Игра с предметами и их использованием. Дидактические игры с предметами для детей средней группы доу

Как мы защитим свою крепость?

Дидактическая задача: Упражнять в узнавании по описанию предметов старины, нахождению и выкладыванию их на макете.

Игровые правила: Действовать по сигналу, согласовывать свои действия с текстом воспитателя.

Игровое действие: Собрать макет старинной крепости и приготовиться к ее защите от врагов.

Дидактический материал: макет с лесом, рекой, сторожевой крепостью, рвом вокруг крепости. Отдельно стоят предметы: колокол, пушки, стрелы. Фигурки защитников крепости: стрельцы, воротники, пушкари, сторожа и т.д.

Ход игры

Дети по ходу рассказа воспитателя выставляют на макете предметы.

Если сторож видит опасность, начинает звонить в колокол. Стрельцы и пушкари занимают свое место у пушек и возле оконцев- бойниц в крепости. Воротники быстро закрывают ворота на засов и поднимают мост, чтобы враг не пробрался в крепость.

Накроем на стол

Дидактическая задача: Формировать у детей представления об основных свойствах посуды: материал изготовления. Дать обобщающее понятие - деревянная посуда.

Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Брать только один предмет из сундучка.

Игровое действие : Достать из сундучка предмет, назвать его и сказать, из чего он сделан.

Дидактический материал : сундучок с деревянными предметами посуды: чашки, ложки, сухарница, блюдца и т.д.; кукла Мальвина.

Ход игры

Воспитатель открывает сундучок Мальвины. Дети поочередно достают из сундучка предметы, называют и расставляют на столе: чашки, блюдца, салфетницу, чайник, сухарницу, вазу с цветами.

Что это за предметы? (это чашки)

Из чего они сделаны? (чашки сделаны из дерева)

Что это за предметы? И из чего они сделаны? (это блюдца. Они сделаны из дерева)

Что это за предмет? И из чего он сделан? (это сухарница. Она сделана из дерева)

Что это за предмет? И из чего он сделан? (это чайник. Он сделан из дерева)

Что это за предмет? И из чего он сделан? (это салфетница. Она сделана из дерева)

Что это за предмет? И из чего он сделан? (это ваза. Она сделана из стекла)

Посмотрите и скажите, какой предмет на столе лишний и почему? (Ваза. Потому что она сделана из стекла, а остальные предметы из дерева).

Я убрала вазу с цветами. Что осталось на столе и как это можно назвать одним словом? (посуда)

Если эта посуда сделана из дерева, как можно про нее сказать, какая она? (деревянная посуда)

Расскажите, что значит деревянная? (деревянная - это значит, сделана из дерева. Дерево легкое. Его можно раскрасить в разные цвета. Оно не бьется)

Найди свой домик

Дидактическая задача : Дифференцировать предметы посуды по материалу изготовления: деревянная и металлическая.

Игровые правила: Правильно находить, отбирать и раскладывать предметы по своим домикам.

Игровое действие : Разложить предметы деревянные и металлические на две группы.

Дидактический материал : посуда металлическая и деревянная: ложки, вилки, стаканы. Вазы и т.д.

Ход игры

На столе расставлены и разложены разные предметы: ложки, стаканчики, вилки, разделочная доска, матрешка, пирамидка, машинка и т.д. Дети должны разделить все эти предметы на две группы: металлические и деревянные.

Угостим гостей чаем

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, хлебница, чайник, салфетки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.

Игровые правила: Правильно находить и отбирать чайную посуду по количеству гостей.

Игровое действие: Накрыть игрушечный стол для гостей: постелить скатерть, поставить чайные приборы, хлебницу, салфетки. Пригласить гостей за стол.

Дидактический материал : кукольный столик, стулья, куклы. Чашки, блюдца, чайные ложки. Скатерть, салфетки, чайник. Муляжи конфет, пирожное.

Ход игры

Дети вместе с воспитателем накрывают на стол. Педагог следит, чтобы дети ставили приборы по количеству гостей, соблюдали дружеские партнерские отношения, помогали друг другу, были взаимовежливы.

Угадай, какому герою принадлежит этот предмет?

Дидактическая задача : Упражнять детей в назывании предметов героев рассказа Н. Носова про Незнайку и его друзей.

Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Ребенок выбирает понравившийся предмет, а затем находит героя, которому принадлежит этот предмет.

Дидактический материал : предметы, принадлежащие героям рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»

Ход игры

На столе лежат предметы, которые принадлежат героям рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья». Дети поочередно берут предметы, называют предмет и героя рассказа, кому принадлежит этот предмет.

Это шляпа Незнайки.

Это очки и книга Знайки.

Это краски и кисточка Тюбика.

Это инструменты Винтика и Шпунтика.

Это белый халат доктора Пилюлькина.

Это подзорная труба Стекляшкина.

Это скрипка музыканта Гусли и т.д.

Найди ключик

Дидактическая задача

Игровые правила : Подбирать нужные геометрические фигуры по сигналу воспитателя.

Игровое действие : Поиск геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Дидактический материал: плоскостные геометрические фигуры блоков Дьенеша, картонные заготовки замочных скважин.

Ход игры

Дети должны подобрать ключик-вкладыш, который подходит по цвету, форме и величине проему замочной скважины.

Зарисуй карту нашего района

Дидактическая задача: закрепить знание детьми формы, цвета и величины геометрических фигур. Сформировать навык ориентировки на листе бумаги.

Игровые правила : Подбирать нужные геометрические фигуры по сигналу воспитателя и выставлять их в определенном месте на листе бумаги, обводить фломастерами.

Игровое действие : Поиск геометрических фигур по цвету, форме, величине, расположение на листе бумаги, обводка фигур фломастерами, объяснение своих действий.

Дидактический материал : плоскостные геометрические фигуры блоков Дьенеша, лист бумаги, фломастеры.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям на листе бумаги расположить все объекты района: школу, детский сад, администрацию Советского района, дороги, остановку, дома с помощью геометрических фигур и обвести все фигуры фломастерами. После этого воспитатель с помощью детей наносит на объекты обозначения: А — администрация района, Ш - школа, Д - детский сад, О - остановка и т.д.

Оденем куклу Катю на прогулку

Дидактическая задача : Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности надевания зимней одежды на куклу.

Игровые правила: Отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.

Игровое действие: Поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.

Дидактический материал : куклы по количеству детей. Предметы кукольной одежды: пальто или шубы, кофты, сапожки, штаны, шары и т.д.

Ход игры

Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи и надевают куклам штаны, сапожки, кофты, шапки, пальто и шарф, называя последовательность своих действий.

Подбери, что нужно

Дидактическая задача: Упражнять детей в подборе соответствующей мебели по размеру, цвету. Отрабатывать навык употребления обобщающего слова мебель. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Игровые правила: В магазине надо выбирать только те предметы мебели, которые подойдут для комнаты Незнайки по размеру и цвету.

Игровое действие: Покупки в мебельном магазине.

Дидактический материал: кукольная мебель: столы, стулья, кровати разные по размеру и цвету. Кукла Незнайка.

Ход игры

Дети вместе с куклой Незнайкой отправляются в мебельный магазин. Там они подбирают соответствующую мебель для комнаты Незнайки.

Поможем убрать комнату кукле Кате

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о назначения и бытовых предметов. Формировать умение пользоваться этими приборами. Воспитывать трудолюбие.

Игровые правила : По сигналу воспитателя отбирать нужные предметы и проводить с ними действие.

Игровое действие: Поиск нужных бытовых предметов.

Дидактический материал: предметы кукольной одежды. Стиральная машина, гладильная доска, утюг. Пылесос. Шкаф, стол, стулья.

Ход игры

По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие бытовые предметы и выполняют с ними действия.

В кукольной комнате разбросаны все вещи и беспорядок. Кукла Катя ждет гостей. Мы должны ей помочь убрать.

Что мы будем делать вначале? (надо разбросанные вещи повесить в шкаф)

Среди вещей находят грязные вещи.

Все ли вещи можно повесить в шкаф? (ответы обсуждаются и подводятся к тому, что грязные вещи надо постирать)

Кто поможет нам постирать эти вещи? (стиральная машина)

Как можно назвать стиральную машину, если она нам помогает стирать вещи? (наша помощница)

Вещи убраны в шкаф. Грязные вещи постираны.

Можно их положить в шкаф? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что их надо погладить)

Кто нам поможет погладить постиранные вещи? (утюг и гладильная доска)

Если утюг и гладильная доска помогли нам погладить постиранные вещи, как их можно назвать? (наши помощники)

Все вещи убраны, можно звать гостей? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что на полу много мусора)

Кто поможет нам убрать мусор с пола? (пылесос)

Если пылесос помог нам убрать мусор с пола, как его можно назвать? (наш помощник)

Ну а теперь мы можем встречать гостей? (ответы детей обсуждаются)

Раздается стук в дверь, и заходят гости: курочка Пеструшечка и кошечка Мурочка.

Найди, где ветер спрятался?

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о свойствах воздуха. Дифференцировать предметы, которые работают с помощью воздуха: пылесос, мельница, вентилятор и т.д.

Игровые правила: По сигналу воспитателя отбирать нужные карточки с изображением предметов, работающих при помощи воздуха.

Игровое действие: Поиск нужных карточек с изображением бытовых приборов.

Дидактический материал: карточки с изображением предметов, работающих при помощи воздуха.

Ход игры

Детям раздаются карточки с изображением предметов. Они должны выбрать только те предметы, которые работают при помощи воздуха: вертолет, пылесос, воздушный змей, Карлсон, вентилятор, мельница и т.д.

Что нам нужно для путешествия?

Дидактическая задача : Классифицировать знакомые предметы по назначению.

Игровые правила: Дети должны взять только те предметы, которые необходимы для путешествия.

Игровое действие : Поиск необходимых для путешествия предметов.

Дидактический материал: бинокль, веревка, котелок, зеркальце, бусы, одежда. Муляжи продуктов, игрушки, рюкзак, дамская сумочка.

Ход игры

Мы должны с вами отправиться в путешествие и взять с собой только необходимые вещи.

На столе лежат предметы: бинокль, веревка, котелок, зеркальце, бусы, одежда, муляжи продуктов, игрушки, рюкзак, дамская сумочка и т.д. Дети должны взять только те предметы, которые необходимы для путешествия.

Построим домик

Дидактическая задача : Закрепить знание детьми формы, цвета и величины геометрических фигур.

Игровые правила: Отбирать нужный строительный материал 00 сигналу воспитателя.

Игровое действие: Поиск геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Дидактический материал : геометрические фигуры блоков Дьенеша; куклы, различные по величине и одетые в разноцветные платья, по количеству детей. Грузовые машины.

Ход игры

Воспитатель раздает куклы, одетые в различные по величине и цвету платья. Дети должны подобрать соответствующий строительный материал по величине, цвету и самостоятельно сделать постройку домика для кукол. Строительный материал перевозится на грузовых машинах.

Разложи по полкам

Дидактическая задача: Группировать предметы по их свойствам и назначению. Формировать обобщающие слова: посуда, мебель, овощи, фрукты и т.д.

Игровые правила : Приступать к действиям по сигналу педагога. Быстро отобрать нужные предметы и разложить их по полкам.

Игровое действие: Поиск нужных предметов.

Дидактический материал: предметы кукольной мебели, одежды, продуктов, обуви.

Ход игры

Дети определяют название отдела. Каждый отдел определяется соответствующей карточкой: «Обувной» - сапожок. «Одежда» - платье. «Мебель» - шкаф. «Посуда» - кастрюля. И т.д. В каждом отделе дети должны разложить товар по полкам. В отделе «Одежда» две полки: зимняя и летняя одежда. В отделе «Обувь» три полки: зимняя, летняя, спортивная. В отделе «Продукты» две полки: овощи, фрукты. В отделе «Мебель» три полки: для спальни, столовой, прихожей.

Кому что нужно?

Дидактическая задача:

Игровые правила:

Игровое действие: Поиск необходимых предметов.

Дидактический материал : кукольная посуда, продукты-муляжи, куклы.

Ход игры

Воспитатель делит детей на группы и каждой группе дает свое задание.

Аня и Сережа будут готовить рисовый суп. Возьмите со стола все, что вам необходимо для этого.

Дети должны взять со стола большую кастрюлю, большой половник и продукты: картофель, рис, лук, соль. (Если они затрудняются, воспитатель сопровождает действия детей наводящими вопросами: для супа мы возьмем большую или маленькую кастрюлю? Если суп рисовый, какую крупу надо взять? Если у нас большая кастрюля, какой половник нам будет нужен? В рисовый суп мы добавим картофель или нет? Чтобы суп был вкусным, надо нам немного добавить соли или сахара? И т.д.)

Катя и Максим будут готовить гречневую кашу и сосиски. Возьмите со стола все, что вам необходимо для этого.

Дети должны взять две маленьких кастрюли и продукты: гречневую крупу, сосиски, соль. (Если они затрудняются, воспитатель сопровождает действия детей наводящими вопросами: чтобы отварить гречневую кашу, мы возьмем какую кастрюльку? В кашу мы добавим соль или сахар? Есть сосиски сырыми нельзя, их надо... отварить. Для этого надо взять что? И т.д.)

Маша и Павлик будут готовить компот. Возьмите со стола все, что вам необходимо для этого.

Дети должны взять со стола кастрюлю, маленький половник и продукты: фрукты и сахар. (Если они затрудняются, воспитатель сопровождает действия детей наводящими вопросами: чтобы сварить компот, надо взять фрукты, какие? Фрукты перед варкой моют или нет? Чтобы компот был сладким, мы добавим соль или сахар? Если мы добавим в компот соль, какой будет компот? И т.д.)

Мы строим дороги

Дидактическая задача: Группировать предметы по основным признакам и назначению. Развивать наблюдательность, внимание, находчивость, речевую активность.

Игровые правила : Подобрать только те предметы, которые необходимы по сюжету игры. Действовать по сигналу воспитателя.

Игровое действие: Поиск необходимых предметов по ходу рассказа воспитателя.

Дидактический материал

Ход игры

Воспитатель объясняет детям условия строительства. Дети вместе с воспитателем делают постройки по ходу рассказа.

Давайте представим, что наш ковер - это наш район. Нам надо проложить дороги.

Прежде чем проложить дороги, что мы должны расставить? (здания, деревья)

Давайте вспомним, какие здания есть в нашем районе и расставим их правильно.

Дети вместе с воспитателем выставляют макеты зданий: дома, поликлинику, детский сад, магазин, парк, школу.

Где мы должны проложить дорогу для транспорта? (дети показывают, где проходит дорога для транспорта, и выкладывают ее из пластин или другого соответствующего материала)

Выставите на дорогу тот транспорт, который мы наблюдали с вами во время экскурсии. (Дети подбирают наземный транспорт: грузовые машины, автобусы, такси, скорая помощь и т.д., и выставляют на дорогу).

Если я поставлю машины все в одну сторону, то они должны ехать по всей дороге и в одну сторону. Навстречу машинам уже ехать нельзя. Может произойти...что? (авария). Дорога, по которой машины едут по всей ширине и в одну сторону, называется дорога с односторонним движением.

А теперь мы поставим машины так, что они будут смотреть своими фарами навстречу друг другу. Проведем между ними белую полоску на дороге.

Как вы думаете, что разрешила машинам белая полоса на дороге. Догадались? (белая полоса разрешила машинам ехать навстречу друг другу, т.е. в разные стороны)

В какую сторону на нашей дороге будут ехать грузовые машины и такси? (дети показывают направление движения - вправо)

В какую сторону на нашей дороге будут ехать скорая помощь и автобус? (дети показывают направление движения транспорта влево)

Белая полоса разрешила машинам ехать по одной стороне дороги вправо и по другой стороне дороги влево.

Сколько у нашей дороги сторон? (две стороны)

Если машины ехали по всей дороге в одну сторону, мы говорили, что это дорога с односторонним движением машин. А теперь у нас машины могут ехать по двум сторонам дороги.

Как мы можем назвать такую дорогу? (дорога с двусторонним движением машин)

Что нам подскажет, что дорога с двусторонним движением, если на дороге не будет машин? (белая полоса по центру дороги)

А если машина заедет на белую полосу, что может случиться? (может случиться авария)

Кто управляет машинами? (машинами управляет водитель)

Что не должны водители нарушать на дорогах? (водители не должны нарушать на дорогах правила движения)

Ремонтные мастерские

Дидактическая задача : Группировать предметы по основным признакам и назначению. Развивать наблюдательность, внимание, находчивость, речевую активность.

Игровые правила: Подобрать только те предметы, которые необходимы по сюжету игры. Действовать по сигналу воспитателя.

Игровое действие : Поиск необходимых предметов по ходу рассказа воспитателя.

Дидактический материал : деревья, здания, машины, светофор, сигнальные метки.

Ход игры

Воспитатель показывает предмет и задает вопросы. Дети высказывают свои предположения и суждения.

Как можно помочь сломанному стулу? (его надо починить)

Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (мастер по ремонту мебели)

Как можно помочь рубашке и оторванному рукаву? (пришить оторванный рукав)

Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (швея)

Как можно помочь неработающим часам? (отремонтировать)

Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (часовой мастер)

Как можно помочь разорванному башмаку? (отремонтировать)

Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (мастер по ремонту обуви)

Что можно сказать обо всех этих предметах? (все эти предметы требуют ремонта)

Где можно отремонтировать все эти предметы? (в ремонтных мастерских)

Как будет называться ремонтная мастерская, где ремонтируют часы? (ремонт часов - мастерская по ремонту часов)

Как будет называться ремонтная мастерская, где отремонтируют обувь? (ремонт обуви - мастерская по ремонту обуви)

Как будет называться ремонтная мастерская, где к рубашке пришьют рукав? (ремонт одежды - ателье)

Как будет называться ремонтная мастерская, где отремонтируют стул? (ремонт мебели - мастерская по ремонту мебели)

Игры с предметами - заместителями для младшего возраста.

Цель: развивать воображение, умение действовать в условном пла не, пользоваться предметами-заместителями.

«Сладкий арбуз»

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно обыграть. Например, если ре бенок приносит мячик, взрослый может сказать: «Какой красивый мячик. Давай это будет арбуз. Сейчас мы его разрежем». Воспитатель имитирует действия: разрезает арбуз, ест его, потом протягивает ладонь ребенку со словами: «Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек». В следующий раз мячик может стать ежиком или колобком.

«Дудочка»

Воспитатель показывает ребенку фломастер (карандаш или круг лую палочку) и говорит: «Посмотри, какая у меня дудочка. Послу шай, как она играет». Педагог играет на дудочке: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем в дуду». Затем предлагает ребенку подуть в нее.

Взрослый может взять одну «дудочку» себе, а другую дать ребенку и предложить дудеть в них одновременно или по очереди.

«Качели»

Воспитатель привязывает ленточку или шнурок к небольшой крыш ке от коробочки для духов, предварительно сделав в ней отверстия. Затем говорит ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика». Педагог сажает пупсика на качели и качает его. Потом кладет на качели ма ленькие шарики или пуговицы: «А сейчас я посажу на качели птен чиков. Хочешь их покачать?» По ходу игры можно спрашивать у пуп сика или птенчиков, не боятся ли они, и в зависимости от «ответа», раскачивать качели сильнее или слабее.

Качели также можно сделать из колечка от пирамидки, привязав к нему ленточку или шнурок. Такие качели можно превратить в карусели, вращая их за ленточку.

«Яблочко»

Воспитатель показывает малышу маленький мячик или шарик: «По смотри, какое у меня яблочко». Затем кладет его на стол и, подталки вая, читает стихотворение:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду-

Бульк! (Шарик падает со стола.)

Педагог повторяет игру несколько раз, побуждая ребенка прого варивать последнее слово стихотворения. Можно предложить малышу самому покатать яблочко.

«Совушка-сова»

Перед тем как играть в эту игру, воспитатель показывает малышу картинку с изображением совы.

Затем педагог берет небольшой мячик и мелом рисует на нем круг лые совиные глаза, уши и клюв. Он показывает «сову» ребенку и говорит: «Посмотри, какая птичка. Это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?» Воспитатель читает стихотворение:

Ах, ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела. (Воспитатель вертит мячик.)

В траву свалилася,

В яму покатилася! (Педагог роняет мячик и наблюдает вместе с малышом, как «катится сова».)

Повторив эту игру несколько раз, можно предложить ребенку са мому повертеть «сову» в руках, показать, как она «катится в яму».

«Согреем птенчиков»

Воспитатель показывает малышу несколько шариков и говорит: «Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?» Если ребенок не может сам найти пред мет-заместитель, педагог помогает ему: «Посмотри на эту мисочку. Пусть она будет гнездышком. Хорошо?» Малыш, скорее всего, охот но примет это предложение и уложит «яички» в мисочки-гнезда. За тем воспитатель предлагает ребенку накрыть «гнездышки» салфеткой: «Давай не будем беспокоить птенчиков. Подождем, когда они вылу пятся». Воспитатель садится рядом с ребенком, и некоторое время наблюдает за гнездышком. Потом шепотом говорит: «Кажется, птен чики вылупились из яичек. Слышишь, как они пищат: «Пи-пи-пи». Давай посмотрим». Воспитатель снимает салфетку и радостно вос клицает: «Вот, посмотри, птенчики вылупились!»

«Веселый волчок»

Играя с волчком, желательно не просто наблюдать за тем, как он вертится, и учить детей раскручивать его, а включить эти действия в не большой игровой сюжет.

Воспитатель берет волчок и говорит, обращаясь к игрушке: «Волчок, волчок, хватит тебе спать, давай с тобой играть. Покажи, как ты умеешь кружиться?» Педагог раскручивает волчок и любуется им вместе с детьми: «Вот как красиво кружится волчок, вот как он танцует! Слышите, он и песенку свою поет: «У-у-у-у». Когда юла останавливается, воспитатель говорит: «Ой, упал волчок, наверное, у него голова закружилась. Волчок, хочешь еще потанцевать, покружиться?» И отвечает за него: «Хочу. Пусть теперь Машенька, меня заведет». Взрослый спрашивает у ребенка: «Машенька, поможешь волчку покружиться?» Педагог по могает малышу завести волчок и предлагает спеть вместе с ним песен ку: «У-у-у-у».

«Курочка и цыплята»

Воспитатель раскладывает на столе несколько кубиков (это куроч ка и цыплята), рассыпает рядом камушки или пуговицы (зернышки) и говорит ребенку: «Посмотри, Юра, это курочка, а это ее детки-цыплятки. Курочка говорит цыпляткам: «Ко-ко-ко, клюйте зернышки, как я». Педагог показывает, как курочка клюет зернышки: он кладет ла донь на кубик, выставляет вперед указательный палец (клюв) и по стукивает им по «зернышкам». Потом взрослый помогает малышу изоб разить, как цыплята клюют зернышки.

Можно разнообразить совместную игру, введя в нее двух курочек - кубики разных цветов. Тогда ребенок сможет изображать и цыплят, и курочку. Во время игры педагог побуждает малыша изображать зов куроч ки и писк цыплят.

«Козлята и волк»

Воспитатель ставит на стол коробку из-под обуви, один большой и несколько маленьких кубиков и говорит ребенку: «Посмотри, это козлята, а это - их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вот так. (Изображает, как козлята щиплют травку.) Вдруг при бежал волк. (Показывает большой кубик.) Он хочет съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в своем домике. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем. (Вместе с малышом педагог быстро прячет кубики в коробку и закрывает ее крышкой.) Не поймал волк наших козлят и убе жал в лес». (Воспитатель показывает, как убегает волк.)

В эту игру можно ввести других персонажей: зайчиков и лису, кош ку и мышек, кошку и воробышков и т.д.

«Где мое окошко?»

Вкладывая вместе с ребенком геометрические формы в отверстия куба, можно организовать следующую игру.

Воспитатель раскладывает фигурки около куба и говорит ребенку: «Это домик. В нем живут фигурки-малыши. Сейчас малыши гуляют, бегают, прыгают. (Показывает действия с фигурками.) А теперь они захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки можно вой ти в домик». Педагог показывает, как фигурка ищет свое окошко и не может пройти в него. От имени фигурки он просит ребенка по мочь ей найти подходящее окошко. Воспитатель помогает малышу найти для каждой фигурки свое окошко. Этот сюжет легко преобразовать в игру «Козлята и волк», в кото рой фигурки-козлята будут прятаться от волка в домик-куб.

«Посмотри в окошко»

Воспитатель, заметив, что малыш ходит по комнате с колечком в руке, спрашивает: «Дима, что это у тебя в руке, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко». По очереди с ребенком взрослый разглядывает через колечко комнату и называет то, что видит.

Точно так же колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка похожим на бабушку или дедушку.

Рассматривать комнату, вид из окна можно и в бинокль. Сначала можно использовать игрушечный бинокль, а затем изображать его ру ками, поднеся к глазам кулачки.

«На что это похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в кото рых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной узор, силуэт, предмет, не имеющий определенной формы. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в них знакомые черты.

К таким играм относится совместное разглядывание облаков, на блюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, пароход, кошку, собачку, птичку и т. п.). Знакомые образы можно увидеть в от ражениях в лужах, в комке глины, в узоре на ковре, платьице или курточке и т.д.

«Тени на стене»

При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных - собачки, зайчика, птички и др. Можно смять кусок бумаги и, поворачивая его разными сторонами, менять очертания тени. Сначала нужно называть или косвенным образом подсказывать детям (например, имитируя лай собачки или писк птички), какой предмет или какое животное изображается. Затем можно предложить малышам придумать, на что похожа тень; попробовать самостоятельно изобразить предмет или животное.

«Прятки с солнечными зайчиками»

В солнечный день воспитатель берет два маленьких зеркальца и начинает пускать солнечных зайчиков. Он говорит малышам: «Посмот рите, к нам прибежали солнечные зайчики. Вот они прыгают, бега ют, прячутся». Педагог вместе с детьми наблюдает за солнечными зай чиками и читает стихотворение:

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики.

Мы зовем их -

Не идут.

Были тут -

И нет их тут.

Прыг, прыг

По углам.

Были там - и нет их там.

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не нашли? А. Бродский

Воспитатель прячет зеркальце. Потом говорит детям: «Давайте опять позовем зайчиков, пусть они еще поиграют». Малыши зовут зайчиков, а воспитатель снова начинает пускать зайчиков так, чтобы они-то бегали друг за другом, то прыгали, то стояли рядом («обнима лись») и т. п. При этом педагог спрашивает у детей, что делают зай чики, при необходимости подсказывает.

Можно предложить малышам стать котятами и ловить солнечных зайчиков «лапками» (ладошками).

«Разноцветные салфетки»

Коротенькие игры-импровизации, стимулирующие детское вообра жение, можно разыграть, используя разноцветные салфетки, носовые платки, лоскутки. Например, воспитатель берет бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы, и говорит ребенку: «Посмотри, это лу жок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем».

Голубая салфетка может стать речкой, морем или озером, по ко торому будут «плавать» кораблики (скорлупки), желтая - песочком, на котором будут «греться на солнышке» маленькие игрушки.

«Бабочки»

Для этой игры понадобится небольшой плотный лист цветной бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги или фольги.

Воспитатель кладет листочки на картон и говорит ребенку: «Посмот ри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели». Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает малышу «поймать бабочек» и снова посадить их на лужок.

Педагог повторяет игру, предложив малышу самому подуть на ли сточки.

«Найди зайчика»

Воспитатель садится рядом с ребенком, достает чистый носовой платок и, держа его за два соседних угла, заглядывает за него-то с од ной, то с другой стороны, приговаривая: «А где зайчик? Куда он убе жал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем». Затем быстро завя зывает узелком каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши, и говорит: «Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?» Воспитатель завязывает узлом другие концы платка так, чтобы получился малень кий хвостик: «Вот и хвостик. Давай погладим его». В то время, ког да ребенок гладит «хвостик», взрослый незаметно подбрасывает «зай чика» и говорит: «Ах, проказник, выпрыгнул».

С зайчиком можно разыграть небольшие сюжеты: зайчик убегает, прячется, спит и др.

Аналогичным образом из платка можно сделать куколку, мышку и другие фигурки.

«Превращения проволочки»

Хорошим материалом для создания различных предметов являет ся гибкая проволока.

Воспитатель показывает ребенку проволоку и говорит: «Смотри, ка кая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон Даша играет, а вон Саша сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?» Ребенок вместе с взрослым делает окошко, рассматривает через него комнату, называет то, что видит.

Затем педагог говорит: «А давай теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось». Воспитатель показывает, как медленно поднима ется солнышко, потом предлагает малышу поиграть с солнышком. Взрослый делает из проволоки домик, согнув ее в виде треуголь ника: «Посмотри, какой получился домик. Тук-тук, кто в домике живет?»

Педагог снова делает из проволоки колечко и спрашивает у ма лыша: «А теперь на что это похоже?» Если ребенок придумывает что- то свое, например, говорит, что это руль от машины, нужно поддер жать и обыграть его «изобретение» (можно покрутить «руль», сказать: «Би-би, поехали», дать малышу возможность самому поиграть в «ма шинку»).

Далее воспитатель предлагает ребенку самому сделать что-нибудь из проволоки, каждый раз интересуясь, что получилось, и обыгрывая придуманный образ. Из проволоки можно конструировать разные фи гурки: елочку, рыбку, змейку и др.

Подобные игровые эпизоды можно организовывать, используя другие предметы и материалы: пуговицы, катушки, крышки от банок, оре ховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, бумаги, детали конструктора, мозаики. Так, крышку от банки легко превратить в зер кальце, веревочку - в червячка или змейку, ленточку - в дорожку, ручеек или речку, палочку - в мостик или лодочку, камушки - в кон фетки и т. п.

Для развития воображения, умения действовать в условном пла не, пользоваться предметами-заместителями полезно предлагать ма лышам короткие игровые эпизоды, в которых они вместе с взрос лым действуют понарошку, одушевляя различные предметы, используя их в необычном назначении. В таких играх можно использовать практически любые предметы, например, можно взять кубик или брусочек и предложить малышам «сфотографироваться». «Фотографировать» де тей можно в разные моменты. Так, во время еды можно сказать: «Вот как детки хорошо кушают! Сейчас я вас сфотографирую!» Этот при ем используется и для того, чтобы переключить внимание детей, на пример: «Костик, не плачь, улыбнись, я тебя сфотографирую», или: «Сережа, Ваня, не стоит ссориться, давайте лучше я вас сфотографирую, улыбнитесь». После «фотографирования» можно сделать шутли вые рисунки-фотографии.

Подобные игры не занимают много времени и могут спонтанно возникать в течение дня. Желательно, чтобы они стали частью жиз ни детей. Для этого воспитатель должен импровизировать, проявлять фантазию, изобретательность. Например, в ходе ежедневных бытовых занятий и режимных процедур можно использовать шутливые сравнения, говорить от имени различных предметов:

    снимая шапку, педагог удивляется: «Где у Аленушки ушки? Спря тались? Да вот же они!»;

    надевая ребенку сапожки, педагог говорит: «Сапожки-сапожки, надевайтесь на Сашины ножки»;

    надевая на малыша колготки, воспитатель приговаривает: «Нож ка-ножка, полезай в окошко!»;

    во время еды взрослый говорит от имени ложки: «Светочка, от крой ротик, я положу в него котлетку», или от имени котлетки: «Съешь меня, Светочка!»;

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Цель: развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации, наглядно-действенного мышления ребенка

Цель: учить ребенка ловить большие мячи обеими руками; развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Оборудование: надувной мяч яркой расцветки, веревка, сетка для подвешивания мяча.

Ход игры: ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч в сетке, привязанной к веревке, конец которой держит взрослый. Ребенка просят поймать мяч обеими руками. Если ребенок испытывает затруднения, взрослый показывает, как это делать.

Мяч опускают с разных сторон от ребенка на таком расстоянии, чтобы он мог схватить его обеими руками.

Игра 2 "Сделаем погремушку"

Цель: учить ребенка брать мелкие предметы щепотью, формировать согласованность действий обеих рук.

Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы), пластмассовая бутылка, поднос.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать погремушку. Перед ребенком ставят бутылку, справа от него на подносе лежат мелкие предметы (фишки, пуговицы). Такие же предметы на столе у взрослого. Взрослый показывает, как правильно захватывать пальцами фишки и опускать их в бутылку. Внимание ребенка обращается на то, что второй рукой необходимо удерживать бутылку.

После того, как ребенок опустит все фишки в бутылку, взрослый закрывает крышкой бутылку и показывает, как можно "греметь", малыш повторяет действия взрослого, играет с "погремушкой".

Игра 3 "Прокати шарик"

Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке.

Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

Ход игры: взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого.

Примечание: желоб можно сделать из полосы картона, согнув его в виде буквы П, чтобы шарик не скатывался с него. Один конец желоба поднимаем (чтобы образовалась горка) и закрепляем. С,него скатываем шарики.

Игра 4 "Посадим елочки"

Цель: формировать соотносящие действия.

Оборудование: коробка с отверстиями, елочки.

Ход игры: взрослый показывает ребенку коробку с отверстиями для елочек, говорит: "Давай их посадим" - вставляет елочки в отверстия. Ребенок повторяет это действие по подражанию. Если он затрудняется, используются совместные действия. Когда все елочки будут "посажены", взрослый подытоживает: "Какой красивый лес мы с тобой посадили!"

Игра 5 "Спрячь игрушку"

Цель: развивать у ребенка орудийные действия: учить набирать и пересыпать крупу ложкой.

Оборудование: миска с чечевицей, пустая миска, ложка, мелкая игрушка (неваляшка).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с неваляшкой, ставит игрушку в пустую миску и показывает, как можно "спрятать" неваляшку. Учит малыша, удерживая правильно ложку в руке, пересыпать крупу из одной миски в другую.

После того, как игрушку "спрятали", взрослый спрашивает: "Где неваляшка? Найди ее!"

Цель: развивать у ребенка совместные действия обеих рук; формировать орудийные действия.

Оборудование: таз с водой, разноцветные шарики (пластмассовые, резиновые - 5 штук), сачок, полотенце, банка.

Ход игры: взрослый показывает шарики и бросает их в таз с водой. Затем берет сачок, достает шарик и опускает его в банку. Далее ребенок действует, подражая. При затруднениях, испытываемых ребенком, взрослый действует вместе с ним.

Игра 7 "Что в коробочке?"

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук.

Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы).

Ход игры:

1 вариант.

Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку, достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком.

Аналогично проходит игра со второй коробкой.

2 вариант.

Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой".

3 вариант.

Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.

Игра 8 "Дом животных"

Цель: развивать соотносящие действия, учить выполнять задания, используя метод проб.

Оборудование: настольная игра "Дом животных" (прямоугольная доска с вкладышами, изображающими животных).

Ход игры: взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые "живут в своих домиках". Ребенку предлагается "выпустить" каждое животное из своего домика. После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно найти и "вставить" животных на свои места. При затруднениях используется метод проб.

Игра 9 "Собери пирамидку-качели"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять задания, подражая взрослому.

Оборудование: игрушка пирамидка-качели.

Ход игры: взрослый показывает ребенку пирамидку и предлагает поиграть вместе. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

Игра 10 "Выбей шарик"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому.

Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает малыша к самостоятельным действиям.

Игра 11 "Покатай матрешку"

Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.

Оборудование: тележка, 2 матрешки (двухместные).

Ход игры: взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ"), сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

Игра 12 "Покатай ежат"

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать совместные действия.

Оборудование: игрушки - карусели, ежата (мелкие предметы).

Ход игры: взрослый показывает игрушки, говорит: "Вот ежик - ни головы, ни ножек!", предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый рассказывает потешку:

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

Игра 13 "Угощаем матрешек"

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: две одинаковых матрешки, набор одинаковой детской посуды (две тарелки, две ложки, две чашки, чайник с водой), чечевица в кастрюле.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком 2 матрешки, объясняет, что они пришли в гости и их надо угостить "кашей", напоить "чаем". Затем взрослый выкладывает 2 тарелки и просит ребенка раздать их матрешкам. Далее ставит кастрюлю с чечевицей, кладет ложку и просит ребенка покормить матрешек. В случае необходимости показывает, как надо насыпать чечевицу, либо действует совместно с ребенком. Затем взрослый спрашивает: "Чем будут матрешки есть кашу? Чем ты ешь кашу?" Просит взять ложки, раздать матрешкам, покормить их, произносит: "Кушай, Ляля,-ам-ам". Аналогично раздаются чашки и наливается в чашки "чай" из чайника. Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия.

Игра 14 "Подарки мишкам"

Цель: формировать интерес у ребенка к предметно-игровым действиям, умение выполнять их.

Оборудование: игрушки - мишка, белка, "чудесный мешочек", шишка, грибок.

Ход игры: взрослый дает ребенку игрушки и предлагает рассмотреть, поиграть с ними. Через некоторое время показывает "чудесный мешочек", говорит, что в него можно спрятать игрушки.

Предлагает ребенку положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек. Тут появляются мишка и белка, взрослый просит для зверушек достать подарки: для мишки - шишку, для белочки -грибок, не заглядывая в мешочек. Игру можно повторить с другими предметами.

Цель: развивать у ребенка интерес к совместным играм со сверстниками.

Оборудование: воздушные шарики, ленточки.

Ход игры: взрослый достает воздушный шарик и предлагает детям поиграть с ним. Расставляет детей напротив друг друга, показывает, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом взрослый говорит:

Ловим мы воздушный шарик

Он упругий и цветной.

Мы за ленточку потянем

И подбросим высоко!

Из книги: Игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М., 2002

Жанна Кочерга
Примеры дидактических игр (подборка)

Дидактические игры с предметами (игрушками) .

«Посмотри и запомни» . На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет асе предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.

«Угадай, что спрятали» . Воспитатель раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.

«Наведи порядок» . В этой игре воспитатель учит детей называть предметы и классифицировать их. Для игры подбираются предметы двух-трех категорий; они раскладываются по категориям, а затем воспитатель перекладывает предметы из одной категории в другую и предлагает детям определить, что изменилось, и восстановить порядок.

Во всех этих играх вместо предметов можно взять так называемые предметные картинки нужной категории предметов.

В младшей группе, кроме дидактических игр «Угадай, что спрятали» , «Чудесный мешочек» (ребенок вынимает предмет и называет его, проводятся дидактические игры с предметными парными картинками.

«Найди и принеси» . Воспитатель раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.

В этой игре, как и в других дидактических играх , возможны различные, более сложные варианты :

1) воспитатель только показывает парную картинку, а ребенок ищет такую же по памяти;

2) вместо картинок воспитатель раскладывает на видных местах предметы, ребенок по картинке должен найти соответствующий предмет.

В старшей и подготовительной к школе группах проводится игра «Угадай, что изменилось» . В этой игре воспитатель так комбинирует расположение предметов, чтобы детям пришлось использовать слова : впереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, справа, слева и т. п.

1. «Назови цвет»

Цель : Учить детей различать цвета, называть их, развивать умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать речь, внимание, логическое мышление, усидчивость. Развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование

Возраст : 2-3 года.

Ход игры:

Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти предметы заданного цвета. Например , взрослый берёт карточку с машиной синего цвета и просит малыша найти любой другой предмет на карточке такого же цвета. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на цветок синего цвета и пояснив, что машина и цветок одного цвета.

«Одинаковые предметы»

Цель : Учить детей находить одинаковые предметы разного цвета. Развивать речь, внимание, умение сравнивать предметы. Развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование : 24 карточки с предметами основных цветов.

Возраст : 2-3 года.

Ход игры:

Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти одинаковые предметы.

Например , взрослый берёт карточку с машиной зелёного цвета и просит малыша найти ещё такую же машину другим цветом. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на машину красного цвета и пояснив, что на карточках изображены машины разного цвета.

2. «Что лишнее»

Цель : Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Активизировать речь детей.

Оборудование : 12 красочных и отлично выполненных карточек, на которых изображено четыре предмета (три предмета одного цвета, один предмет – другого) .

Возраст : 2 - 4 года.

Ход игры:

Взрослый кладёт перед ребёнком карточку с изображением четырёх предметов и просит его найти «лишний» , объяснить - почему он выбрал именно этот предмет, чем он отличается от других, почему остальные подходят друг другу.

Словесные дидактические игры .

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (3-4 года)

Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих : 5-6 детей

Игровое правило : отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие : Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка … (маленькая) . Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый) . А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики) .

Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие) . А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» (3-4 года)

Дидактическая задача : Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих : 4-6 детей

Игровое правило : внимательно слушать собеседника

Игровое действие : Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк» . Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше : «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит : («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик» .) Козлята … (впустили зайчика) . Они угостили его (капустой, морковкой) . Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться) . Зайчик играл … (на барабане, а козлята … (весело прыгали) .

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4года)

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача : Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих : подгруппа детей

Игровые правила : курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие : воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба» . После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба» . Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя :

Курочка Ряба, куда ты пошла?

На речку.

Курочка Ряба, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям : «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают : «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Игры с детьми старшего дошкольного возраста

Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача : Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих : неограниченно

Игровое правило : слушать и не мешать товарищам

Игровое действие : Воспитатель, обращаясь к детям, говорит : «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио» . Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль» , «Лиса и волк» , «Теремок» и т. д.)

Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача : упражнять детей в классификации овощей (по принципу : что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих : неограниченно

Материал : картинки с овощами и фанты

Игровое действие :

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками» , а что – «корешками» . «Съедобный корень овоща будем называть «корешками» , а съедобный плод на стебле – «вершками» . Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно : вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т. к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет : «Морковь!» Дети отвечают : «Корешки» . «Помидор!» - «Вершки» . «Лук!» - «Вершки и корешки» . Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит : «Вершки» , а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

1. «На птичьем дворе» . Цель : закрепить знания о том как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.

Воспитатель предлагает прослушать стихотворение :

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху - Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!

Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним утром поутру

Нам споет - Ку-ка-ре-ку!

«Как кричат уточки? гуси?.

Затем детей делят на группы «уточки» , «гуси» и т. д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием.

2. «Пчелки» . Цель : упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу.

Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка.

Слова пчелки-мамы движения

Полетели пчелки собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же.

Слова пчелок-детей

Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас : ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.

Игры для детей средней группы : «Воробушки и автомобиль» , «Кто в домике живет» , «Гуси-гуси» , «Так бывает или нет» , «Каравай» , «Зайка» , «Добавь слово» .

1. «Зеркало» . Цель : развивать речевую и двигательную активность.

Дети становятся в круг, выбранный по считалке водящий ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят :

Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют за ним.

2. «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое? Цель : уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов.

Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом.

Длинный (день, поезд, широкая (дорога, речка) и т. д.

Игры для детей старшей и подготовительной групп :

1. «Назови три (пять) предметов». Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Воспитатель называет слово (например- мебель , бросает мяч ребенку, а ребенок должен назвать 3 слова, которые можно объединить словом мебель.

Настольно-печатные дидактические игры .

Настольно-печатная игра «Парные картинки» (3-4 года)

Дидактическая задача : Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих :

Материал : парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила : Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие : поиск нужных карточек.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку» (3-4 года)

Дидактическая задача : Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих :

Игровые правила : Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие : поиск частей, складывание целой картинки

Настольно-печатная игра «Лото» (3-4 года)

Дидактическая задача : Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания : где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих :

Игровые правила : закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т. е сказке

Игровое действие : находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

Настольно-печатная игра «Домино» (3-4 года)

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих :

Игровые правила : Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие : Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача : Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих :

Игровое правило : По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие : Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки : петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т. д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж