы. Люди, ставшие наиболее успешными игроками, видимо были одарены любопытной интуитивной особенностью делать правильные ходы, и в то же время они обладают довольно посредственными умениями в других областях. Игра в шахматы не добавляет мозгу новой изюминки, она не пробуждает ни одной красивой мысли и она не служит цели оттачивания и улучшения более благородных занятий.


Люди, работающие на сидячих местах никогда не должны практиковать эту унылую игру; для отдыха им необходимы занятия на свежем воздухе, а не вид умственного гладиаторства. Те, кто занимается умственным развитием, должны избегать шахматной доски как гнездо гадюки, поскольку шахматы направляют их умственную энергию в неверном направлении и истощают ее. Им лучше танцевать, петь, играть в мяч, заниматься гимнастикой, бродить по лесам у побережья, нежели играть в шахматы. Это игра, в которую не может себе позволить играть ни один человек, опирающийся на свою деятельность, бизнес или профессию: за этим развлечением – кстати, очень неприбыльным –, могут позволить себе терять время лишь люди, богатые настолько, что они не зависят от денег. Так как в этой запутанной игре невозможно добиться превосходства без усердных тренировок, которые требуют большое количество времени, ни один молодой человек, рассчитывающий быть полезным этому миру, не может ей увлекаться без опасности своим интересам. Один наш знакомый молодой джентльмен, ставший достаточно опытным игроком в шахматы, недавно отодвинул от себя доску, когда закончилась игра и сказал: «Я уже потерял достаточно времени на это. Я не могу позволить себе потерять больше. Это была моя последняя игра.» Данное решение мы советуем всем тем, кто по глупости был сбит с пути этим модным увлечением, так как навык игры в них-это бессмысленное и бесполезное достижение.

Конечно, мы все можем хихикать над тем, что кажется нам сумасшедшими, необоснованными доводами, вот только автор приводит несколько хороших аргументов. Возьмите, например то, что шахматы - это слишком неподвижное развлечение для людей, которые и без того работают на сидячих местах. Это было правдой и это верно до сих пор. Сейчас мы обнаруживаем, что физическая активность помогает активности умственной, и что прогулки на природе развивают креативность. Если в 1859 вы были офисным работником, который в конце рабочей недели усаживался за шахматную доску – видеоигру того времени – ради того чтобы провести еще несколько часов за мозговой, неподвижной, сидячей деятельностью, вы вполне рисковали загнать свой разум в глубокие ментальные овраги. (Так же как и завершение 40-часовой рабочей недели смотрения в сияющий экран смотрением в другой сияющий экран ради развлечения, не является самым разнообразным и познавательным способом провести время) Более того, автор статьи из Scientific American прав в том, что умение игры в шахматы не всегда помогает другим навыкам. Играйте настолько много и хорошо, насколько хотите, но это может не помочь вам стать умнее в других областях.


Даже мысль о том, что шахматы заключают своих последователей в пристрастную петлю, не настолько сумасшедшая, как кажется сперва. С десяток лет назад я брал интервью у некоторых высококлассных игроков в шахматы, и они все описывали то, насколько сложно выкинуть игру из головы. После турниров некоторые лежат в постели и не могут уснуть, потому что не в состоянии выбросить образы фигур из головы. (Звучало в точности как «Тетрисоголовый»: если будете беспрерывно играть в эту игру, вы начнете видеть фигурки в голове, когда будете засыпать.) Для действительно хорошего взгляда на притягивающие силы шахмат прочтите несколько начальных глав замечательной книги Девида Шенка «Бессмертная игра».(«Представьте вирус настолько развитый, что он влияет не на кровь зараженного, а на его мозг,» пишет Шенк, продолжая цитатой Эйнштейна «Шахматы держат игроков в узах, сковывая разум и мозг настолько крепко, что страдает внутренняя свобода сильнейших из них»)

Так что здесь самым интересным является не критика шахмат, а широкая пропасть между временем автора и нашими временами, проявляющаяся в поведении, которое мы одобряем и почитаем. Сегодня, шахматы считаются очень виртуозным занятием, которое предположительно помогает сформировать джедайский контроль над своим вниманием. Но подобная сосредоточенность не всегда считалась такой потрясающей вещью. Моя знакомая из Message Вирджиния Хеффернан некоторое время назад написала, что в 19м веке многие люди считали настолько глубокие силы внимания и концентрации жутковатыми и нездоровыми. Зайдите в этом направлении слишком далеко и вы закончите как Ахаб из Моби Дик: несомненно сфокусированный на своей цели, но до степени одержимости. Именно с этой точки зрения автор из Scientific American осуждает шахматы. Слишком много концентрации, слишком много преданности и сидение может обернуться для вас в плохую сторону. И кто скажет, что это не более здоровый баланс?

На протяжении лет шахмат ни капли не изменились, чего нельзя сказать о нас.

Кошка Asmara пишет:

Я столкнулась с проблемой и рассчитываю на вашу помощь. Моя проблема заключается в том, что я не знаю как обыгрывать слабых игроков (ну, я тоже играю не на очень высоком уровне, но, я имею ввиду соперников, которые играют хуже меня). По факту последние несколько лет мой рейтинг ФИДЕ колебался в диапазоне 1500-1580. На шахматных турнирах я часто обыгрываю соперников с рейтингом в диапазоне 1700-1800 (вчера я победила оппонента с рейтингов ФИДЕ 1822), а самый сильный из соперников, с которым мне удалось сыграть в ничью, имел рейтинг 2001. Тем не менее, на сайте сайт мой рейтинг в 10-минутном блице никогда не превышал отметку в 1400. Нужно признать, что я проигрываю шахматистам, проповедующим агрессивный стиль игры, и тех, кому не знакомы "принципы игрового стиля Капабланки". Игрокам, которые атакуют, не рокируясь, и разыгрывают очень необычные дебюты, которые не встречаются в литературе.

Конечно, иногда я увлекаюсь игрой на сайт в позднее время суток, когда мне следовало бы уже давно быть в постели, к тому же я легкомысленно отношусь к игре в интернете, однако в реальных турнирах меня легко обыгрывают новички, играющие в "интернетовском стиле" (один такой нанес мне поражение на том же турнире, на котором я победила участника с рейтингом 1822). Мне кажется, что я должна обыгрывать таких соперников, поскольку я работаю над совершенствованием своей игры и читаю книги о шахматах (например, книга Майкла Стина "Простые шахматы " - одна из моих любимых. Она помогла мне одержать победу над шахматистами с высоким рейтингом), однако книги учат как противостоять сильным игрокам, а не соперникам, делающим нерациональные ходы.

Однажды пожилой игрок (93 года) сказал мне, что "плохой ход становится хорошим в случае, когда вы не можете найти опровержение". Неужели не существует других способов решения этой проблемы, кроме как уделять больше времени обдумыванию позиции? Простого осознания того, что "Ой! Мой соперник сделал плохой ход, и я его легко обыграю!" явно не достаточно.

Поскольку эти соперники с низким рейтингом обыгрывают меня, они, наверняка, знают что-то, что мне неведомо. Ведь, если я пытаюсь играть, следуя книжным рекомендациям, то я в праве рассчитывать на более высокие результаты в партиях с такими соперниками и не могу понять, почему мне это не удается.

Прилагаю свою фотографию в образе кошке Асмары.

Дж. Силман : Кошка Асмара - это французская девушка из Парижа. Ее настоящее имя - Соня. Поскольку я большой поклонник кошек (лучших земных созданий...намного превосходящих людей), то в большинстве случаев я буду называть ее по нику на .

Давайте заглянем в ее партии и разберемся, что же там происходит!

Вот, что она пишет о своей первой партии:

Эту партию я сыграла против Шакира Амина, и именно она заставила меня обратиться к вам. Я чувствовала себя относительно уверенно, поскольку король белых застрял в центре.

Даже когда я увидела, что теряю коня, мне казалось, что это оправданная жертва. Но затем я допустила грубую ошибку, и позволила его коню принести ему победу в партии.

В той партий Соня сыграла конем 7...Nh5, но зачем она сделала этот ход? Если ее замысел заключался в том, чтобы продолжить...e7-e5 (когда конь держит под прицелом f4), то такой план разумен. Но после 7...Nh5 8.Bh2 она переключилась на поле 8...c5, никак не связанное с 7...Nh5.

Такие действия наводят меня на мысль, что ее ход конем на 7...Nh5, главным образом, был сделан для того, чтобы атаковать слона на f4, но ведь случайные нападения редко приносят успех, если у них нет иных целей, которые скрываются за (явным) ударом.

Анализируя другие ее партии, я заметил аналогичные нападения. Они не улучшали ее позицию, ведь она просто гоняла неприятельскую фигуру без особых на то причин. Радость от нападения на фигуры противника повсеместно встречается на любительском уровне, но хочу снова заметить, что если такие ходы не имеют иного обоснования, кроме как "я заберу твою фигуру, если ты мне это позволишь", то ваши действия, наверняка, ошибочны..

Как оказалось, необходимости в ходе конем на...Nh5 не было, если было намерение сыграть...e7-e5 (но по-видимому такого намерения не было):

УРОКИ

  • Следует напрячь внимание в ситуациях, когда ваш король уже сделал рокировку, а соперник еще нет. Часто в таких ситуациях есть возможность для быстрого возмездия.
  • Нападения-одноходовки довольно распространены, однако зачастую бесполезны (и даже вредны).

Позднее на доске возникла такая позиция:

УРОКИ

  • Держите своего короля в безопасности!
  • Всегда следует знать, какой ход вашего оппонента будет для него лучшим. Это не означает, что вам надо ждать от него какого-то ляпа, который принесет вам победу; это подразумевает, что вы будете знать, в меру своих способностей, что вашему сопернику следует сделать (хотя необязательно, что он поступит именно так). Если бы она последовала этому совету на 19-м ходе, то она бы увидела ход коня на c4 и, вполне вероятно, выиграла бы ту партию.

Давайте немного отвлечемся и посмотрим на эмоции, которые пережила Кошка Амара в 3-х проигранных партиях (одной из которых была партия против Шакира Амина) , дав им такое описание:

"В 3-х партиях, которые я проиграла, меня посещали следующие мысли:

1) Это должно быть проще пареной репы; позиция соперника алогична.

2) Ой, а этот ход я-то и не заметила! Но не все еще потеряно, и я выкручусь.

3) О, Боже, что творится, все валится, я проиграла!

УРОКИ

  • Когда вы делаете ход конем наподобие...Bg4, очевидно, что за ним может последовать h2-h3. Поэтому, если вам придется отступать назад в ответ на ход пешкой на h3, первое, что вы должны сделать, это не делать ход на...Bg4 (конечно, всегда могут быть исключения)!
  • Если вы провели рокировку, а ваш соперник еще не успел этого сделать, то часто в такой ситуации можно захватить инициативу. Однако, для этого потребуется играть в очень высоком темпе.
  • Если вы провели рокировку, а ваш соперник нет, то следует приучить себя искать динамические и тактические возможности. Соперник может провести рокировку в любой момент, поэтому часто этот вопрос звучит как "сейчас или никогда", если вы хотите воспользоваться парадигмой "я-рокировался-а-он-нет".
  • Любой может обыграть вас, когда вы играете пассивно. Однако, многие ваши соперники цепенеют от ужаса, когда сталкиваются с динамической игрой.

Кошка Амара, хочу поблагодарить вас за партии и интересное изложение. Мне кажется, что ваши самые слабые места это:

  • ТАКТИКА : Вам следует разобрать максимально возможное количество тактических задач. На сайте , а также существует огромное количество книг по этой тематике.
  • ДИНАМИКА : Ваш стиль игры отличает пассивность. Надо исправлять этот недостаток. Постарайтесь разобрать партии титанов динамики, в частности, Алехина, Таля и других мастеров динамики.

Если вы значительно преуспеете в этих двух областях, то увидите, как люди, обыгравшие вас, сломают зубы о ваши новообретенные тактические и динамические навыки.

Безусловно, все шахматисты должны работать над каждым аспектом своей игры, но если один из аспектов шахмат у вас "хромает" больше других, то вам следует уделить максимальное внимание излечению от этого "недуга".

Словарь шахматного жаргона.

Язык шахматистов велик, могуч и чуден! Данный толковый словарь Ожегова поможет бестолковым понять смысл специфических шахматных выражений.

«Сепулька - см. Сепулькарий...»
-- Станислав Лем


А

Адванс (продвинутые шахматы) - шахматы, в которых людям позволяется пользоваться помощью компьютеров. От английского Advanced chess.

Армагеддон - решающая блиц-партия, в которой чёрным даётся на минуту меньше и ничья в их пользу.

Атакёр - шахматист, играющий в остро-атакующем стиле.


Б

Баранка (бублик) - поражение, ноль в таблице турнира.

Белопольник - белопольный слон.

Белоцветчик - игрок, который сильно играет белыми фигурами и заметно слабее - чёрными.

Бешеная фигура - фигура, которую многократно приносят в жертву, чтобы создать на доске пат. Пример бешенства ладьи в этюде.

Ничья

Первый ход очевиден. 1.Rxc2 f2! После 1...Re1+ 2.Kh2 R1e2 3.Kg3 fxg2 4.R2c6+ Ka5 5.Rc1= задание выполнено. 2.Rxf2 g3 3.Rf1 Rh5+ 4.Kg1 Reh6 5.Rf6+! Жертва ладьи не просто откладывает мат, но и подготавливает патовый «домик» для короля! 5...Rxf6. 6.Ra8+ Kb7. Понятно, что нельзя ни 6...Kb5 7.Ra5+; ни 6...Kb6 7.Ra6+. 7.Ra7+ Kb8 8.Rb7+ Kc8 9.Rc7+ Kd8 10.Rd7+ Ke8 11.Re7+. «Бешеная» ладья - вечный шах, ничья!

Бомба - дебютная новинка (разработка) огромной силы, меняющая оценку известного варианта. Одна из ярчайших старых, добрых, докомпьютерных бомб.

Полугаевский - Торре Москва 1981 (Л. Полугаевский)

Возникла исходная, если можно так сказать, позиция «варианта Ботвинника». Именно её я примерно полмесяца, рискуя потерять драгоценное время, анализировал при подготовке к матчу с Э.Мекингом. Риск оправдал себя. Бессонной ночью, весь захваченный работой, я однажды буквально вздрогнул: словно жар-птица за хвост была поймана абсолютно новая идея... 11.exf6 Bb7 12.g3 c5 13.d5 Nb6?! 14.dxe6! Qxd1+ 15.Rxd1 Bxh1 16.e7 a6. Небольшой чудо-вариантик: 16...Bh6 17.Nxb5 Nd5 (или 17...Rc8 18.Nc7+ Полугаевский) 18.Bh3!! Nxe7 19.Rd8+!! (Rybka). Что теперь делать? После 17.exf8Q+ у белых есть хорошая компенсация за качество, но, пожалуй, не более того, так как им постоянно приходится считаться с возможным движением чёрных пешек ферзевого фланга. И вот… 17.h4!! Bh6 18.f4!! Отдав ладью, белые вовсе не собираются восстанавливать материальное равновесие и довольствуются тем, что ладье h8 не скоро суждено войти в игру. 18...b4 19.Rd6! (19.Nb1=) 19...Rb8 20.Nd1 Bxg5 21.fxg5 Nd5! 22.Bxc4 Nxe7 23.fxe7 Kxe7 24.Rf6! , и белые победили. Эта новинка - лучшее из того, что мне удалось сделать в шахматах за всю жизнь!

Буллит (или пуля ) - игра с ультра-коротким контролем времени, от одной минуты на партию и меньше. Практикуется в основном на интернет-серверах. От английского bullet - «пуля».

Быстрые шахматы (быструшки) - игра с контролем времени от 15 до 30 минут на партию.


В

Вилка - нападение одним ходом на две (или три) фигуры. Редчайшая разновидность вилки встретилась в следующей партии.

Ботвинник - Смыслов Матч на первенство мира (м/12), Москва 1954 (М. Ботвинник)

29.Rg1 f6 30.exf6 Ne4. На этот промежуточный ход чёрные и возлагали надежды. 31.f7+!! Большая неожиданность! Пешку можно взять только ладьёй, но тогда центральная пешка остаётся без защиты и дебютная идея белых получает своё завершение - белопольный слон белых с решающим эффектом вступает в борьбу. В случае 31.Qg2 Nxf6 они имели бы выигранную позицию, ибо все пешки белых были слабы, а чёрная пешка d5 была надёжно защищена конём. 31...Rxf7 32.Qd8+ Kh7 33.Bxd5. Все три фигуры чёрных под боем - материальные потери для них неизбежны. (Кажется, единственный случай тройной вилки слоном в шахматной истории! - vasa) 33...Nf2+ 34.Kg2 Qf6 35.Qxf6 Rxf6 36.Kxf2 Rxf5+ 37.Bf3 Rf4 38.Rg4. Чёрные сдались. 1-0

Висячие пешки - Белые пешки на с4 и d4 (или чёрные на с5 и d5) в отсутствие поддерживающих их пешек на вертикалях «b» и «е». Сила висячих пешек наглядно была продемонстрирована в следующей классической партии.

Корчной - Карпов Матч на первенство мира(м/1), Мерано 1981 (А. Карпов)

9...Nbd7. Минут 30 я обдумывал не столько сделанный ход, сколько оценивая перспективы образования «висячих» пешек «с» и «d». Я знал, что соперник любит играть против этих пешек, но возникающая динамичная позиция была и мне по вкусу. 10.cxd5 exd5 Ход 10...Nxd5? здесь невозможен, ибо после 11.Nxd5 exd5 12.Bxe7 Qxe7 пешка с7 не защищена. 13.Rxc7 11.0-0 c5 12.dxc5 bxc5 13.Qc2. Белые начинают перестройку с целью развить максимальное давление на пешку d5, но, как показывает дальнейшее течение борьбы, у чёрных находится достаточная контригра. 13...Rc8 14.Rfd1 Qb6. Обязательный ход. На поле b6 ферзь расположен наиболее удачно. Он имеет возможности для манёвра, в частности выпад Qf5 будет парирован ходом Qe6. Можно считать, что чёрные подготовились к операциям в центре. 15.Qb1 Rfd8 16.Rc2 Qe6 17.Bg3 Nh5 18.Rcd2 Nxg3 19.hxg3 Nf6. 20.Qc2. Перестройка тяжёлых фигур не производит убедительного впечатления. 20...g6. Прикрывая поле f5, чтобы освободить от этой функции ферзя. 21.Qa4 a6 22.Bd3 Kg7. Необходимая профилактика. В случае пешечных прорывов в центре, в некоторых вариантах может быть важным, чтобы размен ладей происходил без шаха. 23.Bb1 Qb6. Критическая позиция. 24.a3? 24...d4! Тематический прорыв... И чёрные победили

Вскрышка - вскрытый шах. Простейший пример вскрышки : 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 Nxe4? 4.Qe2 Nf6?? 5.Nc6+ и т.д.

Вынести в одну калитку - уверенно обыграть.


Г

Голый король - незащищённый король.

Гроб (тж. безнадёга, горшок, жбан, труба, ящик ) - плохая, безнадёжная позиция.


Д

Дармовой заезд - атака без жертв или удобная позиция без риска.

Детский мат - 1.e4 e5 2.Bc4 Nc6 3. Qh5 (или 3.Qf3 и 4.Qxf7#) Nf6 4.Qxf7# - мат. Возможны вариации.

Доплывать - cознательно играть на ничью во всех оставшихся партиях турнира, имея хороший запас очков - чтобы не упустить синицу из рук.

Дракон - вариант сицилианской защиты, в котором расположение чёрных пешек напоминает одноимённое чудовище: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6! И затем 6...Bg7. Изобретатель названия Ф.И. Дуз-Хотимирский счёл положение чёрных пешек от d6 до h7 напоминающим расположение звёзд в созвездии Дракона.

Дыра - слабое поле.

Длинная рокировка - помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: три поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0-0.

Дрова (дровишки) - слабые пешки.

Дурацкий мат - 1.g4 e5 2.f3 Qh4# - мат. Это наикратчайший возможный мат в шахматной партии.


Ё

Ёж - возникающая во многих дебютах пешечная структура, в которой пешки стоят по шестой (третьей) горизонтали.


З

Забор - пешечная цепь. После 38.h5 в партии Belov,V - Nguyen,N (Aeroflot Open 2007 Moscow) была зафиксирована ничья. Чёрные фигуры никоим образом не могут перелезть через забор .

Задвижка - тематическая жертва завлечения, создающая предпосылку для спёртого мата.

Закрыть (похоронить) вариант - опровергнуть дебютный вариант, который ранее считался корректным.

Заснуть - надолго задуматься.

Звон - болтовня во время блица.

Зевок - грубая ошибка, результатом которой становится потеря той или иной фигуры или пешки.

Петросян - Бронштейн Турнир претендентов, 1956

36. Ng5?? «Этот ход не нуждается в комментариях. Комичность зевка в том, что белые оставили ферзя под ударом единственной боеспособной фигуры противника» (Петросян). 36…Nxd6 , и белые, разумеется, сдались.


И

Игра на 2 результата - ситуация, когда стабильный перевес одной из сторон фактически исключает вероятность проигрыша.

Игра на 3 результата - острая ситуация, в которой крайне трудно предсказать итог партии и всё возможно...

Играть руками - играть автоматически, без раздумий, делая напрашивающиеся ходы.

Играть с листа - играть незнакомую дебютную схему, без домашней подготовки.

Изолятор - изолированная пешка.

Испанка - испанская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5…

Испортить прическу - разрушить монолитность пешечного построения.

Итальянка - итальянская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5.


К

Катать - играть на победу абсолютно любую позицию.

Качка - качество, разница между ладьей и лёгкой фигурой.

Китайская ничья - прекратить игру, размашистым движением руки смахнув фигуры с доски.

Клиент - удобный партнёр, у которого удаётся выигрывать всегда и всюду.

Комбинат - эффектная комбинация.

Комбинатор (великий к.), комбайнёр - игрок, умеющий красиво комбинировать за доской.

Коновал, Коноваленко(будённовец) - игрок, умело оперирующий конями. Превосходным коновалом показал себя Топалов в следующей партии.

Крамник - Топалов Матч на первенство мира (м/8), Элиста 2006

44… Ne4 45.Ra6+ Ke7 46.Rxa5 Rg3+ 47.Ke2 Rxe3+ 48.Kf1 Rxb3 49.Ra7+ Kf6 50.Ra8 Nxf4 51.Ra1 Rb2 52.a5 (52.Rg8 Kf7-+) 52...Rf2+ и мат конями неизбежен.

Кооператив - 1. Жанр шахматной композиции, в котором обе стороны, белые и чёрные, сотрудничают в деле постановке скорейшего мата одной из них. 2. Шутливое обозначение для слабой игры, помогающей противнику выиграть "на ровном месте".

Короткая рокировка - помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: два поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0.

Контра - контригра, встречная инициатива.

Конь Каспарова - чёрный конь на d3. (См. 16-ю партию матча Карпов - Каспаров, Москва, 1985)

Конь Тарраша - конь на краю доски.

Король Стейница - активный король в миттельшпиле.

Круговик - турнир по круговой системе, которая предусматривает небольшое и обычно чётное количество участников. Все они должны сыграть друг с другом - в один или в два круга. Крайне редко - в четыре.


Л

Ладейник - ладейное окончание.

Лошадь (или скакун, кобыла ) - конь. То есть шахматная фигура!


М

Маленькое качество - преимущество слона над конём

Материал - фигуры и пешки. А также их сумма, иногда выражаемая в пешечном эквиваленте.

Матешник (матец, композитор Матецкий) - мат! Матильда, Матильда Петровна - красивый неожиданный мат.

Матовала - шахматист, любящий или умеющий играть на мат.

Мельница - комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, когда соперник вынужден лишь переставлять короля с одной клетки на вторую и обратно.


Н

Навес - удар.

Насиловать позицию - играть вопреки требованиям позиции. Например, играть на выигрыш там, где необходимо защищаться и бороться за ничью.

Не выйти из дебюта - получить прямо в дебюте плохую позицию.

Ничья в кармане - возможность играть (в том числе на выигрыш) без какого-либо риска, с гарантией ухода на ничью при необходимости.


О

Обдёрнуться - сделать не тот ход, что задумал.

Обжорный ряд - седьмая (вторая) горизонталь, на которую вторгается неприятельская ладья, и начинает пожирать пешки.

Огребание люлей - действие, во всех смыслах противоположное их раздаче .

Окучить (пешку или слабость ) - методично, постепенно атаковать, окружить и уничтожить.

Отжарить или отпарить - обыграть. Убедительно обыграть!

Отравленная пешка (или фигура ) - незащищённая явным образом боевая единица, взятие которой ведёт к печальным последствиям.


П

Первая линия - наилучший вариант игры за обе стороны, предлагаемый той или иной шахматной программой.

Пешечник - пешечное окончание.

Пластуны - пешки, «ползущие» в ферзи на разных флангах одновременно

Плюс раз (два и т.д.) или "+1" ("+2" и т.д.) - текущий результат игрока в турнире, означающий разницу между количеством побед и поражений. Например, 6 из 10-ти - это плюс два ("+2"). А 3,5 из 10-ти - это минус три ("-3"). Соответственно, быть в плюсе (или идти в плюсе) - иметь положительный баланс побед и поражений. Быть в минусе (или идти в минусе) - отрицательный. Минус бывает глубоким . А плюс - большим .

Плотный ход - ход с повышенным запасом прочности, улучшающий взаимную защиту фигур.

Подкрутить (или замутить ) позицию - осложнить игру неочевидным и быть может даже плохим ходом. Осуществляется в блице или в серьёзной партии в цейтноте соперника.

Полтинник - 50% набранных очков из возможных. Например, 3,5 очка в 7-ми турах.

Поднять ход (идею) - найти в позиции неочевидное, нетривиальное решение.

Поза - позиция.

Поплыть - растеряться, потерять нить игры.

Похоронить вариант - опровергнуть применяемый на практике и считающийся корректным дебютный вариант. Довести анализ до категоричной оценки в пользу одной из сторон. Бывает так, что потом вариант удаётся реанимировать .

Прихватить соперника в дебюте - добиться значительного преимущества в начальной стадии партии.

Провисать (фигура, пешка ) - оказываться без защиты.

Промежуток - промежуточный ход - неожиданная вставка в вариант, который изначально казался форсированным.

Проходимец - проходная пешка.


Р

Работа по дереву - анализ на доске с фигурами, без использования компьютера.

Раздача люлей - выигрыш с особым цинизмом.

Разноцвет - позиция с разноцветными слонами. Например, с белопольным слоном у белых и чернопольным у чёрных. Других слонов в позиции нет.

Расписать (ничью) - Исполнить короткую, быструю ничью. Чаще всего в подобных случаях соглашение на ничью происходит еще до партии.

Рассыпаться - проиграть неплохую позицию в несколько ходов.

Рентген - эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надёжно укрыться. Например в конструкции «белый слон на g2, чёрные конь на с6, ферзь на b7, король на a8» чёрный король ощущает рентгеновское действие белого слона.

Рубить флаг - играть исключительно с целью заставить соперника просрочить время.

Рыба - ничья.

Рыбка - один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ).


С

Самоходки - связанные и далеко продвинутые пешки, остановить которые соперник не в состоянии.

Сбор урожая - реализация позиционного перевеса: серия ходов, в результате которой атакующая сторона добивается значительного материального преимущества.

Сицилианка - сицилианская защита.

Скинуть (пешку и т.д.) - пожертвовать или вернуть материал.

Славянка - славянская защита.

Слоны Горвица (Horwitz Bishops ) - два слона, стоящие рядом и простреливающие открытие диагонали. Употребляется на Западе. «Мне рассказывал один туркменский тренер, что у них старики называют двух рядом стоящих слонов вторым ферзём » (Ivanych).

Слон Гуфельда - чёрный слон g7 в старушке .

Слон Фишера - активный белопольный слон в испанке или сицилианке .

Соскок - спасение в трудной позиции.

Сплав - умышленный проигрыш партии.

Старушка - староиндийская защита.

Столбик - серьёзный перевес. От +/- или -/+. Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в столбик» (если перевес у белых) и «минус-плюс в столбик» (у чёрных).

Стоять (или стоять на месте ) - не предпринимать активных действий, делать выжидательные ходы.

Строчка - решающий перевес. От +- или -+ . Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в строчку» (если перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (у чёрных).

Стучать - играть в блиц. Также играть в серьёзной партии на цейтнот соперника, быстро ходить и резко переключать часы.


Т

Треугольник - круговой манёвр по трём клеткам, с помощью которого можно передать очередь хода сопернику.

Топталка, топталово (тоже что и сюрпляс) - повторение позиции вновь и вновь.

Тура (бадья, башенка) - ладья.

Туристы - 1. Любители, получавшие в XIX - нач. XX вв. фору, равную ладье (туре); 2. Участники чемпионата мира, не претендующие на титул или высокий результат. Термин ввёл в обиход Гарри Каспаров в 1999-м году - во время нокаут-чемпионата мира ФИДЕ в Лас Вегасе.

Тычок - пешечный удар.


У

Уконтрапупить - обыграть, разгромить.


Ф

Фианкетировать слона - развить белого слона на b2 или g2. Или чёрного, соответственно, на b7 или g7. Фишка , фига - шахматная фигура.

Форсаж - форсированный, то есть вынужденный вариант.

Форточка - ход пешкой, имеющий целью защитить короля от потенциальных матовых угроз по последней горизонтали.


Х

Хвост - аутсайдеры в турнире. Последние доски в командных соревнованиях.


Ц

Цементировать - надёжно защитить.

Цуг, цуцик - цугцванг: ситуация, в которой любой ход ведёт к ухудшению позиции. Может быть взаимным . Пример цугцванга:

Новиков - Яковенко Aeroflot Open 2007 Moscow, 2007

Ход чёрных: «=» . Например, 80…Rf8 81.Rf4+! Rxf4 - пат. Ход белых: «-+» . То есть 1.Rg7 (1.Rc4 g2+) 80...Rf8 и т.д.


Ч

Чернопольник - чернопольный слон.

Четырёхлошадник, квадрига, куадрилья - дебют четырёх коней. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6.


Ш

Шайба - пешка или лишняя пешка.

Шведки или шведские шахматы - игра пара на пару, когда съеденные у противника фигуры передаются партнёру, который имеет право вместо хода выставить фигуру на произвольное поле.

Швейцарка - турнир по швейцарской системе, которая предусматривает произвольное большое число участников и жеребьёвку перед каждым туром. Её основной принцип - между собой должны играть игроки с одинаковым количеством очков.

Швиндель - короткий комбинационный удар. От немецкого Schwindel (головокружение).

Шлёпать - играть бездумно и быстро. И как правило - слабо.

Шпилер - от немецкого Spieler, азартный игрок, цепкий практик, который делает ставку на мелкие ловушки и использование грубых ошибок соперника.

Штаны - ситуация, в которой две проходные пешки рвутся в ферзи, и вражеский слон не в состоянии их задержать, действуя по одной диагонали. Вспомним классику.

Котов - Ботвинник 22-й чемпионат СССР, Москва 1955 (М. Ботвинник)

59…g5!! 60.fxg5. Взятие пешкой «h» проигрывает прозаически: 60.hxg5 h4 61.f5 (61.Bd6 Bf5 62.g6 Bxg6 63.f5 Bxf5 64.Kxb3 Kg2) 61...Bxf5 62.Kxb3 h3 63.Bd6 Kxe3. После решения принятого Которым, окончание становится «поэтическим»! 60...d4+! Центральная пешка, смело шагнув под три удара, приносит себя в жертву, чтобы спасти отдалённую проходную. 61.exd4. Взятие королём (61.Kxd4) лишено смысла, так как пешка «b» становится ферзём - 61...b2. После 61.Bxd4 Kg3 62.g6 Kxh4 63.Kd2 победа достигается путём 63...Kh3!! 64.Ke2 Kg2 65.Bf6 h4 и т.д. 61...Kg3. Ещё можно было нарваться на такой ничейный вариант 61...Kg4 62.d5 Bxd5 63.Bf2. 62.Ba3 Kxh4 63.Kd3 Kxg5 64.Ke4 h4. 65.Kf3. Чёрные не виноваты, что противник избежал более эффектного заключительного хода: 65.d5 Bxd5+! 65...Bd5+. Белые сдались. На доске типичная позиция из эндшпилей с разноветными слонами при отдалённых друг от друга проходных пешках, которая носит название «штаны».