Бой медиатором на акустической гитаре. Медиатор, бой и перебор: особенности гитарной техники

В этой статье мы рассмотрим насущный вопрос о том, как играть медиатором на акустической гитаре.

Медиаторы бывают разные... Придя в музыкальный магазин, глаза разбегаются при виде медиаторов:
и толстые, и тонкие, и побольше, и поменьше. Нам же для акустической гитары понадобится самый простой и тонкий медиатор. Для боя и перебора такой медиатор вполне сгодится. Впрочем, вы можете купить сразу несколько различных по толщине медиаторов и попробовать все из них.

Какой Вам окажется ближе по душе - тот Ваш. Строгих ограничений тут нет. Благо, медиаторы не такие дорогие, поэтому можно сразу купить несколько.

Для начала определимся, как правильно держать медиатор.

То есть медиатор должен являться как бы продолжением указательного пальца правой руки, и это единственное правильное положение медиатора. Сверху медиатор зажимаем большим пальцем, чтобы от медиатора остался один кончик. Именно этим кончиком медиатора мы и будем "лабать" по струнам.

Как играть медиатором?

Как играть перебор медиатором?

Для наглядности возьмем перебор "четверку" - 4321. Медиатором переборы надо играть переменным штрихом.

То есть 4-ю струну мы играем, подцепляя струну сверху вниз, 3-ю струну - снизу вверх, 2-ю опять сверху вниз, 1-ю опять снизу вверх, то есть по очереди. Такой переменный штрих нужен для того, чтобы была возможность играть на высокой скорости.

Таким же переменным штрихом играйте любой перебор, а также соло партии и табы.

Как играть бой медиатором?

Бой играется так: если стоит значок вниз V, то играем сверху вниз, если вверх ^ - снизу вверх. В общем, тут ничего сложно нет 🙂

Посмотрим на видео, как сыграть простой бой V^V^ медиатором:

Упражнения для игры медиатором на гитаре

Вот несколько упражнений, чтобы лучше научиться использовать медиатор. Эти упражнения можно выполнять как на открытых струнах, так и на любом аккорде.

1. Переменный штрих по всем струнам . Смысл в том, чтобы сыграть каждую струну с 6-ой по 1-ю. Играем переменным штрихом, то есть 6-ю зацепляем сверху вниз, 5-ю снизу вверх, 4-ю опять сверху вниз и т. д.

2. Переменный штрих на двух струнах . Берём пару струн и играем переменным штрихом. Сначала 6-ю и 5-ю - поиграли несколько раз. Затем 6-ю и 4-ю, играем несколько раз. Потом 6-ю и 3-ю, и так до первой. То есть всегда начинаем с 6-ой струны. Таким образом мы тренируем скорость перескакивать по струнам.

3. Играем бои медиатором . Чтобы натренировать бой медиатором, просто идём на страницу " ", выбираем бой и играем. Принцип игры Вы уже знаете.

Заключение

Если играть медиатором на акустической гитаре, то звук получается красивее. Играйте чаще, и Ваш навык будет увеличиваться. Удачи 🙂

Перед многими начинающими гитаристами встает вопрос – чем играть, пальцами или медиатором? Вопрос резонный, но не совсем правильный. В основном все зависит от выбора инструмента, например, на классической испанской гитаре играют пальцами, а точнее ногтями. Конечно, можно играть и медиатором, но в результате практически невозможно добиться от инструмента должного звучания.

Особенности выбора техники

Немного лучше дело обстоит с акустической и электрогитарами. Скоростные техничные соло гораздо удобнее играть медиатором, поэтому именно медиаторная техника задала основные пути технического развития этих инструментов. В отличие от классической гитары, у которой гриф шире, а расстояние между струнами больше, игра медиатором позволила сократить расстояние между ними и сделать гриф тоньше.

А чего я хочу?

Прежде чем выбрать что-то конкретное, нужно задать себе вопрос: а чего я хочу? Даже если в дальнейшем вы намерены освоить все основные стили игры (что вполне возможно и даже желательно), нужно с чего-то начинать. Если вам нравится классическая музыка, латиноамериканская или испанская страстность, мелодичные вальсы и романсы, мягкий и приятный звук, то однозначно стоит начать с классической гитары.

Хотите звонкого звучания, вам нравятся ранние британские группы или кантри? Подбираете инструмент для аккомпанемента вашему голосу? Акустика — идеальный вариант!

Если вам нравится большинство современных жанров, быстрые соло, “жирные” риффы, или Хендрикс, Гилберт, Вай, Сатриани, и огромное множество самых разных исполнителей. Если вам по душе классический rock-n-roll или пропитанный тяжелыми трудовыми буднями блюзз — электрогитара это ваш выбор!

При выборе гитары следует учитывать необходимые аксессуары. Для классической гитары это подставка для ноги, это обусловлено техникой игры, о ней мы поговорим позже.

Для электрогитары необходим усилитель или аудиоинтерфейс (проще говоря усилитель), о том, как их выбрать, можно прочитать в и в статье о . Также вы можете приобрести дополнительные педали эффектов, ремень и прочие радости.

Акустическая гитара не требует дополнительных приспособлений, кроме ремня, что тоже опционально.

Принцип извлечения звука: обрабатываем тело звука

Техника игры пальцами и медиаторами кардинально различаются в плане игры, но схожи со стороны физического понимания процесса звукоизвлечения – минимализация трения и ограничение амплитуды колебания струны.

Если при игре будет возникать излишнее трение, то процесс игры в лучшем случае замедлится, так же это может привести к “грязному” звучанию и даже ошибкам во время исполнения. Большая амплитуда колебания струны приводит к тому, что струна начинает ударяться о лады, что негативно сказывается на звучании и продолжительности звучания (сустейне).

Как играть медиатором: есть особенности!

Прежде чем говорить, как играть медиатором, нужно понять, зачем он нужен и, конечно же, освоить технику владения им.

Медиатор, он же плектр (если услышите название “плектргитара”, не спешите махать руками и тыкать пальцами, это всего лишь альтернативное название электрогитары, хоть и не популярное) используется для облегчения взаимодействия музыканта и инструмента и для увеличения скорости игры. Если, например, играть боем можно и без медиатора, что тоже не очень удобно, то скоростные пассажи сыграть пальцами могут только гениальные гитаристы, например, не очень известный, но очень талантливый гитарист Дмитрий Мамонтов (с творчеством которого меня познакомил его друг и по совместительству мой первый преподаватель гитары).

Техника игры медиатором

Если говорить о технике, то очень многие начинающие музыканты, к сожалению, не уделяют этому должного внимания. Согласитесь, при виде инструмента, а особенно гитары, так и хочется сразу взять ее в руки и начать играть, казалось бы, что сложного? Поставил два пальца сюда или туда и бей по струнам в свое удовольствие! На самом деле все не так просто.
При игре медиатором стоит сразу научиться правильно держать его в руках. Как это сделать? На эту тему есть масса видеоуроков, например, вот этот.

Ко всему этому я бы хотел добавить, что самое главное это то, чтобы вам было удобно держать его в руке. Конечно, существуют некоторые ограничения на этот счет, но, в конечном итоге, вы все равно не должны испытывать неудобств.

Сразу отмечу тот факт, что на первых порах ваши руки будут очень быстро уставать, буквально в считанные минуты. Это вполне естественно, каждый музыкант через это прошел. Здесь дело скорее в психологическом “зажиме”, избавиться от которого поможет только практическое занятие инструментом. На самом деле, даже на акустической гитаре, если она правильно отстроена, зажатие струн и тем более удары по ним не требуют больших усилий. Обратите внимание, что при возникновении любой боли в любом месте вашей руки, занятие следует немедленно прекратить, иначе возможно растяжения и другие травмы. Помните: все хорошо в меру.

Игра боем — самое простое

Игра боем подразумевает удар по струнам вверх или вниз, с глушением некоторых струн или без, в зависимости от аккорда, или с приглушением струн правой рукой (если вы играете на праворукой гитаре), и, соответственно, циклично повторяющуюся комбинацию нескольких ударов.

Это, на мой взгляд, самый простой прием игры, который можно освоить буквально в считанные минуты. Возьмите в руки медиатор и проведите им по струнам сверху вниз или снизу вверх так, чтобы он лишь немного касался их. Постепенно ускоряйте это движение до тех пор, пока не получится быстрое скольжение медиатора по струнам без всяких запинок. Поздравляю, вы освоили бой.

Важно: не забывайте, что при игре боем так же важен ритм. Ритм – основной компонент музыки, без которого невозможно ее существование. Можете попрактиковаться с метрономов, которые можно найти даже в интернете, или играйте песню вместе с включенным параллельно оригиналом.

Развитие медиаторной техники — учитесь всю жизнь!

Следующая ступень игры медиатором – это игра на отдельных струнах. Здесь техника игры усложняется, теперь нужно обращать внимание на постановку правой руки, углом попадания медиатора на струну и правильности движения кисти и руки в целом. Для начала предлагаю вам ознакомиться со следующим видеоуроком, который охватывает практически все нюансы извлечения звука медиатором.

Здесь же даны базовые упражнения для развития техники.

Основные нюансы таковы – рука должна быть расслабленной, движения должны совершаться только кистью (что некоторые гитаристы пытаются оспорить, но спорить с физиологией дело неблагодарное), медиатор не должен ударять струну плоской частью, чтобы уменьшить трение.

Здесь же я хочу упомянуть о всевозможных тренажерах, массажерах и прочих аксессуаров, которые многие начинающие гитаристы, почему-то, так хотят приобрести. Польза от них, конечно, есть, но, в любом случае, самый лучший гитарный тренажер – это сама гитара. Поэтому, прежде чем потратить n-ную сумму на покупку тренажера, подумайте, что лучше – провести время бездумно зажимая\сжимая\крутя китайский пластик или резину или провести его же за инструментом.
Для дальнейшего развития техники, я рекомендую следующие школы игры:

Школа игры Джона Петруччи:

Школа игры Френка Гамбале:

Так же, неплохие и довольно простые видеоуроки популярных песен вы можете найти на следующих каналах:
httpv://www.youtube.com/watch?v=channel/UCJgRMHrtQpnhKHdsGiFQRyQ
httpv://www.youtube.com/watch?v=channel/UCpypU2XLYmOsf36xgcgrW3w

Техника игры перебором: классика

Игра перебором (пальцами) чаще всего встречается у классических гитаристов, фолк и кантри исполнителей. Так же игру пальцами довольно часто можно встретить и у современных рок исполнителей, например, вступление песни The Unforgiven группы Metallica Кирк Хэммет играет пальцами.

Этот стиль игры имеет свои преимущества и недостатки, о некоторых из них я упомянул раньше, например, невозможность развития огромной скорости извлечения нот для исполнения скоростных пассажей, за очень редким исключением. К преимуществам можно отнести такие особенности, как возможность игры на выборочных струнах (например, можно одновременно зацепить 1, 3, 5 и 6 струны, что в медиаторной техники игры можно сделать только поочередно, хоть и очень быстро) и игры без посредников, что, несомненно, увеличивает ваше “чувство” инструмента.
Как и в случае с медиаторной техникой, сначала нужно “поставить” технику игры.

Прежде чем начать объяснять технические аспекты постановки рук, напомню вам о приспособлениях для игры: крайне желательно приобрести специальную подставку для ноги, она стоит около 500 рублей в практически любом музыкальном магазине. Она должна быть прочной и обязательно металлической. Нет смысла переплачивать за бренд, достаточно просто тактильно проверить ее на наличие люфтов и устойчивость.

Зачем же она нужна? В первую очередь это особенность игры данного инструмента и создана она исключительно для удобства посадки. Правильная посадка достигается следующим способом – сядьте на край стула, но достаточно устойчиво, не разваливайтесь на нем. И расположите гитару так, как показано на следующем рисунке:

Важно: не опирайтесь на гитару своим весом и не кладите на нее весь вес правой руки. Правило то же, что и с медиатором: главное, чтобы вам было удобно.
Постановка правой руки очень наглядно показана на следующих видео:

Ногти или когти?

Зачем же нужны ногти, о которых я упомянул в самом начале? Именно ноготь позволяет гитаре звучать звонко, долго и без лязга. Сразу же стоит обзавестись маникюрной пилкой, это очень важный атрибут классического гитариста. Ногти должны иметь немного скругленные углы и прямую плоскость в конце ногтя (приблизительно иметь форму скобки ”)”, как показано на рисунке).

В старой гитарной школе ногтевая техника говорила о том, что плоскость ногтя должна быть параллельна плоскости струны и гитарист струну должен зацеплять – тянуть снизу вверх. Сейчас же очевидно преимущество новой школы, которая говорит о том, что ноготь должен падать на струну под углом примерно в 30 градусов и слегка глушить ее мякотью пальца. Таким образом достигается наиболее приятное для слуха звучание. Подробнее рассказывается в видео под второй ссылкой.

Если вы не хотите отращивать ногти, то вы можете приобрести так называемые “когти” – специальные приспособления, надеваемые на пальцы и исполняющие функцию ногтей, но я бы порекомендовал все же отрастить свои, так как игра своими ногтями положительно влияет на звук.

Для общего развития советую приобрести или скачать в интернете книгу “Самоучитель игры на гитаре” А.М. Иванова-Крамского. В ней очень подробно расписывается техника игры, основные приемы и, что крайне важно, даны великолепнейшие произведения для самостоятельного изучения.

Другие техники игры

Помимо основных существуют так же альтернативные техники игры. Самой распространенной из них
является техника, которую должен знать любой уважающий себя бас-гитарист, а именно слэп. Ее так же употребляют на электро- и даже классической гитарах, но гораздо реже. Ее суть заключается в том, что удар по струне происходит сверху вниз в сторону гитарной деки, заставляю струну биться о лады и издавать очень характерный бренчащий звук. Так же часто встречается игра слайдом – стеклянной или металлической трубкой, надеваемой на палец
левой руки гитариста.

Суть техники в том, что струны не задевают лады, а их функцию исполняет та самая
трубка, которой гитарист водит по ним. Отмечу, что для использования данной техники нужен хорошо развитый слух.

Существуют и другие альтернативные техники игры, информацию о которых вы можете найти в интернете.

Статья в тезисах

В завершение данной статьи я обобщу все вышесказанное и дам общие рекомендации при игре на гитаре:

  • При возникновении любой боли в любых мышцах немедленно прекратите занятие во избежание травм
  • Лучший способ развить технику – непосредственное занятие на инструменте
  • Играйте под метроном и настраивайте гитару при каждом занятии, вырабатывайте чувство ритма и слух
  • Ищите информацию везде, где только можно, помните золотые слова: тяжело в учении – легко в бою.
  • Если у вас есть возможность, возьмите несколько уроков у преподавателя и задайте ему все накопившиеся вопросы

14 2

Всем привет:=) За окном жарень, в голове ленивое летнее настроение, да плюс ко всему недавно только приехал с природного отдыха. Думаю, вы ребята меня прекрасно понимаете, как в таком состоянии ужасно неохота ни чего делать.

Но все же я решил подготовить для вас новую статью. И сегодня я расскажу и покажу вам, . Так как достаточно большое количество читателей и подписчиков спрашивали у меня и интересовались данным вопросом.

Ну что, вот видео с подробным объяснением того, как играть медиатором, которое я для вас подготовил. Нажимайте на плей, смотрите и изучайте:=)

Пара слов о медиаторах

Приходя в магазин и видя множество различных у новичков сразу возникает вопрос «А какой же черт побери медиатор мне лучше взять?» На этот вопрос сейчас я и постараюсь кратенько вам ответить. Я буду сейчас вам расписывать 359-ти страничные мемуары о том, какие медиаторы бывают, я дам вам конкретные и краткие рекомендации о том какой медиатор вам нужен.

Как вы знаете, все медиаторы подразделяются по толщине, вот собственно исходя из этой основной характеристики, вы и должны выбирать себе медиатор.

Все медиаторы я подразделяю на три группы это тонкие (0,38 - 0,65 мм.), средней толщины (0,65 -0,88 мм.) и толстые (от 0,88 мм. и выше). Толщина медиатора указывается на самом медиаторе.

Ну и какой же толщины должен быть мой медиатор? – спросите сейчас вы.

А тут все зависит от того, что вы играете и на чем вы это играете.

У каждого из этих вариантов игры будет своя техника. Поэтому давайте рассмотрим каждую из этих техник по отдельности.

Начнем с техники проигрывания аккордов ритмическими рисунками:

  • Ребро кисти вашей правой руки должно располагаться приблизительно параллельно подставке, а не параллельно струнам.

Правильное положение руки

  • Ребро кисти не должно опираться на подставку, потому что с опорой добиться резвости и скорости проигрывания ритмических рисунков будет затруднительно.

  • В совершении ударов по струнам должны принимать участия мышцы предплечья и немного локтевой сустав. В видеоуроке я все это подробно показываю.

А теперь давайте знакомиться с тем, как играть медиатором различные мелодии и соло партии:

  • Ребро вашей кисти также должно располагаться приблизительно параллельно подставке.
  • Ребро кисти должно опираться на подставку. Не нужно сильно прижимать кисть к подставке и делать ее не подвижной, ваша рука должна перемещаться по струнам в зависимости от того на какой струне вы играете.

  • Атаковать струны нужно, как говорят в гитару, а не размашистыми, метёлка образными движениями. Описать словами это довольно затруднительно, поэтому ребята просто посмотрите видеоурок и вы все поймете.
  • Медиатор относительно струны должен располагаться примерно под углом в 30 градусов.

  • При совершении ударов должны работать только мышцы кисти.
  • Все движения должны быть максимально экономными.

Ну вот собственно и все, что я хотел вам рассказать по поводу игры медиатором. Да, конечно сначала у вас все будет получаться ужасно, а точнее сказать, ужасно ни чего не получаться. Но со временем, если регулярно практиковаться у вас появится опыт, и играть медиатором вы станете намного увереннее.

Желаю вам приятного обучения игре на гитаре:=)

Приветствую вас, уважаемые любители, такого замечательного инструмента как – гитара. Продолжаю серию статей для гитаристов-новичков. В сегодняшнем уроке я расскажу вам о медиаторах: как выбрать подходящий, как его правильно держать, а также о том, как правильно им (медиатором) пользоваться, т.е. играть. Когда вы извлекаете звуки медиатором, то звучание струн получается чище, звонче, а также риск повредить пальцы при игре сводиться к минимуму.

Как и в любой другой деятельности, связанной с гитарой, чтобы научиться хорошо, пользоваться (игра) медиатором нужна практика. Причем за один день освоить эту технику не получиться, придется потратить на тренировку несколько недель.

Итак, давайте приступим.

Как выбрать подходящий медиатор

Первое, на что стоит обратить внимание – это материал из которого сделан медиатор, он может быть сделан из следующих материалов :

  • Металл;
  • Лексан – при игре слышен стеклянный призвук;
  • Нейлон;
  • Поликарбонат;
  • Тортекс – игра имеет мягкое и теплое звучание;
  • Дерлин – подходит для скоростной игры;
  • Целлулойд – подходит для игры сольных партий.

Для игры на акустической гитаре больше всего подходит медиатор из нейлона, мягкий и гибкий медиатор. Также каждый медиатор обладает особым звучанием.

  • Тонкие – подходят для игры на акустической гитаре. Игра имеет мягкое звучание;
  • Толстые – подходят для игры на электрогитаре. Дают возможность контролировать силу удара и звука.

Как правильно держать медиатор

Медиатор необходимо держать в правой руке (если вы правша) между большим и указательным пальцами. Кладем медиатор на первую фалангу указательного пальца, далее, сверху нужно прижать большим пальцем, его подушечкой. Имейте в виду, что медиатор должен выступать из под пальцев примерно на двадцать процентов, а не на половину, как делают многие гитаристы. Ниже вы можете ознакомиться с видео-уроком по данной теме.


Учимся играть медиатором

  • Ребро вашей кисти должно располагаться параллельно деки на гитаре;
  • Подставка должна поддерживать вашу кисть при игре;
  • Короткими, не размашистыми движениями начинаем играть необходимые ритмические рисунки, чтобы лучше понять технику игры, вы можете ознакомиться с видео-уроком по этой теме.


Упражнения для развития техники игры

Как я уже говорил выше, для того, чтобы научится хорошо играть медиатором – вам нужно практиковаться.

Для того, чтобы практика была максимально продуктивной, предлагаю вам небольшое упражнение :

  • Возьмите медиатор и зажмите его. Как это правильно сделать вы можете посмотреть выше;
  • Начинайте простыми движениями вверх-вниз играть сначала первую струну, затем втору, затем комбинацию и т.д. Постепенно увеличивайте темп игры – это позволит вам научиться быстро извлекать звуки вашим медиатором.

На сегодня это все, теперь игра таким приспособлением – как медиатор не должна вызывать у вас сложности.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Я всегда рекомендую тем, кто только начинает играть на гитаре сначала научиться использовать медиатор, а затем уже учиться технике fingerstyle (пальцевая техника), но дело конечно ваше. Давайте убедимся, что вы держите медиатор правильно.

Как правильно держать медиатор?

Положите медиатор на нижнюю фалангу указательного пальца так, чтобы небольшой кончик медиатора немного выглядывал, а затем прижмите его большим пальцем (смотрите на картинке ниже). Так же будьте уверенны, что медиатор немного выглядывает из под большого пальца и рука при этом должна быть расслаблена. — Это наиболее важные аспекты «правильной» позиции и хвата.

Какой медиатор выбрать?


Jim Dunlop Nylon толщиной: .38mm or .46mm

Это очень тонкий медиатор, который великолепно подходит для игры боем. Как бы то ни было любой очень тонкий медиатор отлично подходит для «брынчания». Я думаю такие медиаторы отлично подойдут гитаристам, которые только начинают играть.


Jim Dunlop «Tortex» толщиной: .60mm

Этот медиатор немного толще нежели предыдущий. Такие медиаторы очень хороши для высекания отдельных нот, например при игре соло. Если честно, то я бы не рекомендовал такие медиаторы для абсолютных новичков, так как они требуют большого контроля движений и уверенной «атаки».


Jim Dunlop Jazz III толщиной: 1.38mm

Это очень толстый медиатор, который абсолютно не подходит для акустической гитары, так как из под него выходит очень жёсткий звук. А вот для электрогитары — это хороший выбор. Толстые медиаторы требуют хороший контроль при звукоизвлечении отдельных нот.

Большинство про гитаристов используют именно их за их мощное звучание на электрогитаре!

Наиболее распространённые вопросы

Мой медиатор перекручивается и постоянно соскальзывает. Почему это происходит?

— Это весьма распространённая проблема у тех гитаристов, которые только начинают свой путь. Если вы держите медиатор слишком сильно, то рука будет напряжена и быстро устанет; если вы держите медиатор слишком слабо, то он либо выпадет, либо перекрутится. Решение простое — практиковаться! Не волнуйтесь об этом в самом начале. Вашей руке понадобится какое-то время, чтобы найти ту самую золотую середину между сильным и слабых хватом.

Под каким углом медиатор должен ударять по струнам?

— Когда вы играете тонким медиатором, угол наклона не так важен. Если вы чувствуете, что медиатор застревает в струнах, вам нужно наклонить медиатор так, чтобы он не цеплялся за них. Возьмите медиатор и поставьте его параллельно струнам. Далее наклоните его вниз примерно на 15 градусов. Постарайтесь найти такое положение, чтобы медиатор скользил по струнам, а не цеплялся за них. Если вы будите держать медиатор параллельно струнам, то он скорее всего зацепится за них. Вам необходимо постоянно держать медиатор под небольшим углом и играть так мягко, чтобы он проходил по струнам так, как нож сквозь масло.

Держать медиатор 3 пальцами (большим, указательным и средним) плохо?

— Да! Этого делать не стоит. Старайтесь держать медиатор двумя пальцами. Использование разных пальцев скорее всего поставит ваше запястье под нестандартным углом, что может повлечь за собой проблемы с развитием техники в дальнейшем.

Что сказать, множество про гитаристов держат свой медиатор не стандартно и при этом с техникой у них все хорошо. Как по мне, то лучше начать с «правильного» хвата, так как это даст вам необходимую базу до того момента, когда вы решите, что этот хват вам не подходит. Eddie Van Halen держит медиатор между средним и большим пальцами. Brian May использует вместо медиатора монету, а Jeff Beck напрочь отказался от медиатора и играет свои соло пальцами. Держать медиатор так, как посоветовал я или следовать своему чутью — дела исключительно личное.

Часто, люби начинающие играть на гитаре выбирают сразу толстый медиатор и держат его 3 пальцами. Наилучшее решение — это взять медиатор по тоньше и держать двумя пальцами.