Чатуранга правила игры. От чатуранги к шахматам

Международный день шахмат для младших школьников. Сценарий

Интеллектуальная игра о шахматах для учащихся 2-4 классов

Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию игру «Поле чудес», посвящённую Международному дню шахмат, который отмечается 20 июля. Игра может быть использована для организации внеурочной деятельности педагогами начальной школы и предназначена для учащихся 2-4 классов.
Цель: знакомство с одним из летних праздников – Международным днём шахмат
Задачи:
вызвать интерес к шахматам, как настольной интеллектуальной игре,
познакомить с интересными фактами из истории шахмат,
расширять кругозор детей,
развивать логическое мышление, любознательность,
воспитывать сдержанность, доброжелательность.

Ход игры.

Здравствуйте, ребята. Я хочу вам предложить отгадать одну загадку:

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)
Автор: А. Романовских

С 1966 года, вот уже 49 лет 20 июля весь мир отмечает Международный день шахмат. В этот день в шахматных клубах любители этой замечательной игры обмениваются опытом, проводят турниры и развлекаются. Вот и мы с Вами сегодня проведём игру «Поле чудес», на которой вы узнаете интересные факты из истории шахмат. Не страшно, если вы совсем не знакомы с этой игрой, значит, пришло время узнать о ней. А любители шахмат сегодня смогут взглянуть на эту игру по- новому.
Шахматы – это настольная логическая игра для 2 игроков, которые на специальной шахматной доске из 64 клеток с помощью 32 фигур (16 белых и 16 чёрных) пытаются пленить короля противника, т.е. поставить ему мат.
И делают это уже в течение полутора тысячи лет. Именно тогда в Индии придумали эту игру. Только играли в неё 4 игрока, и в армии у каждого было по 8 фигур разного цвета: чёрного, зелёного, жёлтого и красного. И назывались эти фигуры по-другому, не так, как в услышанном только что стихотворении. Сейчас с помощью ребусов мы узнаем их название, а заодно и определим, кто же будет участником первого тура.


Ответ: кавалерия, пехота, колесница

Задание 1 тура
Название фигур мы с вами узнали. А как называлась сама игра?


В Индии эта игра называлась чатуранга. Король в ней назывался раджа, ферзь – визирь, ладья – колесница, конь – кавалерия, пешка – пехота, и только слон до сих пор носит своё первоначальное название.
Но не только в чатуранге фигуры назывались иначе. С Индии эта игра перешла в Персию, где уже и получила своё современное название. «Шах мат» на персидском означает «король умер». А к 9 веку шахматы пришли и в Россию, завоевав почти весь мир, став неотъемлемой частью человеческой культуры. И во многих странах шахматные фигуры получали своё название.


Король – самая важная фигура на шахматной доске, до 15 века он назывался шахом. Ферзь – самая сильная фигура. Во Франции её называют дамой, в Англии королевой, а раньше в разных странах её называли и министром, и князем, и советником. Ладью иногда называли башней, а ещё у неё есть второе название – тура. Конь тоже в некоторых странах назывался всадником или рыцарем.
Давайте отгадаем загадки про фигуры и узнаем, кто же станет участниками второго тура.

Только прямо я хожу,
Верно королю служу.
Да и пешкам помогаю,
Лучше всех их защищаю.
(Ладья)

Я ладье по силам равен,
Но, увы, слабей ферзя.
И сойти с диагонали
Мне, друзья, никак нельзя.
(Слон)

Потихоньку я шагаю,
Как могу, так помогаю.
А ещё могу мечтать
Ферзем непременно стать.
(Пешка)

Задание 2 тура.
Мы уже говорили, что слон для всех с самого начала возникновения шахмат был слоном. Правда, у нас иногда его называют офицером. Но в Англии его называют по-другому, из-за того, что верхняя часть шахматного слона напоминает один головной убор.


Верхняя часть шахматного слона напоминает головной убор епископа – митру, поэтому англичане его и называют епископом.

Игра в шахматы настолько популярна, что часто её можно встретить и в литературных произведениях.
Сейчас с помощью литературной викторины мы узнаем участников третьего тура.
1. Какой герой Эдуарда Успенского любил играть в шахматы? (Крокодил Гена)
2. Как звали девочку, которой в Зазеркалье удалось принять участие в игре в гигантские шахматы? (Алиса)
3. Как звали героя, который в борьбе за философский камень вынужден был, рискуя с друзьями жизнью, сыграть в кошмарную игру в Волшебные шахматы. (Гарри Поттер)

Задание 3 тура
Как звали друга Незнайки, героя повести Носова, который очень любил ходить в клетчатых костюмах.


Игра со зрителями.
Шахматы – это не просто игра, это ещё и вид спорта. На весь мир известны имена шахматных чемпионов: Александр Алёхин, Михаил Ботвинник, Роберт Фишер, Михаил Таль, Борис Спасский, Владимир Крамник и многие другие.
Шахматы требуют выносливости. Недаром выдающиеся шахматисты - хорошие спортсмены. Чемпион мира 30-х годов голландец Макс Эйве выступал на любительском ринге, принимал участие в автогонках. Гарри Каспаров увлекается футболом, плаванием, велосипедом и легкой атлетикой. А какой вид спорта любит Анатолий Карпов?


Финальная игра
Вот мы подошли и к финалу нашей игры. Нашим финалистам надо отгадать, какой вид спорта называют «шахматами на льду», т.к. в этой игре главное, как и в шахматах, – тактика, каждый удар в которой надо просчитать наперёд, всё осмыслить и выбрать правильный подход.


А закончить нашу игру я хочу стихами Ирины Седовой

Шахматы - это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы - это обучение,
Шахматы - это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.

Подружитесь с шахматами, и ваша жизнь заиграет новыми красками, а 20 июля – Международный день шахмат станет и вашим праздником!

Чатуранга (Chaturanga , санскр. чатур – четыре, анга – часть) – древняя настольная игра, одна из старейших предшественниц шахмат. Возникла в Индии около V в. н э. По данным индийских и арабских источников, в Чатурангу играли 4 противника; комплект фигур каждого состоял из 4 видов: слоны, кони, боевые колесницы, пехота. Цель игры – «уничтожение» фигур соперников. Ходы делались поочередно, количество очередных ходов играющих определялось метанием игральной кости. Точные правила Чатуранги неизвестны. Получив распространение на территории Ирана, Средней Азии, затем Арабского халифата, Чатуранга превратилась в арабский шатрандж – игру двух соперников по правилам, частично сходным с принятыми в современных шахматах, без игральной кости.

Абсолютное большинство исследователей именно Чатурангу называют игрой-прародительницей шахмат, а некоторые даже указывают правила этой игры. Несколько дальше пошел Н. М. Рудин. В своей книге «От магического квадрата – к шахматам», рассматривая этапы происхожде­ния современных шахмат, он выстраивает следующий эволюционный ряд: магичес­кие квадраты–чатуранга–чатуррадж–шатранг–шахматы . Рудин, в свою очередь, опирался на еще более поздние исследования: «…Оракул, который через много лет превратился в игру» (Даннеман Ф. Исто­рия естествознания. В 2 т. М., 1932. T. 1. С. 63); «… Игры были сначала способом жреческих гаданий и предсказаний» (Саргин Д. И. Древность игр в шашки и шахматы. М., 1915. С. 219).

Чатуранга – тест опирается на мнение тех исследователей, которые считали, что первоначально Чатуранга не являлась игрой, а была оракулом (гаданием).

Строго говоря, современную Чатурангу, Чатурангу-тест следовало бы называть «Чатурангой Ратушного» – по имени ее создателя А. А. Ратушного, однако для простоты мы все-таки будем продолжать употреблять прежний термин – Чатуранга. В авторстве А. А. Ратушного нет сомнений, несмотря на то что научных работ с этим заглавием не публиковалось. А. А. Ратушный также является изобретателем «Мерцающих шахмат» (их иногда еще называют «Последовательными шахматами»), которые несколько более известны, чем Чатуранга, а также других игр и тестов, к которым данная работа отношения не имеет. В частности, его авторство также подтверждают многочисленные ссылки в Интернете и в некоторых книгах, посвященных шахматам. То есть рассматриваемая далее Чатуранга-тест – это Чатуранга Ратушного, в которой он попытался воссоздать древнеиндийское гадание (несомненно, с собственными интерпретациями), оставив это название для того чтобы подчеркнуть этимологию. Начало работы над Чатурангой-тестом А. А. Ратушный начал в Москве в 1980 г., позже совершенствуя его.

«Невопросные» (проектные, рисуночные) тесты. Место Чатуранги в их ряду . Сколько нужно времени для того, чтобы составить мнение о незнакомом человеке? Чтобы понять с какой работой он будет легко справляться, а к какой и вовсе не предрасположен? Как будут взаимодействовать между собой люди в коллективе? Сколько для этого понимания нужно часов? Дней? Лет?

Для сокращения времени психологи разрабатывают громоздкие схемы вопросников, которые на практике далеко не всегда себя оправдывают – по той простой причине, что, отвечая на вопросы, человек старается показать себя не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким хочет себя показать другим. Чтобы избежать этого, иногда в тесты вставляют специальные вопросы, которые призваны оценить «уровень искренности» отвечающего. Но и они «срабатывают» не всегда.

С целью преодоления этого разработана целая категория «невопросных» (проектных) тестов, самыми известными из которых являются тесты-рисунки («Нарисуй дерево», «Нарисуй домик»), которые потом специальным образом интерпретируются.

Рисуночные тесты в отличие от большинства прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категории проектных . То есть они как бы дают проекцию – портрет личности. Их популярность связана с расцветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного.

Бессознательное – это самый темный уголок нашей души. Проникнуть в свое, а тем более в чужое бессознательное очень сложно. Психоаналитику порой требуются годы работы с каким-то определенным человеком, чтобы этого добиться. Поэтому предупреждаем: пользоваться этими тестами надо с особой осторожностью, особенно когда дело доходит до интерпретации.

Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ – как при работе со взрослыми, так и с детьми. Считается, что тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования. К тому же в процессе рисования контроль так называемого «цензора сознания» ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию о нем.

И тем не менее рисуночные тесты имеют ряд недостатков. Прежде всего – порой трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя – проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому необходимо быть осторожным в интерпретации.

Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами, полученными при обычном тестировании. В целом толкование результатов рисуночных тестов должно быть сделано с учетом максимально полной информации о том, кого вы тестировали, его прошлом и настоящем.

Было замечено, что замкнутые люди становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании можно с успехом использовать, чтобы разговорить испытуемого.

Чатуранга-тест создавалась именно как проекционный тест, направленный как на тестирование отдельного человека, так и на тестирование групп, в том числе детских, с целью выявления личностных характеристик тестируемых, их взаимодействия друг с другом. Упор делался на то, что тест Чатуранга очень прост, занимает считанные секунды и не требует никакой предварительной подготовки (как в тесте с рисунками) и наподобие рисуночных тестов не поддается интерпретации при тестировании, что не позволяет сфальсифицировать ответы.

Как проводится тест . Ручкой на листе бумаги чертится квадрат 5 на 5 клеток. Как правило, на стандартном листе «в клеточку» каждая клетка, нарисованная ручкой – это квадрат из четырех клеточек. Тестируемому человеку предлагается отметить в матрице крестиками любые пять клеток (произвольно, как ему хочется). Обычно это занимает всего несколько секунд. На этом тест заканчивается, и дальше дело за интерпретацией полученной информации.

Квадрат, расчерченный на клетки, называется матрицей . Например, шахматная доска – это матрица размером 8 ´ 8 клеток. Тест «Чатуранга» можно проводить на любой матрице – от 4 ´ 4 клетки до 16 ´ 16 клеток. Практически же наиболее удобной для интерпретации эмпирическим путем была выбрана матрица 5 ´5. Кстати, в описании Чатуранги как игры-предшественницы шахмат некоторые исследователи упоминают, что доска, на которой проходила эта игра, была размером 5 ´5 клеток.

Интерпретация теста . Интерпретатор теста получает результат, сводя расположение отмеченных клеток к одному из 16 типов, которые образуются из сочетаний четырех шахматных фигур (слона, ладьи, короля, коня) и четырех камней (алмаза, изумруда, хрусталя, рубина). В результате получаются сочетания: алмазный слон, изумрудная ладья и т. д. Все 16 сочетаниый прописаны и изучены, мастерство интерпретатора заключается в основном в том, чтобы, изучая матрицу, верно определить фигуру и камень.

Почему в Чатуранге используются именно слон, ладья, король и конь, если в современных шахматах существуют еще пешки и ферзь? Ответ такой: пешка не является самостоятельной (большой) фигурой – она лишь может в нее превратиться, пройдя путь до края доски. Ходы же пешки также не уникальны. Ферзь – это, по сути, гибрид ладьи и слона, поэтому мы ее не рассматриваем как самостоятельную фигуру.

Немаловажно и то, что фигур (и камней) должно быть четыре. Цифра 4 традиционна для многих мифологических, космогонических, рели­гиозных и философских систем, она зани­мала и занимает умы от древности (например, Платон, пифагорейцы) до наших дней.

Столь же традиционны в древних философских системах четыре стихии: вода, земля, огонь, воздух, получившие своеоб­разное осмысление в религии и философии древней Индии (санкхья, буддизм, чарвака) и Древней Греции.

В Чатуранге каж­дой из четырех шахматных фигур – слону, ладье, королю, коню – соответствуют че­тыре стихии и четыре камня, один из которых в наибольшей степени подходит к своей стихии и к своей фигуре. Например, шахматному коню, как и любой другой фигуре, соответствуют четыре стихии, но более всего – огонь, поэтому конь выступает в этой Чатуранге знаком огня.

Из четы­рех камней, соответствующих коню, ему наиболее подходит рубин, который в свою очередь становится камнем огня. Так намечается «связка» огонь–конь–рубин, или образ «Рубинового коня». В соответствии с этим принципом Чатуран­га выделяет шестнадцать основных типов поведения человека, в каждом из которых с наибольшей наглядностью проявляются те или иные качества. В качестве примера можно рассмотреть цепочку: шахматный король – земля (знак короля) – изумруд.

Что может следовать из этой цепочки? По своему поведению шахматный король, стес­ненный правилами хода, нерешителен, лишен возможности планировать что-то дальше завтрашнего дня (вырваться за пределы отведенных ему правилами клеток); ко­роль, знаком которого, согласно Чатуран­ге, является изумруд, должен соответствовать тем качествам или свойствам, которыми наделен изумруд традици­ями фольклорной или мифологической геммологии.

Приводя множество этих примеров, мы неиз­бежно будем сталкиваться со свойствами драгоценных камней. Наиболее близка к Чатуранге геммологическая традиция древней Индии. Это и понятно, поскольку из Индии пришли к нам и слово «чатуранга», и сама шахматная игра.

Знание драгоценных камней в Индии относится к глубокой древности, но офор­млено оно было в виде специальных трак­татов (ратнапарикша) не ранее IV в. н. э., а дошло до нас только в текстах VI–XIII вв. Четыре камня Чатуранги: алмаз, рубин, изум­руд, хрусталь – по-санскритски, соответ­ственно, ваджр (ваджра), падмарага, мараката и путрика. Вот что говорится об этих камнях в древних трактатах.

Ваджр (алмаз) – очень твердый камень, входит в пятерку главных драго­ценных камней, посвящен планете Венере. В нем, как и в каждом камне индийской геммологической традиции, различали, сообразно социальным рангам, четыре категории: брахман, кшатрий, вайшья и шудра. Брахманом был белый ваджр – ученый–ученость–святость. Кшатрием – красный ваджр–воин–слава. Вайшьей был желтый ваджр – купец – богатство. Шудрой – черный ваджр – рабочий – услужливость. «Кто владеет ваджром, тот владеет миром, но он узнает великое несчастье, и только Бог или женщина могут снять проклятие с камня и принести избавление».

Падмарага (рубин) – драгоцен­ный камень, разновидность ярко-красного корунда, был посвящен Солнцу. По легенде падмарага – это кровь бога Бала, убитого Индрой.

Путрика (горный хрусталь) – прозрачная разновидность кварца, в индий­ских текстах о камнях говорится о 21-й разновидности этого камня и ста тысячах его оттенков. Наиболее ценимыми были путрика цвета «огненного отражения в солнечных лучах» и «отблеска воды при свете луны».

Мараката (изумруд) – драгоцен­ный камень, разновидность зеленого бе­рилла. Входит в пятерку главных драгоцен­ных камней. По легенде он произошел из желчи (печени) бога Бала и был посвящен Меркурию. Этот камень «чистый, как капля воды на листе лотоса, глубокоокрашенный или слег­ка зеленый».

Читая работы древних авторов – ан­тичных, средневековых и более поздних, автор искал в них указания на связь каждого из интересующих его камней Чатуранги со стихиями. Вот что из этого получилось: об алмазе были встречены строки в сочинении Епифания Кипрского, отца церкви IV–V вв.: «Камень Adamant благодаря точному подобию окраски по­хож на воздух».

О красных камнях (в том числе и рубинах) римский эрудит I в. н. э. Плиний Старший говорит, что они получили свои названия «по сходству с огнем». Цвет пад­марага (рубина) в индийских текстах также ассоциируется с огнем.

Рассуждая о смарагде (изумруде), древнегре­ческий философ, отец геммологии Теофраст пишет, что он «передает свой цвет воде»; а некто маг Дамигерон, писавший еще до Плиния Старшего, о том же смарагде писал, что он «… очень красив, эффективен и го­дится при всех гаданиях на воде». В араб­ской книге «О камнях» (IX в.), приписы­ваемой Аристотелю, о зеленом камне забаргаде (изумруде) писалось, что «природа его холодна и суха».

О горном хрустале Плиний Стар­ший, основываясь на более ранних тради­циях, писал как о материале «с водой, преобразованной в прозрачный камень сильным холодом». Теофраст Бомбаст фон Гугенгейм Парацельс (1493–1541) в рас­суждении на тему «Как заклинать кристалл (речь идет о горном хрустале), чтобы в нем можно было увидеть все» отмечал, что «крис­талл имеет природу воздуха и поэтому все предметы, подвижные и неподвижные, ко­торые можно видеть в воздухе, можно видеть и в кристалле».

Как всякий достаточно серьезный тест, Чатуранга подразумевает целостную модель мира, без знания которой невозможна ее полноценная интерпретация. Несмотря на то что в данном руководстве упор будет сделан на практическую часть, основы модели мира по чатуранге необходимы.

Итак, при интерпретации конкретной матрицы первое, что мы должны сделать, это определить: является интерпретируемыйсчетчиком или интуитом .

Счетчик в Чатуранге – это такой человек, который все решения в своей жизни принимает с помощью просчитывания вариантов. Простой пример: человеку нужно либо идти прямо, либо свернуть налево, направо, либо повернуть назад. Для того чтобы принять решение, куда же нужно двигаться дальше, нужно из этих четырех вариантов отбросить три ненужных (например, назад, влево, прямо) и пойти направо.

Более сложный вариант: принимая решение по какому-то принципиально важному вопросу, например: «Как мне жить дальше?», счетчик должен просчитывать определенное количество вариантов. Давайте для примера возьмем, что это двадцать вариантов и для показательности представим, что счетчик взял ручку, лист бумаги и вверху листа написал свой вопрос («Как мне жить дальше?»), а внизу под ним поставил цифры от 1 до 20 и написал двадцать вариантов ответа на этот вопрос. После этого нужно последовательно отметить 19 из 20 вариантов начиная с самого худшего, а оставшийся вариант и будет для него верным решением.

Счетчики отличаются друг от друга числом вариантов, которые они рассматривают при принятии решения, и временем, затраченным на исключение неверных вариантов. То есть один счетчик рассматривает всего два варианта, другой, к примеру, двести вариантов. Один принимает решение в считанные секунды, другой может решать поставленную задачу годами. Структура принятия решения при этом у них будет абсолютно одинаковой, но из них в более выигрышном положении окажется тот, кто за оптимальный промежуток времени просчитает максимальное число вариантов и сумеет исключить из них все ненужные, кроме одного.

В Чатуранге две фигуры-счетчика: это слон и ладья.

Интуит в Чатуранге – это такой человек, который свои решения принимает интуитивно. То есть из всех существующих вариантов человек-интуит выбирает для себя лучший интуитивным образом . В Чатуранге две фигуры-интуита: это король и конь.

Фигуры и камни в Чатуранге .Фигуры в чатуранге (слон, ладья, король, конь) имеют первостепенное значение. Как уже говорилось, слон или ладья относят тестируемого к категории счетчиков, король или конь – к категории интуитов. Камни (алмаз, изумруд, хрусталь, рубин) несут в себе дополнительные характеристики тестируемого, разделяя уже не на 4 типа (по фигурам), а на 16 типов (фигура плюс камень). То есть каждой фигуре соответствует определенный набор качеств, присущих только этой фигуре, а камень дает развернутую характеристику с учетом своего влияния на фигуру. Фигура – камень – это дуальная пара по типу сознание – подсознание. Каждому камню соответствует одна из 4 стихий (вода, земля, воздух, огонь).

Счетные фигуры в Чатуранге . Слона и ладью объединяют логика и понимание мира, в котором они живут. У них одинаковый стиль мышления, они «просчитывают» варианты в любой ситуации. Разница лишь в том, что слон верен своим идеалам (целям), а ладья может их менять.

Счетчик – это «тот, кто считает», об этом можно более широко сказать так: «тот, кто просчитывает свои действия». Похоже на классическую партию в шахматы: я схожу сначала туда, затем – туда, чтобы добиться того-то (в данном случае определенной расстановки, шаха или, наконец, мата). То же и в жизни: если я хочу машину (много денег, положения в обществе, жену (мужа) и много детей, стать профессором… и т. д. и т. п.), то я должен пошагово рассчитывать свои действия. Тут же заложен и ответ на вопрос, почему одни люди (тоже счетчики) добиваются поставленной цели, другие – нет: потому что среди счетчиков тоже конкуренция, и выигрывает тот, кто за меньшее время просчитывает большее количество комбинаций и умеет из просчитанного количества выбрать лучшую.

Слон – в предельном смысле – «несгибаемый человек», фанатик. Основные характеристики слона: целеустремленность, большая сила и выносливость (не обязательно физические), потрясающее упорство в достижении цели, прекрасное владение логикой. Как правило, это те люди, которые считают законы этого мира нерушимыми. Дважды два – для них всегда четыре…

Мир для слона – открытая карта, по которой он намечает свои маршруты. Минус: почти никогда не меняет свою точку зрения, если однажды ее принял. Не пасует перед преградами, зато и не будет искать «обходных путей». Его стиль – лобовая атака. В пределе – фанатик, потому что идея, цель для слона важнее, чем средства для ее достижения. Слабое место: если лобовая атака не удалась или преграда оказалась нерушимой, слон гибнет или теряет веру в себя. Он похож на чугунный прут, который невозможно согнуть, но зато можно сломать при достаточном усилии. А «сломанный» слон (слон, который не смог достичь своей цели) – это «конченый человек», неудачник, которого можно «реабилитировать» только полным триумфом.

Это мощная фигура, которая ходит только по каким-то одним полям: черным или белым. Соответственно «белый» (белопольный) слон – это «положительный герой»: человек, обладающий высокими моральными качествами и свято соблюдающий «кодекс чести», а «черный» (чернопольный) – классический злодей, который для достижения своих целей не брезгует ничем.

Ладья – скорее прагматик, в предельном смысле – хороший политик, поэтому ее можно считать не менее мощной фигурой, чем слон. Внешне (методами) почти неотличим от слона: также прямолинеен, целеустремлен, также упорен в достижении своих целей.

Принципиальное отличие: столкнувшись с непреодолимой преградой, не будет ломать об нее голову, а свернет, но дальше будет двигаться с тем же упорством и целеустремленностью.

Чтобы добиться успеха в жизни, ладье (как и слону) нужно полагаться на интеллект, практически полностью игнорируя интуицию. Чем мощнее интеллект, тем больших успехов добьешься. В отличие от слона, который двигается по жизни похожим образом, для ладьи нехарактерно пытаться пробить лбом неприступную стену, она может поменять свою цель и с не меньшим упорством пойти в другую сторону. Потенциально можно добиться в жизни чего угодно: 90% известных политиков, предпринимателей, руководителей – ладьи. В любой хорошей фирме (организации) во главе, как правило, стоит ладья.

Почему именно ладья? А потому что наиболее приспособлена к нашей жизни: четкий расчет ситуации помогает принимать правильные решения, а гибкость позволяет не расшибить себе лоб. Если хочешь добиваться успеха во всем, это нужно использовать, причем достаточно прагматично.

Ладья – это не женская фигура. В женщинах часто от рождения заложена тяга к принятию интуитивных решений – «захотелось и все». Это – не про них, любое решение в жизни Ладья предпочитает принимать осознанно. Главное тут не в том, чтобы окружающие понимали причины ее решений, главное, чтобы она сама их понимала. Настоящая ладья должна быть практиком, скептиком, прагматиком. Цинизм, никакого альтруизма и романтизма.

Наш мир – это мир победивших счетчиков (читай «технократов», «сторонников научно-технического прогресса» и т. д.). Следовательно: наш мир построен счетчиками и для счетчиков , а интуиты являются малочисленной и даже угнетенной группой.

Поэтому далеко не каждый интуит знает о том, что он интуит; умеет уверенно принимать решения, используя свою интуицию. На практике это означает, что интуиты учатся в школах и институтах, которые созданы счетчиками и для счетчиков, и их с раннего детства воспитывают как счетчиков. Наиболее близкий пример для сравнения: всем известно, что существуют люди-жаворонки, у которых пик жизненной активности днем, и люди-совы, у которых пик жизненной активности ночью. В детстве же все они (по крайней мере, абсолютное большинство) ходят в школы по расписанию жаворонков.

Общий вывод из этого предположения: все (или абсолютное большинство) людей-интуитов либо не знают о своих интуитивных возможностях, либо даже тяготятся ими и не умеют принимать интуитивные решения. Мы их даже можем называть «псевдосчетчиками», так как они пытаются принимать решения не так, как заложено в них природой, а так, как счетчики.

«Псевдосчетчики» . В мире, созданном счетчиками и для счетчиков, интуиты не только находятся в меньшинстве и воспитываются с детства, как счетчики, но и зачастую воспринимают самих себя как счетчиков: то есть так же точно «просчитывают» ситуации или пытаются это делать. Так в чем же все-таки отличие? Оно в том, что, действуя по тому же принципу, что и счетчики, эти люди оказываются несостоятельны: «просчитанный» так же точно вариант оказывается не лучшим, и в этом случае они не выдерживают конкуренции со счетчиками. То есть всех интуитов можно поделить на два типа. Первый тип – те, кто пытаются жить по законам, навязанным им счетчиками. Тогда они вынуждены развивать в себе счетные способности (слабые от природы) и пытаться достойно конкурировать. Как правило, им это не удается, и они всегда остаются на «вторых ролях». Второй тип – те, кто осознает (или догадывается) о том, что не все в жизни можно просчитать и при принятии решений используют интуицию. Люди этого типа могут составлять счетчикам серьезную конкуренцию.

Любой интуит, вне зависимости от того, король это или конь, может принадлежать к первому или второму типам. Интуит, принадлежащий к первому типу, может быть похож на любого из счетчиков и проявлять свои интуитивные способности лишь в редких (возможно, экстремальных) случаях. Интуиты второго типа проявляют свои интуитивные способности всегда (регулярно), причем у королей и коней они проявляются совершенно по-разному.

В отличие от счетчиков (слона и ладьи), интуиты (король и конь) сильно отличаются друг от друга. Связывает их лишь то, что оба они «псевдосчетчики» и конкурентоспособные решения принимают интуитивно.

Рассматривая короля с точки зрения счетчика (т. е. как «псевдосчетную» фигуру), можно сказать, что он «считает недалеко». Как близорукий человек, он прекрасно видит все вблизи, редко и неумело заглядывая вдаль. Он прекрасно справляется с планами на сегодня-завтра. А все, что дальше, чем через неделю-месяц, для него покрыто тьмой. Те короли, которые осознают свои интуитивные способности, могут успешно принимать решения относительно далекого будущего, но, как правило, не могут их объяснить, либо объясняют неверно, путано. Зато они очень кропотливы и внимательны к мелочам.

При всех кажущихся недостатках, короли куда более счастливые люди, чем можно предположить, исходя из сказанного о них. Сила короля как интуита вовсе не в интуитивном предсказании будущего, а во взаимодействии с другими людьми. Именно в этом королю нет равных. Начнем с того, что король совместим с любой другой фигурой (будь на то его желание, естественно). Короли – те люди, которые нравятся другим людям, а в особенности своему окружению. Это своеобразная компенсация за «мелкость» расчетов, их способ выживания в мире счетчиков.

Для короля очень важен свой дом: чем дальше король от него, тем менее уверенно он себя чувствует. Понятие это он определяет сам, но, как правило, это какое-то конкретное место, его вотчина. Король без дома – зрелище жалкое, потерянное, ищущее. Нашедший «свою территорию» очень силен.

Король в противостоянии, несомненно, фигура специфическая: в нем нет силы и упорства слона, он не политик, как ладья, и не настолько хороший интуит, как конь. Поэтому «в чистом поле» он не сможет достойно конкурировать ни с одной из этих фигур. Умный король в этом самом «чистом поле» и не будет ни с кем конкурировать, потому что его сила в другом. Во-первых, в своем «доме» он практически неуязвим, так как окружен крепкими стенами и обожающими его друзьями, которые всегда помогут. Во-вторых, открытое противостояние – вообще не его стиль, это прерогатива слонов и ладей. Статистически среди королей куда больше женщин, чем мужчин.

Конь – наиболее мощная из двух фигур интуитивной группы. Единственная фигура, которой есть что противопоставить любому счетчику даже в лобовой атаке. Но лобовая атака все-таки не его стиль. Его стиль – маневр. Если рассматривать коня как «псевдосчетчика», то его легко спутать с настоящим счетчиком, настолько хорошо он приспособился. Любому счетчику он может представить логически простроенные далеко идущие планы в таком виде, что «комар носа не подточит». Главное отличие коня от счетных фигур: его логические выводы хороши только для счетчиков, в отношении самого коня они не работают. Для примера: счетчик вычислил лучший вариант решения проблемы, поступил так и выиграл; конь, сделав то же самое – проиграл, и не потому, что все плохо просчитал, а потому, что что-то «пошло не так»; лучший для него вариант – все просчитать, а потом поступить абсолютно иначе, непредсказуемо. «Из любых двух путей он выбирал третий» – это про настоящего коня. Вопрос: для чего тогда вообще что-то просчитывать, может, коню нужно просто поступать интуитивно? Нет. В мире интуитов, возможно, это бы и сработало. Но в мире счетчиков, в нашем мире, только просчет двух вариантов позволяет коню выбрать третий – верный. То есть, как это ни парадоксально, лучший, самый успешный конь – это тот конь, который лучше других просчитывает «счетные» варианты, а потом действует по интуиции.

Верно и для коня и для короля в экстремальных ситуациях, когда нет ни секунды для размышления, поступать интуитивно.

Для демонстрации на практике модели мира в Чатуранге попробуем показать, как с помощью матрицы можно определить фигуру и камень.

Рисуем матрицу . Нужно взять лист бумаги и нарисовать на нем квадратик, затем поделить его на клеточки, чтобы получилась матрица 5 на 5.

А теперь попросите тестируемого (тестируемым можете быть и вы сами) произвольно пометить пять квадратиков в этой матрице.

Определяем классическую фигуру. Для определения фигур нужно использовать классические (Алмазные, за исключением Коня) расстановки фигур.

Алмазный Слон. Алмазный Слон совершает «чистый ход» шахматного слона (любая диагональ).

х х х х х

Алмазная Ладья. Алмазная Ладья совершает «классический ход» шахматной ладьи (любая вертикаль или горизонталь)

х х х х х

Алмазный Король. Алмазный Король совершает только ходы шахматного короля.

х х х х х

Определяем фигуру и камень. Камень всегда определяется только после того, как уверенно определена фигура. Именно при определении камня, исходя из модели мира в Чатуранге, нужно дать разные объяснения для интепретаторов-иниуитов и интерпретаторов-счётчиков, как это делать.

Объясняя для интуитов, нужно сказать о том, что любая классическая фигура (кроме Коня) – всегда Алмазная. Изумрудные фигуры имеют минимальное отличие от Алмазных (на одну позицию), Хрустальные – на две позиции, Рубиновые – на три позиции. То есть нужно сначала нужно увидеть основную фигуру, а затем посмотреть, насколько она отличается от классической.

Приведём по одному примеру для каждой фигуры.

Изумрудный слон. Наблюдается смещение от классической расстановки Слона на одну позицию.

х х х х х

Хрустальная Ладья. Наблюдается смещение от классической расстановки Ладьи на две позиции.

х х х х х

Рубиновый Король. Наблюдается смещение от классической расстановки Короля на три позиции.

х х х х х

Хрустальный Конь. Смещение на одну позицию, дающую вместо хода шахматного коня ход шахматной ладьи.

Х х х х х

Подробное практическое руководство по применению теста можно найти в моей книжке .

Описанная методика не единожды была подкреплена практическими исследованиями, в качестве примера можно привести тестирования, проводимые с 1991 по 1994 год в частном колледже «Сурмико» (г. Урай Тюменской области) под руководством А. А. Ратушного, который был одним из руководителей педагогического эксперимента, проводимого Министерством образования на федеральной экспериментальной площадке, развёрнутой в г. Урае в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. В то время было проведено несколько сотен таких тестирований (в том числе групповых), а их целью было выявление закономерностей поведения различных типов сочетаний камень-фигура в учебных группах среди обучающихся, а также среди педагогов и родителей. В дальнейшем эксперименты с использованием Чатуранги продолжались в разных направлениях – А. А. Ратушный разрабатывал использование магических квадратов для тестирования, а его ученики, владеющие методом этого тестирования, пытались применять его в разных областях.

Тесты сегодня очень популярны и носят массовый характер, являясь, по сути, современной разновидностью гаданий. Даже если тест носит строго научный, исследовательский характер, в нем всегда остается процент случайности. В Чатуранге соотношение личностных характеристик реального человека с матрицей остается очень высоким, что ставит этот тест в один ряд с самыми известными и популярными проектными тестами, и даже выше большинства из них, так как интерпретация Чатуранги носит более строгий характер.

В отличие от статистики, которая, как известно, «знает всё», история знает многое, но не всё. Возникновение шахмат является подтверждением сказанного.

Во всяком случае, кто и когда изобрёл шахматы, выражаясь языком лектора из «Карнавальной ночи», «науке неизвестно, наука пока не в курсе дела»...

Ни эпос, ни литература первых столетий новой эры, ни легенды о шахматах, получившие распространение в средние века, не являются достоверными источниками сведений.

Но, впрочем, стоит привести самое древнее из известных преданий об «игре мудрецов»... И ндийский раджа Схерам не отличался умением управлять, а потому в короткое время довёл свое государство до разорения.

Тогда мудрец-брахман Сесса, желая сделать властелину тактичный намёк, придумал игру, в которой король - самая важная фигура - не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Сеанс шахматной игры произвёл на раджу сильное впечатление. Аналогия была вполне определённой. Желая отблагодарить мудреца за наглядный урок жизненной мудрости, Схерам обещал наградить Сессу всем, чего он только пожелает.

Сесса, решив заодно научить чванливого властелина скромности, попросил ничтожную, на первый взгляд, награду: немного пшеничных зёрен. А точнее, столько, сколько окажется на 64 клетках шахматной доски, если, начиная с одного зерна на первой клетке, всё время удваивать их число. Схерам согласился, радуясь, что так легко отделался.

Но уже очень скоро выяснилось, что желание мудреца выполнить невозможно. Общее число зёрен составило... 18 446 744 073 709 551 615 (18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча)!

Исходя из того, что на 1 куб. см. приходится, в среднем, 20 зёрен, раджа должен был бы выложить... 922 337 203 685 кубических метров пшеницы. Для получения такого количества зерна следовало бы восемь раз засеять всю поверхность земного шара и столько же раз собрать урожай...

Так как эта легенда, по сути, говорит лишь о сюрпризах математики и не содержит ничего специфического для шахмат, то нельзя исключить её рождения в Индии задолго до появления интересующей нас игры.

Долгое время считали, что шахматы существуют несколько тысяч лет. Предполагали, что они впервые появились в Египте и Древней Греции. Наука постепенно опровергла эти гипотезы, - но они подтолкнули фантазию английского поэта XVIII в. Уильяма Джонса.

Он создал поэму «Каисса», в которой рассказывается, как бог войны Марс пленился красотой дриады Каиссы, но смог добиться её любви лишь благодаря изобретению шахмат. Отсюда появился символический образ Каиссы - богини шахмат, подобной музам, покровительницам искусств.

Сущ., кол во синонимов: 2 игра (318) шахматы (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (санскр.) древнеиндийская игра с фигурами (по форме и названиям напоминающими войско с его строем), предшественница современных шахмат. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. чатуранга [санскр. ] – древнеиндийская первичная форма… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от санскр. чатур четыре и анга часть) древняя настольная игра, одна из старейших предшественниц шахмат (См. Шахматы). Возникла в Индии около 5 в. По данным индийских и арабских источников, в Ч. играли 4 противника; комплект фигур каждого … Большая советская энциклопедия

чатуранга - чатур анга, и … Русский орфографический словарь

Чатуранга - др. инд. игра, предшественница шахмат, известная с 4 5 вв. Фигуры Ч. по форме и назв. напоминают войско с его строем и передвижением. Ч. означает буквально четыре члена, т.е. четыре рода войск: колесницы, слоны, конница и пехота. Фигуры… … Древний мир. Энциклопедический словарь

чатуранга - (1 ж) … Орфографический словарь русского языка

чатуранга - и, ж. Давньоіндійська гра, попередниця шахів … Український тлумачний словник

Начальная расстановка фигур на доске в Сянци. Кол во … Википедия

Шахматы шахматные часы, шахматная доска, начальная расстановка шахматных фигур Количество игроков 2 Диапазон возрастов 5+ Время установки Обычно 10 60 секунд Длительность партии 10 секунд 7 часов * Сложность правил … Википедия

Книги

  • Тестирование с помощью Чатуранги , Александр Шорин , В этой брошюре популярным языком изложен способ тестирования под названием «Чатуранга», позволяющий в считанные минуты узнать о человеке больше, чем за долгие часы традиционных тестирований.… Категория: Эзотерика Издатель: Электронное издательство "Аэлита" , электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
  • Шахматы , Творческий коллектив программы «Хочу всё знать» , Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Известно множество версий «рождения» шахмат – «индийская», «византийская» и др. Согласно наиболее распространённой из… Категория:

Настольная игра

От 2 до 4 игроков

Партия от 30 мин

Краткая история

Игра “Чатарунга” зародилась в Индии, и первым упоминанием о ней считается отрывок из романа “Харчашарита”, который был создан поэтом Баной в середине 7 века. Из Индии шахматы перекочевали к персам. Описание же к игре “Чатарунга” было обнаружено в “Труде об Индии” арабского историка Бируни, которых писал о четырех комплектах фигур и игральной кости, которая определяла какой фигурой игрок должен сделать ход. В 19 века другая теория приобрела популярность. Эта теория принадлежит Хайрему Коксу, который говорил о том, что именно “Чатарунга” положила начало для , так как из-за неудобства при поиске игроков их количество сократилось, а игральная кость была убрана из-за религиозного запрета на кости.

Описание

“Чатуранга” – древнеиндийская настольная игра, считающаяся прародителем , сёги и многих других игр. Известен вариант “Чатуранги” для двух игроков, похожий на современные , и - с XI века -вариант для четырёх игроков (его ещё называют “чатураджи”). Полностью правила игры неизвестны, в источниках содержатся описания ходов фигур, у разных авторов имеющие некоторые отличия.

Название “Чатуранга” переводится как “четырёхсоставная” и первоначально было эпитетом войска, которое в древней Индии состояло из колесниц (ратха), боевых слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа) .

Инвентарь

  • игровое поле 8×8
  • 32 шахматные фигуры

Правила

Полные правила “Чатуранги” первых столетий существования игры достоверно неизвестны и реконструируются по обрывочным упоминаниям в источниках. В общих чертах она, очевидно, напоминала развившийся из неё “Шатрандж”: два игрока играли в “Чатурангу” на доске размером 8×8 клеток комплектами из восьми фигур и восьми пешек, а целью игры было поставить мат королю противника. Из сохранившегося отрывка труда арабского мастера сер. IX века Адли известны отличия “Чатуранги” от “Шатранджа”: пат считается победой запатованной стороны; игрок, съевший все фигуры соперника, побеждает, даже если король соперника ответным ходом мог съесть последнюю чужую фигуру; слоны располагались на угловых полях и перемещались “прыжком” через одну клетку по вертикали и горизонтали, а не по диагонали, как в “Шатрандже” . О некоторых ходах фигур в “Чатуранге” известно из трактата поэта IX века Рудраты “Кавьяланкара”, в котором описаны задачи пройти все поля игральной доски для “Чатуранги” ходом коня, колесницы и слона.

Фигуры в чатуранге и их ходы:

  • Раджа (король) мог делать ход на одно поле в любом направлении, как в современных шахматах. Рокировки не существовало.
  • Советник (ферзь) мог перемещаться на одно поле по диагонали.
  • О ходе слона существуют различные сведения. Согласно Рудрате и Бируни, он перемещался на одно поле вперёд или на одно поле по диагонали в любом направлении. Согласно Адли - «прыжком» через одну клетку по вертикали и горизонтали. В игре для четырёх игроков, согласно Бируни, слон ходил как современная ладья.
  • Ходы коня и колесницы (ладья) соответствуют современным.
  • Пешки могли ходить только вперёд, на одно поле, и бить ходом по диагонали вперёд на одно поле.

“Чатурангу” для четырёх игроков (“Чатураджи”) вслед за Бируни подробно описал автор XV века Рагхунандана. В ней использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Король мог быть “съеден”, как и любая другая фигура, за съеденные фигуры игроки получали очки, которые суммировались. Рагхунандане было известно превращение пешки: она становилась той фигурой своего цвета, которая занимала эту вертикаль в начальной позиции.